Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура





НазваниеДорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура
страница1/10
Дата публикации14.03.2015
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Дорогие ученики,

впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура

олимпиады по биологии для 7-8 классов.

Ученики 9-11 классов могут участвовать

в олимпиаде только с самостоятельными творческими работами.

Попробуйте свои силы!

Ответы сдать Татьяне Велловне до 21 октября 2008года.
Школьный тур олимпиады по

биологии 2008/2009 учебный год

7 класс

1. Почему грушанка, росянка, первоцвет, чистотел, лисохвост, мокрица и вороний глаз так называются? Что вы можете рассказать об этих растениях? Приведите еще 3 примера с названиями растений, отражающими их особенности. Ответ поясните.

2. Существует выражение "ободрать как липку". Что обдирали с липы и зачем? Какое еще хозяйственное применение имеет липа?

3. Какие части цветковых растений могут привлекать насекомых опылителей? Приведите примеры растений, имеющих разные способы привлечения насекомых. Перечислите признаки, характерные для насекомоопыляемых растений.

4. Вам даны описания листьев неких растений. Нарисуйте листья по этим описаниям. У каких вам известных растений есть похожие листья? Описания: лист простой линейный влагалищный, с параллельным жилкованием; лист простой пальчато-лопастной, цельнокрайний, с сетчатым жилкованием; лист сложный непарноперистый с сетчатым жилкованием; лист простой, яйцевидный, цельный с пильчатым краем.

5. Нарисуйте побег цветкового растения, подпишите его части.

6. Всегда ли окраска тела животных постоянна в течение жизни? Как и когда может происходить смена окраски? Какой биологический смысл может иметь смена окраски? Ответ проиллюстрируйте примерами.

7. Известно, что избавиться от вредных насекомых в доме, на складе, в хранилище бывает очень непросто. Приведите несколько примеров таких насекомых. Как вы считаете, почему очищение помещений от насекомых (дезинсекция) бывает зачастую неэффективна? С какими особенностями поведения, образа жизни и жизненного цикла различных насекомых это связано?

8. Какие типы движения одноклеточных животных вам известны? За счет каких частей клетки они осуществляются? Ответ поясните примерами.

Школьный тур олимпиады по

биологии 2008/2009 учебный год

8 класс
1. Рассмотрите рисунок на рыбы. Здесь изображен окунь, однако, у него отсутствуют все плавники, кроме хвостового. Дорисуйте недостающие плавники. Напишите, какие из них парные, а какие одиночные; какие функции выполняют разные плавники. Какие видоизменения плавников бывают у костных рыб, какие функции выполняют эти видоизмененные плавники? Приведите примеры.



2. В настоящее время грибы - это отдельное царство живых организмов. Однако известно, что представления о грибах менялись - их то объединяли с растениями, то сближали с животными. Приведите не менее 5 аргументов в пользу каждого из этих представлений.

3. Какие органы газообмена у многоклеточных животных, кроме легких, вы знаете? Назовите эти органы, опишите принцип их действия. У животных каких типов и классов они встречаются?

4. Профессор поручил лаборанту подготовить к показу на лекции семена разных растений. Заглянув в коллекцию, лаборант увидел арбузные семечки, виноградные косточки, семечки подсолнуха, орехи кешью, изюм и крупы: пшено, пшеница, горох, фасоль, и гречку. Что из вышеперечисленного лаборант выбрал и принес на лекцию? Почему он не взял остальное? Ответ поясните.

5. Какие видоизменения побегов у цветковых вы знаете, какие функции могут выполнять те или иные специализированные побеги? Ответ поясните примерами.

6. Какие особенности строения соединительной ткани вам известны. Где в организме человека присутствует соединительная ткань? Как называются клетки, составляющие разные виды соединительной ткани? Какие вещества могут включаться в межклеточное пространство?

7. Многие усатые киты совершают ежегодные миграции с севера на юг, зиму эти животные проводят в тропических водах, а летом отправляются в арктические районы. Как вы думаете, с чем связаны подобные миграции?

Ученики,

успешно справившиеся с заданиями и прошедшие на районный тур,

могут ознакомиться с положением о районной олимпиаде по биологии и

примерными заданиями практического тура.

Благодарим

за предоставленные материалы

методиста по биологии

Воробьеву Людмилу Олеговну

и

учителей кабинета биологии

гимназии № 11

Василеостровского района.

Положение

о районной олимпиаде школьников Василеостровского района

по биоэкологии

Положение разработано в соответствии с положением о городской олимпиаде по биологии.


  1. Цели и задачи олимпиады:

  • Пропаганда биолого-экологических, натуралистических и природоохранных знаний среди учащихся;

  • Вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность;

  • Формирование их нравственных качеств через увлечение живой природой.




  1. Организатор олимпиады.

Центр повышение квалификации специалистов Василеостровского района.

  1. Участники олимпиады.

В районной олимпиаде школьников по биоэкологи могут участвовать учащиеся 7-11 классов всех ГОУ района, победители школьного тура олимпиады.

*Участники районного тура должны иметь самостоятельную творческую работу, требования к содержанию и оформлению которой оговорены в «положении о самостоятельной творческой работе школьников по биологии». (Изд.ГОУ СПб ДТЮ. 2002). Олимпиадная комиссия не принимает к рассмотрению работы, посвященные вопросам медицины, валеологии, психологии, социологии, работы по оккультным наукам, уфологии, рефераты по криптозоологии.

* Реферативные работы по объему не должны превышать 25 страниц стандартной машинописи, выполняются только индивидуально учащимися 10-11 классов не менее чем по трем источникам. Образовательное учреждение может представить к рассмотрению только один реферат.

  • В команде от школы могут участвовать учащиеся 7 и 8 класса без самостоятельной работы, но только в том случае, если они заняли призовые места в практическом туре школьной олимпиады. По заявкам школ оргкомитет проводит регистрацию участников олимпиады. Особое внимание при регистрации уделяется содержанию и оформлению самостоятельных творческих работ.

Регистрация работ проводится только в том случае, если на титульном листе работы указаны:

Район, № ГОУ, класс, фамилия, имя, адрес, № телефона автора или авторов, фамилия, имя, отчество (полностью) научного руководителя и учителя, год выполнения работы. Регистрация участников, не имеющих работ проводится, если указаны: № ГОУ, класс, фамилия, имя, адрес, № телефона ученика, фамилия, имя, отчество (полностью) учителя.
Этапы олимпиады.


  1. Отборочный. Жюри производит оценку исследовательских работ и отбор претендентов на участие в районном туре.

  2. Практический.

  • Собеседование по самостоятельным творческим работам, допущенным кучастию в практическом туре.

  • Учащиеся 7 и 8 классов, не имеющие самостоятельной творческой работы, на олимпиаде выполняют лабораторные работы. Практикум включает прохождение его участниками двух тематических станций (ботаника и зоология).

  1. Подведение итогов.

В каждой параллели отдельно жюри определяет победителей. По результатам олимпиады проходит выдвижение кандидатов в состав команды района (20 человек).
Ниже приводятся задания, которые должен уметь выполнять участник олимпиады.

Лабораторная работа № 1(б).
«Устройство светового микроскопа»

Цель: изучить строение и познакомиться с назначением основных частей светового микроскопа.
С помощью микроскопа изучают микроскопическое (скрытое от невооруженного глаза человека) строение растений.

Микроскоп – это оптический прибор, позволяющий увеличивать объекты исследования в несколько десятков раз и до нескольких тысяч раз (электронный микроскоп в несколько сотен тысяч раз).

В микроскопе можно выделить две части: оптическую и механическую.
Назначение частей светового микроскопа.

а) оптическая часть

Окуляр

Расположен в верхней части тубуса.

Вмонтированные в металлический цилиндр линзы.

Дают увеличение, которое обозначается цифрами: 7х, 10х, 15х, 20х.

объектив

Расположен в нижней части тубуса.

Металлический цилиндр с впаянными линзами (чем больше линз, тем больше увеличение).

Определяет полезное увеличение предмета исследования, которое обозначается 8х, 40х; 60х, 90х, 120х.

Осветительная система

Крепится под предметным столиком.

Состоит из зеркала, конденсора с диафрагмой.

Зеркало имеет две поверхности: плоскую и вогнутую; крепление позволяет вращать зеркало в двух плоскостях.

Конденсор состоит из 2 или 3 линз, впаянных в металлический цилиндр.

С помощью зеркала свет направляется через конденсор и отверстие предметного столика на объект.


б) механическая часть

Штатив с подковообразной подставкой и тубусодержателем.

Обеспечивает крепление и перемещения тубуса, предметного столика, зеркала, конденсора, винтов.




Тубус (труба)

Цилиндр, в верхней части которого вставляются окуляры, а снизу – объективы.




Кремальера и винт грубой наводки

Обеспечивают значительное перемещение тубуса с целью фокусировки объекта при малом увеличении.




Микроскопический винт

Обеспечивает незначительное перемещение тубуса на расстояния, измеряемые микронами (мк, доли миллиметра) при большом увеличении




Предметный столик

Предназначен для размещения на нем исследуемого препарата. В середине имеет круглое отверстие; часто снабжен двумя клеммами (зажимами) для закрепления препарата.. Столик может быть подвижным.





***

Чтобы лучше понять, как живет растение, надо познакомиться с внутренним строением его органов. Для этого используют увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп…)

Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Первые микроскопы начали изготавливать в XVII веке. Наиболее совершенными в то время были микроскопы, сконструированные голландцем Антони ван Левенгуком. Его микроскопы давали увеличение до 270 раз. Современные световые микроскопы увеличивают изображение до 3600 раз. В ХХ веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.

Главная часть светового микроскопа – увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус. В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова о к у л у с, что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.

На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова объектум, что значит «предмет».

Тубус прикреплен к штативу. При помощи регулировочных винтов его можно поднимать или опускать. К штативу прикреплены также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало.

Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения. Для приготовления препарата берут тонкий срез с любого органа, сделанный острой бритвой. Срез помещают в каплю воды на чистое предметное стекло и накрывают тонким покровным стеклом. Если вода выступает за края покровного стекла, ее излишек снимают фильтровальной бумагой. После этого препарат готов, его можно рассматривать под микроскопом.

Во время работы с микроскопом рекомендуется соблюдать следующие правила. Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 5-8 см от края стола. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика.

Приготовить препарат, поместить его на предметный столик и закрепить там предметное стекло двумя зажимами.

Пользуясь регулировочным винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

Глядя в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

После работы микроскоп убрать в футляр. Предметное и покровное стекла протереть чистой салфеткой. Использованные материалы (объект исследования, салфетки) выбросить в специально отведенный контейнер (мусорное ведро).
Рис.1. Устройство светового микроскопа



Примечание: Общее увеличение микроскопа определяется путем умножения увеличения объектива на увеличение окуляра.

Материалы и оборудование: лист мха мниума (элодеи, кожица лука), дистиллированная вода; микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, салфетки, пипетка, препаровальные иглы.
Порядок выполнения работы:


  1. Познакомиться с устройством микроскопа: найти и рассмотреть основные части прибора.

  2. На приготовленной схеме «Строение микроскопа» обозначить его основные части.

  3. Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе против левого плеча на расстоянии от края стола примерно в 2-3 см. Специальной салфеткой протрите объектив, окуляр и зеркало.

  4. Вращая зеркало, направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и проверьте, достаточно ли освещено зрительное поле. Если света недостаточно, поворотом зеркала увеличьте освещенность зрительного поля.

  5. Протрите салфеткой предметное и покровное стекла. (если нет фиксированного микропрепарата.)

  6. На предметное стекло капните пипеткой каплю воды. В каплю воды положите предварительно отделенных от целого растения лист мха мниума (кожицы лука) и покройте сверху его покровным стеклом. Излишек воды удалите фильтровальной бумагой.

  7. Положите приготовленный вами препарат на предметный столик так, чтобы лист мха оказался над центром отверстия столика. Прижимами укрепите предметное стекло на предметном столике.

  8. Установите тубус с помощью регулировочных винтов таким образом, чтобы расстояние от объектива до покровного стекла было равно примерно 1 см.

  9. Глядя в окуляр, осторожно с помощью регулировочных винтов опускайте тубус до момента, пока не будут четко видны клетки, образующие лист мха мниума (кожицы лука).

  10. Подсчитайте, какое увеличение даст микроскоп в данном случае. Результат запишите в тетради.

  11. Смените окуляр, добейтесь четкого видения клеток листа. Определите, какое увеличение теперь дает микроскоп. Результат запишите в тетради.

  12. Сделайте вывод о значении использования светового микроскопа в биологии. Запишите вывод в тетради.

  13. Уберите микроскоп, мусор и использованные материалы выбросьте в специальный контейнер. Записи в тетради сдайте на проверку учителю.


Вопросы для повторения


  1. Для чего используются оптические увеличительные приборы в биологии?

  2. Назовите основные части микроскопа.

  3. Для чего микроскоп оборудован: окуляром и объективом? зеркалом и предметным столиком? регулировочными винтами?

  4. Как определить увеличение микроскопа?

  5. Как подготовить микроскоп к работе?


Лабораторная работа № 2
«Приемы работы с микроскопом»
Цель: познакомиться с правилами работы с микроскопом.


Для того чтобы провести исследование с помощью микроскопа, во-первых, его необходимо подготовить к работе, во-вторых, приготовить микропрепарат.
Материалы и оборудование: веточка мха мниума (кожица лука), дистиллированная вода, р-р йода; микроскоп, покровные стекла, предметные стекла, салфетки, пипетка, пинцет, препаровальные иглы.
Порядок выполнения работы


  1. Поставьте микроскоп штативом к себе у края стола так, чтобы окуляр находился ближе к левому глазу. Тетрадь и все предметы, необходимые для работы, расположите справа от микроскопа.

  2. Глядя левым глазом в окуляр и пользуясь вогнутым зеркалом, направьте свет от окна или электрической лампочки в объектив, чтобы максимально осветить поле зрения. Правый глаз оставьте открытым, чтобы уменьшить нагрузку на левый глаз и предотвратить быстрое утомление его глазных мышц.

  3. Работу с микроскопом (всегда!) начинают с малого увеличения. Объектив 8х поставьте в рабочее положение на расстояние 1 см от предметного столика и проверьте, хорошо ли он центрирован.

  4. Приготовьте препарат. С помощью пипетки капните на середину предметного стекла каплю воды. Пинцетом аккуратно отделите лист мха (фрагмент кожицы лука), поместите его в каплю воды. Закройте каплю покровным стеклом. Избыток воды удалите с помощью салфетки, приблизив ее к краю покровного стекла.

  5. Поместите предметное стекло с объектом исследования на предметном столике таким образом, чтобы лист мха оказался в центре отверстия, закрепите его одной клеммой. С помощью кремальеры опустите тубус, чтобы расстояние между препаратом и линзой объектива было 3-4 мм. Глядя левым глазом в окуляр, плавно поднимите объектив до положения, при котором хорошо видно изображение объекта. Найдите нужное место объекта, расположите его в центре поля и закрепите препарат двумя клеммами.

  6. Рассмотрите объект исследования (лист мха, фрагмент кожицы лука), зарисуйте его на листе бумаги и обозначьте те части клетки, которые Вы увидели (оболочка, цитоплазма).

  7. Для изучения препарата при большом увеличении микроскопа поверните револьвер (замените окуляр или объектив). Посмотрев в окуляр, рассмотрите расплывчатое изображение предмета. Далее с помощью микрометрического винта добейтесь хорошей видимости изображения объекта.

  8. После окончания работы с большим увеличением поверните револьвер, установите малое увеличение и снимите препарат.

  9. Аккуратно протрите предметное и покровное стекла салфетками. Использованный материал следует выбросить в специальный контейнер для мусора.


Рис.1. Устройство светового микроскопа


Рис.2. Приготовление микропрепарата



Вопросы для повторения:


  1. Почему для изучения анатомического (внутреннего) строения организмов используются оптические приборы?

  2. Назовите известные вам оптические приборы, используемые для изучения микроскопических объектов.

  3. Назовите основные части светового микроскопа.

  4. Расскажите, как можно вычислить увеличение микроскопа.

  5. Перечислить порядок подготовки микроскопа к работе с ним.

  6. Расскажите, как следует готовить микропрепарат для исследования с помощью микроскопа.

  7. Зарисуйте схемы: 1. Веточка мха мниума (невооруженным глазом). 2. Лист мха мниума (без увеличения). 3. Лист мха мниума (увелич.). Сделайте обозначения.




Лабораторная работа № 3

«Строение растительной клетки»

Цель: закрепить навыки работы с микроскопом; познакомиться со строением растительной клетки.


Даже невооруженным глазом, а еще лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зернышек. Это клетки – мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов. Клеточное строение растений было открыто в XVII веке благодаря изобретению микроскопа.

Если рассмотреть мякоть плода помидора и арбуза при увеличении микроскопа примерно в 56 раз, видны округлые прозрачные клетки. У яблока они бесцветные, у арбуза и помидора – бледно-розовые. Клетки в «кашице» лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.

Внутреннее живое содержимое клеток можно рассмотреть только при большом увеличении с помощью микроскопа. Под оболочкой расположена бесцветная цитоплазма, в ней более плотный комочек – ядро и прозрачные пузырьки – вакуоли, заполненные водянистым клеточным соком. В клетках арбуза клеточный сок окрашен в розовый цвет. В клетках помидора клеточный сок бесцветен, а в цитоплазме видны очень мелкие, окрашенные в красноватый цвет тельца, их называют пластидами. В одних клетках растений они могут быть окрашенными, в других – бесцветными.

Пластиды зеленого цвета – хлоропласты. Если рассмотреть под микроскопом лист элодеи, который состоит всего лишь из двух слоев клеток, то можно увидеть прямоугольные, вытянутые клетки, плотно прилегающие друг к другу. В их прозрачной цитоплазме видны зеленые пластиды – это хлоропласты (от греческих слов «chloros» - зеленый и «plastos» - оформленный).

Цветные пластиды – хромопласты могут быть желтыми, красными, оранжевыми. Цветные пластиды определяют цвет органа растения.

Кроме пластид в растительной клетке могут находиться различные включения, которые являются своеобразными хранилищами запасных веществ (крахмальные зерна, капли масла, белковые зерна), а так же кристаллы.

Основные части растительной клетки. Живая клетка растений состоит из следующих составных частей:

  1. Клеточная оболочка (стенка). Она прозрачная, плотная, упругая, не дает цитоплазме растекаться, придает клетке определенную форму, обеспечивает взаимодействие между соседними клетками.

  2. Живое содержимое клетки – цитоплазма. Это полужидкое вещество, в котором находятся различные внутриклеточные специализированные структуры – органоиды.

  3. Ядро – самый крупный органоид клетки, обеспечивает хранение наследственной информации о клетке.



Данная лабораторная работа состоит из 3-х частей:


а) Приготовление препарата мякоти плода помидора,

изучение его с помощью лупы.
Материалы и оборудование: ручная лупа, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, мякоть плода помидора.

Порядок выполнения работы.


  1. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.

  2. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода помидора и поместите его в каплю воды на предметное стекло. Аккуратно разомните мякоть с помощью препаровальной иглы до получения кашицы и накройте ее покровным стеклом. Удалите излишек воды с помощью салфетки или фильтровальной бумаги.

  3. Рассмотрите препарат с помощью лупы. Выявите зернистое строение мякоти плода помидора. Каждое зерно – это клетка.

  4. Зарисуйте группу клеток. Подпишите название рисунка и обозначьте 1-2 клетки.


б) Приготовление препарата кожицы чешуи лука

и изучение его под микроскопом.
Материалы и оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, лезвие, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, слабый раствор йода, чешуя луковицы.
Порядок выполнения работы:


  1. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой.

  2. С помощь пипетки нанесите каплю воды на предметное стекло.

  3. При помощи препаровальной иглы и пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  4. Покройте кожицу покровным стеклом.

  5. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки Вы видите.

  6. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло около микрообъекта каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  7. Рассмотрите окрашенный препарат под микроскопом. Какие изменения произошли?

  8. Найдите на препарате темную полосу, окружающую клетку – оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  9. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.



Рис.1. Приготовление препарата кожицы Рис.2. Строение клеток кожицы лука.

чешуи луковицы.






в) Рассматривание пластид под микроскопом.
Материалы и оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пинцет, препаровальные иглы, салфетка, пипетка, дистиллированная вода, зеленые листья (элодея, мниум, др.), листья желтого, красного цвета (осенние), лепестки цветков белого, желтого, красного, синего и др. цвета.
Порядок выполнения работы:


  1. Приготовьте препарат листа (элодеи, мниума): а) протрите салфеткой предметное и покровное стекла, на предметное стекло нанесите каплю воды; б) отделите пинцетом один лист элодеи и поместите его в каплю воды; в) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом (при увеличении в 300 раз). Найдите в клетке листа элодеи хлоропласты.

  3. Нарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее части: оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты. (Хлоропласты можно закрасить зеленым карандашом).

  4. Провести аналогичное исследование (п.1-3) с осенними листьями*.

  5. Провести исследование (п.1-3) с лепестками цветков*.

  6. При выполнении рисунков к п.4 и 5 следует обозначить хромопласты (пластиды, содержащие пигменты желтого, красного, синего и др. цвета). На рисунке их можно закрасить карандашом соответствующего цвета.


*Примечание: для исследования окрашенных листьев и лепестков следует использовать тонкий срез.

Внимание! Будьте осторожны при работе с лезвием, препаровальными иглами.
Вопросы для повторения:


  1. Из чего состоят все органы растений?

  2. Дайте определение понятию «клетка».

  3. Назовите известные вам составные части клетки.

  4. Что такой оболочка клетки? Для чего она нужна клетке?

  5. Что такое цитоплазма? Какую роль она играет в жизни клетки?

  6. Что такое клеточное ядро?

  7. Что такое вакуоль? Какое значение вакуоли имеют в жизни клетки?

  8. Что такое пластиды? От чего зависит их цвет?

  9. Какое вещество находится в хлоропластах, какой цвет органов растения он обеспечивает?

  10. Какие пластиды называются лейкопластами? В каких клетках растения они могут находиться?

  11. Какие пластиды называются хромопластами? В клетках каких органов растения они могут присутствовать и какую роль выполняют?

  12. Что такое клеточные включения? Какую роль они выполняют в клетке?


Лабораторная работа № 4

«Приемы изготовления гербария»

Цель: познакомиться с правилами сбора и сушки растений, монтирования гербария.

Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения, в России – в начале XVIII века. В мире около 500 крупных гербариев, в которых хранится около 200 миллионов образцов растений свыше 300 тысяч видов. Один из крупнейших в мире Гербарий в Ботаническом институте им. В.Л.Комарова РАН в Санкт-Петербурге.В Гербарии Государственного института растениеводства в Санкт-Петербурге хранится наиболее полная в мире коллекция зерновых, овощных и других растений. За рубежом крупнейшие гербарии в Праге, Лондоне (гербарий Карла Линнея и ботанического сада в Кью, в последнем около 6,5 миллионов листов), Женеве (гербарии О.П.Декандоля и П.Э.Буасье – 4 миллиона), Париже (6 миллионов), Вашингтоне, Вене.

***

Гербарий (от лат.Herba – трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, для учебных и научных целей.

Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают морфологический гербарий. Растения в гербарии могут быть подобраны по биологическим или хозяйственным признакам либо на определенную тему, например: «сорные травы», «Лекарственные растения» ит.п., - это гербарии
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ученики, учителя, родители и гости! Мы рады вновь увидеть вас в гостях у нашей школы. Сегодня во всех...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconВ нашей 19 школе музея нет, но уже много лет мы дружим с ветеранами...
Мы стремимся создать музейную экспозицию, а пока ученики нашей школы участники городского конкурса сочинений «Спасибо за жизнь!»....
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconГрафик работы над рефератом
Регистрация на сайте гимназии; размещение на сайте названия темы реферата (до 6 октября включительно)
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconМоу сош №24 города Подольска Прощание с букварем
Ведущий. Дорогие гости, первоклассники. Сегодня в нашей школе праздник «Прощание с букварем». Ученики 1 класса изучили первый учебник...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconУрок трудового обучения
Гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconСценарий школьного новогоднего праздника
Ведущий. Добрый вечер дорогие ребята, коллеги, мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья сёстры наших ребят, добрые друзья...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconСценарий 25-летнего юбилея школы
Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие коллеги! Добрый день, дорогие гости! Поздравляем вас с праздником, который не отмечен...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconОбщешкольная газета Апрель 2014
Свои открытия сегодня демонстрируют обучающиеся нашей школы. Впервые представляют свои маленькие проекты ученики 1-4 классов. Это...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мой лучший урок». Финишному этапу предшествовали 2 тура на районном уровне. В I туре приняли участие 4 педагога из нашей гимназии....
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconЧтобы она была всех уроков выучалочка, На вопросы отвечалочка
Дорогие друзья. Вот и пролетели незаметно первые школьные годы, кото­рые мы называем начальной школой. Кажется, что только вчера...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconРасписание школьного тура олимпиад с 10 по 09. 10. 2013 г

Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconУроках истории в 7 классах на рецензию
Целью проекта является: Повысить степень изучаемости Ирландии в нашей гимназии в 6-7 классах, а вместе и интерес к этой стране! Основным...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, дорогие ученики, родители и гости нашего праздника! Мы рады сегодня вновь увидеть вас. Во всех школах нашей огромной...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, дорогие ученики, родители и гости нашего праздника! Мы рады сегодня вновь увидеть вас. Во всех школах нашей огромной...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconЦель : Ввести понятие «напряжения», единицы напряжения, прибор для измерения напряжения
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный: я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. И мы с вами познакомимся...
Дорогие ученики, впервые на сайте нашей гимназии предложены вопросы школьного тура iconТема: Урок игра «Знатоки русского языка»
Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки. Дорогие друзья, добро пожаловать в Страну русского языка. Девиз нашей игры «Выучи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск