Скачать 188.2 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Теоретическая этика Авторы (составители): Положенцев А.М. Санкт- Петербург 2010 г. Организационно-методический раздел 1.1 Цель изучения дисциплины: Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями, проблемами, направлениями и концепциями 1.2 Задачи курса: Курс предназначен для подготовки специалистов, владеющих знаниями об основных проблемах возникновения, становления и развития теоретической этики, знающих основные нравственных проблемы и способы их решения, владеющих понятийно- категориальным аппаратом этической науки 1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускников: Основной курс. 1.4 Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.Ф.01 – «Теоретическая этика» - в ходе изучения курса студенты должны освоить основной понятийно-категориальный аппарат науки. - уметь анализировать основные этические проблемы - знать основные способы объяснения и обоснования морали. 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:
Изучение дисциплины по семестрам 1 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен 2 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен 3 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен 4 семестр: лекции – 32 часов, практические занятия – 34 ч., — экзамен 3. Содержание дисциплины 3.1.Разделы курса Раздел 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Раздел 2. Структура морали Раздел 3. Социальные аспекты нравственности. 3.2. Темы и их краткое содержание: Раздел 1. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет этики. Предмет этики и его историческое развитие. Этика и этикет. Объект и предмет морали. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Философские основания теоретической этики. Мораль и истина. Гносеологическая ценность моральных норм и ценностей. Этический дескриптивизм и нормативность этики. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Морально-практическая философия. Важность историко-философского анализа для этико- теоретических исследований. Тема 2 Основные проблемы этики Происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали, индивидуальная мораль и общественная нравственность. Тема 3. Основные категории и понятия этики. Добро и зло, добродетель и порок, справедливость, сущее- должное, нравственные нормы и ценности, свобода и необходимость, нравственная свобода и моральный закон, воля, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, нравственная личность, честь и достоинство. Раздел 2. Структура морали Тема 2. Ценностный аспект нравственности. Понятие ценности. Ценность и оценка: проблема взаимоопределения. Этика целей и благ как способ интерпретации нравственности. Понятие "блага". Моральный и внеморальный смысл блага. Благо и добро. "Зло" в системе ценностей. Благо как средство и благо как цель. Стремление к благу как критерий оценки. Разнообразие концепций "высшего блага". Исторические формы интерпретации блага. Классификация и иерархии ценностей. Проблемы качественного и количественного определения ценностей. Критерии выбора систем ценностей. Моральные и внеморальные ценности: ценности истины, добра, красоты, пользы. "Удовольствие" как ценность. Аскетизм. Утилитаристская интерпретация морали. "Утилитаризм действия" и "утилитаризм правил". Эвдемонизм и счастье как ценность. Принцип "максимизации" счастья. Специфика моральных ценностей в контексте утилитаристской, эвдемонистической, гедонистической и социальной ориентации человека. Проблема онтологии ценностей. "Естественные" и "фундаментальные" ценности в морали. "Натуралистическая ошибка" в этике. Ценности и интерес. Основания и критерии моральной оценки. Проблема объективности моральных ценностей. Относительность и абсолютность ценностей в нравственности. Историчность моральных ценностей. Нравственный идеал: сущность и существование, происхождение и значение. Ценности как источник и ценности как результат нравственности. Нормативно-регулятивная функция ценностей. Тема 4. Нормативный аспект нравственности. Императивная функция нравственности. Нравственные нормы: происхождение и существование, генезис и значение. Проблема объективности нравственных норм. Нормы и ценности. Этика норм и нормы этики. Нормы-образцы и нормы-рамки. Этикет. Регулятивные функции этических норм. Нормы и правила. Абсолютность и относительность норм в морали. Понятие морального закона, история возникновения, развития, существования и осознания. Два типа моральных законов в контексте понимания блага. Законы природы, общества и моральный закон. Действия “согласно закону” и “исходя из закона”. Свобода и необходимость. Понятие "долг" и проблема этического долженствования. Принудительность нравственных норм. Долг и обязанность. Системы (кодексы) нравственных норм: проблема существования и выполнимости. Награда (наказание) за выполнение (невыполнение) нравственных норм. Моральные санкции. Нормотворчество. "Закономерность" систем нравственных норм. Проблема логической и моральной непротиворечивости. Конфликт обязанностей. Ценностная значимость нравственных норм. Неудовлетворительность "золотого правила" нравственности. Нормы и принципы. Принципы как элементы нормативной системы и как выражение логики поведения. Нормы нравственности как "руководство к действию". Тема 5. Философия поступка. Практический характер нравственности. Теоретическая и моральная философия: историческое становление проблемы. Практическая целесообразность. Структура поступка: мотив — действие — результат. Правила и нормы нравственного поведения. Деонтология и консеквенциализм. Контекстуальная этика. Авторитарная и гуманистическая интерпретация нравственного поступка. Ригоризм. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Роль нравственной детерминации человеческого поведения. Проблема добродетелей. Виды и иерархия добродетелей. Добродетельное поведение. Хорошее, правильное и добродетельное поведение: взаимоотношения и различия. Добро и добродетель. Добродетель-цель и добродетель-средство. Добродетель, достоинство, честь. Добродетель и благодеяние. "Этика принципов" и "этика добродетелей": добродетель как принцип (норма поведения) и добродетель как ценность. Человек как субъект нравственности и нравственного поведения. Проблема "нравственной природы" человека. Социально-философская антропология как основание теоретической этики. Тема 6. Антропологические аспекты нравственности. Психология морали. Нравственные переживания в контексте психологических эмоций. Психологическая мотивация нравственного поступка и оценки. Самооценка: внутренняя и внешняя детерминация. Нравственная идентификация. Репутация и нравственная ответственность. Психология моральных различий, связь с интересом, полезностью и удовольствием. Психологические моменты половых различий в нравственном аспекте. Направленность этических переживаний, моральные склонности, привычка и привязанность. Нравственная и психологическая доминанты поведения. Проблема бессознательной мотивации нравственного поведения. Нравственные убеждения. Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер, волевые качества человека. Проблема моральных чувств. Эмоциональный аспект морали. Эмотивистская концепция нравственности. Симпатия и антипатия. Эмпатическая теория нравственности. Эгоизм и альтруизм. Этический и психологический эгоизм. Принцип "разумного эгоизма" и его критика. Неудовлетворительность объяснения нравственности через альтруизм. Любовь и ненависть. Агапистская интерпретация нравственности. Внутренняя противоречивость принципа "возлюби ближнего, как самого себя". Моральные чувства: стыд, совесть, раскаяние, вина. Сочувствие и "со-винность". Формализм моральных чувств, их внутренняя бессодержательность. Проблема обретения смысла через социализацию моральных чувств. Тема 7. Моральное сознание. Структура морального сознания. Предмет морального сознания. Самосознание. Формирование (историческое и индивидуальное) морального сознания, самосознания. Проблема логики морального мышления. Особенности моральной аргументации. Обоснование моральной точки зрения. Аргумент от "сущего", аргумент от "должного", аргумент от "ценного". Логика норм, логика ценностей, логика предпочтения. Формализм в этике. Антиномии логики морального сознания. Проблема нравственно-практического разрешения антиномий морального сознания. Уровни морального сознания: уровень "здравого смысла" и критический уровень. Социально-историческая значимость содержания и смысла моральных понятий, норм и ценностей. Раздел 3. Социальные аспекты нравственности. Тема 8. Институциональные формы нравственности. Обычай, традиция, ритуал, этикет: их символический и коммуникационный аспект. Морально- символические формы повседневности. Социально- историческая обусловленность нравственного смыслообразования. Объективация и обособление моральных смыслов и значений. Проблема автономии и гетерономии морали. Тема 9. Исторический процесс становления сферы морали. Социально- историческое измерение морали. Исторические типы нравственности и нравственного сознания, динамика их взаимодействия и развития. Линейная и культурно- историческая типологизация нравственности. Исторический релятивизм и проблема универсальности нравственности. Групповые (национальные, социальные, половые, религиозные, профессиональные) “этики” и общечеловеческие нравственные ценности: становление, трансформация, взаимодействие и существование. Проблема "общественной воли": "всеобщая воля" и "воля всех". Нравственность и интерес. Проблема "скрытой мотивации" и объективации результата. Идеологическая мораль и нравственность. Тема 10. Нравственность как социокультурная реальность. Место нравственности в структуре социальных отношений. Специфика нравственности как сферы межличностных и общественных отношений. Нравственная ориентация человека в социуме. Индивидуальная моральная мотивация в контексте общественной нравственности. Опосредование нравственного поведения человека через систему социальных отношений. Индивидуальные и социальные добродетели. Функциональный характер морали в общественной жизни. Общественно-историческая и нравственная практика. Роль нравственности в социально- историческом процессе. Нравственный конфликт и нравственность конфликта. Конфликт: долженствование — возможность — действительность. Нравственность как выражение конфликта. Ценность морального конфликта. Переоценка ценностей. Двойственная природа нравственности: оправдание и критика действительности. Проблема нравственной критики социальной реальности. Революционная мораль и нравственность революций. Практическое разрешение нравственных конфликтов. Источник нравственного принуждения и принуждение к нравственности. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности. Социальный и нравственный идеал. Тема 11. Проблема справедливости Справедливость как основная социальная добродетель и социальный идеал. Естественная и договорная концепция справедливости. Особенности нравственной справедливости по отношению к социальной и правовой. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая. Принцип "пропорциональности" в справедливости. Логическая асимметричность принципа справедливости. Справедливость и равенство. Равенство прав. "Естественные", социальные и моральные права человека. Нравственная "презумпция невиновности" и проблема моральной вменяемости. Справедливость как факт и справедливость как требование. Объективность реализации требований. Проблема нарушения справедливости. Наказание: значение и функции. Адекватность и справедливость наказания. Восстановление справедливости. Наказание и проблема власти. Субъект власти как источник наказания. Право на насилие: проблема нравственного оправдания. Тема 12. Нравственная культура Нравственность и культура: проблема взаимодействия. Формирование нравственной культуры и проблема нравственного воспитания. Историческое формирование нравственной культуры. Проблема традиций. Нравственное воспитание и формирование нравственной личности. Воспитание убеждением и воспитание примером. Моральные герои. 3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
3.4.Темы рефератов и курсовых работ:
3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
4.Учебно-методическое обеспечение курса. 4.1.Рекомендуемая (основная) литература:
4.2. Рекомендуемая (дополнительная) литература:
|
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная... | Дисциплины При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос... |