Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины





Скачать 210.83 Kb.
НазваниеАннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Дата публикации02.04.2015
Размер210.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Аннотация

к рабочей программе

учебной дисциплины

« ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060500.62 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»



Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная

Физическая антропология относится к дисциплинам по выбору студента естественно-научного и медико-биологического цикла дисциплин.

Антропология универсальная и комплексная наука о человеке. Человекознание на сегодняшний день представляет наиболее широкую систему знаний, объединяющих научные дисциплины и концепции самых разных идейных и теоретических ориентаций на основе изучения человека как многогранного существа. Одной из сторон научного познания человека является фундаментальное познание основных законов и свойств происхождения и развития человека. В рекомендуемых Всероссийским учебно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию МЗ РФ вопросах для подготовки к экзаменам по анатомии человека имеются вопросы онтогенеза человека, филогенеза внутренних органов и систем и антропогенеза. Вместе с тем, в отведенные учебным планом лекционные и лабораторные часы не удаётся уделить должного внимания этим вопросам, знания которых позволяет правильно оценить возрастные особенности органов и систем и анатомические основы аномалий развития.
Место « Физической антропологии» в ООП ВПО.

Дисциплина « Физическая антропология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения физической антропологии формируются:

А) В цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

Б) В цикле математических и научно-естественных дисциплин, в том числе: математика, биология, эмбриология, нормальная физиология.
Физическая антропология является предшествующей для изучения дисциплин: педиатрия, терапия, герантология, судебная медицина.

Для взаимосвязи физической антропологии с другими дисциплинами необходима интеграция её с этими дисциплинами.
Основной целью преподавания физической антропологии является научить студентов теоретическим и практическим вопросам антропологии в объёме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных соматоскопических, соматометрических исследований и соматотипирования, ознакомление их с морфологическими особенностями человека на разных этапах онтогенеза. При изучении данной дисциплины студентам необходимо повторить исходную информацию по биологии, эмбриологии, анатомии и физиологии человека. Физическая антропология дополняет анатомию человека, обеспечивает логическую связь между биологией и анатомией, формирует у студентов знания по физической антропологии на основе современных методов исследований; умения использовать полученные данные при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей профессиональной деятельности врача.
Задачами физической антропологии являются:

1.Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей физического развития человека, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития.

2.Изучение практических аспектов конституциональных особенностей человека.

3. Требования к результатам освоения « Физическая антропология»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК- 1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
Студент должен знать:

  • основные этапы развития физической антропологии, её значение для медицины и биологии;

  • основные направления данной науки, традиционные и современные методы её исследований;

  • основы терминологии в русском и латинском эквивалентах;

  • значение фундаментальных исследований физической антропологии для практической и теоретической медицины;

  • особенности физического развития организма у взрослого человека, детей и подростков;

  • основные конституции у взрослого человека, детей и подростков.

  • антропометрические точки

  • основные этапы развития органов (органогенез);

  • возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем;

  • прикладное значение полученных знаний по физической антропологии для последующего обучения и в дальнейшем для профессиональной деятельности.


Студент должен уметь:

  • правильно пользоваться инструментами (ростомером, весами, толстотным циркулем, сантиметровой лентой)

  • измерять длиннотные, широтные и обхватные размеры тела

  • вычислять индексы и компонентный состав тела

  • находить и прощупывать на теле живого человека основные костные ориентиры

  • составлять таблицы, в том числе и центильные, графики, диaграммы.

  • пользоваться научной литературой;

  • используя полученные знания, определять физическое развитие и конституцию индивидиума и отдельных групп населения.


Студент должен владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека;

  • медико-анатомическим понятийным аппаратом


4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

(108 часов)

Общая трудоемкость

108

Аудиторная работа:

54

Лекции (Л)

18

Практические занятия (ПЗ)

36

Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа:

54

Реферат (Р)

16

Самостоятельное изучение разделов

20

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

18

Курсовой проект





В преподавании физической антропологии, как и в других медицинских науках, предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий и самостоятельная работа студентов. В лекциях излагаются основные (трудные для усвоения) разделы физической антропологии с учётом последних достижений науки. Лекции, в основноминформативного характера. Практические занятия проводятся по расписанию. После самостоятельного изучения материала студенты защищают рефераты или научно-исследовательскую работу.

Образовательные технологии


Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

Часов

3

Л

Мульимедийные презентации

5

ПР

Тесты, УИРС, НИРС

6

ЛР







Итого:

11


5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.

1. Составление тестов

2. Подготовка ситуационных задач.

3.УИ РС (подготовка рефератов с докладом)

4. НИРС (практическое определение физического развития человека в онтогенезе в норме и патологии, доклад на студенческой конференции, публикация в печати).

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по общей схеме:

1.Тестовый контроль

2. Проверка практических знаний и умений

3.Ситуационная задача

Текущий контроль 24 балла

Посещение занятий 10 баллов

Промежуточный контроль:

коллоквиум №1 5 баллов

коллоквиум №2 5 баллов

коллоквиум №3 5 баллов

тестирование 21 балл

Итого: 70 баллов

СТРУКТУРА

РЕЙТИНГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО физической антропологии


НЕДЕЛИ

Тема занятий

Вид

форма

Количество баллов







контроля




отл

хор.

удовл.


1-5

6


Предмет и история развития антропометрии.

Измерительные признаки и методы.

Коллоквиум №1 Соматоскопия

Посещение занятий


Текущ.
Промеж.



Устно
Устно
Тесты

Устно


4
4
7

5
3


3
3
6

4
3


2
2
5

3
3





Общее количество баллов за 6 неделю

23

19

15


7-10

11




Антропометрия

Методы оценки физического развития и конституции.

Колоквиум №2.
Посещение занятий


Текущ.

Текущ.
Промеж.




Устно

Устно
Тесты

Устно


4

4
7

5

3


3

3
6

4

3


2

2
5

3

3




Общее количество баллов за 11-12 неделю

23

19

15


12-17

18



Принципы возрастной антропологии

Коллоквиум №3
Посещение занятий


Текущ.

Промеж.


Устно
Устно,

Тесты

устно


4
4

7

5

4


3
3

6

4

4



2
2

5

3

4




Общее количество баллов за последнюю неделю

24

20

16




ИТОГО

70

58

46



Для допуска к зачёту студент должен набрать не менее 36 баллов в семестре. Для получения зачёта необходима сумма баллов текущего, промежуточного и рубежного контроля не менее 61 балла.
Промежуточная аттестация (зачёт) по дисциплине проводится в 2 этапа:
1-й этап – компьютерное тестирование

0- 60% 0 баллов

61-74% 4 балла

75-84% 6 баллов

85-90% 8 баллов

91-100% 10 баллов

2-й этап устный опрос по вопросам и ситуационная задача

Отлично 15 баллов

хорошо 12 баллов

удовлетв. 10 баллов

неудовл. 0 баллов

.

Образцы тестов

Задание №1

Изгиб позвоночника выпуклостью вперёд называется …

+лордозом
Задание №2

Различают следующие типы конституции человека по схеме Бунака:

+ грудной

+ мускульный

+ брюшной

- головной
Задание №3

Последовательность возрастных групп постнатального периода развития следующая

1: новорожденный

2: грудной

3: раннее детство

4: первое детство

5: второе детство

6: подростковый возраст

7: юношеский возраст

8: зрелый возраст

9: пожилой возраст

10: старческий возраст

11: долгожители
Образец ситуационной задачи

На рентгенограмме черепа определяется большой родничок. Какому возрасту принадлежит данный череп?
Составитель: Каранашева В.А.


АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

учебной дисциплины

« ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060101.65 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»



Квалификация выпускника – специалист
Форма обучения – очная

Место « Физической антропологии» в ООП.

Дисциплина Физическая антропология относится к дисциплинам по выбору студента естественно-научного и медико-биологического цикла дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения физической антропологии формируются: А) В цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

Б) В цикле математических и научно-естественных дисциплин, в том числе: математика, биология, эмбриология, нормальная физиология.

Физическая антропология является предшествующей для изучения дисциплин: педиатрия, терапия, герантология, судебная медицина.

Для взаимосвязи физической антропологии с другими дисциплинами необходима интеграция преподавания её с этими дисциплинами.
Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе:

Антропология универсальная и комплексная наука о человеке. Человекознание на сегодняшний день представляет наиболее широкую систему знаний, объединяющих научные дисциплины и концепции самых разных идейных и теоретических ориентаций на основе изучения человека как многогранного существа. Одной из сторон научного познания человека является фундаментальное познание основных законов и свойств происхождения и развития человека. В рекомендуемых Всероссийским учебно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию МЗ РФ вопросах для подготовки к экзаменам по анатомии человека имеются вопросы онтогенеза человека, филогенеза внутренних органов и систем и антропогенеза. Вместе с тем, в отведенные учебным планом лекционные и лабораторные часы не удаётся уделить должного внимания этим вопросам, знания которых позволяет правильно оценить возрастные особенности органов и систем и анатомические основы аномалий развития.

Основной целью преподавания физической антропологии является научить студентов теоретическим и практическим вопросам антропологии в объёме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста при производстве первоначальных соматоскопических, соматометрических исследований и соматотипирования, ознакомление их с морфологическими особенностями человека на разных этапах онтогенеза. При изучении данной дисциплины студентам необходимо повторить исходную информацию по биологии, эмбриологии, анатомии и физиологии человека. Физическая антропология дополняет анатомию человека, обеспечивает логическую связь между биологией и анатомией, формирует у студентов знания по физической антропологии на основе современных методов исследований; умения использовать полученные данные при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей профессиональной деятельности врача.
Задачами физической антропологии являются:

  1. Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей физического развития человека, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития.

  2. Изучение практических аспектов конституциональных особенностей человека.


3. Требования к результатам освоения « Физическая антропология»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК- 1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
Студент должен знать:

  • основные этапы развития физической антропологии, её значение для медицины и биологии;

  • основные направления данной науки, традиционные и современные методы её исследований;

  • основы терминологии в русском и латинском эквивалентах;

  • значение фундаментальных исследований физической антропологии для практической и теоретической медицины;

  • особенности физического развития организма у взрослого человека, детей и подростков;

  • основные конституции у взрослого человека, детей и подростков.

  • антропометрические точки

  • основные этапы развития органов (органогенез);

  • возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем;

  • прикладное значение полученных знаний по физической антропологии для последующего обучения и в дальнейшем для профессиональной деятельности.


Студент должен уметь:

  • правильно пользоваться инструментами (ростомером, весами, толстотным циркулем, сантиметровой лентой)

  • измерять длиннотные, широтные и обхватные размеры тела

  • вычислять индексы и компонентный состав тела

  • находить и прощупывать на теле живого человека основные костные ориентиры

  • составлять таблицы, в том числе и центильные, графики, диaграммы.

  • пользоваться научной литературой;

  • используя полученные знания, определять физическое развитие и конституцию индивидиума и отдельных групп населения.


Студент должен владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека;

  • медико-анатомическим понятийным аппаратом


Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

(72 часов)

Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа:

36

Лекции (Л)




Практические занятия (ПЗ)

36

Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа:

36

Реферат (Р)

16

Самостоятельное изучение разделов

10

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

10

Курсовой проект




Образовательные технологии

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

Часов

3

Л







ПР

Тесты, Мультимедийные презентации, УИРС, НИРС

6

ЛР







Итого:





Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.

1. Составление тестов

2. Подготовка ситуационных задач.

3.УИ РС (подготовка рефератов с докладом)

4. НИРС (практическое определение физического развития человека в онтогенезе в норме и патологии, доклад на студенческой конференции, публикация в печати).

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по общей схеме:

1.Тестовый контроль

2. Проверка практических знаний и умений

3.Ситуационная задача

Текущий контроль 24 баллов

посещение занятий 10 баллов

рубежный контроль:

коллоквиум №1 5 баллов

коллоквиум №2 5 баллов

коллоквиум №3 5 баллов

тестирование 21 балл

Итого: 70 баллов


СТРУКТУРА

РЕЙТИНГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО физической антропологии


НЕДЕЛИ

Тема занятий

Вид

форма

Количество баллов







контроля




отл

хор.

удовл.


1-5

6


Предмет и история развития антропометрии.

Измерительные признаки и методы.

Коллоквиум №1 Соматоскопия

Посещение занятий


Текущ.
Промеж.



Устно
Устно
Тесты

Устно


4
4
7

5
3


3
3
6

4
3


2
2
5

3
3





Общее количество баллов за 6 неделю

23

19

15


7-10

11




Антропометрия

Методы оценки физического развития и конституции.

Колоквиум №2.
Посещение занятий


Текущ.

Текущ.
Промеж.




Устно

Устно
Тесты

Устно


4

4
7

5

3


3

3
6

4

3


2

2
5

3

3




Общее количество баллов за 11-12 неделю

23

19

15


12-17

18



Принципы возрастной антропологии

Коллоквиум №3
Посещение занятий


Текущ.

Промеж.


Устно
Устно,

Тесты

устно


4
4

7

5

4


3
3

6

4

4



2
2

5

3

4




Общее количество баллов за последнюю неделю

24

20

16




ИТОГО

70

58

46



Для допуска к зачёту студент должен набрать не менее 36 баллов в семестре. Для получения зачёта необходима сумма баллов текущего, промежуточного и рубежного контроля не менее 61 балла.
Рубежная аттестация (зачёт) по дисциплине проводится в 2 этапа:
1-й этап – компьютерное тестирование

0- 60% 0 баллов

61-74% 4 балла

75-84% 6 баллов

85-90% 8 баллов

91-100% 10 баллов

2-й этап устный опрос по вопросам и ситуационная задача

Отлично 15 баллов

хорошо 12 баллов

удовлетв. 10 баллов

неудовл. 0 баллов

и ситуационные задачи.

Образцы тестов

Задание №1

Изгиб позвоночника выпуклостью вперёд называется …

+лордозом
Задание №2

Различают следующие типы конституции человека по схеме Бунака:

+ грудной

+ мускульный

+ брюшной

- головной

Задание № 3

Последовательность возрастных групп постнатального периода развития следующая

1: новорожденный

2: грудной

3: раннее детство

4: первое детство

5: второе детство

6: подростковый возраст

7: юношеский возраст

8: зрелый возраст

9: пожилой возраст

10: старческий возраст

11: долгожители


Образец ситуационной задачи

На рентгенограмме черепа определяется большой родничок. Какому возрасту принадлежит данный череп?
По контрольным вопросам составлено 25 билетов по 2 вопроса в каждом.


Составитель : Каранашева В.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)»
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 080114 аннотация...
В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины опоп. 140448 аннотация...
Специальность Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотации основной профессиональной образовательной программы для...
Аннотация к рабочей программе дисциплины оп. 02. «Основы электротехники и микроэлектроники»
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»...
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Социология управления»...
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей учебной программе дисциплины «Рынок труда» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – б в. Дв профессиональный цикл
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля
Автор: Г. А. Таусагарова, преподаватель общеобразовательных дисциплин асхт – филиал фгбоу впо огау
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»...
Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули)
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины основы строительного...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с...
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconСпециальность Экономика и бухгалтерский учет Аннотация рабочей программы...
В результате изучения учебной дисциплины Информатика и икт студент должен обладать общими компетенциями
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» для направления...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» для направления подготовки бакалавров 080100. 62 Экономика
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Цели освоения учебной дисциплины
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные...
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык»...
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные...
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
Цель освоения дисциплины «Арбитражный процесс» сформировать следующие компетенции


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск