Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных





Скачать 280.52 Kb.
НазваниеЗнакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных
Дата публикации14.04.2015
Размер280.52 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Биология > Справочник
f:\на сайт\скан_док\наташе\doc090.jpg
Задачи кружка

Образовательные: знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты).

Воспитательные: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе; раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения (эстетическое воспитание); для профилактики утомления учащихся сменять виды деятельности (физическое воспитание); осуществлять практическую направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей средой на основе использования межпредметных связей.

Развивающие: формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей; развивать навыки совместной работы, познавательный интерес учащихся, их самостоятельность и активность, а также речь, память, внимание и наблюдательность.

Основные направления работы кружка

  1. Организационное собрание.

  2. Общее знакомство с комнатными растениями и условиями их содержания:

  • особенности содержания растений в помещении (световые условия, тепловой режим, водный);

  • почвенные условия; питание комнатных растений и их удобрение;

заготовка рабочего материала.

  1. Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка, обрезка, прищипка, омолаживание, подвязка и обмывание.

  2. Основные способы размножения комнатных растений. Размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

  3. Выращивание растений без почвы. Гидропоника. Ионатопо- ника.

  4. Паспортизация комнатных растений.

  5. Основные комнатные растения, используемые в интерьерах:

- пустынные растения (кактусы, алоэ, хлорофитум, ютивия, агава);

- субтропические растения сухих мест обитания (аспарагус,

пальма, иглица);

- тропические растения (монстера, антуриум, фикус, бегония, колеус, плектрантус, сансевьера, бальзамин);

- растения тропических болот (традесканция, циперус);

- драцена, кофе и другие;

- влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония, цитрусовые, роза, хибискус, аспидистра, примула, цикламен, чай, камнеломка, камелия);

- растения, «шагающие» по стене (плющ, аралия, циссус, сцин- дапсус);

- ядовитые растения и растения-вампиры (олеандр, строфантус

и др.);

- домашние лекари;

- комнатные растения и астрология;

- комнатные растения и косметология.

  1. Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.

  2. Размещение растений в комнате, рекреациях.

  3. Аранжировка.

  4. Озеленение балконов, пришкольного участка. Выращивание рассады.

  5. Экскурсия в цветочный магазин.

  6. Вечер «Путешествие с комнатными растениями».

  7. Заключительное занятие. Подведение итогов. Летнее задание.

План работы по четвертям

1-я четверть. Проведение анкетирования. Организационное собрание. Знакомство с техникой безопасности и лабораторным оборудованием. Строение комнатных растений. Особенности содержания растений в комнатах. Заготовка рабочего материала. Способы размножения. Паспортизация. КВН. Уход за комнатными растениями.

2-я четверть. Знакомство с основными комнатными растениями кабинета биологии. Освоение методики лабораторных и практических работ. Участие в конкурсе «Самый зеленый кабинет школы». Уход за комнатными растениями.

3-я четверть. Знакомство с комнатными растениями. Чаепитие и дегустация кофе. Уход за комнатными растениями. Викторина. Размножение растений.


4-я четверть. Выращивание и высадка цветочной рассады на пришкольный участок. Аранжировка цветника. Экскурсия. Подготовка и проведение вечера «Путешествие с комнатными растениями». Подведение итогов. Летнее задание.

Тематическое планирование

1-я четверть

  1. занятие. Анкетирование. Организационное собрание (постановка целей и задач кружка, оформление документации, знакомство с правилами техники безопасности и оборудованием).

  2. занятие. Особенности содержания растений в комнатах (световые условия, тепловой и водный режим). Строение декоративных растений.

  3. занятие. Почвенные условия. Питание комнатных растений, их удобрение.

  4. занятие. Заготовка рабочего материала (почвы, песка, гравия, мха, торфа и т. д.).

  5. занятие. Уход за комнатными растениями (пересадка, перевалка, обрезка, прищипка, омолаживание, подвязка и обмывание).

Пр. р.1№ 17, № 18.

  1. занятие. Основные способы размножения комнатных растений (размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями).

  2. занятие. Выращивание комнатных растений без почвы (гидропоника и ионитопоника).

  3. занятие. Паспортизация комнатных растений.



2-я четверть

Знакомство с основными комнатными растениями

  1. занятие. Пустынные растения. Кактусы.

® Пр. р. № 1, № 2, № 3.

  1. е занятие. Агавы, алоэ, хлорофитум, кливия, луковичные. т JI. р. № 1, № 2.

  2. е занятие. Субтропические растения сухих мест обитания (аспарагус, иглица, финиковая пальма).

® Пр. р. № 4.

  1. е занятие. Тропические растения (монстера, антуриум, фикус).

® Пр. р. № 5, № 6, л. р. № 3.


  1. е занятие. Бегонии.

® Пр. р. № 7, л. р. № 4.

  1. е занятие. Колеус, плектрантус, сансевьера, бальзамин.

© Пр. р. № 8, № 9 (даются на дом), л. р. № 5, № 6, № 7, № 8.

  1. е занятие. Растения тропических болот (традесканция).

<§> Пр. р. № 10, л. р. № 9.

3-я четверть

  1. е занятие. Драцена, кофе, циперус. Дегустация разных сортов кофе. Викторина.

  2. е занятие. Влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония).

Ф Пр. р. № 11, № 12, л. р. № 10.

  1. е занятие. Цитрусовые, роза, гибискус.

Ф Пр. р. № 13, № 14, л. р. № 11.

  1. е занятие. «Дружная семейка» и другие субтропические растения (аспидистра, примула, цикламен, камелия, чай, камнеломка). Чаепитие.

  2. е занятие. Растения, шагающие по стене (плющ, аралия, циссус, сциндапсус).

© Пр. р. № 15.

  1. е занятие. Ядовитые растения и растения-вампиры (олеандр, строфантус и др.).

  2. е занятие. Домашние лекари.

  3. е занятие. Комнатные растения и косметология.

  4. е занятие. Комнатные растения и астрология.

  5. е занятие. Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.

  6. е занятие. Размещение растений в комнате.

4-я четверть

  1. е занятие. Аранжировка.

  2. е занятие. Озеленение окон, балконов, пришкольного участка.

  3. е занятие. Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка.

  4. е занятие. Экскурсия в цветочный магазин.

  5. е занятие. Вечер «Путешествие с комнатными растениями».

  6. е занятие. Высадка рассады.

  7. е занятие. Подведение итогов. Летнее задание.

Направления работы кружка «Комнатное цветоводство®

Экологическое направление

Познакомить с экологическими факторами и их влиянием на рост и развитие комнатных растений.

Развить у учащихся интерес к занятию научно-исследовательской деятельностью. Организация практической экологической деятельности учащихся.

Воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности и любви к родному краю.

Обучающее направление

Знакомство с основными биологическими понятиями.

Использование лабораторных и практических работ, позволяющих учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщения.

Развить познавательную деятельность учащихся через подготовку рефератов и сообщений, экскурсии, КВН, вечера и т. д.

Эстетическое направление

Развивать эстетический вкус, любовь к прекрасному. С этой целью использовать на занятиях выдержки из литературных произведений, стихов, составление цветочных композиций, прослушивание музыкальных произведений, а также демонстрацию репродукций и открыток.

Патриотическое направление

Преподавание строится на краеведческой основе. Это способствует выработке у учащихся чувства гордости за родной край, уважения к другим народам нашей страны.

Знакомство с русскими и советскими учеными, внесшими свой вклад в развитие науки, с их открытиями и научными исследованиями.

Трудовое направление

Развивать трудовые навыки учащихся, любовь к труду.

Формировать интерес к таким профессиям, как цветовод, фитодизайнер, работник сельского хозяйства, учитель, ландшафтный архитектор и др.

Организационное направление

Организация работы кружка.

Проведение анкетирования.

Организация КВНов, вечеров, экскурсий, праздников.

Участие в коллективном творчестве: в школьном смотре кабинетов;

  • в районном и городском конкурсе «Украсим жизнь цветами»;

  • в акции «Школьный двор».

Ш Практические работы № 1 «Получение кактусят».

№ 2 «Размножение кактусов отростками».

№ 3 «Прививка кактусов».

№ 4 «Выращивание финиковой пальмы из семян. Выяснение зависимости скорости прорастания семян от внешних воздействий». № 5 «Размножение монстеры вегетативными органами».

№ 6 «Получение из фикуса каучука и определение его свойств». № 7 «Размножение бегонии вегетативными органами».

№ 8 «Размножение сансевьеры кусочками листа».

№ 9 «Влияние различных внешних факторов на рост и развитие бальзамина».

№ 10 «Водная культура традесканции».

№ 11 «Получение эфирного масла из листьев пеларгонии».

№ 12 «Получение фотографии на листьях пеларгонии».

№ 13 «Прививка глазком».

№ 14 «Размножение розы черенками».

№ 15 «Выращивание двух растений плюща из одного стебля». № 16 «Искусственное опыление фуксии».

№ 17 «Уход за комнатными растениями».

№ 18 « Пересадка комнатных растений».

Лабораторные работы № 1 «Знакомство с микроскопом и правилами работы с ним. Рассмотрение листа алоэ под микроскопом».

№ 2 «Изучение луковицы и листа амариллиса».

№ 3 «Изучение под микроскопом края листовой пластинки монстеры и нахождение гидатод».

№ 4 «Обнаружение хлорофилла и антоциана в красных листьях бегонии».

№ 5 «Рассмотрение под микроскопом поверхности и поперечного среза листа колеуса».

№ 6 «Передвижение воды по стеблю колеуса и бальзамина».

№ 7 «Испарение воды листьями бальзамина».

№ 8 «Рассмотрение поперечного и продольного среза стебля бальзамина и обнаружение сосудов».

№ 9 «Обнаружение устьиц на листьях традесканции».

№ 10 «Рассмотрение листа пеларгонии в лупу и обнаружение эфирного масла».

№ 11 «Обнаружение эфирного масла в корке и листьях апельсина и лимона, получение его методом выдавливания».

№ 12 «Изучение листа камелии под микроскопом».

№ 13 «Изучение вегетативных и генеративных почек камелии».

Темы сообщений и рефератов

  1. История открытия каучука и его получение.

  2. Кактусы в жизни человека.

  3. Гидропоника.

  4. К. А. Тимирязев, его жизнь и деятельность.

  5. История появления кофе в Европе.

  6. Египетские свитки.

  7. Икебана.

  8. Биологический способ защиты растений.

  9. Использование комнатных растений в медицине и косметологии.

  10. Как сохранить срезанное растение.

  11. Чай. Культура чаепития.

Литература

  1. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2003.

  2. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988.

  3. Богоявлинская, А. Е. Активные формы и методы обучения биологии / А. Е. Богоявлинская. — М.: Просвещение, 1996.

  4. Сорокин, Л. В. Тематические игры и праздники по биологии / Л. В. Сорокин. — М., 2004.

  5. Парфилова, Л. Д. Тематические игры по ботанике / JI. Д. Пар- филова. — М.: Сфера, 2003.

  6. Агеева, И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках / И. Д. Агеева. — М.: Сфера, 2004.

  7. Клинковская, Н. И. Комнатные растения в школе. Книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. — М.: Просвещение, 1986.

  8. Лизинский, В. М. Приемы и формы учебной деятельности / В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Литература, рекомендуемая для руководителя кружка «Комнатное цветоводство*

  1. 1 Сентября. Биология. —- 2005. -— № 17. — О пальме и кофе.

  2. 1 Сентября. Биология. — 2001. -— № 1. — С. 34. — «Комнатные растения в кабинете биологии».

  3. 1 Сентября. Биология. — 2001. -—№5. —С. 53, —«Цветы — земной красы начало»: эколого-биологический эрудицион.

  4. 1 Сентября. Биология. —- 2001. — № 4. — С. 67. — «О папоротниках и не только о них».

  5. 1 Сентября. Биология. — 2004. — №21. — С. 24. — О почвах.

  6. 1 Сентября. Биология. — 2003. — № 34. — С. 2. — Каши- нель.

  7. 1 Сентября. Биология.—-2003. — №33. — С. 29. — «Золотой цветок императора Японии». — О хризантеме.

  8. 1 Сентября. Биология. — 2003. — № 30. — С. 4. — «Вегетативное размножение растений». — Об истории вегетативного размножения растений.

  9. 1 Сентября. Биология. —- 2003. — № 3. — С. 16. — «Вдыхать аромат роз не всегда полезно».

  10. 1 Сентября. Биология. — 2004. — № 10. — С. 10. — «Комнатное цветоводство».

  11. Борисенко, Т. И. Кактусы / Т. И. Борисенко. — Киев, 1986.

  12. Вершинина, Н. П. Вредители оранжерейных и комнатных растений и меры борьбы с ними / Н. П. Вершинина, Е. Т. Лебедева. — Кировск, 1985.

  13. Имханицкая, Н. Н Пальмы / Н. Н. Имханицкая. — Л., 1985.

  14. Ильина, Е. Я. Комнатные растения и их использование в интерьере / Е. Я. Ильина, Е. И. Стерлигова. — Свердловск, 1991.

  15. Капранова, Н. Н. Комнатные растения в интерьере/Н. Н. Капранова. — М., 1989.

  16. Тавлинова, Т. К. Цветы в комнате и на балконе / Т. К. Тавлино- ва, —Л., 1977.

  17. Герасимов, С. О. Редкие комнатные растения / С. О. Герасимов, И. М. Журавлев. — М., 1990.

  18. Сааков, С. Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними / С. Г. Сааков. — М.; Л., 1983.

  19. Шклярова, М. М. Лианы и ампельные растения для интерьера / М. М. Шклярова, Т. В. Якимова. — М., 1975.

  20. Табунщиков, Н. П. Аранжировка цветов / Н. П. Табунщиков. — Киев, 1988.

  21. Смирнов, А. В. Мир растений: рассказы о кофе, лианах, пшенице и пальмах / А. В. Смирнов. — М., 1981.

  22. Кун, Н. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/Н. А. Кун. —М., 1987.

  23. Николаенко, Н. П. Композиция из цветов (икебана) /Н. П. Николаенко. — Ташкент, 1988.

  24. Пронников, В. А. Икебана, или Вселенная, запечатленная в цветке / В. А. Пронников. — М., 1985.

  25. Золотницкий, Н. Ф Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Зо- лотницкий. — М., 1992.

  26. Верзилин, Н. М. Путешествие с комнатными растениями. — М.: Дрофа, 1986.

Практические работы Практическая работа № 3. «Прививка кактусов®

Цель: научиться прививать кактусы.

Оборудование: острое лезвие, толстая (лучше шерстяная) нитка, стеклянная банка.

Ход работы

  1. Возьмите черенок кактуса (эпифиллюма) 5 см и заострите скошенными срезами в форме лопатки, с двух сторон. С другого кактуса (пейрескии) срежьте верхушку стебля.

  2. Надрежьте стебель пополам глубиной 1,5 см и немного больше поверхности заостренного среза черенка эпифиллюма.

  3. В разрез стебля пейрескии (подвоя) вставьте черенок эпифиллюма (привоя) таким образом, чтобы поверхности срезов совпали.

  4. Скрепите привой с подвоем колючкой кактуса и обвяжите толстой ниткой.

  5. Подвой перед прививкой и после нее до полного срастания с привоем не поливать.

  6. Привитый кактус положите набок в теплое, затененное место.

  7. Прикройте кактус банкой.

  8. Прививки срастаются обычно через 1—2 недели, но повязку не снимать еще несколько дней.

Практическая работа № 8 «Размножение сансевьеры кусочками листа®

Цель: научиться размножать сансевьеру частями листа.

Оборудование: скальпель или лезвие бритвы, горшок с песком, стеклянная банка

Ход работы

  1. Скальпелем разрежьте лист сансевьеры на куски длиною 1 см и воткните на 2/3 в песок.

  2. Покройте стеклянной банкой и поставьте в теплое и светлое место.

Регулярно увлажняйте песок, наливая воду в поддон, и приподнимайте банку для проветривания. Через 30—40 дней у нижнег о обреза появятся корни, а затем и почки, из которых вырастут листья.

  1. Пересадите молодые растения в горшок с землей.

Практическая работа № 9 «Влияние различных внешних факторов на рост и развитие Бальзамина*

Цель: выяснить, как разные абиотические факторы среды влияют на рост и развитие бальзамина.

Оборудование: сеянцы бальзамина, горшки с сильно удобренной и бедной почвой.

Ход работы

  1. Разделите сеянцы бальзамина: одни поместите в горшки с сильно удобренной почвой и обильно поливайте, другие — в бедную почву с большой примесью песка и реже поливайте.

  2. Часть из тех и других растений поставьте для закалки в прохладное место. Установите, какие из них выживут, а какие погибнут? В каких условиях формируются более выносливые и раннецветущие растения? В каких условиях растения плохо растут, но быстро развиваются, а в каких наблюдается сильный рост, но слабое развитие?

Практическая работа № 10 «Водная культура традесканции*

Цель: научиться приготавливать питательные растворы и на них выращивать растения.

Оборудование: 2 бутылки с водой, просушенный дерновый перегной (березовая зола), сосуд, фильтр, спиртовка, воск или пробка, белая бумага, стеклянная трубка, согнутая под прямым углом, резиновая груша, весы, 0,5 г селитры.

Ход работы Первый способ

  1. Вырастите две веточки традесканции в бутылках с водой, пока не образуются на них длинные корни.

  2. Приготовьте питательную воду: возьмите одну часть хорошо просушенного дернового перегноя, взболтайте в течение 5 минут. Можно взять примерно на 1 л воды 150 г почвы. Полученной вытяжке дайте отстояться, профильтруйте и прокипятите, чтобы убить бактерии и споры грибов. Если раствор получится темный, то разбавьте его до цвета жидкого чая. При отсутствии почвы можно заменить ее березовой золой — 2 г на 1 л воды с прибавкой 0,5 г селитры. Вода настаивается на золе сутки.

  3. Налейте в одну бутылку почвенной или зольной вытяжки, в другую — чистую воду.

  4. В ту и другую бутылки поместите ветки традесканции, укрепив их воском или просверленной пробкой.

  5. Бутылки оберните плотной белой бумагой, чтобы корни растений были в темноте и не нагревались, а в воде не заводились водоросли.

  6. Через воск или пробку в воду спустите согнутую под прямым углом стеклянную трубку, через которую вдувайте в бутылку с помощью резиновой груши каждый день воздух.

Когда корневая система растения разовьется, тогда раствор наливают в сосуд на 2/3 и продувают реже.

Второй способ

Приготовьте питательную смесь по рецепту:

  1. Азотнокислого кальция —- 1 г.

  2. Азотнокислого калия — 1/4 г.

  3. Сернокислого магния (английской соли) - 1/4 г.

  4. Фосфорнокислого калия — 1/4 г.

  5. Хлорного железа 10 %-ного раствора — 4 капли.

Соли растворять по отдельности. Воду лучше брать речную или дождевую.

Практическая работа № 11 «Получение эфирного масла из листьев пеларгонии*

Цель: получить из пеларгонии эфирное масло.

Оборудование: листья пеларгонии пахучей, лезвие бритвы или скальпель, колба с водой, пробка, стеклянная трубка, изогнутая под углом, пробирка, стакан с водой, треножник, спиртовка, пипетка.

Ход работы

  1. Срежьте несколько листиков пеларгонии пахучей.

  2. Разрежьте листья и положите в колбу, на дно которой налито немного воды.

  3. Закройте колбу пробкой с длинной стеклянной трубкой, бпус- кающейся вниз под углом.

  4. Конец трубки поместите в пробирку, опущенную в стакан с холодной водой.

  5. Колбу поставьте на треножник и нагрейте на спиртовке. Вместе с парами воды испаряется эфирное масло и проходит по трубке в пробирку, где охлаждается. В пробирке накопится вода, на поверхности которой заметно чуть желтоватое масло.

  6. Соберите масло пипеткой.

Практическая работа № 12 «'Получение "фотографии" на листьях пеларгонии*'

Цель: получить изображение на листьях пеларгонии, доказать, что крахмал образуется только на свету.

Оборудование: «столик» (полочка, картон), стекло негатива, канцелярские скрепки, кипящая вода, горячий спирт, блюдце с водой, йодовый раствор, фильтровальная бумага.

Ход работы

  1. Разместите сооружение в виде столика под крупным листом пеларгонии. Столик делают из нескольких палочек, воткнутых в землю горшка. На конце этих палочек закрепите кусок картона.

  2. На «столик» положите лист пеларгонии, а на лист — стекло негатива.

  3. Лист и негатив скрепите с картоном «столика» канцелярскими скрепками со всех сторон.

  4. Поверните растение и «столик» к свету. Свет необходим яркий, солнечный. При отсутствии солнца поставьте растение под сильную электрическую лампочку (однако так, чтобы не обжечь листья).

  5. Через 10—12 часов снимите негатив и обрежьте лист.

  6. Проявите “фотографию”. Для этого опустите срезанный лист в кипящую воду (лист обесцветится), а затем в горячий спирт.

  7. Когда хлорофилл в спирту растворится и лист станет желтобелым, положите его на блюдечко и залейте йодом, разбавленным водой до цвета крепкого чая. Вскоре на листе появится темно-синяя или фиолетовая “фотография”. Образовавшийся на освещенных листах крахмал окрасился в синий цвет.

  8. Лист высушите фильтровальной бумагой.

Практическая работа № 13 «'Прививка глазком*

Цель: познакомиться с методом прививки.

Оборудование: одно-, двулетняя веточка цитрусового, лезвие бритвы или острый нож, мочало, палочка, обрезанная в виде лопатки, садовый вар.

Ход работы

Прививку делают в апреле или августе, когда растение особенно хорошо растет и кора легко отстает. Прививают деревца двухлетнего возраста.

  1. Помойте руки и оботрите прививаемое растение.

  2. Срежьте одно-, двухлетнюю веточку с плодоносившего деревца. Обрежьте листья, оставляя черешки, в пазухах которых видны почки.




  1. Срежьте почку с частью коры и кусочком древесины под почкой в виде продолговатого щитка.

  2. На подвое сделайте на коре Т-образный надрез (стволик должен быть не тоньше карандаша).

  3. Уголки коры осторожно отделите от древесины палочкой, обрезанной в виде лопатки.

  4. Под кору вставьте щиток с «глазком»—почкой. Верхний «хвостик» должен быть вровень с поперечным срезом коры подвоя. Обратите внимание, что черешок листа с почкой должен «смотреть» вверх, не переверните почку вни?. Не берите щиток за срез пальцами и никуда не кладите, чтобы не запачкать и не внести инфекции.

  5. Забинтуйте плотно прививку размоченными лентами мочала, оставив черешок и почку открытыми. Если через две недели черешок отвалится, значит прививка удалась. Если черешок присохнет к щитку глазка — не удалась.

  6. Через 20 дней почка набухает, и повязку можно слегка ослабить. До полного срастания привитых тканей тревожить прививку нельзя.

  7. Как только почка даст росток в 10 см длиной, повязку снять и все деревцо на 3 мм выше привившегося побега срезать чуть-чуть наискось.

  8. Место среза замазать садовым варом.

1!. Если от корня до ствола ниже прививки появились дикие побеги, удалите их, так как они оттянут соки и появившийся побег засохнет.

Практическая работа № 14 «Размножение розы черенками*

Цел ь: Научиться размножать розу черенками.

Оборудование: лезвие бритвы, отцветшие ветки розы, горшок с промытым речным песком, стеклянная банка.

Ход работы

  1. С отцветших веток срежьте черенки с 3—4 почками и воткните их на глубину 0,5 см в горшок с песком.

  2. Накройте горшок стеклянной банкой и поставьте в теплое место на неяркий свет, поливайте теплой водой (20°С). Черенки укореняются в течение месяца. Полезно поливать молодые растения жидким навозом или минеральным удобрением один раз в две недели до цветения. Чтобы не обессилить растение, следует удалить первые бутоны.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 «'Рассмотрение листа алоэ под микроскопом*

Цель: рассмотреть лист алоэ под микроскопом, найти мешковидные клетки с соком.

Оборудование: микроскоп, листья алоэ, лезвие бритвы, предметное и покровное стекла.

Ход работы

  1. Сделайте лезвием бритвы тонкий поперечный срез листа алоэ и рассмотрите его под микроскопом.

  2. Найдите тонкую ярко-зеленую полоску снаружи и блестящую, похожую на желе, водную ткань внутри, а также большие мешковидные клетки, наполненные слизистым соком.

  3. Зарисуйте увиденное в тетрадь.

Лабораторная работа № 2 «Изучение луковицы и кожицы листа амариллиса*

Цель: изучить строение луковицы амариллиса и кожицы листа, найти устьица.

Оборудование: луковица амариллиса, скальпель, лист амариллиса, препаровальная игла.

Ход работы

  1. Разрежьте луковицу. Найдите толстые, сочные, белые листочки, покрытые сверху плотной сухой кожицей.

  2. Препаровальной иглой снимите кожицу с листа амариллиса и рассмотрите ее в лупу. Найдите крупные устьица.

  3. Какова роль кожицы?

Лабораторная работа № 7 «'Испарение воды листьями бальзамина*

Ц е л ь: познакомиться с явлением транспирации на примере бальзамина.

Оборудование: стеклянный колпак, колба с коротким и широким горлышком, вата, штатив.

Ход работы

  1. Полейте бальзамин теплой водой и накройте стеклянным колпаком. На концах листочков появляются капельки воды. Откуда она взялась?

  2. Соберите капельки, поместив веточку (не срезая ее) в колбу с широким и коротким горлышком; вокруг ветки отверстие плотно закройте ватой, а колбу поддержите штативом.

Лабораторная работа № 8 «Изучение поперечного и продольного срезов Бальзамина и обнаружение сосудов*

Цель: изучить продольный и поперечный срезы стебля бальзамина, найти сосуды.

Оборудование: лезвие бритвы или скальпель, стакан с чистой водой, стакан с водой, подкрашенной чернилами (синими или красными), лупа.

Ход работы

  1. Срежьте две веточки бальзамина с голыми стебельками и поставьте одну в чистую воду, другую — в воду, подкрашенную чернилами.

  2. Поставьте веточки рядом и сравните цвет их стеблей. По какой части стебля передвигается вода?

  3. Сделайте поперечный срез стебля с окрашенными сосудами. Как они расположены? Зарисуйте в тетрадь.

  4. Положите тонкий поперечный срез (не толще 1 мм) на черную бумагу. Вы видите как бы пчелиные соты. Что это?

Лабораторная работа № 9 «Обнаружение устьиц в листьях традесканции*

Цель: найти и познакомиться с устьицами растения.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, лезвие бритвы.

Ход работы

  1. С листа традесканции (нижней стороны) снимите кожицу и рассмотрите ее в микроскоп.

  2. Найдите две бобовидные клетки и щель между ними. Это устьице. Зарисуйте. Какова роль устьиц в жизни растений?

Лабораторная работа № 10 «Изучение листа пеларгонии в лупу и обнаружение эфирного масла*

Цель: рассмотреть лист пеларгонии в лупу, найти волоски с «железкой», содержащей эфирное масло.

Оборудование: лупа, лист пеларгонии.

Ход работы

  1. Рассмотрите лист пеларгонии в лупу; найдите волоски, состоящие из одноклеточного пузырька — головки на ножке из четырех клеточек, называемого «железкой». В этом пузырьке и заключено эфирное масло.

  2. Лопните пузырек. Масло испаряется. Какова роль паров эфирного масла, выделяемого листьями или. лепестками цветов?




1 Пр. р. — практическая работа. Л. р. — лабораторная работа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconРабочая программа по дисциплине б 6 Глобальная экология
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов целостного представления об общих экологических проблемах, стоящих на...
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТема урока Формирование общеучебных умений и навыков

Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТест «элементывекторнойалгебр ы»
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconПедагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности
...
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconОрганизация учебного процесса
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТесты к стандарту ifrs 6 далее «стандарт»
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТест «Верно неверно» по теме «Издержки»
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТест Г. Айзенка на определение типа темперамента
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconКошка гуляет сама по себе и возвращается к людям
Формирование коммуникативных навыков общения. Совершенствование общеучебных умений
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТема урока: Интерьер кухни, столовой
Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных) находить и представлять информацию об устройстве...
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconРабочая программа модуля «Актуальные проблемы государственного права»
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconУрок математики в 1-а классе
Коммуникативные: формирование умений использовать в речи слова «плюс», «минус» работа с информацией: формирование умений
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 01 «математическая логика»
Целью дисциплины является не только знакомство с проблемами логики и с основными ее понятиями, но и выработка способности студента...
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconСформировать у учащихся представление об особенностях внутренних...
Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные...
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconТесты содержат больше ответов "Да", чем "Нет". Если сомневаетесь,...
Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум
Знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарем, справочником) и специальных iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск