Скачать 207.69 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево - Курганская открытая (сменная) общеобразовательная школа РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ методическим советом протокол №1 от 27 августа 2013г. УТВЕРЖДЕНА приказом №91 от 29 августа 2013г. Директор МБОУ Матвеево-Курганской о(с)ош ______________Т.А.Воробьева Рабочая программа по общей биологии 11 класс Автор-составитель: Сухомлинова Т.В.учитель биологии I квалификационной категории 2013-2014 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология. 6-11 классы –М.: Дрофа, 2009.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Процесс преподавания биологии в МБОУ М-Курганской о(с)ош имеет свои особенности, обусловленные самой формой обучения. Среднее (полное) общее образование обучающиеся 11 класса получают не за два, а за три учебных года (10-12) классы. Согласно действующему в школе учебному плану курс «Общая биология» разбит на три года обучения (10, 11 и 12 классы). В 11 классе предусматривается обучение общей биологии в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов). Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Количество зачетов за год – 4 Количество практических работ за год – 6 Практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. Особенности организации учебного процесса: Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с использованием модульно – рейтинговой технологии. В 11 классе продолжается школьный эксперимент над проектом «РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ». Применение модульного обучения и рейтингового контроля знаний позволяет организовать обучение учащихся через деятельность. Учащийся учится сам, а учитель осуществляет управление его учением через учебный модуль. Модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь. При использовании этой технологии каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Для рейтинговой системы управления качеством образования по курсу рекомендуется система контроля, включающая:
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием: 1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009. 2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011. 3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. 2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
3. Цели изучения курса Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: знать/ понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
5. Шкала оценки качественных показателей обучающихся.Алгоритм применения рейтинговой системы оценки знаний, используемый на уроках биологии. 1.Любой вид деятельности обучающихся на уроке, выполнение учебных элементов каждого модуля оценивается в баллах. 2.Разно-уровневые задания при закреплении и применении знаний позволяют каждому ученику в зависимости от способностей и желания набрать определенное число баллов от 5 (минимальное) до 10 и более за один урок. 3.Итоговая оценка за модуль выставляется в зависимости от суммы баллов, набранных обучающимися на каждом уроке. Рассчитывается итоговая оценка таким образом. 4. Если в первом модуле согласно учебно - тематическому плану необходимо провести 18 уроков, а минимально на каждом уроке ученик может заработать 5 баллов, то на отметку «3» за модуль необходимо набрать 90 баллов, на отметку «4»- 18*8= 140 - 105 баллов, на отметку «5»- 18*10= 180 - 145 баллов. 5. Если по каким либо причинам число проведенных за модуль уроков меньше необходимого, то итоговое число баллов соответствующее той или иной оценке соответственно уменьшается. Такие расчеты проводятся до начала каждого модуля и вывешиваются в классе. Количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий по теме. Обязательные задания включают:
Помимо выполнения обязательных заданий по курсу, обучающийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:
Для того чтобы работа обучающегося по предмету была систематической в течении всего полугодия вводятся не только поощрения, но и штрафы :
Оценивание тестовых заданий: «5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%; «4» - 82-67%; «2» - менее 50%. 6.Годовой календарный график текущего контроля по биологии на 2013-14 учебный год (1 час в неделю, 36 часов за год)
7.Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических работ по биологии
***Практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. 8.Содержание программы . Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 ч) Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении. Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза. Практические работы П.Р. № 1 «Сравнение процессов митоза и мейоза». П.Р № 2«Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». Основы генетики (14 ч) История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием. Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений. Практические работы: П.Р №3 «Составление простейших схем скрещивания». П.Р №4 «Решение элементарных генетических задач». П.Р №5 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений» Генетика человека (5 ч) Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления. Практические работы: П.Р №6 «Составление родословной». Основы селекции и биотехнологии (6 ч) Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы. Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза. Календарно – тематическое планирование 11 класс
Праздничные дни:04.11.2013г; 10.03.2014г 10.Перечень учебно-методического и программного обеспечения Учебник:
Список методической литературы учителя:
Экранно-звуковые средства обучения:
ТСО: Компьютер; Мультимедиапроектор; Интерактивная доска. Дополнительная литература:
Интернет-ресурсы:
Цифровые образовательные ресурсы: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 11. ПЛАН-КОНСПЕКТЫ УРОКА 12. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | Рабочая программа по учебному предмету «Биология» Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного... | ||
Рабочая программа по биологии 10 а класс Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение... | Рабочая программа по общей биологии 9 класс Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений рассчитана на 2 часа классных... | ||
Урок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,... | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д. | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы... | ||
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой... Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –... | Рабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие... | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной | Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... |