Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»





Скачать 91.24 Kb.
НазваниеУрок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
Дата публикации06.10.2013
Размер91.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИЧАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Урок по курсу «Окружающий мир»:

«Жизнь древних славян»

4 класс


УМК «Школа России»

А.А.Плешаков «Окружающий мир»



Подготовила: учитель начальных классов

МОУ «Баевская нош» Козлова Алла Ивановна

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:

презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории». (на доске))

- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).
- На прошлом уроке, вы получили задание

- Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

- Объясните значения этих слов:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например,

в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.
Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

Откройте учебник на стр.33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.

- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны.

- Что такое Отечество?

Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.

- С какой темы мы начнем изучение этого раздела?

Тема нашего урока «Жизнь древних славян». (слайд № 2)
III. Работа над новой темой урока.

1. Слово учителя с использованием ИКТ (1-й слайд -рисунок славянина, жилище древних ).

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

- Изначально древние славяне селились племенами.
- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
Карточка № 1

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
- Название, каких вы встретили в тексте?
2 Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 3 )
3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте

стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне?

Ксюша:

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.

4. Быт древних славян.

Вадим: (слайд № 4,5)

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Б) Занятия древних славян.

- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34

- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?

- Какую работу выполняли женщины?
IV. Физминутка
- Накануне каждая группа получила задание

I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.

В) Жилище древних славян. (слайд № 6 )

(выставка рисунков «жилище древних славян»)

Данил:

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 7)

(рисунки детей)

- А как выглядели древние славяне нам расскажет Настя.

Настя:

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян соберите картинку.

(у каждой группы картинка: у 1 и 3 гр. - женская рубашка, у 2 и 4 гр. – мужская рубашка)
5. Верования славян (боги).

Серёжа: (слайд № 8 )

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (слайд № 9 ) Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. (слайд № 10) Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
6. Славянские праздники.
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники? (ИКТ).
Масленица. (слайд № 11)

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Слышали праздник «Иван-Купала»?

Иванов день. (слайд № 12)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
Троица. (слайд № 13)

Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
1. Книжная выставка – рекомендуемая литература.

Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.

А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

ТЕСТ (слайд № 14, 15)

  1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

А теперь проверка. На доске ответы.


  1. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)

Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3

V. Подведение итогов урока.

- Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) –древние жители Восточной Европы.

- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (с природой)
(слайд № 16)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПлешаков А. А окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1класса
России, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешаков «Окружающий мир. Рабочие программы....
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:...
Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconКонспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс
«Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч....
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» из сборника рабочих программ «Школа России»,...
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПлешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной...
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа «Окружающий мир»
А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (Концепция и программы для начальных школ. Школа России. Рук проекта А. А. Плешаков....
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику А. А. Плешаков Окружающий мир....
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок окружающий мир и технология 1 класс 3 четверть (февраль) умк «Школа России» А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconУрок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Окружающий мир" (автор...

Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы...
Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир» iconРабочая программа «Окружающий мир»
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск