Рабочая программа по общей биологии 9 класс





Скачать 439.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по общей биологии 9 класс
страница1/4
Дата публикации06.10.2014
Размер439.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
МОУ: СОШ п. Выкатной


«Рассмотрено» на заседании

МО

Протокол №


От ________________


«Согласовано»

Зам. директора по У.Р.
____________ Е.А. Соловьева
« » _________________

«Утверждаю»

Директор МОУ: СОШ п.Выкатной

_________О.В.Белова
Приказ № ______ от ______________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

9 КЛАСС

Срок реализации 1 год.

Составлено на основе рабочей программы В.С. Кучменко// Биология в основной школе

Соловьева Е.А.

2011-2012 учебный год


  1. Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений рассчитана на 2 часа классных заня­тий.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного федерального стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1(с изменениями);

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями);

  • Стандарт основного общего образования по биологии (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по биологии

  • Федеральный перечень учебников на 2011-12 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. № 2080 г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год").

  • Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 г. № 99 с изменениями)


Рабочая учебная программа курса «Общая биология» для 9 класса составлена на основе авторской программы В.С. Кучменко// «Биология в основной школе», использован сборник “Программы для общеобразовательных учреждений
Программа курса включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возраст­ными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных ра­бот, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися те­оретических и прикладных основ общей биологии. В ней на­шли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед био­логической наукой, решение которых направлено на сохране­ние окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знани­ях учащихся, полученных при изучении биологических дис­циплин в основной школе по общеобразовательным програм­мам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения на­выков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лаборатор­ных работ, которые проводятся после подробного инструкта­жа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле», «Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой же целью предусмотрены демонстра­ции.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Методическим комиссиям пре­доставляется право вносить предложения по изменению объ­ема и порядка изложения отдельных тем и вопросов.

Материал программы, предлагаемый для изучения в озна­комительном плане, заключен в квадратные скобки.

В программе сформулированы основные понятия, требо­вания к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпред­метные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Предметные комиссии конкретизируют эти свя­зи с учетом распределения предметов по годам обучения.
2. Содержание программы

Введение (1 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнона­учных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и за­дачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости1 всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ I

РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (16 ч)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по система­тике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достиже­ния в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволю­ционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль му­таций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; гео­графическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в раз­витие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ла­марка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конк­ретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географи­ческого видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную измен­чивость и разнообразие сортов культурных растений и пород до­машних животных, а также результаты приспособленности ор­ганизмов к среде обитания и результаты видообразования.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных орга­нов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соот­ношение путей прогрессивной биологической эволюции. Ха­рактеристика представителей животных и растений, занесен­ных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критери­ев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.

Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их крите­рии. Борьба за существование. Естественный отбор как ре­зультат борьбы за существование в конкретных условиях сре­ды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособлен­ность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Евро­пы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого пе­риода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникнове­ние и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социаль­ный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех совре­менных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротни­ки, семенные папоротники, голосеменные растения. Возник­новение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений, многообразие насекомых (парал­лельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный пери­од: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направле­ния эволюции человека. Общие предки человека и человеко­образных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой приро­де. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяю­щие отнести его к различным систематическим группам цар­ства животных. Стадии эволюции человека: древнейший че­ловек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движу­щие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении че­ловека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражаю­щих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в раз­личные периоды существования Земли. Постепенное услож­нение организации и приспособление к условиям среды жи­вых организмов в процессе эволюции. Происхождение чело­века. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументиро­ванную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. Гео­графия населения мира.

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема II.1. Химическая организация живого (2 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распрост­раненность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлемен­ты; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химиче­ские свойства и биологическая роль: растворитель гидрофиль­ных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кис­лот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспе­чении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Бу­ферные системы клетки и организма.]

Органические молекулы. Биологические полимеры — бел­ки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства бел­ков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении про­цессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, живот­ных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энер­гии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни струк­турной организации; генетический код, свойства кода. Редуп­ликация ДНК, передача наследственной информации из поко­ления в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Ма­лые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транс­порт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; рас­щепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, про­текающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Ра­ботать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органи­ческих соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. За­коны термодинамики.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 10 а класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой...
Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по общей биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск