Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел»





Скачать 96.77 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел»
Дата публикации26.09.2013
Размер96.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Образовательные задачи:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

-проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва».

Развивающие задачи:

-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)

-развитие навыков контроля.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к истории;

-воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку, карточки теста «Куликовская битва», карточки с вопросами для работы в парах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Психологический настрой.) Слайд2.

- Мне хотелось, чтобы слагаемыми успеха на уроке стали:

улыбка

сотрудничество

понимание

единодушие

хорошее настроение

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха.

Слайд3

- Посмотрите внимательно на картину, какое историческое событие изобразил художник на ней.

( наводим «ладошку» на картину, нажимаем, и появляется название картины и автор)

-Картина "Утро на Куликовом поле" принадлежит кисти русского художника Александра Павловича Бубнова.

Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины...

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

- Глядя на картину, какие слова ассоциации у вас возникают ( Дмитрий Донской, Куликово поле, монголо-татарское иго, Дон, Мамай и т.д.)

2 . Проверочное тестирование.

а) Учащиеся выполняют тест на карточках.

1. Сражение на Куликовском поле состоялось…

а) 8 сентября 1380 года

б) летом 1380 года

в) осенью 1480 года

2. Около какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра

б) Дон

в) Волга

3. Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?

а) Мамай

б) Батый

в) Ахмат

4. Зависимость Руси от Орды закончилась…

а) в 1480 году

б) в 1380 году

в) в 1242 году

5. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

а) Иван Калита

б) Иван III

в) Дмитрий Донской

6. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

б) Взаимопроверка в парах. Слайд 4- 6

Оценивание теста: Слайд 7

без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 ошибки и более

2


3. Введение в тему урока, сообщение темы и цели урока.

- Для того чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить на уроке мы должны разгадать кроссворд.

Слайды 8-20 ( наводим «ладошку» в первую клетку ответа, нажимаем и появляется слово)




Вопросы к кроссворду.

  1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря.

  2. Один из городов в северо - восточной части Русских земель.

  3. Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века.

  4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества.

  5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая.

  6. В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.

  7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами.

  8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле.

  9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле.

  10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе?

  11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле?

  12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом?

  13. Как называется главный храм Руси?


- Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник)

-Что обозначает слово первопечатник?

-В связи с чем появилось это слово?

-Какие события предшествовали этому?

- Попробуйте определить тему урока. Слайд 21

Мастера печатных дел.

- Выскажите свои предположения, какая цель этого урока.

(Наводим «ладошку» на тему урока, нажимаем, и появляется цель урока)

Познакомиться с историей появления первой печатной книгой на Руси,

книгопечатанья.

Физминутка

4. Работа по теме урока.

а) Беседа.

Слайд 22

- Кто изображён на слайде? (немец Иоганн Гуттенберг)

-Какой след он оставил в истории? ( предложил использовать разборный шрифт)

- О чём говорит эта дата? (Год рождения книгопечатанья)

-Принцип действия станка Гутенберга остается незыблемым и поныне. Из железа вырезается модель буквы – пуансон. Затем пуансон накладывают на мягкий металл, медь например, и получают обратное изображение буквы – матрицу. Матрицу заливают свинцом или оловом и получают литеру. Чтобы набрать слово или текст, надо взять линейку с бортами – верстатку – и набрать в нее литеры. Полученную строку кладут под пресс на лист бумаги и делают оттиски. Подвижность литер позволяет составлять с их помощью неограниченное количество текстов, вносить в них изменения. Буквы можно использовать многократно.

б) Рассказ учителя.

Слайд 23

- Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Кто же здесь начинал книгопечатанье. Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Фёдоров. Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

в) Работа по учебнику.

Работа в парах. Поисковое чтение.

- Прочитайте текст на страницах 82-83. Приготовьтесь отвечать на вопросы.


- Кто повелел открыть типографию в Москве?

-Где она находилась?

- Кто был первопечатником России?

- Кто ему помогал?

- Какую первую книгу он выпустил?

-Сколько времени её печатали?

- Опишите её.

-Что ещё напечатал Иван Фёдоров?

- Как он был составлен?

- Где расположен памятник Ивану Фёдорову?


г) Проверка восприятия прочитанного.

( По ходу ответов учащихся открываем слайды с иллюстрациями ответами)

Слайд 24

В 1553 по приказу Царя Иоанна Васильевича в столице началось

строительство Государственного печатного двора на Никольском

крестце. Открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев

Слайд 25

Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу «Апостол», куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.

-Кто такие апостолы? Найдите в словаре Ожегова толкование этого слова.

-Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу?
- Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, г. Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились «Евангелие учительское», «Псалтырь», «Грамматики» и «Букварь», «Новый завет».

Слайд 26

В 1574 году во Львове Иваном Фёдоровым был издан первый

русский печатный букварь с грамматикой – Азбука.

«Азбука» открывается 45 буквами кирилловского алфавита. На обороте листа буквы перечислены в обратном порядке -от «ижицы» к «аз».

Слайд 27-28

- Прочитайте обращения Ивана Фёдорова ко взрослым читателям и детям. Как вы понимаете его слова?

Слайд 29

- В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник

Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин)

д) Самостоятельная работа в парах по рабочей тетради

- Для того, чтобы выполнить задание №4 на странице 30 рабочей тетради, вы внимательно прочитайте статью «Врата учёности» (с.84-85 учебник).

Проверка.

Слайд 30

( наводим «ладошку» в первую клетку ответа, нажимаем и появляется слово)

а) Автор букваря, который переиздавался не один раз











































б) Автор «Грамматики», по которой позднее учился

Ломоносов.























































в) Автор букваря, монах Чудова монастыря













































( наводим «ладошку» на цифру, которая находится над ответами,

нажимаем и появляются в таблице буквы)

1

2

3

4




















4

5

6

5

7



9

4

5

8

п

10

1

ь

11

3

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете.

Слово-ветер, а письмо – век.
5. Рефлексия урока.

Слайд 31

- Закончите предложение

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

У меня получилось …

Мне захотелось…
6. Задание на дом.

Слайд 32

  1. С.29 №2 (рабочая тетрадь)

  2. С.85-86 ответить на вопросы (учебник)

  3. Прочитать дополнительную информацию по теме урока

(энциклопедии, журналы, Интернет) по желанию учащихся.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconКонспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100"
Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconКонспект урока окружающего мира по умк «Школа России». Учитель: Денисова...
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconТема урока: «Мастера печатных дел»
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 1 классе по умк «Школа России» по теме: «Кто такие рыбы?»
Цель: формировать представление о разнообразии рыб, о выработке элементарных экологических норм
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок по предметам обж окружающего мира во 2 классе с использованием...
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2класса начальной школы в 2 частях – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2003. – (Зеленый...
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы»
...
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Перспективная начальная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «большеелховская средняя общеобразовательная школа» лямбирского муниципального района...
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него
Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок математики в 1 классе умк «Школа России» Тема: «Число и цифра 6»
Цель урока: познакомить с числом и цифрой 6, с получением числа 6, упражнять в написании цифры 6
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян
Учебник В. А. Ведюшкин. История Средних веков. Параграф 16,17,18,19. Задания в рабочей тетради к параграфам 16,17,18,19
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск