Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика





Скачать 188.2 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Дата публикации27.02.2015
Размер188.2 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры этики

СПбГУ

протокол от ______________№ ____

заведующий кафедрой

__________________к.ф.н, доц. В.Ю. Перов


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии

СПбГУ

______________ д.ф.н, проф. Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Теоретическая этика
Авторы (составители): Положенцев А.М.

Санкт- Петербург

2010 г.

Организационно-методический раздел
1.1 Цель изучения дисциплины:
Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями, проблемами, направлениями и концепциями
1.2 Задачи курса: Курс предназначен для подготовки специалистов, владеющих знаниями об основных проблемах возникновения, становления и развития теоретической этики, знающих основные нравственных проблемы и способы их решения, владеющих понятийно- категориальным аппаратом этической науки
1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускников:

Основной курс.
1.4 Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.Ф.01 – «Теоретическая этика»
- в ходе изучения курса студенты должны освоить основной понятийно-категориальный аппарат науки.

- уметь анализировать основные этические проблемы

- знать основные способы объяснения и обоснования морали.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:


Всего аудиторных занятий

264 часа

из них: -лекций

132 часа

-практические занятия

132 часа

Самостоятельная работа студента

324 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

588 часов


Изучение дисциплины по семестрам
1 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен

2 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен

3 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен

4 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен
3. Содержание дисциплины
3.1.Разделы курса

Раздел 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины.

Раздел 2. Структура морали

Раздел 3. Социальные аспекты нравственности.
3.2. Темы и их краткое содержание:
Раздел 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины.
Тема 1. Предмет этики.
Предмет этики и его историческое развитие. Этика и этикет. Объект и предмет морали. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Философские основания теоретической этики. Мораль и истина. Гносеологическая ценность моральных норм и ценностей. Этический дескриптивизм и нормативность этики.

Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Морально-практическая философия. Важность историко-философского анализа для этико- теоретических исследований.
Тема 2 Основные проблемы этики
Происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали, индивидуальная мораль и общественная нравственность.
Тема 3. Основные категории и понятия этики.
Добро и зло, добродетель и порок, справедливость, сущее- должное, нравственные нормы и ценности, свобода и необходимость, нравственная свобода и моральный закон, воля, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, нравственная личность, честь и достоинство.
Раздел 2. Структура морали
Тема 2. Ценностный аспект нравственности.
Понятие ценности. Ценность и оценка: проблема взаимоопределения. Этика целей и благ как способ интерпретации нравственности.

Понятие "блага". Моральный и внеморальный смысл блага. Благо и добро. "Зло" в системе ценностей. Благо как средство и благо как цель. Стремление к благу как критерий оценки. Разнообразие концепций "высшего блага". Исторические формы интерпретации блага. Классификация и иерархии ценностей. Проблемы качественного и количественного определения ценностей. Критерии выбора систем ценностей.

Моральные и внеморальные ценности: ценности истины, добра, красоты, пользы. "Удовольствие" как ценность. Аскетизм. Утилитаристская интерпретация морали. "Утилитаризм действия" и "утилитаризм правил". Эвдемонизм и счастье как ценность. Принцип "максимизации" счастья. Специфика моральных ценностей в контексте утилитаристской, эвдемонистической, гедонистической и социальной ориентации человека.

Проблема онтологии ценностей. "Естественные" и "фундаментальные" ценности в морали. "Натуралистическая ошибка" в этике. Ценности и интерес. Основания и критерии моральной оценки. Проблема объективности моральных ценностей. Относительность и абсолютность ценностей в нравственности. Историчность моральных ценностей.

Нравственный идеал: сущность и существование, происхождение и значение. Ценности как источник и ценности как результат нравственности. Нормативно-регулятивная функция ценностей.
Тема 4. Нормативный аспект нравственности.
Императивная функция нравственности. Нравственные нормы: происхождение и существование, генезис и значение. Проблема объективности нравственных норм. Нормы и ценности. Этика норм и нормы этики. Нормы-образцы и нормы-рамки. Этикет. Регулятивные функции этических норм. Нормы и правила. Абсолютность и относительность норм в морали.

Понятие морального закона, история возникновения, развития, существования и осознания. Два типа моральных законов в контексте понимания блага. Законы природы, общества и моральный закон. Действия “согласно закону” и “исходя из закона”. Свобода и необходимость.

Понятие "долг" и проблема этического долженствования. Принудительность нравственных норм. Долг и обязанность. Системы (кодексы) нравственных норм: проблема существования и выполнимости. Награда (наказание) за выполнение (невыполнение) нравственных норм. Моральные санкции. Нормотворчество. "Закономерность" систем нравственных норм. Проблема логической и моральной непротиворечивости. Конфликт обязанностей.

Ценностная значимость нравственных норм. Неудовлетворительность "золотого правила" нравственности. Нормы и принципы. Принципы как элементы нормативной системы и как выражение логики поведения. Нормы нравственности как "руководство к действию".
Тема 5. Философия поступка.
Практический характер нравственности. Теоретическая и моральная философия: историческое становление проблемы. Практическая целесообразность. Структура поступка: мотив — действие — результат. Правила и нормы нравственного поведения. Деонтология и консеквенциализм. Контекстуальная этика. Авторитарная и гуманистическая интерпретация нравственного поступка. Ригоризм.

Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Роль нравственной детерминации человеческого поведения.

Проблема добродетелей. Виды и иерархия добродетелей. Добродетельное поведение. Хорошее, правильное и добродетельное поведение: взаимоотношения и различия. Добро и добродетель. Добродетель-цель и добродетель-средство. Добродетель, достоинство, честь. Добродетель и благодеяние. "Этика принципов" и "этика добродетелей": добродетель как принцип (норма поведения) и добродетель как ценность.

Человек как субъект нравственности и нравственного поведения. Проблема "нравственной природы" человека. Социально-философская антропология как основание теоретической этики.
Тема 6. Антропологические аспекты нравственности.
Психология морали. Нравственные переживания в контексте психологических эмоций. Психологическая мотивация нравственного поступка и оценки. Самооценка: внутренняя и внешняя детерминация. Нравственная идентификация. Репутация и нравственная ответственность.

Психология моральных различий, связь с интересом, полезностью и удовольствием. Психологические моменты половых различий в нравственном аспекте. Направленность этических переживаний, моральные склонности, привычка и привязанность. Нравственная и психологическая доминанты поведения. Проблема бессознательной мотивации нравственного поведения. Нравственные убеждения.

Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер, волевые качества человека.

Проблема моральных чувств. Эмоциональный аспект морали. Эмотивистская концепция нравственности. Симпатия и антипатия. Эмпатическая теория нравственности. Эгоизм и альтруизм. Этический и психологический эгоизм. Принцип "разумного эгоизма" и его критика. Неудовлетворительность объяснения нравственности через альтруизм. Любовь и ненависть.

Агапистская интерпретация нравственности. Внутренняя противоречивость принципа "возлюби ближнего, как самого себя". Моральные чувства: стыд, совесть, раскаяние, вина. Сочувствие и "со-винность". Формализм моральных чувств, их внутренняя бессодержательность. Проблема обретения смысла через социализацию моральных чувств.
Тема 7. Моральное сознание.
Структура морального сознания. Предмет морального сознания. Самосознание. Формирование (историческое и индивидуальное) морального сознания, самосознания.

Проблема логики морального мышления. Особенности моральной аргументации. Обоснование моральной точки зрения. Аргумент от "сущего", аргумент от "должного", аргумент от "ценного". Логика норм, логика ценностей, логика предпочтения. Формализм в этике. Антиномии логики морального сознания. Проблема нравственно-практического разрешения антиномий морального сознания. Уровни морального сознания: уровень "здравого смысла" и критический уровень. Социально-историческая значимость содержания и смысла моральных понятий, норм и ценностей.
Раздел 3. Социальные аспекты нравственности.
Тема 8. Институциональные формы нравственности.
Обычай, традиция, ритуал, этикет: их символический и коммуникационный аспект. Морально- символические формы повседневности. Социально- историческая обусловленность нравственного смыслообразования. Объективация и обособление моральных смыслов и значений. Проблема автономии и гетерономии морали.
Тема 9. Исторический процесс становления сферы морали.
Социально- историческое измерение морали. Исторические типы нравственности и нравственного сознания, динамика их взаимодействия и развития. Линейная и культурно- историческая типологизация нравственности. Исторический релятивизм и проблема универсальности нравственности. Групповые (национальные, социальные, половые, религиозные, профессиональные) “этики” и общечеловеческие нравственные ценности: становление, трансформация, взаимодействие и существование. Проблема "общественной воли": "всеобщая воля" и "воля всех". Нравственность и интерес. Проблема "скрытой мотивации" и объективации результата. Идеологическая мораль и нравственность.
Тема 10. Нравственность как социокультурная реальность.
Место нравственности в структуре социальных отношений. Специфика нравственности как сферы межличностных и общественных отношений. Нравственная ориентация человека в социуме. Индивидуальная моральная мотивация в контексте общественной нравственности. Опосредование нравственного поведения человека через систему социальных отношений. Индивидуальные и социальные добродетели. Функциональный характер морали в общественной жизни. Общественно-историческая и нравственная практика.

Роль нравственности в социально- историческом процессе. Нравственный конфликт и нравственность конфликта. Конфликт: долженствование — возможность — действительность. Нравственность как выражение конфликта. Ценность морального конфликта. Переоценка ценностей. Двойственная природа нравственности: оправдание и критика действительности.

Проблема нравственной критики социальной реальности. Революционная мораль и нравственность революций. Практическое разрешение нравственных конфликтов. Источник нравственного принуждения и принуждение к нравственности. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности. Социальный и нравственный идеал.
Тема 11. Проблема справедливости
Справедливость как основная социальная добродетель и социальный идеал. Естественная и договорная концепция справедливости. Особенности нравственной справедливости по отношению к социальной и правовой. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая. Принцип "пропорциональности" в справедливости. Логическая асимметричность принципа справедливости. Справедливость и равенство. Равенство прав. "Естественные", социальные и моральные права человека. Нравственная "презумпция невиновности" и проблема моральной вменяемости.

Справедливость как факт и справедливость как требование. Объективность реализации требований. Проблема нарушения справедливости. Наказание: значение и функции. Адекватность и справедливость наказания. Восстановление справедливости. Наказание и проблема власти. Субъект власти как источник наказания. Право на насилие: проблема нравственного оправдания.
Тема 12. Нравственная культура
Нравственность и культура: проблема взаимодействия. Формирование нравственной культуры и проблема нравственного воспитания. Историческое формирование нравственной культуры. Проблема традиций. Нравственное воспитание и формирование нравственной личности. Воспитание убеждением и воспитание примером. Моральные герои.
3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Философские основания теоретической этики.

  2. Этика как морально-практическая философия.

  3. Ценностный и нормативный аспекты нравственности.

  4. Взаимоотношение индивидуальной морали и общественной нравственности.

  5. Добродетель и порок как этические категории.

  6. Этическая проблема сущего и нравственно- должного.

  7. Нравственная свобода и моральный закон.

  8. Понятие морального долга.

  9. Нравственные искания и проблема смысла жизни.

  10. Этические категории честь и достоинство.

  11. Этика целей и благ как способ интерпретации нравственности.

  12. "Зло" в системе нравственных ценностей.

  13. Исторические формы интерпретации блага.

  14. Проблема аскетизма в нравственности.

  15. Счастье как моральная ценность.

  16. Проблема объективности моральных ценностей.

  17. Проблема нравственных норм.

  18. Понятие морального закона.

  19. Место и роль награды и наказания в нравственности

  20. Проблема логической и моральной непротиворечивости.

  21. "Золотое правило" нравственности.

  22. Проблема взаимоотношения теоретической и моральной философии.

  23. Этический ригоризм.

  24. Взаимоотношение "этики принципов" и "этики добродетелей".

  25. Социально-философская антропология как основание теоретической этики.

  26. Нравственные переживания в контексте психологических эмоций.

  27. Репутация и нравственная ответственность.

  28. Проблема взаимоотношения нравственной и психологической доминанты поведения.

  29. Нравственные убеждения.

  30. Проблема моральных чувств.

  31. Эгоизм и альтруизм как нравственные принципы.

  32. Структура морального сознания.

  33. Нравственное самосознание.

  34. Особенности моральной аргументации.


3.4.Темы рефератов и курсовых работ:



  1. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания.

  2. Происхождение и сущность нравственности.

  3. Проблема абсолютности и относительности в морали.

  4. Проблема добра и зла.

  5. Проблема нравственной справедливости.

  6. Проблема свободы и необходимости.

  7. Соотношение свободы воли и свободы выбора.

  8. Совесть как этическая категория.

  9. Понятие нравственной личности.

  10. Понятие нравственной ценности.

  11. Нравственный смысл понятия "блага".

  12. Стремление к благу как критерий нравственной оценки.

  13. Принцип "удовольствия" как моральная ценность.

  14. Утилитаристская интерпретация морали.

  15. Основания и критерии моральной оценки.

  16. Основные черты нравственного идеала.

  17. Этика и этикет.

  18. Взаимоотношение нравственного долга и моральной обязанности.

  19. Проблема выполнения норм и нормотворчество.

  20. Конфликт обязанностей.

  21. Практический характер нравственности.

  22. Авторитарная и гуманистическая интерпретация нравственного поступка.

  23. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка.

  24. Проблема "нравственной природы" человека.

  25. Психологическая интерпретация морали.

  26. Проблема нравственная идентификация.

  27. Психологические моменты половых различий в нравственном аспекте.

  28. Проблема бессознательной мотивации нравственного поведения.

  29. Моральная и психологическая типологизация личности.

  30. Моральные чувства симпатии и антипатии.

  31. Нравственный смысл любви и ненависти.

  32. Предмет морального сознания.

  33. Проблемы логики морального мышления.




3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.



  1. Предмет этики.

  2. Философские основания теоретической этики.

  3. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания.

  4. Этика как морально-практическая философия.

  5. Происхождение и сущность нравственности.

  6. Ценностный и нормативный аспекты нравственности.

  7. Проблема абсолютности и относительности в морали.

  8. Взаимоотношение индивидуальной морали и общественной нравственности.

  9. Проблема добра и зла.

  10. Добродетель и порок как этические категории.

  11. Институциональные формы нравственности (обычай, традиция, ритуал, этикет).

  12. Морально- символические формы повседневности.

  13. Социально- историческая обусловленность нравственного смыслообразования.

  14. Проблема автономии и гетерономии морали.

  15. Исторический процесс становления сферы нравственности.

  16. Социально- историческое измерение нравственности.

  17. Исторические типы нравственности. Исторические типы нравственного сознания.

  18. Исторический релятивизм и проблема универсальности нравственности.

  19. Проблема общечеловеческие нравственных ценностей.

  20. Идеологическая мораль и нравственность.

  21. Нравственность как социо-культурная реальность.

  22. Место нравственности в структуре социальных отношений.

  23. Нравственная ориентация человека в социуме.

  24. Индивидуальная моральная мотивация в контексте общественной нравственности.

  25. Общественно-историческая и нравственная практика.

  26. Роль нравственности в социально- историческом процессе.

  27. Нравственный конфликт и нравственность конфликта.

  28. Проблема переоценки ценностей.

  29. Проблема нравственной критики социальной реальности.

  30. Революционная мораль и нравственность революций.

  31. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности.

  32. Социальный и нравственный идеал.

  33. Справедливость как социальная добродетель и социальный идеал.

  34. Справедливость и равенство.

  35. Нравственная культура



4.Учебно-методическое обеспечение курса.

4.1.Рекомендуемая (основная) литература:


  1. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998

  3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987

  4. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974

  5. Разин А.В. Этика. М., 2003

  6. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994

  7. Этика: Фундаментальный курс авторизированного изложения. М., 1993

  8. Этика (под.ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л.). М., 1999

  9. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001


4.2. Рекомендуемая (дополнительная) литература:


  1. Айер А.Д. Язык, логика и истина. гл.6 Критика этики и теологии.// Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993

  2. Абеляр П. Этика, или познай самого себя.// Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995

  3. Аврелий Августин. Исповедь// Аврелий Августин. Творения. СПб, 1997

  4. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995

  5. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. т.4. М., 1984

  6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства// Бентам И. Избранные сочинения, т.1, СПб, 1867

  7. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994

  8. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого). М., 1993

  9. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

  11. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

  12. Вундт В. Этика: исследование фактов и законов нравственной жизни. Спб, 1987-1988

  13. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994

  14. Гегель. Философия права. М., 1990

  15. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

  16. Кант И. Основы метафизики нравственности.// Кант И. Критика практического разума. СПБ., 1995

  17. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991

  18. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

  19. Локк Дж. Два трактата о правлении// Локк Дж. Сочинения в 3-х т. М., 1988, т.3

  20. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991

  21. Маркс К. , Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд., т.4

  22. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994

  23. Милль Дж.Ст. Утилитарианизм. СПб., 1900

  24. Монтень М. Опыты. М., 1979

  25. Мор Т. Утопия. М., 1978.

  26. Мур Дж. Принципы этики. М. 1984

  27. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990.

  28. Платон. Государство// Платон. Сочинения в 4-х т. М., 1990-1994

  29. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. 1995

  30. Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1924.

  31. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

  32. Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1994

  33. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм -это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.

  34. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. // Сенека. Сочинения. М., 1987

  35. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997

  36. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия.// Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. М., 1988, т.1

  37. Спенсер Г. Основания этики. СПб, 1900

  38. Спиноза Б. Этика// Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. М., 1957. т.1

  39. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981

  40. Тиллих П. Мужество быть.// Символ. 1992 № 8

  41. Фромм Э. Человек для самого себя// Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1988

  42. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973

  43. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

  44. Шопенгауэр А. Об основе морали. СПб., 1993

  45. Карлейль Т. Прежде и теперь. М., 1994

  46. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992

  47. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995

  48. Тиллих П. Мужество быть.// Символ. 1992 № 8

  49. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

  50. Исследование о принципах морали// Юм Д. Соч. в 2-х т. М., 1965, т.2

  51. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.,1985

  52. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995

  53. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тб., 1982

  54. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.,1986

  55. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М., 1995

  56. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974

  57. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987

  58. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М., 1989

  59. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974

  60. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977

  61. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989

  62. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974

  63. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979

  64. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург. 1992

  65. Личность: этические проблемы. М.,1979

  66. Лосев А.Ф. Этика как наука// Человек, 1995, №2

  67. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991

  68. Мораль и рациональность. М., 1995

  69. Мораль и этическая теория. М., 1986

  70. Мораль: сознание и поведение. М., 1986

  71. Моральные ценности и личность. М., 1994

  72. Моральный выбор. М., 1980

  73. Наука и нравственность. М., 1971

  74. Нешев К. Этика счастья. М., 1982

  75. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1989

  76. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983

  77. Рокмор Г. К критике этики дискурса// Вопросы философии 1995 №1

  78. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива ли окончательное одряхление?// Вопросы философии, 1989, №8

  79. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992

  80. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.,1985

  81. Современная цивилизация и моральные ценности. М., 1982

  82. Сорокин П.А. Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть; Принципы и методы современной науки о нравственности // Этическая мысль 90. М., 1990

  83. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.,1974

  84. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики// Вопросы философии, 1992, №3

  85. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень., 1992

  86. Фукс Э. История нравов. М., 1993-94

  87. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992

  88. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994

  89. Что такое мораль? М., 1988

  90. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1974

  91. Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993

  92. Эфроимсон В. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики). Новый мир, 1971 №10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconДисциплины
При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск