Задачи кружка
Образовательные: знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты).
Воспитательные: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе; раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения (эстетическое воспитание); для профилактики утомления учащихся сменять виды деятельности (физическое воспитание); осуществлять практическую направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей средой на основе использования межпредметных связей.
Развивающие: формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей; развивать навыки совместной работы, познавательный интерес учащихся, их самостоятельность и активность, а также речь, память, внимание и наблюдательность.
Основные направления работы кружка
Организационное собрание.
Общее знакомство с комнатными растениями и условиями их содержания:
особенности содержания растений в помещении (световые условия, тепловой режим, водный);
почвенные условия; питание комнатных растений и их удобрение;
заготовка рабочего материала.
Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка, обрезка, прищипка, омолаживание, подвязка и обмывание.
Основные способы размножения комнатных растений. Размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.
Выращивание растений без почвы. Гидропоника. Ионатопо- ника.
Паспортизация комнатных растений.
Основные комнатные растения, используемые в интерьерах:
- пустынные растения (кактусы, алоэ, хлорофитум, ютивия, агава);
- субтропические растения сухих мест обитания (аспарагус,
пальма, иглица);
- тропические растения (монстера, антуриум, фикус, бегония, колеус, плектрантус, сансевьера, бальзамин);
- растения тропических болот (традесканция, циперус);
- драцена, кофе и другие;
- влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония, цитрусовые, роза, хибискус, аспидистра, примула, цикламен, чай, камнеломка, камелия);
- растения, «шагающие» по стене (плющ, аралия, циссус, сцин- дапсус);
- ядовитые растения и растения-вампиры (олеандр, строфантус
и др.);
- домашние лекари;
- комнатные растения и астрология;
- комнатные растения и косметология.
Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.
Размещение растений в комнате, рекреациях.
Аранжировка.
Озеленение балконов, пришкольного участка. Выращивание рассады.
Экскурсия в цветочный магазин.
Вечер «Путешествие с комнатными растениями».
Заключительное занятие. Подведение итогов. Летнее задание.
План работы по четвертям
1-я четверть. Проведение анкетирования. Организационное собрание. Знакомство с техникой безопасности и лабораторным оборудованием. Строение комнатных растений. Особенности содержания растений в комнатах. Заготовка рабочего материала. Способы размножения. Паспортизация. КВН. Уход за комнатными растениями.
2-я четверть. Знакомство с основными комнатными растениями кабинета биологии. Освоение методики лабораторных и практических работ. Участие в конкурсе «Самый зеленый кабинет школы». Уход за комнатными растениями.
3-я четверть. Знакомство с комнатными растениями. Чаепитие и дегустация кофе. Уход за комнатными растениями. Викторина. Размножение растений.
4-я четверть. Выращивание и высадка цветочной рассады на пришкольный участок. Аранжировка цветника. Экскурсия. Подготовка и проведение вечера «Путешествие с комнатными растениями». Подведение итогов. Летнее задание. Тематическое планирование 1-я четверть занятие. Анкетирование. Организационное собрание (постановка целей и задач кружка, оформление документации, знакомство с правилами техники безопасности и оборудованием).
занятие. Особенности содержания растений в комнатах (световые условия, тепловой и водный режим). Строение декоративных растений.
занятие. Почвенные условия. Питание комнатных растений, их удобрение.
занятие. Заготовка рабочего материала (почвы, песка, гравия, мха, торфа и т. д.).
занятие. Уход за комнатными растениями (пересадка, перевалка, обрезка, прищипка, омолаживание, подвязка и обмывание).
Пр. р.1№ 17, № 18. занятие. Основные способы размножения комнатных растений (размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями).
занятие. Выращивание комнатных растений без почвы (гидропоника и ионитопоника).
занятие. Паспортизация комнатных растений.
2-я четвертьЗнакомство с основными комнатными растениями занятие. Пустынные растения. Кактусы.
® Пр. р. № 1, № 2, № 3. е занятие. Агавы, алоэ, хлорофитум, кливия, луковичные. т JI. р. № 1, № 2.
е занятие. Субтропические растения сухих мест обитания (аспарагус, иглица, финиковая пальма).
® Пр. р. № 4. е занятие. Тропические растения (монстера, антуриум, фикус).
® Пр. р. № 5, № 6, л. р. № 3. е занятие. Бегонии.
® Пр. р. № 7, л. р. № 4.
е занятие. Колеус, плектрантус, сансевьера, бальзамин.
© Пр. р. № 8, № 9 (даются на дом), л. р. № 5, № 6, № 7, № 8.
е занятие. Растения тропических болот (традесканция).
<§> Пр. р. № 10, л. р. № 9.
3-я четверть
е занятие. Драцена, кофе, циперус. Дегустация разных сортов кофе. Викторина.
е занятие. Влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония).
Ф Пр. р. № 11, № 12, л. р. № 10.
е занятие. Цитрусовые, роза, гибискус.
Ф Пр. р. № 13, № 14, л. р. № 11.
е занятие. «Дружная семейка» и другие субтропические растения (аспидистра, примула, цикламен, камелия, чай, камнеломка). Чаепитие.
е занятие. Растения, шагающие по стене (плющ, аралия, циссус, сциндапсус).
© Пр. р. № 15.
е занятие. Ядовитые растения и растения-вампиры (олеандр, строфантус и др.).
е занятие. Домашние лекари.
е занятие. Комнатные растения и косметология.
е занятие. Комнатные растения и астрология.
е занятие. Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.
е занятие. Размещение растений в комнате.
4-я четверть
е занятие. Аранжировка.
е занятие. Озеленение окон, балконов, пришкольного участка.
е занятие. Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка.
е занятие. Экскурсия в цветочный магазин.
е занятие. Вечер «Путешествие с комнатными растениями».
е занятие. Высадка рассады.
е занятие. Подведение итогов. Летнее задание.
Направления работы кружка «Комнатное цветоводство®
Экологическое направление
Познакомить с экологическими факторами и их влиянием на рост и развитие комнатных растений.
Развить у учащихся интерес к занятию научно-исследовательской деятельностью. Организация практической экологической деятельности учащихся.
Воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности и любви к родному краю.
Обучающее направление
Знакомство с основными биологическими понятиями.
Использование лабораторных и практических работ, позволяющих учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщения.
Развить познавательную деятельность учащихся через подготовку рефератов и сообщений, экскурсии, КВН, вечера и т. д.
Эстетическое направление
Развивать эстетический вкус, любовь к прекрасному. С этой целью использовать на занятиях выдержки из литературных произведений, стихов, составление цветочных композиций, прослушивание музыкальных произведений, а также демонстрацию репродукций и открыток.
Патриотическое направление
Преподавание строится на краеведческой основе. Это способствует выработке у учащихся чувства гордости за родной край, уважения к другим народам нашей страны.
Знакомство с русскими и советскими учеными, внесшими свой вклад в развитие науки, с их открытиями и научными исследованиями.
Трудовое направление
Развивать трудовые навыки учащихся, любовь к труду.
Формировать интерес к таким профессиям, как цветовод, фитодизайнер, работник сельского хозяйства, учитель, ландшафтный архитектор и др.
Организационное направление
Организация работы кружка.
Проведение анкетирования.
Организация КВНов, вечеров, экскурсий, праздников.
Участие в коллективном творчестве: в школьном смотре кабинетов;
в районном и городском конкурсе «Украсим жизнь цветами»;
в акции «Школьный двор».
Ш Практические работы № 1 «Получение кактусят».
№ 2 «Размножение кактусов отростками».
№ 3 «Прививка кактусов».
№ 4 «Выращивание финиковой пальмы из семян. Выяснение зависимости скорости прорастания семян от внешних воздействий». № 5 «Размножение монстеры вегетативными органами».
№ 6 «Получение из фикуса каучука и определение его свойств». № 7 «Размножение бегонии вегетативными органами».
№ 8 «Размножение сансевьеры кусочками листа».
№ 9 «Влияние различных внешних факторов на рост и развитие бальзамина».
№ 10 «Водная культура традесканции».
№ 11 «Получение эфирного масла из листьев пеларгонии».
№ 12 «Получение фотографии на листьях пеларгонии».
№ 13 «Прививка глазком».
№ 14 «Размножение розы черенками».
№ 15 «Выращивание двух растений плюща из одного стебля». № 16 «Искусственное опыление фуксии».
№ 17 «Уход за комнатными растениями».
№ 18 « Пересадка комнатных растений».
Лабораторные работы № 1 «Знакомство с микроскопом и правилами работы с ним. Рассмотрение листа алоэ под микроскопом».
№ 2 «Изучение луковицы и листа амариллиса».
№ 3 «Изучение под микроскопом края листовой пластинки монстеры и нахождение гидатод».
№ 4 «Обнаружение хлорофилла и антоциана в красных листьях бегонии».
№ 5 «Рассмотрение под микроскопом поверхности и поперечного среза листа колеуса».
№ 6 «Передвижение воды по стеблю колеуса и бальзамина».
№ 7 «Испарение воды листьями бальзамина».
№ 8 «Рассмотрение поперечного и продольного среза стебля бальзамина и обнаружение сосудов».
№ 9 «Обнаружение устьиц на листьях традесканции».
№ 10 «Рассмотрение листа пеларгонии в лупу и обнаружение эфирного масла».
№ 11 «Обнаружение эфирного масла в корке и листьях апельсина и лимона, получение его методом выдавливания».
№ 12 «Изучение листа камелии под микроскопом».
№ 13 «Изучение вегетативных и генеративных почек камелии».
Темы сообщений и рефератов
История открытия каучука и его получение.
Кактусы в жизни человека.
Гидропоника.
К. А. Тимирязев, его жизнь и деятельность.
История появления кофе в Европе.
Египетские свитки.
Икебана.
Биологический способ защиты растений.
Использование комнатных растений в медицине и косметологии.
Как сохранить срезанное растение.
Чай. Культура чаепития.
Литература
Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2003.
Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988.
Богоявлинская, А. Е. Активные формы и методы обучения биологии / А. Е. Богоявлинская. — М.: Просвещение, 1996.
Сорокин, Л. В. Тематические игры и праздники по биологии / Л. В. Сорокин. — М., 2004.
Парфилова, Л. Д. Тематические игры по ботанике / JI. Д. Пар- филова. — М.: Сфера, 2003.
Агеева, И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках / И. Д. Агеева. — М.: Сфера, 2004.
Клинковская, Н. И. Комнатные растения в школе. Книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. — М.: Просвещение, 1986.
Лизинский, В. М. Приемы и формы учебной деятельности / В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Литература, рекомендуемая для руководителя кружка «Комнатное цветоводство*
1 Сентября. Биология. —- 2005. -— № 17. — О пальме и кофе.
1 Сентября. Биология. — 2001. -— № 1. — С. 34. — «Комнатные растения в кабинете биологии».
1 Сентября. Биология. — 2001. -—№5. —С. 53, —«Цветы — земной красы начало»: эколого-биологический эрудицион.
1 Сентября. Биология. —- 2001. — № 4. — С. 67. — «О папоротниках и не только о них».
1 Сентября. Биология. — 2004. — №21. — С. 24. — О почвах.
1 Сентября. Биология. — 2003. — № 34. — С. 2. — Каши- нель.
1 Сентября. Биология.—-2003. — №33. — С. 29. — «Золотой цветок императора Японии». — О хризантеме.
1 Сентября. Биология. — 2003. — № 30. — С. 4. — «Вегетативное размножение растений». — Об истории вегетативного размножения растений.
1 Сентября. Биология. —- 2003. — № 3. — С. 16. — «Вдыхать аромат роз не всегда полезно».
1 Сентября. Биология. — 2004. — № 10. — С. 10. — «Комнатное цветоводство».
Борисенко, Т. И. Кактусы / Т. И. Борисенко. — Киев, 1986.
Вершинина, Н. П. Вредители оранжерейных и комнатных растений и меры борьбы с ними / Н. П. Вершинина, Е. Т. Лебедева. — Кировск, 1985.
Имханицкая, Н. Н Пальмы / Н. Н. Имханицкая. — Л., 1985.
Ильина, Е. Я. Комнатные растения и их использование в интерьере / Е. Я. Ильина, Е. И. Стерлигова. — Свердловск, 1991.
Капранова, Н. Н. Комнатные растения в интерьере/Н. Н. Капранова. — М., 1989.
Тавлинова, Т. К. Цветы в комнате и на балконе / Т. К. Тавлино- ва, —Л., 1977.
Герасимов, С. О. Редкие комнатные растения / С. О. Герасимов, И. М. Журавлев. — М., 1990.
Сааков, С. Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними / С. Г. Сааков. — М.; Л., 1983.
Шклярова, М. М. Лианы и ампельные растения для интерьера / М. М. Шклярова, Т. В. Якимова. — М., 1975.
Табунщиков, Н. П. Аранжировка цветов / Н. П. Табунщиков. — Киев, 1988.
Смирнов, А. В. Мир растений: рассказы о кофе, лианах, пшенице и пальмах / А. В. Смирнов. — М., 1981.
Кун, Н. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/Н. А. Кун. —М., 1987.
Николаенко, Н. П. Композиция из цветов (икебана) /Н. П. Николаенко. — Ташкент, 1988.
Пронников, В. А. Икебана, или Вселенная, запечатленная в цветке / В. А. Пронников. — М., 1985.
Золотницкий, Н. Ф Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Зо- лотницкий. — М., 1992.
Верзилин, Н. М. Путешествие с комнатными растениями. — М.: Дрофа, 1986.
Практические работы Практическая работа № 3. «Прививка кактусов®
Цель: научиться прививать кактусы.
Оборудование: острое лезвие, толстая (лучше шерстяная) нитка, стеклянная банка.
Ход работы
Возьмите черенок кактуса (эпифиллюма) 5 см и заострите скошенными срезами в форме лопатки, с двух сторон. С другого кактуса (пейрескии) срежьте верхушку стебля.
Надрежьте стебель пополам глубиной 1,5 см и немного больше поверхности заостренного среза черенка эпифиллюма.
В разрез стебля пейрескии (подвоя) вставьте черенок эпифиллюма (привоя) таким образом, чтобы поверхности срезов совпали.
Скрепите привой с подвоем колючкой кактуса и обвяжите толстой ниткой.
Подвой перед прививкой и после нее до полного срастания с привоем не поливать.
Привитый кактус положите набок в теплое, затененное место.
Прикройте кактус банкой.
Прививки срастаются обычно через 1—2 недели, но повязку не снимать еще несколько дней.
Практическая работа № 8 «Размножение сансевьеры кусочками листа®
Цель: научиться размножать сансевьеру частями листа.
Оборудование: скальпель или лезвие бритвы, горшок с песком, стеклянная банка
Ход работы
Скальпелем разрежьте лист сансевьеры на куски длиною 1 см и воткните на 2/3 в песок.
Покройте стеклянной банкой и поставьте в теплое и светлое место.
Регулярно увлажняйте песок, наливая воду в поддон, и приподнимайте банку для проветривания. Через 30—40 дней у нижнег о обреза появятся корни, а затем и почки, из которых вырастут листья.
Пересадите молодые растения в горшок с землей.
Практическая работа № 9 «Влияние различных внешних факторов на рост и развитие Бальзамина*
Цель: выяснить, как разные абиотические факторы среды влияют на рост и развитие бальзамина.
Оборудование: сеянцы бальзамина, горшки с сильно удобренной и бедной почвой.
Ход работы
Разделите сеянцы бальзамина: одни поместите в горшки с сильно удобренной почвой и обильно поливайте, другие — в бедную почву с большой примесью песка и реже поливайте.
Часть из тех и других растений поставьте для закалки в прохладное место. Установите, какие из них выживут, а какие погибнут? В каких условиях формируются более выносливые и раннецветущие растения? В каких условиях растения плохо растут, но быстро развиваются, а в каких наблюдается сильный рост, но слабое развитие?
Практическая работа № 10 «Водная культура традесканции*
Цель: научиться приготавливать питательные растворы и на них выращивать растения.
Оборудование: 2 бутылки с водой, просушенный дерновый перегной (березовая зола), сосуд, фильтр, спиртовка, воск или пробка, белая бумага, стеклянная трубка, согнутая под прямым углом, резиновая груша, весы, 0,5 г селитры.
Ход работы Первый способ
Вырастите две веточки традесканции в бутылках с водой, пока не образуются на них длинные корни.
Приготовьте питательную воду: возьмите одну часть хорошо просушенного дернового перегноя, взболтайте в течение 5 минут. Можно взять примерно на 1 л воды 150 г почвы. Полученной вытяжке дайте отстояться, профильтруйте и прокипятите, чтобы убить бактерии и споры грибов. Если раствор получится темный, то разбавьте его до цвета жидкого чая. При отсутствии почвы можно заменить ее березовой золой — 2 г на 1 л воды с прибавкой 0,5 г селитры. Вода настаивается на золе сутки.
Налейте в одну бутылку почвенной или зольной вытяжки, в другую — чистую воду.
В ту и другую бутылки поместите ветки традесканции, укрепив их воском или просверленной пробкой.
Бутылки оберните плотной белой бумагой, чтобы корни растений были в темноте и не нагревались, а в воде не заводились водоросли.
Через воск или пробку в воду спустите согнутую под прямым углом стеклянную трубку, через которую вдувайте в бутылку с помощью резиновой груши каждый день воздух.
Когда корневая система растения разовьется, тогда раствор наливают в сосуд на 2/3 и продувают реже.
Второй способ
Приготовьте питательную смесь по рецепту:
Азотнокислого кальция —- 1 г.
Азотнокислого калия — 1/4 г.
Сернокислого магния (английской соли) - 1/4 г.
Фосфорнокислого калия — 1/4 г.
Хлорного железа 10 %-ного раствора — 4 капли.
Соли растворять по отдельности. Воду лучше брать речную или дождевую.
Практическая работа № 11 «Получение эфирного масла из листьев пеларгонии*
Цель: получить из пеларгонии эфирное масло.
Оборудование: листья пеларгонии пахучей, лезвие бритвы или скальпель, колба с водой, пробка, стеклянная трубка, изогнутая под углом, пробирка, стакан с водой, треножник, спиртовка, пипетка.
Ход работы
Срежьте несколько листиков пеларгонии пахучей.
Разрежьте листья и положите в колбу, на дно которой налито немного воды.
Закройте колбу пробкой с длинной стеклянной трубкой, бпус- кающейся вниз под углом.
Конец трубки поместите в пробирку, опущенную в стакан с холодной водой.
Колбу поставьте на треножник и нагрейте на спиртовке. Вместе с парами воды испаряется эфирное масло и проходит по трубке в пробирку, где охлаждается. В пробирке накопится вода, на поверхности которой заметно чуть желтоватое масло.
Соберите масло пипеткой.
Практическая работа № 12 «'Получение "фотографии" на листьях пеларгонии*'
Цель: получить изображение на листьях пеларгонии, доказать, что крахмал образуется только на свету.
Оборудование: «столик» (полочка, картон), стекло негатива, канцелярские скрепки, кипящая вода, горячий спирт, блюдце с водой, йодовый раствор, фильтровальная бумага.
Ход работы
Разместите сооружение в виде столика под крупным листом пеларгонии. Столик делают из нескольких палочек, воткнутых в землю горшка. На конце этих палочек закрепите кусок картона.
На «столик» положите лист пеларгонии, а на лист — стекло негатива.
Лист и негатив скрепите с картоном «столика» канцелярскими скрепками со всех сторон.
Поверните растение и «столик» к свету. Свет необходим яркий, солнечный. При отсутствии солнца поставьте растение под сильную электрическую лампочку (однако так, чтобы не обжечь листья).
Через 10—12 часов снимите негатив и обрежьте лист.
Проявите “фотографию”. Для этого опустите срезанный лист в кипящую воду (лист обесцветится), а затем в горячий спирт.
Когда хлорофилл в спирту растворится и лист станет желтобелым, положите его на блюдечко и залейте йодом, разбавленным водой до цвета крепкого чая. Вскоре на листе появится темно-синяя или фиолетовая “фотография”. Образовавшийся на освещенных листах крахмал окрасился в синий цвет.
Лист высушите фильтровальной бумагой.
Практическая работа № 13 «'Прививка глазком*
Цель: познакомиться с методом прививки.
Оборудование: одно-, двулетняя веточка цитрусового, лезвие бритвы или острый нож, мочало, палочка, обрезанная в виде лопатки, садовый вар.
Ход работы
Прививку делают в апреле или августе, когда растение особенно хорошо растет и кора легко отстает. Прививают деревца двухлетнего возраста.
Помойте руки и оботрите прививаемое растение.
Срежьте одно-, двухлетнюю веточку с плодоносившего деревца. Обрежьте листья, оставляя черешки, в пазухах которых видны почки.
Срежьте почку с частью коры и кусочком древесины под почкой в виде продолговатого щитка.
На подвое сделайте на коре Т-образный надрез (стволик должен быть не тоньше карандаша).
Уголки коры осторожно отделите от древесины палочкой, обрезанной в виде лопатки.
Под кору вставьте щиток с «глазком»—почкой. Верхний «хвостик» должен быть вровень с поперечным срезом коры подвоя. Обратите внимание, что черешок листа с почкой должен «смотреть» вверх, не переверните почку вни?. Не берите щиток за срез пальцами и никуда не кладите, чтобы не запачкать и не внести инфекции.
Забинтуйте плотно прививку размоченными лентами мочала, оставив черешок и почку открытыми. Если через две недели черешок отвалится, значит прививка удалась. Если черешок присохнет к щитку глазка — не удалась.
Через 20 дней почка набухает, и повязку можно слегка ослабить. До полного срастания привитых тканей тревожить прививку нельзя.
Как только почка даст росток в 10 см длиной, повязку снять и все деревцо на 3 мм выше привившегося побега срезать чуть-чуть наискось.
Место среза замазать садовым варом.
1!. Если от корня до ствола ниже прививки появились дикие побеги, удалите их, так как они оттянут соки и появившийся побег засохнет.
Практическая работа № 14 «Размножение розы черенками*
Цел ь: Научиться размножать розу черенками.
Оборудование: лезвие бритвы, отцветшие ветки розы, горшок с промытым речным песком, стеклянная банка.
Ход работы
С отцветших веток срежьте черенки с 3—4 почками и воткните их на глубину 0,5 см в горшок с песком.
Накройте горшок стеклянной банкой и поставьте в теплое место на неяркий свет, поливайте теплой водой (20°С). Черенки укореняются в течение месяца. Полезно поливать молодые растения жидким навозом или минеральным удобрением один раз в две недели до цветения. Чтобы не обессилить растение, следует удалить первые бутоны.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1 «'Рассмотрение листа алоэ под микроскопом*
Цель: рассмотреть лист алоэ под микроскопом, найти мешковидные клетки с соком.
Оборудование: микроскоп, листья алоэ, лезвие бритвы, предметное и покровное стекла.
Ход работы
Сделайте лезвием бритвы тонкий поперечный срез листа алоэ и рассмотрите его под микроскопом.
Найдите тонкую ярко-зеленую полоску снаружи и блестящую, похожую на желе, водную ткань внутри, а также большие мешковидные клетки, наполненные слизистым соком.
Зарисуйте увиденное в тетрадь.
Лабораторная работа № 2 «Изучение луковицы и кожицы листа амариллиса*
Цель: изучить строение луковицы амариллиса и кожицы листа, найти устьица.
Оборудование: луковица амариллиса, скальпель, лист амариллиса, препаровальная игла.
Ход работы
Разрежьте луковицу. Найдите толстые, сочные, белые листочки, покрытые сверху плотной сухой кожицей.
Препаровальной иглой снимите кожицу с листа амариллиса и рассмотрите ее в лупу. Найдите крупные устьица.
Какова роль кожицы?
Лабораторная работа № 7 «'Испарение воды листьями бальзамина*
Ц е л ь: познакомиться с явлением транспирации на примере бальзамина.
Оборудование: стеклянный колпак, колба с коротким и широким горлышком, вата, штатив.
Ход работы
Полейте бальзамин теплой водой и накройте стеклянным колпаком. На концах листочков появляются капельки воды. Откуда она взялась?
Соберите капельки, поместив веточку (не срезая ее) в колбу с широким и коротким горлышком; вокруг ветки отверстие плотно закройте ватой, а колбу поддержите штативом.
Лабораторная работа № 8 «Изучение поперечного и продольного срезов Бальзамина и обнаружение сосудов*
Цель: изучить продольный и поперечный срезы стебля бальзамина, найти сосуды.
Оборудование: лезвие бритвы или скальпель, стакан с чистой водой, стакан с водой, подкрашенной чернилами (синими или красными), лупа.
Ход работы
Срежьте две веточки бальзамина с голыми стебельками и поставьте одну в чистую воду, другую — в воду, подкрашенную чернилами.
Поставьте веточки рядом и сравните цвет их стеблей. По какой части стебля передвигается вода?
Сделайте поперечный срез стебля с окрашенными сосудами. Как они расположены? Зарисуйте в тетрадь.
Положите тонкий поперечный срез (не толще 1 мм) на черную бумагу. Вы видите как бы пчелиные соты. Что это?
Лабораторная работа № 9 «Обнаружение устьиц в листьях традесканции*
Цель: найти и познакомиться с устьицами растения.
Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, лезвие бритвы.
Ход работы
С листа традесканции (нижней стороны) снимите кожицу и рассмотрите ее в микроскоп.
Найдите две бобовидные клетки и щель между ними. Это устьице. Зарисуйте. Какова роль устьиц в жизни растений?
Лабораторная работа № 10 «Изучение листа пеларгонии в лупу и обнаружение эфирного масла*
Цель: рассмотреть лист пеларгонии в лупу, найти волоски с «железкой», содержащей эфирное масло.
Оборудование: лупа, лист пеларгонии.
Ход работы
Рассмотрите лист пеларгонии в лупу; найдите волоски, состоящие из одноклеточного пузырька — головки на ножке из четырех клеточек, называемого «железкой». В этом пузырьке и заключено эфирное масло.
Лопните пузырек. Масло испаряется. Какова роль паров эфирного масла, выделяемого листьями или. лепестками цветов?
|