Скачать 105.28 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шиньшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» «Наречие как часть речи» (конспект урока русского языка в 7 классе) Учитель русского языка и литературы Григорьева А.В. с. Шиньша Тема: «Наречие как часть речи». 1. Цели урока: 1. Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить синтаксическую роль наречий в предложении, в тексте для « живописания действия». 2. Развивающая: расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах , развивать устную речь детей , страдающих бедностью словаря и усечёнными конструкциями предложений; развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы. 3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей. 2. Анализ заданий по теме урока: - для осознанного усвоения изучаемого материала применяется метод рассуждения и объяснения, задания логически выстроены для поэтапного восприятия информации; - учитывая коррекционную направленность урока и индивидуальные особенности детей, все задания имеют чёткую формулировку, и после выполнения каждого задания происходит момент проговаривания и закрепления полученной информации для более устойчивого её запоминания; - абсолютно все упражнение рассчитаны на развитие аудиальной, визуальной памяти и кинестетическое восприятие материала; - через поэтические тексты и творческие задания происходит формирование интересов учащихся к изучению русского языка, так как все ценности и смыслы ребёнок черпает именно из художественных текстов классики. 3. Оборудование урока , средства обучения: - учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова и Т.А. Ладыженской - портрет А.М.Горького, оформлена информационная доска по теме « Наречие» - индивидуальные листы « В помощь ученику» - дидактический материал - индивидуальные карточки по анализу поэтического текста - музыкальная композиция при использовании «метода Цицерона» - цветные маркеры и магнитная доска (пословицы, поговорки, загадки, ребусы по тему «Наречие – красноречие») Эпиграф к уроку написан на доске. « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок , к нам пришли гости. А мы с вами должны настроиться на рабочий лад и показать что умеем. В этом нам поможет чтение метафоры из произведения Стивена Хеллера «Монстры и волшебные палочки» II. Актуализация внимания обучающихся и подготовка к активной УПД. Создание чувства уверенности в собственных силах. 2.1.Учитель читает МЕТАФОРУ для включения состояния комфорта и увлечённости. Эффективность метафоры в её глубинном воздействии на сознательное и бессознательное, воздействие на правое полушарие, активизации творческого мышления. Они обеспечивают индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти. Каждый ребёнок воспринимает чтение по-своему , как ему хочется и удобно для себя. Чтение. Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, что вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картинка. ( Стивен Хеллер» Монстры и волшебные палочки») III. Подготовка к восприятию нового материала. 3.1. Развитие выборочного внимания. Учитель задаёт вопрос: - Дети, поднимите , пожалуйста руки, кто хочет улучшить своё внимание? Спасибо. - Поднимите, пожалуйста, руку, кто хочет развить свою память? Спасибо. - Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова, которые я буду перечислять. - Дети, относиться к языку, на котором вы воспитываетесь, учитесь, думаете, нужно БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО, ВДУМЧИВО, АККУРАТНО, СЕРЬЁЗНО, ВНИМАТЕЛЬНО, УВАЖИТЕЛЬНО ,и пусть в вашей памяти всё останется НАВЕЧНО, ПРОЧНО, НАДЁЖНО, НАКРЕПКО, НАВСЕГДА, ТОЧНО, ГЛУБОКО, ЧЁТКО. ( Учащиеся с помощью учителя воспроизводят слова, которые они запомнили). - Какой вопрос можно поставить к этим словам? Вспомните , какая часть речи отвечает на этот вопрос? (ответы учащихся, запись на доске темы урока). (1 слайд) - Дети, давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. (2 слайд) Во-первых, научиться определять наречие как часть речи, вспомнить его признаки, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, что они нам дают в речи и для чего служат. IV. Усвоение новых знаний. 4.1. От слов- к словосочетанию. На доске написан ряд сочетаний ( 3 слайд). -Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных словосочетаниях. Учащиеся по очереди читают и ставят вопросы от глагола к наречию. Учитель фиксирует ответы. Бежать( когда?) сегодня, завтра, утром. Бежать (где?) здесь, рядом, впереди. Бежать (куда?) вперед, назад, вниз. Бежать (откуда?) издалека. Бежать (как?) быстро, медленно. Бежать (зачем?) специально. Бежать (почему?) с перепугу, со страха. - От какой части речи мы ставим вопрос?( от глагола) - Так кто же обслуживает наречие ? ( глагол) Учитель говорит о том , что существительное обслуживает прилагательное (примеры). Удивительный день - Какую роль играют наречия в словосочетании? Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, в словах А.М.Горького есть это определение. ( уточняют глагол) « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Чтение слайда 4 Наречие в переводе с латинского означает « приглаголивание», учёные считают , что оно должно быть связана с глаголом, уточнять его. Как часть речи , наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает и вправо, и влево, и вниз, и вверх, и вперед, и назад... По вопросу оно показывает где, как, когда происходит действие. А В словаре С.И.Ожегова что написано о наречии чтение слайда 5 Учитель помогает детям сделать вывод,: если прилагательное обозначает признак предмета, то наречие обозначает признак действия. Наречия могут относиться не только к глаголу, но и к другим частям речи. Правда, намного реже. Слайд 6. (РУБАШКА НАВЫПУСК, ВОЛОСЫ ТОРЧКОМ, ЧЕРЕСЧУР СЛОЖНАЯ.) Вывод делают дети, используя листки « В помощь ученику» и отвечают на вопрос учителя, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как ведёт себя по отношению к глаголу ( уточняет его) 4.2. Творческая минутка. В подтверждение последнего высказывания учитель на примере фразеологизмов показывает детям, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, уместно используя её в разговоре, расширяя тем самым круг употребления наречий и обогащая свою речь . Данным заданием проверяется умение детей оперативно мыслить , сжимать информацию и выделять главное. Задание! Слайд 7 Плакать в три ручья - горько Кот наплакал - мало Из рук вон - плохо Рукой подать - близко Во весь дух - быстро Яблоку негде упасть - тесно Черепашьим шагом - медленно На край света - далеко Душа в душу - дружно Спустя рукава - плохо Бок о бок - рядом При затруднении учитель даёт употребление фразеологизмов контексте. 4.3.Можно ли изменить наречия? Слайд 8 На доске написано предложение с пропущенными орфограммами . Иглы сосен гулко и колко уст…лают ни__кие пни. ( А.Ахматова) При затруднении понимания лексического значения слов гулко и колко, учитель использует толковый словарь русского языка с.И.Ожегова. Гулко – громко, отчетливо, слышный издалека Колко – причиняющий уколы Дети объясняют правописание слов, вставляя орфограммы. Далее учитель просит существительное иглы поставить в твор..падеж. ( иглами), прилагательное низкие ( м.р.) – низкий. - Что меняется в этих словах? (окончание). Окончания выделяем. - Найдите наречия. От какой части речи мы задаём вопрос ? Попробуйте их изменить? Устилают(как?) гулко и колко. Устилали (как?)гулко и колко. Устилала ( как?)гулко и колко. Устилает(как?) гулко и колко. Делаем вывод, что окончание в глаголе изменяется ,а наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет. Учитель графически выделяет суффиксы наречий. - Возвращаемся к цели урока. Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Изменяется ли оно?( дети ещё раз повторяют правило). 4.4. Ученикам предложено открыть учебник русского языка на стр_91 и сверить свои самостоятельные выводы с правилом. - Посмотрите, пожалуйста, не меняется, монолитно, вроде бы и проблем нет, а ситуации риска есть почти в каждом слове…какая самая главная проблема ? НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ. В некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, а не вместе . как мы привыкли ( на лету, без умолку), в других через дефис ( по-видимому). И мы эту проблему будем решать на каждом уроке. Для того, чтобы быть грамотным человеком нужно чаще пользоваться словарём и запоминать трудные слова, тренируя память, поскольку многое в правописании наречий рассчитано именно на запоминание. V. Закрепление новых знаний. Развитие речи. Совершенствование дикции. 5.1. Последняя цель урока – это наблюдение за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются наречия. Самая высшая работа с русским языком – это работа с художественным текстом. Учитель раздаёт карточки. Настраивает учащихся на выразительное чтение стихотворений , на хорошую дикцию, за которой необходимо следить во время чтения. Карточка. Слайд 9 Прочитайте внимательно поэтические тексты. 1. Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! ( Ф.Тютчев) Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя? Какова смысловая роль наречий в данном четверостишии? 2. Однозвучно гремит колокольчик, Слайд 10 И дорога пылит(ть)ся слегка, И уныло по ровному полю Разливает(ть)ся песнь ямщика. ( Иван Макаров) Найди все наречия. Сколько их? _______________ Сколько частей в этом предложении? Какое оно простое или сложное? Найди грамматическую основу и подчеркни наречия как члены предложения. 3. Природа неслышно уход__т от нас. Слайд 11 Уходит, как девоч(?)ка с праз__ника взрослых. Уход__т. Никто ей вдогонку не послан. Стыдливо и молча уходит от нас. ( В Шефнер) Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите наречия. Выпишите их Учитель говорит о том, что наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Идеал – гармония души человека и природы. - Какой делают нашу речь наречия? ( точной, образной , выразительной) Обратимся ещё раз к высказыванию А.М.Горького ( ученик читает высказывание). « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». - Попробуем убрать наречия из текста №2. Что изменилось? ( Текст потерял свою образность, выразительность). Мы не знаем, как звенит колокольчик, как звучит песнь ямщика, как пылится дорога. - Подумайте, что значит однозвучно ? ( монотонно). Наречие слегка каким можно синонимом заменить? ( чуть-чуть, немножко). А к наречию уныло подберите синонимы ( грустно, жалобно, печально, протяжно ). Вывод. Роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее. - Разберём предложение в первом стихотворении. Выясним синтаксическую роль наречий.( Дети производят синтаксический разбор предложения и определяют каким членом предложения является наречие, подчёркивают его) На доске написать заранее !!!! 1 стих Вывод. Наречия в предложении чаще всего бывают обстоятельством и подчёркиваются _._._._ VI. Подведение итогов урока. Мотивация на обучение. 6.1. Итог урока. Возвращаемся к целям , поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли. - Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание – дверь к пониманию и ошибка – тоже результат деятельности. - Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки. Звучит музыка. 6.2. Позитивный настрой на конец урока. Воспитание чувства ответственности, уважения, любви к родному языку. Хочу закончить урок словами …… (слова написаны заранее на доске) Родная речь – Отечеству основа. Не замути божественный родник Храни себя: душа рождает слово, Великий святорусский наш язык. Учитель спрашивает детей, как они понимают выражения «божественный родник», «душа рождает слово», «святорусский язык». Мини-беседа о бережном отношении к языку ( вспоминаем начало урока и слова, как нужно относиться к языку), о его красоте, великолепии, о его духовности, о его величии, о его значении в жизни каждого человека. Важно не только грамотно писать , но и любить свой язык, чувствовать ответственность за то , что ты говоришь, следить за своей не только письменной , но и разговорной речью. Эти строки детям предложено выучить для контрольного письма по памяти. VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание. Упр____199___ стр. _93______ , повторить правило. |
Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | ||
Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | Конспект урока русского языка в 6 классе «Спряжение глаголов» подготовлен... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы Ермаченко М. Б | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Конспект урока ... |