Скачать 53.05 Kb.
|
МОУ «Парабельская гимназия» Урок литературы в 5 классе по басне И. А. Крылова «Квартет» (урок разработан с учётом применения групповой методики и работы в парах сменного состава) Урок разработала учитель русского языка и литературы Притула Нина Петровна 2008-2009 Тема: И. А. Крылов. Басня «Квартет» Цель: первичное восприятие басни; развитие навыков групповой работы. Задачи: обучение выразительному чтению, работа над композицией, лексическая работа. Ход урока: Актуализация темы. Теоретические сведения: что известно о басне как жанре. Фронтальный опрос: писатели-баснописцы ( в рассказе о Крылове использовать опорные слова (см. приложение), определение басни как жанра, строение басни. Начальный этап групповой работы. Первичное ознакомление с текстом басни (читает учитель) Лексическая работа в парах: дать определение терминов (см. карточку для работы в парах). Проверка (взаимопроверка), при затруднении можно использовать «ключ». Аллегория – Цензура – Мораль – Реплика – Ирония – Порок – Лексическая работа по тексту басни: Квартет - Затеяли - Альт – Пленять - Нейдёт - Бас – Прима - Привесть - Втора – Класс разбивается на группы для работы по тексту басни (в каждой группе 6 человек: автор и герои) Отработка в группах интонационных особенностей, жестов, мимики. Уделить внимание авторскому отношению к персонажам, характеристикам героев. Определение морали басни. Командир группы назначает отвечающих (устная лаконичная характеристика образа) У детей имеются бейджики с именами героев басни, поэтому дополнить ответ могут представители других групп, разрабатывающие тот же образ (например, Мартышка) Задача учителя наиболее рационально распределить время, дабы не затянуть процесс отработки характеров. Принятие общего решения (согласие) всей группы: что хотел автор показать своим произведением, к какому выводу он нас приводит.
Репетиция в группе. Подготовка к конкурсному разыгрыванию басни в лицах. Выступление каждой группы ( не более 3-4 групп). Остальные в оценочной карте проставляют баллы по следующим критериям: точность передачи текста (без ошибок и искажений), артистизм, вхождение в роль (необходимо указать лучшего исполнителя роли, в т. ч. автора) Стадия рефлексии: а) физическая: хватило ли времени для выполнения всех заданий; б) сенсорная: оценить своё самочувствие на уроке с помощью сигнальных карточек (красная – отлично, комфортно; жёлтая – хорошо; синяя – удовлетворительно; белая – плохо, дискомфортно) в) интеллектуальная: анализ всей проделанной работы и своего участия в ней: чему я научился на уроке, каковы мои мысли и чувства, вызванные басней, я в роли актёра, удачи и недоработки, над чем работать, чтобы их исправить. Словесная оценка работы учащихся учителем. Домашнее задание: постараться устранить свои недоработки, выучить басню наизусть. Индивидуальное задание: лучшим исполнителям ролей подготовить инсценировку для показа в своём и параллельном классе. Завершение работы. Дополнительное задание (если останется время): Узнайте басню по цитате (обсуждение в группе) На доске список названий популярных басен (для слабого класса) Для сильного, читающего класса можно использовать менее известные басни (список названий на доске обязателен) В цитатах не названы герои басен, что заставляет учащихся размышлять, составлять логическую цепочку (своего рода мозговой штурм) Работа актуальна в слабо читающем классе для повышения интереса к чтению. Список цитат (для слабого класса) «Плутовка к дереву на цыпочках подходит…» («Ворона и Лисица») «Вертит его со всех сторон и голову свою ломает: то гвоздик, то другой, то скобку нажимает…» («Ларчик») «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и Ягнёнок») «То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет…» («Мартышка и очки») «Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом…» («Стрекоза и Муравей») «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд…» («Слон и Моська») «Ах, ты, обжора! Ах, злодей!» («Кот и Повар») «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам. А только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и Рак») «Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа! Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа» («Зеркало и Обезьяна») Приложение (карточка для учащихся) Опорные слова к рассказу о И. А. Крылове (по статье «Звери мои за меня говорят»,учебник литературы 5 класс, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова) Тверь сундучок с книгами помещик Львов подканцелярист (объяснить значение) смерть отца Петербург Иван Дмитриев 1809г., 1-я книга басен отзыв Жуковского «Не умею» Лексическая работа Объясните значения приведённых ниже слов. Смотрите при необходимости сноски в учебнике, пользуйтесь словарями, просто размышляйте. Проверьте правильность по «ключу» Аллегория - цензура - мораль – Реплика - ирония - порок – Найди приведённые ниже слова в тексте басни. Объясни их значение. Смотри сноски,размышляй. Квартет - затеяли - Альт – Пленять - нейдёт - бас – Прима - привесть - втора – Ответы к заданиям (ключ) по басне Крылова «Квартет» Аллегория – иносказание Цензура (цензор, цензурный) – просмотр произведений с целью надзора Мораль – нравоучение, наставление Реплика – слова действующего лица Ирония – насмешка, осмеяние пороков Порок – предосудительный недостаток Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей Затеяли – начали Альт – смычковый муз. инструмент несколько больше скрипки Бас – большой смычковый инструмент (сравни: контрабас) Пленять – радовать, поражать воображение Прима – 1-я скрипка в оркестре Втора – 2-я скрипка в оркестре Нейдёт – не идёт, не получается Привесть - привести |