Урока: Тематические группы слов Цели урока





Скачать 436.07 Kb.
НазваниеУрока: Тематические группы слов Цели урока
страница1/4
Дата публикации16.08.2014
Размер436.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4


Новикова Анна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

специализированной школы № 247 г. Киева,

учитель-методист

5 класс

Тема урока: Тематические группы слов

Цели урока:

1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.

2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Речевая разминка. Разучивание скороговорки. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп, затем по цепочке проговаривает каждый ученик)

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

  1. Актуализация опорных знаний. Беседа с классом:

  1. Что такое лексика?

  2. Что такое лексическое значение слова?

  3. Что такое синонимы? Приведите примеры.

  4. Что такое антонимы? Приведите примеры.

  1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и задач (целей) урока. (Тему записываем в тетради).

  2. Объяснение нового материала.

  1. Работа с учебником (по учебнику Быковой, Давидюк, Снитко) - читаем параграф 21, с. 143, затем выполняем упражнения 248, 249, 259 (устно)

  2. Задание классу:

Найдите и запишите в тетради тематическую группу слов в нашей скороговорке, определите общее лексическое значение слов:

Батон, буханка, баранка – хлебные изделия.

  1. Отгадайте загадки, запишите ответы:

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички.

(Ромашка).

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Зной в травинку подышал

И надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по свету пухом.

(Одуванчик)

Голубые цветки в прошлогодней траве

Показались на свет из-под снега.

(Подснежники)

Природой бережно спеленатый,

Завёрнутый в широкий лист,

Растёт цветок в глуши нетронутый,

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш)

Определите общее лексическое значение получившейся тематической группы слов:

Ромашка, колокольчик, одуванчик, подснежники, ландыш – цветы.

  1. Составление текста и работа с ним (работа в группах). (Предложения для составления текста даются на карточках).

Учитель: Следующие тематические группы слов мы будем выписывать из текста, но сначала вам предстоит исправить ошибки в наборе и составить сам текст, а точнее, - два текста. На ваших карточках – предложения, которые представляют собой два разных текста. Но ученик, набирая их на компьютере, смешал и перепутал предложения.

Работая в группах, вам предстоит исправить ошибку ученика и составить два текста. Один текст на тему: «Символический цветок – хризантема» (1 и 3 группы), второй текст на тему: «Вкусный цветок» (2 и 4 группы).

(После окончания работы в группах – чтение вслух получившихся текстов).

На карточках:

  1. Трон императора Японии зовётся хризантемным.

  2. Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.

  3. Золотистая хризантема – символ солнца.

  4. Хризантема украшает герб и печать Японии.

  5. Плоды опунции едят.

  6. Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.

  7. Один император имел право носить одежду из ткани с изображением этого цветка.

  8. Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.

  9. Никто другой не смел носить такую одежду.

  10. За нарушение этого запрета карали смертной казнью.

  11. Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие – малину, третьи – душистые персики.

После работы в группах получаем такие тексты:

Символический цветок – хризантема

Золотистая хризантема – символ солнца. Хризантема украшает герб и печать Японии. Трон императора Японии зовётся хризантемным.

Один император имел право носить одежду из ткани с изображением этого цветка. Никто другой не смел носить такую одежду. За нарушение этого запрета карали смертной казнью.

Вкусный цветок

Одни кактусы по вкусу напоминают голубику, другие – малину, третьи – душистые персики.

Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей. Плоды опунции едят. Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели. Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.

Работа с текстом «Вкусный цветок». (Текст должен быть заранее записан на доске или распечатан на каждую группу): выписываем тематические группы слов и определяем их общее лексическое значение.

Голубика, малина, персики, груша – плоды.

Сок, сиропы, напитки, кисели – сладкие жидкости.

Одни, другие, третьи – очерёдность, порядок при счёте.

  1. Закрепление нового материала.

Работа с учебником: выполнение тренировочных упражнений.

Упр. 253 – выписать 2-3 тематические группы слов, добавить в них свои примеры.

  1. Задание на дом. Параграф 21, упр. 252 – письменно, по заданию.

  2. Подведение итогов урока (можно методом микрофона: «Сегодня на уроке я…»

  3. Выставление оценок.

Кто, на ваш взгляд, заслужил сегодня оценки за активную работу на уроке и какие?

Урок развития связной речи. Творческая мастерская.

Тема урока : «ЛИКИ ОСЕНИ».

Цели урока: -- собрать и систематизировать материал для написания учащимися сочинения на тему: «Лики осени»;

-- обогащать словарный запас учащихся;

-- развивать навыки работы в группах и индивидуально;

-- продолжить работу над формированием умения составлять собственный текст, используя данные слова и словосочетания;

-- развивать образное мышление и творческое воображение учащихся, умение строить ассоциативные ряды и использовать их в тексте;

-- прививать любовь к красоте художественного слова, к изучению русского языка.

Оборудование урока: -- интерактивная доска, слайды с видами осени или детские рисунки «Моя осень»;

-- музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»;

-- таблица для заполнения «Осенние листья».

На заметку учителю: Рисунки «Моя осень» дети готовят дома заранее и подбирают к ним стихотворные строки.

Для работы класс делится на группы по 5-6 человек (на усмотрение учителя или по желанию детей). Основное правило работы творческой мастерской: «Всё, что ты делаешь, -- правильно и хорошо, потому что от работы каждого зависит результат работы всей группы».

Перед началом работы на уроке тема не называется. Учащиеся должны сами озвучить её в конце работы.

Для словарной работы:

Ассоциация – 2) связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциироваться – соединяться с чем-нибудь в представлении по ассоциации.

Лик – 1) лицо человека (устаревшее и высокое);

2) переносное: внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь.

Сень – то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или что-нибудь, покров.

Палитра – 2) подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

Палевый – бледно-жёлтый с розоватым оттенком.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет (прил. пурпурный и пурпуровый).

ХОД УРОКА.

1. Фонетическая разминка (работаем в группах).

А). Ключевое слово «ОСЕНЬ». Используя звуки, из которых состоит это слово, или, меняя только один из звуков, составьте новые слова.

(Например: сено, сень, сон, нос, ось;

тень, день, пень, лень, ясень, синь, лес, сеть и т.д.).

Б). Найдите согласные звуки в слове «осень». Назовите их.

( С, Н ). Используя эти звуки и свои ассоциации к слову «осень», подберите слова, которых у нас ещё не было.

(Например: синева, грусть, нежность, небо, нить и т.д.)

2. Подбираем определения к слову «ОСЕНЬ». (Работаем в группах).

(Если есть возможность, то перед началом работы показываем слайды с видами осени).

Осень какая?

(Например: золотая, солнечная, ранняя, тёплая, ласковая, дождливая, разноцветная, урожайная, щедрая и т.д.)

3. Составляем собственный текст (индивидуально). Используя как можно больше подобранных группами определений, составьте свой небольшой текст на одну из тем: «Ранняя осень» или «Золотая осень».

(Пример текста: Ранняя осень. Ласковая, тёплая. Солнечные блики на деревьях. Разнообразие красок: золотые, коричневые, зелёные, жёлтые, оранжевые, багряные… Голубое небо с белыми лёгкими облаками. Синий Днепр и святой Владимир с крестом на его высоком берегу. Золотые купола Киево-Печерской Лавры и поезд, бегущий через речную синь по мосту метро на левый берег.

Остановись, мгновенье! И вы, люди, остановитесь, полюбуйтесь, восхититесь!

Но мы бежим, спешим, не замечаем окружающей нас красоты. И я спешу. Спешу на футбольный матч и верю, что в такой прекрасный и светлый осенний день киевское «Динамо» обязательно выиграет!)

4. Заполняем таблицу (работаем в группах). (Учитель: Когда мы говорим об осени, то, пожалуй, одной из первых ассоциаций, связанных с этим временем года, будут слова «листопад» и «осенние листья». Давайте поработаем с ними и продолжим ассоциативный ряд. Итак, ключевые слова «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ». В таблицу записываем слова, словосочетания, связанные или ассоциирующиеся у вас с осенними листьями).

Пример заполнения таблицы:

Форма

Окраска (цвет)

Запах

Вкус

ажурные, резные

золото

душистых яблок и дынь

спелых яблок

кружевные

багрянец

костра, дыма

печёной картошки

овальные

многоцветие

дождя

капель дождя

похожие на лапы неизвестного зверя

коричневые; цвета молочного шоколада

сырых садовых дорожек; прелых листьев; хвои

сочного арбуза; черного винограда

увядающие, свернувшиеся

ещё зелёные; уже пожелтевшие

грибов

маринованных или жареных грибов

кленовые, каштановые

лимонные, красно-оранжевые, жёлтые

мокрого асфальта

крепкого ароматного чая; чуть горьковатого кофе

5. Слушаем музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» и составляем свой текст, пробуя передать настроение и свои ассоциации, вызванные этой музыкой. (Индивидуально)

(Пример текста: В доме тепло. Полумрак. Тихо шумит за окном осенний дождь. Светлая грусть. Любимые фотографии. Тёплый плед. Уютное кресло. Ароматный крепкий чай. Воспоминания. Снова осень. «Унылая пора, очей очарованье…» Ещё один день рождения.)

6. Работаем с рисунками (или слайдами). (Учитель: Перед нашим уроком я просила вас нарисовать «Мою осень» и подобрать к этим рисункам стихотворные строки. Давайте посмотрим несколько рисунков и послушаем стихотворные сроки, посвящённые этому чудесному времени года).

7. Составляем текст. (Учитель: Из материалов сегодняшней творческой мастерской выберите, пожалуйста, словосочетание, которое вам больше всего понравилось, и запишите его. Это заголовок к тексту. Составьте текст, соответствующий этому заголовку). (Индивидуально)

Примеры текстов: Золотая осень

Золотая осень. Яркие астры, пышные георгины, маленькие перепуганные первоклассники, которых почти не видно за этими осенними огромными букетами. Снова 1 сентября. Для меня это радость встречи с моими одноклассниками – друзьями, которых не видела целое лето, и учителями, по которым, как ни странно, тоже успела соскучиться.

Золотая осень – это, прежде всего, начало нового учебного года. Новые учебники, новые уроки, но главное – новые экскурсии. Пирогово, Полтава, Умань, Белая Церковь, Переяслав-Хмельницкий, Каменец-Подольский.… Всё равно куда! Лишь бы можно было вместе с друзьями окунуться в золотую осеннюю сказку и, слушая экскурсовода, наслаждаться зрелищем «в багрец и золото одетых лесов», шорохом листопада и по-своему прекрасной осенью в городе.

Осенние листья

Шуршат под ногами опавшие осенние листья. Идёшь по этому пряно пахнущему ковру и не перестаёшь удивляться. Они такие разные! Вот кленовые, словно кто-то специально вырезал их кружевными узорами и раскрашивал в разные цвета и оттенки: и жёлтые, и шоколадные, и багряные.… А вот знаменитый киевский каштан: его листья похожи на лапы неизвестного, неведомого зверя, но почти все ещё зелёные. Не хотят сдаваться в плен осени!

Не могу удержаться от соблазна и собираю букет из опавших листьев, хотя знаю, что дома эта красота продержится недолго. Очень скоро она превратится в пожухлые, сморщенные листья, которыми уже не полюбуешься. Ну, что ж, пусть хоть недолго порадуют, а потом оставят в доме свой запах – запах осени и грусти.

8. Определяем тему. (Учитель: А теперь давайте вернёмся к началу нашей работы в мастерской и попробуем назвать тему нашего сегодняшнего урока. Как бы вы его озаглавили?

А я назвала его «ЛИКИ ОСЕНИ»).

9. Задание на дом. Используя материалы и таблицу сегодняшнего урока, напишите сочинение на тему: «Лики осени».

Дополнительный материал к уроку. Стихотворные строки об осени.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. ( А.С.Пушкин)

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор. ( А.С.Пушкин)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей… (А.С.Пушкин)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора… (А.Пушкин)

Цветы последние милей роскошных первенцев полей. ( А.С.Пушкин)

День осени начальный этот

Погожий, дышит горячо.

Ещё не смыты краски лета,

Деревья зелены ещё. ( П.Бровка)

Не порвать мне мучительной связи

С долгой осенью нашей земли,

С деревцом у сырой коновязи,

С журавлями в холодной дали. ( Н.Рубцов)

Грустно, грустно последние листья,

Не играя уже, не горя,

Под гнетущей погаснувшей высью,

Над заслеженной грязью и слизью

Осыпались в конце октября! ( Н.Рубцов)

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали… (Н.Рубцов)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть. (М.Цветаева)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.. (И.Бунин)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (К.Бальмонт)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой… (Б.Пастернак)

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далёкий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы. (А.Фет)

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль. (А.Фет)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь.

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.Тютчев)

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!...

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землёю

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья! (Ф.Тютчев)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё сердце просит

Света и тепла!...(А.Плещеев)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой,

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится,

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон… (Н.Некрасов)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось. (С.Есенин)

Ты пришло уже, небо туманное,

Ты рассыпалось мелким дождём,

Ты повеяло холодом, сыростью

В опечаленном крае моём.

Улетели куда-то все пташечки;

Лишь ворона, на голом суку

Сидя, жалобно каркает, каркает –

И наводит на сердце тоску.

Как же сердцу-то грустно и холодно!

Как же сжалось, бедняжка, в груди!

А ему бы всё вдаль, словно ласточке,

В тёплый край бы хотелось идти… (Н.Огарёв)

Форма

Окраска (цвет)

Запах

Вкус





















































































  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Тематические группы слов Цели урока iconТема урока: Слог. Деление слов на слоги. 2 класс Цели и задачи урока
Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слогов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока Тема: Сложные слова
Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconКонспект урока по английскому языку в 5 классе 1 Учитель: Кушева...
Образовательная: повторение изученной лексики по теме «Продукты», обучение употреблению слов в речи
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока: суффикс цели урока
Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока: «Откуда берутся снег и лёд?» Цели урока
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы будем выполнять практическую работу. Работу организуем в группах (организуются 3...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока Тема урока Тип урока
Содержание и назначение умк. Слово – основная единица языка. Роль слов в жизни людей
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconУрока Актуализация знаний
Какие группы слов выделим? (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconТема урока: Сложные слова( 3 класс по системе Л. В. Занкова) Цели
...
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока: Тематические группы слов Цели урока iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...
Урока: Тематические группы слов Цели урока icon3. Анафоры. Риторические вопросы
Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск