Скачать 1.01 Mb.
|
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура олимпиады по биологии для 7-8 классов. Ученики 9-11 классов могут участвовать в олимпиаде только с самостоятельными творческими работами. Попробуйте свои силы! Ответы сдать Татьяне Велловне до 21 октября 2008года. Школьный тур олимпиады по биологии 2008/2009 учебный год 7 класс 1. Почему грушанка, росянка, первоцвет, чистотел, лисохвост, мокрица и вороний глаз так называются? Что вы можете рассказать об этих растениях? Приведите еще 3 примера с названиями растений, отражающими их особенности. Ответ поясните. 2. Существует выражение "ободрать как липку". Что обдирали с липы и зачем? Какое еще хозяйственное применение имеет липа? 3. Какие части цветковых растений могут привлекать насекомых опылителей? Приведите примеры растений, имеющих разные способы привлечения насекомых. Перечислите признаки, характерные для насекомоопыляемых растений. 4. Вам даны описания листьев неких растений. Нарисуйте листья по этим описаниям. У каких вам известных растений есть похожие листья? Описания: лист простой линейный влагалищный, с параллельным жилкованием; лист простой пальчато-лопастной, цельнокрайний, с сетчатым жилкованием; лист сложный непарноперистый с сетчатым жилкованием; лист простой, яйцевидный, цельный с пильчатым краем. 5. Нарисуйте побег цветкового растения, подпишите его части. 6. Всегда ли окраска тела животных постоянна в течение жизни? Как и когда может происходить смена окраски? Какой биологический смысл может иметь смена окраски? Ответ проиллюстрируйте примерами. 7. Известно, что избавиться от вредных насекомых в доме, на складе, в хранилище бывает очень непросто. Приведите несколько примеров таких насекомых. Как вы считаете, почему очищение помещений от насекомых (дезинсекция) бывает зачастую неэффективна? С какими особенностями поведения, образа жизни и жизненного цикла различных насекомых это связано? 8. Какие типы движения одноклеточных животных вам известны? За счет каких частей клетки они осуществляются? Ответ поясните примерами. Школьный тур олимпиады по биологии 2008/2009 учебный год 8 класс 1. Рассмотрите рисунок на рыбы. Здесь изображен окунь, однако, у него отсутствуют все плавники, кроме хвостового. Дорисуйте недостающие плавники. Напишите, какие из них парные, а какие одиночные; какие функции выполняют разные плавники. Какие видоизменения плавников бывают у костных рыб, какие функции выполняют эти видоизмененные плавники? Приведите примеры. 2. В настоящее время грибы - это отдельное царство живых организмов. Однако известно, что представления о грибах менялись - их то объединяли с растениями, то сближали с животными. Приведите не менее 5 аргументов в пользу каждого из этих представлений. 3. Какие органы газообмена у многоклеточных животных, кроме легких, вы знаете? Назовите эти органы, опишите принцип их действия. У животных каких типов и классов они встречаются? 4. Профессор поручил лаборанту подготовить к показу на лекции семена разных растений. Заглянув в коллекцию, лаборант увидел арбузные семечки, виноградные косточки, семечки подсолнуха, орехи кешью, изюм и крупы: пшено, пшеница, горох, фасоль, и гречку. Что из вышеперечисленного лаборант выбрал и принес на лекцию? Почему он не взял остальное? Ответ поясните. 5. Какие видоизменения побегов у цветковых вы знаете, какие функции могут выполнять те или иные специализированные побеги? Ответ поясните примерами. 6. Какие особенности строения соединительной ткани вам известны. Где в организме человека присутствует соединительная ткань? Как называются клетки, составляющие разные виды соединительной ткани? Какие вещества могут включаться в межклеточное пространство? 7. Многие усатые киты совершают ежегодные миграции с севера на юг, зиму эти животные проводят в тропических водах, а летом отправляются в арктические районы. Как вы думаете, с чем связаны подобные миграции? Ученики, успешно справившиеся с заданиями и прошедшие на районный тур, могут ознакомиться с положением о районной олимпиаде по биологии и примерными заданиями практического тура. Благодарим за предоставленные материалы методиста по биологии Воробьеву Людмилу Олеговну и учителей кабинета биологии гимназии № 11 Василеостровского района. Положение о районной олимпиаде школьников Василеостровского района по биоэкологии Положение разработано в соответствии с положением о городской олимпиаде по биологии.
Центр повышение квалификации специалистов Василеостровского района.
В районной олимпиаде школьников по биоэкологи могут участвовать учащиеся 7-11 классов всех ГОУ района, победители школьного тура олимпиады. *Участники районного тура должны иметь самостоятельную творческую работу, требования к содержанию и оформлению которой оговорены в «положении о самостоятельной творческой работе школьников по биологии». (Изд.ГОУ СПб ДТЮ. 2002). Олимпиадная комиссия не принимает к рассмотрению работы, посвященные вопросам медицины, валеологии, психологии, социологии, работы по оккультным наукам, уфологии, рефераты по криптозоологии. * Реферативные работы по объему не должны превышать 25 страниц стандартной машинописи, выполняются только индивидуально учащимися 10-11 классов не менее чем по трем источникам. Образовательное учреждение может представить к рассмотрению только один реферат.
Регистрация работ проводится только в том случае, если на титульном листе работы указаны: Район, № ГОУ, класс, фамилия, имя, адрес, № телефона автора или авторов, фамилия, имя, отчество (полностью) научного руководителя и учителя, год выполнения работы. Регистрация участников, не имеющих работ проводится, если указаны: № ГОУ, класс, фамилия, имя, адрес, № телефона ученика, фамилия, имя, отчество (полностью) учителя. Этапы олимпиады.
В каждой параллели отдельно жюри определяет победителей. По результатам олимпиады проходит выдвижение кандидатов в состав команды района (20 человек). Ниже приводятся задания, которые должен уметь выполнять участник олимпиады. Лабораторная работа № 1(б). «Устройство светового микроскопа» Цель: изучить строение и познакомиться с назначением основных частей светового микроскопа. С помощью микроскопа изучают микроскопическое (скрытое от невооруженного глаза человека) строение растений. Микроскоп – это оптический прибор, позволяющий увеличивать объекты исследования в несколько десятков раз и до нескольких тысяч раз (электронный микроскоп в несколько сотен тысяч раз). В микроскопе можно выделить две части: оптическую и механическую. Назначение частей светового микроскопа. а) оптическая часть
б) механическая часть
*** Чтобы лучше понять, как живет растение, надо познакомиться с внутренним строением его органов. Для этого используют увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп…) Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Первые микроскопы начали изготавливать в XVII веке. Наиболее совершенными в то время были микроскопы, сконструированные голландцем Антони ван Левенгуком. Его микроскопы давали увеличение до 270 раз. Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз. В ХХ веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз. Главная часть светового микроскопа – увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус. В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова о к у л у с, что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова объектум, что значит «предмет». Тубус прикреплен к штативу. При помощи регулировочных винтов его можно поднимать или опускать. К штативу прикреплены также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало. Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения. Для приготовления препарата берут тонкий срез с любого органа, сделанный острой бритвой. Срез помещают в каплю воды на чистое предметное стекло и накрывают тонким покровным стеклом. Если вода выступает за края покровного стекла, ее излишек снимают фильтровальной бумагой. После этого препарат готов, его можно рассматривать под микроскопом. Во время работы с микроскопом рекомендуется соблюдать следующие правила. Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 5-8 см от края стола. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика. Приготовить препарат, поместить его на предметный столик и закрепить там предметное стекло двумя зажимами. Пользуясь регулировочным винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится четкое изображение предмета. После работы микроскоп убрать в футляр. Предметное и покровное стекла протереть чистой салфеткой. Использованные материалы (объект исследования, салфетки) выбросить в специально отведенный контейнер (мусорное ведро). Рис.1. Устройство светового микроскопа Примечание: Общее увеличение микроскопа определяется путем умножения увеличения объектива на увеличение окуляра. Материалы и оборудование: лист мха мниума (элодеи, кожица лука), дистиллированная вода; микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, салфетки, пипетка, препаровальные иглы. Порядок выполнения работы:
Вопросы для повторения
Лабораторная работа № 2 «Приемы работы с микроскопом» Цель: познакомиться с правилами работы с микроскопом. Для того чтобы провести исследование с помощью микроскопа, во-первых, его необходимо подготовить к работе, во-вторых, приготовить микропрепарат. Материалы и оборудование: веточка мха мниума (кожица лука), дистиллированная вода, р-р йода; микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, салфетки, пипетка, пинцет, препаровальные иглы. Порядок выполнения работы
Рис.1. Устройство светового микроскопа Рис.2. Приготовление микропрепарата Вопросы для повторения:
Лабораторная работа № 3 «Строение растительной клетки» Цель: закрепить навыки работы с микроскопом; познакомиться со строением растительной клетки. Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки – мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов. Клеточное строение растений было открыто в XVII веке благодаря изобретению микроскопа. Если рассмотреть мякоть плода помидора и арбуза при увеличении микроскопа примерно в 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора – бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку. Внутреннее живое содержимое клеток можно рассмотреть только при большом увеличении с помощью микроскопа. Под оболочкой расположена бесцветная цитоплазма, в ней более плотный комочек – ядро и прозрачные пузырьки – вакуоли, заполненные водянистым клеточным соком. В клетках арбуза клеточный сок окрашен в розовый цвет. В клетках помидора клеточный сок бесцветен, а в цитоплазме видны очень мелкие, окрашенные в красноватый цвет тельца, их называют пластидами. В одних клетках растений они могут быть окрашенными, в других – бесцветными. Пластиды зеленого цвета – хлоропласты. Если рассмотреть под микроскопом лист элодеи, который состоит всего лишь из двух слоев клеток, то можно увидеть прямоугольные, вытянутые клетки, плотно прилегающие друг к другу. В их прозрачной цитоплазме видны зеленые пластиды – это хлоропласты (от греческих слов «chloros» - зеленый и «plastos» - оформленный). Цветные пластиды – хромопласты могут быть желтыми, красными, оранжевыми. Цветные пластиды определяют цвет органа растения. Кроме пластид в растительной клетке могут находиться различные включения, которые являются своеобразными хранилищами запасных веществ (крахмальные зерна, капли масла, белковые зерна), а так же кристаллы. Основные части растительной клетки. Живая клетка растений состоит из следующих составных частей:
Данная лабораторная работа состоит из 3-х частей: а) Приготовление препарата мякоти плода помидора, изучение его с помощью лупы. Материалы и оборудование: ручная лупа, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, мякоть плода помидора. Порядок выполнения работы.
б) Приготовление препарата кожицы чешуи лука и изучение его под микроскопом. Материалы и оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, лезвие, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, слабый раствор йода, чешуя луковицы. Порядок выполнения работы:
Рис.1. Приготовление препарата кожицы Рис.2. Строение клеток кожицы лука. чешуи луковицы. в) Рассматривание пластид под микроскопом. Материалы и оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, зеленые листья (элодея, мниум, др.), листья желтого, красного цвета (осенние), лепестки цветков белого, желтого, красного, синего и др. цвета. Порядок выполнения работы:
*Примечание: для исследования окрашенных листьев и лепестков следует использовать тонкий срез. Внимание! Будьте осторожны при работе с лезвием, препаровальными иглами. Вопросы для повторения:
Лабораторная работа № 4 «Приемы изготовления гербария» Цель: познакомиться с правилами сбора и сушки растений, монтирования гербария. Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения, в России – в начале XVIII века. В мире около 500 крупных гербариев, в которых хранится около 200 миллионов образцов растений свыше 300 тысяч видов. Один из крупнейших в мире Гербарий в Ботаническом институте им. В.Л.Комарова РАН в Санкт-Петербурге.В Гербарии Государственного института растениеводства в Санкт-Петербурге хранится наиболее полная в мире коллекция зерновых, овощных и других растений. За рубежом крупнейшие гербарии в Праге, Лондоне (гербарий Карла Линнея и ботанического сада в Кью, в последнем около 6,5 миллионов листов), Женеве (гербарии О.П.Декандоля и П.Э.Буасье – 4 миллиона), Париже (6 миллионов), Вашингтоне, Вене. *** Гербарий (от лат.Herba – трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, для учебных и научных целей. Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают морфологический гербарий. Растения в гербарии могут быть подобраны по биологическим или хозяйственным признакам либо на определенную тему, например: «сорные травы», «Лекарственные растения» ит.п., - это гербарии |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий. Здравствуйте, дорогие ученики, учителя, родители и гости! Мы рады вновь увидеть вас в гостях у нашей школы. Сегодня во всех... | В нашей 19 школе музея нет, но уже много лет мы дружим с ветеранами... Мы стремимся создать музейную экспозицию, а пока ученики нашей школы участники городского конкурса сочинений «Спасибо за жизнь!».... | ||
График работы над рефератом Регистрация на сайте гимназии; размещение на сайте названия темы реферата (до 6 октября включительно) | Моу сош №24 города Подольска Прощание с букварем Ведущий. Дорогие гости, первоклассники. Сегодня в нашей школе праздник «Прощание с букварем». Ученики 1 класса изучили первый учебник... | ||
Урок трудового обучения Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только... | Сценарий школьного новогоднего праздника Ведущий. Добрый вечер дорогие ребята, коллеги, мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья сёстры наших ребят, добрые друзья... | ||
Сценарий 25-летнего юбилея школы Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие коллеги! Добрый день, дорогие гости! Поздравляем вас с праздником, который не отмечен... | Общешкольная газета Апрель 2014 Свои открытия сегодня демонстрируют обучающиеся нашей школы. Впервые представляют свои маленькие проекты ученики 1-4 классов. Это... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мой лучший урок». Финишному этапу предшествовали 2 тура на районном уровне. В I туре приняли участие 4 педагога из нашей гимназии.... | Чтобы она была всех уроков выучалочка, На вопросы отвечалочка Дорогие друзья. Вот и пролетели незаметно первые школьные годы, которые мы называем начальной школой. Кажется, что только вчера... | ||
Расписание школьного тура олимпиад с 10 по 09. 10. 2013 г | Уроках истории в 7 классах на рецензию Целью проекта является: Повысить степень изучаемости Ирландии в нашей гимназии в 6-7 классах, а вместе и интерес к этой стране! Основным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, дорогие ученики, родители и гости нашего праздника! Мы рады сегодня вновь увидеть вас. Во всех школах нашей огромной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, дорогие ученики, родители и гости нашего праздника! Мы рады сегодня вновь увидеть вас. Во всех школах нашей огромной... | ||
Цель : Ввести понятие «напряжения», единицы напряжения, прибор для измерения напряжения Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный: я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. И мы с вами познакомимся... | Тема: Урок игра «Знатоки русского языка» Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки. Дорогие друзья, добро пожаловать в Страну русского языка. Девиз нашей игры «Выучи... |