Бинарный урок истории и литературы
Аннотация к работе
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна - учитель истории и обществознания высшей категории МОУ СОШ № 16, Владимирова Светлана Петровна учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 16
Предмет, класс: История, литература 5 класс.
Тема учебного занятия: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Место занятия в учебном процессе: Тема «Древняя Греция», урок № 4
Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ
Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока
| Форма использования ИКТ
| Цель
| Организационный
| Демонстрационная презентация
| Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности.
| Актуализация знаний
| Демонстрационная презентация
| Повторение и вхождение в новую тему.
| Объяснение нового материала
| Демонстрационная презентация
С использованием ЦОР (видеофрагментов и иллюстративного ряда)
| Формулирование темы и постановка целей и задач урока
Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений работать с неадаптированными источниками, хронологических, аналитических умений и навыков.
| Подведение итогов урока
| Демонстрационная презентация
| Постановка проблемного вопроса для закрепления, пройденного материала.
Оценивание работы класса.
| Конспект урока
Тема урока: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Тип урока: урок погружения в новую тему с применением ИКТ
Методы: объяснительно-иллюстративный, устный, метод погружения «аквариум»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Троянской войне, познакомить с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и историческими источниками
Задачи урока:
Формировать навыки работы с текстом учебника, использовать исторические документы как источник знаний.
Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи истории и литературы
На положительных примерах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям.
Оборудование:
АРМ учителя истории
Материалы Единой коллекции образовательных ресурсов
Презентация к уроку.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира, 5 класс М.: Просвещение, 2007
Литература:
Арсланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории древнего мира 5 класс – М.: ВАКО, 2007
А.Абрашкин Тайны Троянской войны и средиземноморская Русь – М: ВЕЧЕ, 2004
Домашнее задание: § 27
Название этапа урока
| Деятельность педагогов
| Использование ИКТ
| Деятельность учащихся
| Прогнозируемый результат
| Организационный
| Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок. Объяснение особенностей бинарной формы урока.
| Демонстрационная презентация
| Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок
| Создание рабочего настроя на урок
| Актуализация знаний
| Вступительная беседа учителя истории по вопросам:
1.Какое древнее государство мы изучаем?
2. Посмотрите на карту Греции и назовите города, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
3. Кто изображен на картине? Из каких источников мы получили сведения об этих городах, героях?
| Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
| Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал по истории. Называют города Микены, Афины, Тиринф, Пилос.
Называют героев древнегреческих мифов Тесея, Минотавра.
| Ученики восстанавливают в памяти ранее изученный материал по истории Древней Греции
Учащиеся называют исторические источники
| Погружение в новую тему
| Беседа учителя русского языка и литературы:
Вы правильно ответили на вопрос. Дайте определение мифа?
| Слайд № 3
| Учащиеся дают определение мифа (сказания, легенды о древних героях, богах.)
| У учеников формируется представление о мифах как источниках мировой культуры.
| Рассказ учителя истории об археологе Г. Шлимане, археологических находках и их значении для истории.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Что можно предположить об уровне развития города Трои?
Учитель рассказывает о Трое
| Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд №6
Слайд № 7
Слайд № 8
| Просматривают предложенный видеофрагмент и отвечают на поставленные вопросы.
| Формируется представление о жизни древнего города, занятиях древних троянцев.
| Ролевая игра
| Учитель литературы комментирует сценку (приложение № 1), рассказывает о Парисе и читает отрывок из стихотворения Шекспира «Троил и Крессида»
Приложение № 3
| Слайд № 9
Слайд № 10
| Группа учеников инсценирует миф «Суд Париса»
| Формирование чувства прекрасного, положительного отношения к произведениям мировой культуры и интерес к истории.
| Изучение нового материала
| Учитель истории рассказывает о причинах Троянской войны, указывает на то, что Шлиман открыл Трою благодаря поэмам Гомера.
| Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
| Учащиеся слушают рассказ учителя и делают вывод о том, что причины древних войн могли лежать в территориальных конфликтах.
| Формируется представление о причинах древних войн.
|
| Учитель литературы рассказывает об аэдах – древнегреческих поэтах, странниках.
| Слайд № 14
Слайд № 15(видео)
| Ученик делает сообщение о Гомере.
Приложение № 1
Знакомство с личностью Гомера
| Расширение кругозора учащихся
|
| Учитель истории рассказывает о ходе Троянской войны, хитрости греков.
Почему троянцы решили завести коня в город?
Одиссей- главный герой поэмы «Одиссея»
Вопрос учащимся: О чем свидетельствует этот факт?
Работа с текстом параграфа 27 п.2
| Слайды №16-20 (видео)
Слайд № 21
Слайд № 22(видео)
| Ученики слушают рассказ, смотрят видеофрагмент и отвечают на вопрос.
Работа с текстом учебника стр. 120
«Как Одиссей не хотел идти на войну»
Работа с текстом параграфа 27 п.2
| Отработка навыков работы с разными источниками информации.
Формирование представления о семейных ценностях древних греков.
Отработка навыков работы с разными источниками информации.
|
| Учитель литературы читает отрывок из стихотворения К. Батюшкова «Судьба
Одиссея» приложение № 4
| Слайд № 23
|
| Расширение кругозора учащихся
|
| Учитель истории рассказывает о возвращении Одиссея домой
| Слайд №24
(видео)
|
| Формирование представления о нравственных ценностях древних греков.
| Рефлексия
| В ходе беседы учителя подводят итоги урока, закрепляют знания учащихся.
| Слайд № 25
| Беседуют с учителями, отвечают на заданные вопросы.
| Закрепление пройденного материала через проблемный вопрос.
| Инструктаж домашнего задания
| Учителя дают инструктаж по выполнению домашнего задания.
Благодарят за урок.
| Слайд № 26
| Записывают домашнее задание.
|
| Приложение № 1
Материал для сообщения о Гомере
Гомер – древнегреческий поэт, создатель поэм «Илиада» и «Одиссея», в которых отразились события периода Троянской войны. Главный герой этих поэм- Одиссей - герой этой войны. По преданию, именно он придумал хитрость с троянским конем. Древние греки глубоко чтили Гомера, помнили наизусть тысячи строф из поэм, а Александр Македонский, например, всегда имел при себе список «Илиады», которую хранил под подушкой вместе с кинжалом. Но осталась загадкой вся жизнь поэта. Считается, что он был слепым, но греки не знали, когда и где он родился и умер, где бывал. 7 городов спорили между собой за честь считаться родиной Гомера. В наши дни ученые считают, что поэмы были созданы в 8 веке до .н.э. Именно благодаря им мы знаем о том периоде в истории Древней Греции. Неслучайно Платон назвал Гомера «воспитателем Греции».
Приложение № 2
Инсценирование отрывка из мифа
Причины Троянской войны.
Однажды у богов был пир. И на этот пир не пригласили богиню Ссор и Раздоров. Но она пришла, чтобы отомстить, и бросила между богинями яблоко, на котором было написано «наипрекраснейшей». Конечно, богини заспорили и попросили великого Зевса рассудить их.
И сказала Гера:
- Ведь я жена твоя, отдай мне яблоко.
И сказала Афина:
- Назови прекраснейшей меня, отец.
Афродита сказала:
- Разве ты не видишь, что я всех прекрасней.
Но Зевс не дал ответа и отправил богинь в Трою, к царевичу Парису.
И попросила Гера:
- Отдай яблоко мне, я сделаю тебя хозяином всей Азии.
- Назови меня самой красивой, и я буду помогать тебе во всех сражениях, - сказала Афина.
- Скажи, что я прекраснее всех, и ты получишь в жены прекраснейшую из женщин,- пообещала Афродита.
Парис ответил:
- Наипрекраснейшей я называю Афродиту.
И с тех пор Афродита стала помогать Парису, а Афина и Гера объявили его своим врагом. Позже Парис украдет из Спарты у Менелая его красавицу жену – прекрасную Елену. Это и послужит, как говорит миф, причиной Троянской войны. Оттуда и пошло крылатое выражение «яблоко раздора».
Приложение № 3
На протяжении веков имена греческих богов и героев привлекали внимание поэтов и писателей всех народов. Вот как о начале Троянской войны писал великий английский поэт В.Шекспир:
Я дорожу, отец, не наслаждением,
Какое нам дарует красота;
Я смыть хочу сопротивленьем славным
Пятно той кражи, что совершена.
То было бы изменою царице
Похищенной, позором величайшим
Для вашей чести, срамом для меня-
Отдать то, чем владеем, уступив
Насилью грубому. Могла ль такая
Дрянная мысль укорениться в ваших
Возвышенных сердцах? Ни одного
Такого малодушного нет в войске,
Чтоб не хотел оружия поднять,
Сражаясь за Елену; самым славным
Не стыдно жизнь отдать и пасть в бою
Из-за неё! И я вам говорю:
Нам честь велит сражаться в битве славной
За ту, кому нет в целом мире равной!
Приложение № 4
Отрывок из стихотворения К. Батюшкова «Судьба Одиссея»:
Средь ужасов земли и ужасов морей,
Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки
Богобоязненный страдалец Одиссей;
Стопой бестрепетной сходил в Аида мраки;
Харибды яростной, подводной Сциллы стон
Не потрясли души высокой.
Казалось, победил терпеньем рок жестокий
И чашу горести до капли выпил он;
Казалось небеса карать его устали
И тихо сонного домчали
До милых родины давно желанных скал.
|