Скачать 91.24 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ИЧАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс УМК «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир» Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Баевская нош» Козлова Алла Ивановна Тема урока: Жизнь древних славян. Цели урока: - сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; - познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян; - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; - прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей. Оборудование: презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам. Ход урока: I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока. - Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории». (на доске)) - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества. - Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени) Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»). - На прошлом уроке, вы получили задание - Найти значение слов: ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ - Объясните значения этих слов: Предки – это люди, которые жили перед нами. Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. Потомки - это люди, которые будут жить после нас. - Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». Откройте учебник на стр.33. Ознакомьтесь с темами данного раздела. - Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны. - Что такое Отечество? Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян. - С какой темы мы начнем изучение этого раздела? Тема нашего урока «Жизнь древних славян». (слайд № 2) III. Работа над новой темой урока. 1. Слово учителя с использованием ИКТ (1-й слайд -рисунок славянина, жилище древних ). - Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне». Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый». - Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. - Изначально древние славяне селились племенами. - Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. Карточка № 1 - Подчеркните названия племен в тексте. «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.» - Название, каких вы встретили в тексте? 2 Работа с картой. - Рассмотрите карту (с. 35 учебника). Посмотрите на условные обозначения и скажите: - На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне) - К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам) Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 3 ) 3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13) Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне. - А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян. - Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос: - Почему именно на этих территориях остановились славяне? Ксюша: Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах – куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить. (Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту) - Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались. 4. Быт древних славян. Вадим: (слайд № 4,5) Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Б) Занятия древних славян. - Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34 - Чем могли заниматься мужчины в этой местности? - Какую работу выполняли женщины? IV. Физминутка - Накануне каждая группа получила задание I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян. В) Жилище древних славян. (слайд № 6 ) (выставка рисунков «жилище древних славян») Данил: Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство. Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 7) (рисунки детей) - А как выглядели древние славяне нам расскажет Настя. Настя: Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон. Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян соберите картинку. (у каждой группы картинка: у 1 и 3 гр. - женская рубашка, у 2 и 4 гр. – мужская рубашка) 5. Верования славян (боги). Серёжа: (слайд № 8 ) - Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (слайд № 9 ) Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. (слайд № 10) Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 6. Славянские праздники. - Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. - Как вы думаете, какие это праздники? (ИКТ). Масленица. (слайд № 11) Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Слышали праздник «Иван-Купала»? Иванов день. (слайд № 12) Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. Троица. (слайд № 13) Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками. Славяне умели не только трудиться, но и веселиться. V. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока. 1. Книжная выставка – рекомендуемая литература. Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста. ТЕСТ (слайд № 14, 15)
а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. А теперь проверка. На доске ответы.
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно) Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3 V. Подведение итогов урока. - Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) –древние жители Восточной Европы. - С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (с природой) (слайд № 16) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России | Плешаков А. А окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1класса России, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешаков «Окружающий мир. Рабочие программы.... | ||
Календарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:... Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс) Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г | ||
Конспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса» Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр.... | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» из сборника рабочих программ «Школа России»,... | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 2 класс Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной... | Рабочая программа «Окружающий мир» А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (Концепция и программы для начальных школ. Школа России. Рук проекта А. А. Плешаков.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику А. А. Плешаков Окружающий мир.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок окружающий мир и технология 1 класс 3 четверть (февраль) умк «Школа России» А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева | ||
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | Урок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Окружающий мир" (автор... | ||
Рабочая программа курса «Окружающий мир» России, планируемых результатов начального общего образования,Примерных программ начального общего образования и авторской программы... | Рабочая программа «Окружающий мир» Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе,... |