Скачать 141.64 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Биомедицинская этика Авторы (составители): Ковалева Т.В., к.ф.н., доцент Санкт- Петербург 2010 г.
1.1. Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить их анализировать нравственные проблемы современных биологических и медицинских технологий. 1.2. Задачи курса: -дать основные понятия и определения теоретической и профессиональной биомедицинской этики -выявить основные подходы обоснования нравственных решений в биологической и медицинской профессиональной деятельности -ознакомить с основными нормативными документами, регламентирующими нравственное поведение в профессиональной деятельности 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников: Специальный курс. 1.4 Требования к уровню освоения дисциплины СД.03 «Биомедицинская этика»
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:
Изучение дисциплины по семестрам 3. Содержание дисциплины 3.1.Разделы курса Раздел 1. Становление биомедицинской этики Раздел 2. Теоретические основания и принципы биоэтики Раздел 3. Проблема взаимоотношения «врач-пациент» Раздел 4. Биоэтические проблемы начала и конца жизни Раздел 5. Этика биомедицинских исследований 3.2. Темы и их краткое содержание: Раздел 1. Становление биомедицинской этики Тема 1.Возникновение медицинской этики. Биомедицинская этика – раздел прикладной нормативной этики. История традиционной медицинской этики. Гиппократова традиция. Традиция Парацельса. Профессиональная врачебная этика XVII-XIX вв.. Отсутствие этической регуляции медицинских экспериментов. Курс на отмену врачебной этики в Советском Союзе после 1917 г. Инициатива хирурга Н.Н. Петрова по возрождению «медицинской деонтологии». Биомедицинские эксперименты на людях (ОГПУ, МГБ, КГБ, Нюренберг). «Нюренбергский кодекс» – этическая и правовая оценка биомедицинских экспериментов в фашистской Германии, утверждение свободы и достоинства человека. Тема 2. Становление современной биомедицинской этики Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в биоэтику: внедрение в практику новых медицинских технологий; принципиально новая трактовка прав пациента; коммерциализация медицины; необходимость этического и правового регулирования научных исследований, проводимых на людях. Биоэтика как область познания и новый социальный институт. Междисциплинарный характер биоэтики, ее соотношение с философией, медициной, правом, естественными науками и теологией. Формирование биоэтики как социального института. Необходимость регулирования нравственно-этических и ценностных конфликтов, возникающих в результате развития общества и современной медицинской практики. Биоэтика и политика в области здравоохранения. Деятельность этических комитетов в медицинской практике и исследовательской деятельности. Биоэтика как форма защиты личности врача. Медицинская, биомедицинская этика в интерпретации мировых религий. Раздел 2.Теоретические основания и принципы биоэтики Тема 3. Теоретические модели обоснования биомедицинской этики Ситуация морального выбора с точки зрения биоэтики. Утилитаризм и деонтология - главные типы этических теорий. Учение о «благе» как следствии морального выбора. «Принцип полезности» в утилитаризме. Утилитаризм действия и правила. Деонтологические теории и вопрос об основаниях морального выбора. Взаимоотношения утилитаризма и деонтологии на уровне конкретных решений и действий в медицинской практике. Теория моральных обязательств prima facie В.Д. Pocca. Фактические моральные обязательства prima facie в медицинской деятельности. Теория справедливости и их трансляция в биоэтику. Статус моральных правил и принципов: ситуационная трактовка; правила и принципы как абсолютные нормы. Тема 4. Основные принципы биоэтики Принцип уважения автономии личности. Понятие и основные смыслы автономии: автономия как свобода действия; автономия как свобода выбора; автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Информационное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация компетентности. Ограничения автономии. Патернализм (слабый и сильный). Суррогатное решение и его границы. Право пациента на отказ от лечения как реализация пациента уважения автономии личности. Принцип “не повреди”. Формы вреда. Понятие и обязательство милосердия, его границы. Методы и оценки легитимности риска. Ординарные и экстраординарные средства для оказания помощи больному. Принцип справедливости. Понятие справедливости. Распределительная справедливость в биоэтике. Справедливость, достоинство и дефицит. Относительная и безотносительная справедливость. Микрораспределение: индивидуальное и институциональное. Макрораспределение. Рыночные и нерыночные механизмы оказания медицинской помощи. Теории распределительной справедливости: эгалитаризм; социалистическая теория; утилитаристская теория справедливости; справедливость в теории Дж. Ролза и Р. Нозика. Принцип конфиденциальности и правдивости. Право на правду. Проблема плацебо. Обязательство хранить тайну. Естественный секрет. Профессиональный секрет. Конфиденциальность и ее пределы. Несовместимость принципа конфиденциальности и тоталитарного режима власти. Принцип конфиденциальности как гарантия защиты внутреннего мира человека, социальных и экономических интересов личности. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицине. Принцип конфиденциальности в условиях специализации в медицине. Соблюдение анонимности медицинской информации о пациенте при научных демонстрациях, в научных публикациях, в СМИ. Раздел 3. Проблема взаимоотношения «врач-пациент» Тема 3. Модели взаимоотношений «врач-пациент»Отношения «врач-пациент» - ядро медицинской практики. Ответственность врача. Понятие ятрогений. Ответственность человека за свое здоровье: ее основания и границы. Различные формы отношения к болезни; болезнь как страдание и несчастье; как испытание и жизненный опыт ; как наказание; как позор и социальная стигмация. Модели взаимоотношений «врач-пациент»: 1) «инженерно-техническая модель» – врач как специалист; 2)патерналистская модель – врач как «духовный отец»; 3) «кооперативная модель» - сотрудничество врача и пациента; 4) «договорная модель» – врач как «поставщик, а пациент – «потребитель» медицинских услуг. Прогрессирующая специализация в медицине и ее влияние на взаимоотношение «врач-пациент». Этические проблемы межпрофессиональных отношений в медицине. Раздел 4. Биоэтические проблемы начала, продления и конца жизни Тема 4. Этические проблемы эвтаназии Эволюция медицинских представлений жизни и смерти. Отношение к умирающему в традиционной медицинской этике. Концепция смерти в современной медицине. Понятия «биологическая смерть», «клиническая смерть», «смерть мозга». Дискуссии по поводу смерти мозга, как разделения процесса и результата, предшествующего смерти. Проблема комплексного критерия жизни и смерти. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни безнадежно больных. Дискуссия по поводу «права пациента на смерть». Понятия «активной» и «пассивной», «добровольной» и «недобровольной», «прямой» и «непрямой» эвтаназии. Различие между отказом от жизнеподдерживающего лечения и его прекращением. Конфликт между обязанностью врача бороться за продление жизни пациента и правом пациента отказаться от медицинского вмешательства. Проблема эвтаназии – результат выбора между достоинством личности, комфортом, прочими ценностями и смертью. Проблема цены человеческой жизни. Эволюция оценки практики эвтаназии обществом и личностью. Этические проблемы паллиативного лечения. Хоспис - альтернатива активной эвтаназии. Принципы деятельности хосписов. Проблема моральности самоубийства. Жизнеподдерживающее лечение и суицид. Идея смерти в мировых религиях. Тема 5. Этические проблемы абортов и репродуктивных технологгий Отношение к аборту в истории традиционной медицинской этики. История Российского абортного законодательства. Аргументация различных позиций (консервативная, ультраконсервативная, либеральная) по проблеме аборта. Конфликт интересов матери и плода. Границы репродуктивной свободы. Проблема распределения моральной ответственности. Проблема аборта в религиозно – теологическом аспекте: отношение к аборту представителей различных конфессий. Использование контрацепции и стерилизации и принцип «не повреди». Добровольная и принудительная стерилизация, история проблемы. Стерилизация – медицинское вмешательство, затрагивающее большой спектр социальных ценностей. Принцип информированного согласия и принцип конфиденциальности при стерилизации. Право врача отказаться от вмешательства в процесс воспроизводства человека. Религиозно – теологический аспект использования контрацепции и стерилизации. Анализ позиции католической этики, запрещающий вмешательства, ограничивающие процессы репродукции человека. Новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное материнство», клонирование. Анализ евгенических показаний к применению искусственного оплодотворения. Основные моральные проблемы: судьба «лишних» эмбрионов; разрушение базовых представлений о родственных отношениях; угроза соматического и психического благополучия «искусственных детей» и т.д. Конфликт между правом родителей на репродукцию и правом ребенка родиться телесно и душевно здоровым. Предупреждение коммерциализации в применении новых репродуктивных технологий. Тема 6 Этические проблемы трансплантологииКраткая история развития трансплантологии. Основные моральные проблемы связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров, живых терминальных доноров и трупов. Роль и значение основных принципов, регламентирующих процедуру забора органов: принцип пропорциональности, «информированное согласие» и «презумпция согласия». Этические проблемы в контексте прав человека (донора и реципиента): право отдать орган, адресовать орган, право на доступ к программе трансплантации и т.д. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Дефицит органов как важнейшая социальная и этическая проблема. Запрет на торговлю органами для пересадок и его социальная цена (криминализация этой сферы медицинской деятельности). Проблемы международного сотрудничества в трансплантологии, этико-правовые аспекты экспорта и импорта донорских органов. Юридическая база проведения трансплантаций органов и тканей человека в России и за рубежом. Раздел 5. Этика биомедицинских исследований Тема 5 Этические проблемы медицинской генетикиИстория евгеники и оживление евгенических идей в связи с развитием современной генетики. Новые методы, используемые в современной медицине для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг, методы пренатальной диагностики, половой отбор и др.) Аборт как средство предотвращения рождения ребенка с генетическими аномалиями: моральные проблемы. Практика полового отбора как закрепление сексуального неравенства женщин : ее демографические последствия. Проблема этического регулирования применения методов генетического контроля. Принцип конфиденциальности и деятельность центров генетического консультирования; соблюдение этого принципа при осуществлении программ генетического скрининга и т.п. Принцип автономии пациента и профессиональная позиция врача-генетика; моральная и профессиональная ответственность врача-генетика как консультанта и эксперта. Юридическая база использования методов генетического контроля в России и за рубежом. Тема 7 Этика клинических испытанийПроисхождение этического интереса к экспериментам над людьми. «Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыты на людях)». Принципы «уважения автономии личности» и «не повреди». Информированное согласие. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска при проведении эксперимента. Конфликты интересов. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперимент. Право отказаться от участия в эксперименте. Особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты. Эксперименты над заключенными. Этические проблемы экспериментов над эмбрионами специфика этического регулирования экспериментов в психологии. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований. 3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
3.4.Темы рефератов и курсовых работ:
3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
4.Учебно-методическое обеспечение курса. 4.1.Рекомендуемая (основная) литература:
4.2.Рекомендуемая (дополнительная) литература:
|
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная... | Дисциплины При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос... |