Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян





Скачать 74.93 Kb.
НазваниеУрока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян
Дата публикации03.09.2014
Размер74.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Технологическая карта урока истории в 6Б классе

Тема: Жизнь восточных славян;

Тип урока: изучение нового материала;

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами системно – деятельностного подхода;

Результаты:

УУД

Предметные

Метапредметные

  • Личностные: умение высказывать свое мнение, по проблемному вопросу урока; умение слушать.

  • Познавательные: выбирать информацию, которые дети считают важной для познания новой темы.

  • Коммуникативные: умение общаться со сверстниками и взрослыми; умение слушать;

  • Регулятивные: придумывать ситуации, раскрывающие особенности жизни восточных славян, быстро реагировать на изменения учебной обстановки и заданий.




  • Способность работать с исторической картой; показывать и определять на карте места проживания восточных славян; извлекать дополнительную информацию. Умение описывать условия жизни славян; ведение ими хозяйства и верования.

  • Способность применять знания из курса истории; умение сравнивать различные явления; обосновывать выводы; способность решать творческие задачи; заполнять таблицы; умение давать краткую характеристику историческим явлениям



Этап урока и его цель

Результат

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Комментарий

  1. Самоопределение деятельности: постановка цели урока и темы урока.

Р. Умение определить тему урока для изучения.

Организационный момент

Уясняют задание на урок;




  1. Актуализация знаний: формулировка проблемного вопроса урока.

Л. Высказывать свое мнение, по проблемному вопросу урока.

Постановка задач урока, корректировка проблемы урока. Проверка домашнего задания.

Определяют проблемный вопрос урока. Работа с мультимедийным тестом и филвордом

Домашнее задание проверяется с целью актуализации новой темы.

  1. Введение нового материала:

К. умение общаться со сверстниками в классе

Вопрос к учащимся, о занятиях славян.

Индивидуальная работа с презентацией.

Умение быстро перестраиваться с одной деятельности на другую.

  1. Воспроизведение нового материала:

Л. Высказывать свое мнение, по проблемному вопросу урока.

Рассказ по новой теме с элементами беседы.

Работа со схемой, и элементами схемы и картинками.

------------

  1. Первичное закрепление:

П. выбирать моменты, которые дети считают важными для урока.

Проводит опрос по иллюстрациям к теме урока.

Определения особенностей жизни славян.

-------------

  1. Тренинг:

К. умение общаться со сверстниками и слушать товарищей

Организация игры, объяснение правил.

Игровые моменты: Филворд, выборы ответов на тесты

Закрепляется умение слушать и говорить.

  1. Рефлексия деятельности на уроке:

К. Л. Умение оценивать свои действия и действия товарищей на уроке.

Совместно с учащимися оценивает ответы детей.

Самооценка работы на уроке, и оценка работа одноклассников.

----------

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне)предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры,Вислы и Днепра;в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно,что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Основным занятием восточных славян было земледелие.Это подтверждается археологическими раскопками,при которых были обнаружены семена злаков(рожь, ячмень,просо) и огородных культур (репа,капуста, морковь,свекла, редька).Выращивались также и технические культуры (лен,конопля).1Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья. У славянских племен существовали две основные системы земледелия.На севере, в районе густых таежных лесов,господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

С земледелием тесно было связано скотоводство.Славяне разводили свиней, коров,овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество(сбор меда диких пчел). Мед, воск,меха были основными предметами внешней торговли. Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего:рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса,но были просо,гречиха, ячмень. Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того,что в древнерусском языке слово«скот» означало также деньги.

В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония)и людей (антропогония),мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ним взаимодействует.

Сын Сварога- Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава),бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком,вращая солнечное золотое колесо.После христианизации Руси культ Перуна был заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым.Третья ипостась- Велес(позже Свентовит)- первоначально был богом света у западных славян.

Велесова книга говорит о великой тайне триединства Сварога - Перуна- Свентовита,сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властью любви. Священное знание древних славян обладало,таким образом,некоторыми чертами монотеизма1,но при этом имело много общего и с первобытными формами религии( тотемизмом2,фетишизмом3,анимизмом4и магий).

Ведическое мировоззрение славян обнаруживает в себе черты древнего диалектического натурфилософского учения. Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений,определявших пространственные,временные,социальные и другие характеристики.Чернобоги Белобог- два славянских божества-антагониста,олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави.Явь, "белый свет"- Это текущее,то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью,и что в сою очередь творит человеческую жизнь силою любви. Все, что до нее, после нее и отход от нее, - это Навь,сила темная,пассивная,нетворческая,сохраняющая и прячущая достигнутое,символ "того света". Дарует жизнь, плодородие,долголетие божество Род,воплощениями смерти былиМарена,Навь. Символы жизни и смерти- живая вода и мертвая вода.

Противоставление белый - черный воплощено в пантеоне - Белобоги Чернобог,гаданиях, приметах.Белый соотносится с положительным началом, черный- с отрицательным.

Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного.Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась или в битвеПравды иКривды.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотекозмизм,т.е. нерасчлененность сфер человеческого,божественного и природного,понимание мира как никем не созданного,мира - как вечно живого огня,мерно потухающего и мерно загорающего.

Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлены в представлениях славян о круговороте времен года.Его исходной точкой было наступление Нового года- рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян греко-римское название - коляда(от лат. Calendae - первый день нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой - "смертью"в день весеннего равноденствия справляли обрядом похоронМарены.5Был также обычай ходить с маем( символ весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой,яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, называлиКупала,Ярило иКострома.Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, "русальной недели" сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии,урожае, избавлении от грозы и града.Так существовал обычай

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец,выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси

9-10вв. как покровитель воинов, оружия,войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ - Род- Святовит - Сварог("Небесный").Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец".Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

ДАЖЬБОГ -Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,солнечности, "белого света",податель благ.Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия.Дополнением к ней служат"вилы" - русалки,обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери")и христианской матери божьей.Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

СЕМАРГЛ.Божество семян,ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей.В более широком смысле - символ"вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности,связанной с почвой.

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца.С именем Хорса связаны ритуальные"хороводы"и русское наречие"хорошо" - "солнечно".Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия,воинов и князей.Второй разряд составляют древние божества неба, земли и"белого света"- Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.

Учитель истории и обществознания: Симагин Д.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрок патриотизма (урок истории) Тема урока: «Русский народ и его истоки»
Цель: Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями,...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconПрограмма вступительного экзамена по истории раздел
Город. Ремесло и торговля восточных славян. Вера и обычаи. Особенности восточнославянского язычества. Общественный строй. «Военная...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 01. 01. Историческая география
Восточной Европы. Западные, южные и восточные славяне. Соседи восточных славян. География хозяйства в Восточной Европе, торговые...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян icon1. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории....
...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История»
Восточные славяне: Племена восточных славян в VIII – IХ вв., их происхождение, расселение, занятия, быт, верования, культура, общественный...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрока Тема урока § учебника
Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрок окружающего мира в 4 «б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян
Учебник В. А. Ведюшкин. История Средних веков. Параграф 16,17,18,19. Задания в рабочей тетради к параграфам 16,17,18,19
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconПрограмма вступительных экзаменов в сгу по истории россии восточные славяне
Восточные славяне. Праславяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconКонспект урока «Восточные славяне» фио: Шмик Татьяна Ивановна Место...
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрока Тема урока: «Особенности духовной сферы восточных славян. Выбор...
Развивать метапредметные навыки анализа источников и литературы, отделять позицию автора от фактов, умение понимать обусловленность...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconРеферат по истории Русской культуры на тему: "Язычество восточных...
Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconПрограмма вступительных испытаний по истории Восточные славяне в...
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение истории России необходимо начать с изучения этногенеза (происхождения) восточных славян
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать представление о предках славян, показать район расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями,...
Урока истории в 6Б классе Тема: Жизнь восточных славян iconУрок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк...
«Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск