Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика





Скачать 141.64 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Дата публикации26.02.2015
Размер141.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры этики

СПбГУ

протокол от ______________№ ____

заведующий кафедрой

__________________к.ф.н, доц. В.Ю. Перов


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии

СПбГУ

______________ д.ф.н, проф. Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Биомедицинская этика
Авторы (составители):

Ковалева Т.В., к.ф.н., доцент

Санкт- Петербург

2010 г.


  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить их анализировать нравственные проблемы современных биологических и медицинских технологий.

1.2. Задачи курса:
-дать основные понятия и определения теоретической и профессиональной биомедицинской этики

-выявить основные подходы обоснования нравственных решений в биологической и медицинской профессиональной деятельности

-ознакомить с основными нормативными документами, регламентирующими нравственное поведение в профессиональной деятельности
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников:

Специальный курс.
1.4 Требования к уровню освоения дисциплины СД.03 «Биомедицинская этика»


  • в ходе изучения курса студенты должны освоить основной понятийно-категориальный аппарат биомедицинской этики

  • освоить особенности нравственной проблематики в области биологических исследований и медицинской практики


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:


Всего аудиторных занятий

68 часов

из них: -лекций

34 часа

-практических занятий

34 часа

Самостоятельная работа студента

119 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

187 часов


Изучение дисциплины по семестрам
3. Содержание дисциплины
3.1.Разделы курса

Раздел 1. Становление биомедицинской этики

Раздел 2. Теоретические основания и принципы биоэтики

Раздел 3. Проблема взаимоотношения «врач-пациент»

Раздел 4. Биоэтические проблемы начала и конца жизни

Раздел 5. Этика биомедицинских исследований

3.2. Темы и их краткое содержание:
Раздел 1. Становление биомедицинской этики
Тема 1.Возникновение медицинской этики.
Биомедицинская этика – раздел прикладной нормативной этики. История традиционной медицинской этики. Гиппократова традиция. Традиция Парацельса. Профессиональная врачебная этика XVII-XIX вв.. Отсутствие этической регуляции медицинских экспериментов. Курс на отмену врачебной этики в Советском Союзе после 1917 г. Инициатива хирурга Н.Н. Петрова по возрождению «медицинской деонтологии». Биомедицинские эксперименты на людях (ОГПУ, МГБ, КГБ, Нюренберг). «Нюренбергский кодекс» – этическая и правовая оценка биомедицинских экспериментов в фашистской Германии, утверждение свободы и достоинства человека.
Тема 2. Становление современной биомедицинской этики

Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в биоэтику: внедрение в практику новых медицинских технологий; принципиально новая трактовка прав пациента; коммерциализация медицины; необходимость этического и правового регулирования научных исследований, проводимых на людях. Биоэтика как область познания и новый социальный институт. Междисциплинарный характер биоэтики, ее соотношение с философией, медициной, правом, естественными науками и теологией. Формирование биоэтики как социального института. Необходимость регулирования нравственно-этических и ценностных конфликтов, возникающих в результате развития общества и современной медицинской практики. Биоэтика и политика в области здравоохранения. Деятельность этических комитетов в медицинской практике и исследовательской деятельности. Биоэтика как форма защиты личности врача. Медицинская, биомедицинская этика в интерпретации мировых религий.
Раздел 2.Теоретические основания и принципы биоэтики
Тема 3. Теоретические модели обоснования биомедицинской этики

Ситуация морального выбора с точки зрения биоэтики. Утилитаризм и деонтология - главные типы этических теорий. Учение о «благе» как следствии морального выбора. «Принцип полезности» в утилитаризме. Утилитаризм действия и правила. Деонтологические теории и вопрос об основаниях морального выбора. Взаимоотношения утилитаризма и деонтологии на уровне конкретных решений и действий в медицинской практике. Теория моральных обязательств prima facie В.Д. Pocca. Фактические моральные обязательства prima facie в медицинской деятельности. Теория справедливости и их трансляция в биоэтику. Статус моральных правил и принципов: ситуационная трактовка; правила и принципы как абсолютные нормы.
Тема 4. Основные принципы биоэтики

Принцип уважения автономии личности. Понятие и основные смыслы автономии: автономия как свобода действия; автономия как свобода выбора; автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Информационное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация компетентности. Ограничения автономии. Патернализм (слабый и сильный). Суррогатное решение и его границы. Право пациента на отказ от лечения как реализация пациента уважения автономии личности. Принцип “не повреди”. Формы вреда. Понятие и обязательство милосердия, его границы. Методы и оценки легитимности риска. Ординарные и экстраординарные средства для оказания помощи больному. Принцип справедливости. Понятие справедливости. Распределительная справедливость в биоэтике. Справедливость, достоинство и дефицит. Относительная и безотносительная справедливость. Микрораспределение: индивидуальное и институциональное. Макрораспределение. Рыночные и нерыночные механизмы оказания медицинской помощи. Теории распределительной справедливости: эгалитаризм; социалистическая теория; утилитаристская теория справедливости; справедливость в теории Дж. Ролза и Р. Нозика. Принцип конфиденциальности и правдивости. Право на правду. Проблема плацебо. Обязательство хранить тайну. Естественный секрет. Профессиональный секрет. Конфиденциальность и ее пределы. Несовместимость принципа конфиденциальности и тоталитарного режима власти. Принцип конфиденциальности как гарантия защиты внутреннего мира человека, социальных и экономических интересов личности. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицине. Принцип конфиденциальности в условиях специализации в медицине. Соблюдение анонимности медицинской информации о пациенте при научных демонстрациях, в научных публикациях, в СМИ.
Раздел 3. Проблема взаимоотношения «врач-пациент»

Тема 3. Модели взаимоотношений «врач-пациент»



Отношения «врач-пациент» - ядро медицинской практики. Ответственность врача. Понятие ятрогений. Ответственность человека за свое здоровье: ее основания и границы. Различные формы отношения к болезни; болезнь как страдание и несчастье; как испытание и жизненный опыт ; как наказание; как позор и социальная стигмация. Модели взаимоотношений «врач-пациент»: 1) «инженерно-техническая модель» – врач как специалист; 2)патерналистская модель – врач как «духовный отец»; 3) «кооперативная модель» - сотрудничество врача и пациента; 4) «договорная модель» – врач как «поставщик, а пациент – «потребитель» медицинских услуг. Прогрессирующая специализация в медицине и ее влияние на взаимоотношение «врач-пациент». Этические проблемы межпрофессиональных отношений в медицине.
Раздел 4. Биоэтические проблемы начала, продления и конца жизни
Тема 4. Этические проблемы эвтаназии

Эволюция медицинских представлений жизни и смерти. Отношение к умирающему в традиционной медицинской этике. Концепция смерти в современной медицине. Понятия «биологическая смерть», «клиническая смерть», «смерть мозга». Дискуссии по поводу смерти мозга, как разделения процесса и результата, предшествующего смерти. Проблема комплексного критерия жизни и смерти. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни безнадежно больных. Дискуссия по поводу «права пациента на смерть». Понятия «активной» и «пассивной», «добровольной» и «недобровольной», «прямой» и «непрямой» эвтаназии. Различие между отказом от жизнеподдерживающего лечения и его прекращением. Конфликт между обязанностью врача бороться за продление жизни пациента и правом пациента отказаться от медицинского вмешательства. Проблема эвтаназии – результат выбора между достоинством личности, комфортом, прочими ценностями и смертью. Проблема цены человеческой жизни. Эволюция оценки практики эвтаназии обществом и личностью. Этические проблемы паллиативного лечения. Хоспис - альтернатива активной эвтаназии. Принципы деятельности хосписов. Проблема моральности самоубийства. Жизнеподдерживающее лечение и суицид. Идея смерти в мировых религиях.
Тема 5. Этические проблемы абортов и репродуктивных технологгий

Отношение к аборту в истории традиционной медицинской этики. История Российского абортного законодательства. Аргументация различных позиций (консервативная, ультраконсервативная, либеральная) по проблеме аборта. Конфликт интересов матери и плода. Границы репродуктивной свободы. Проблема распределения моральной ответственности. Проблема аборта в религиозно – теологическом аспекте: отношение к аборту представителей различных конфессий. Использование контрацепции и стерилизации и принцип «не повреди». Добровольная и принудительная стерилизация, история проблемы. Стерилизация – медицинское вмешательство, затрагивающее большой спектр социальных ценностей. Принцип информированного согласия и принцип конфиденциальности при стерилизации. Право врача отказаться от вмешательства в процесс воспроизводства человека. Религиозно – теологический аспект использования контрацепции и стерилизации. Анализ позиции католической этики, запрещающий вмешательства, ограничивающие процессы репродукции человека. Новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, «суррогатное материнство», клонирование. Анализ евгенических показаний к применению искусственного оплодотворения. Основные моральные проблемы: судьба «лишних» эмбрионов; разрушение базовых представлений о родственных отношениях; угроза соматического и психического благополучия «искусственных детей» и т.д. Конфликт между правом родителей на репродукцию и правом ребенка родиться телесно и душевно здоровым. Предупреждение коммерциализации в применении новых репродуктивных технологий.

Тема 6 Этические проблемы трансплантологии



Краткая история развития трансплантологии. Основные моральные проблемы связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров, живых терминальных доноров и трупов. Роль и значение основных принципов, регламентирующих процедуру забора органов: принцип пропорциональности, «информированное согласие» и «презумпция согласия». Этические проблемы в контексте прав человека (донора и реципиента): право отдать орган, адресовать орган, право на доступ к программе трансплантации и т.д. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Дефицит органов как важнейшая социальная и этическая проблема. Запрет на торговлю органами для пересадок и его социальная цена (криминализация этой сферы медицинской деятельности). Проблемы международного сотрудничества в трансплантологии, этико-правовые аспекты экспорта и импорта донорских органов. Юридическая база проведения трансплантаций органов и тканей человека в России и за рубежом.
Раздел 5. Этика биомедицинских исследований

Тема 5 Этические проблемы медицинской генетики



История евгеники и оживление евгенических идей в связи с развитием современной генетики. Новые методы, используемые в современной медицине для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг, методы пренатальной диагностики, половой отбор и др.) Аборт как средство предотвращения рождения ребенка с генетическими аномалиями: моральные проблемы. Практика полового отбора как закрепление сексуального неравенства женщин : ее демографические последствия. Проблема этического регулирования применения методов генетического контроля. Принцип конфиденциальности и деятельность центров генетического консультирования; соблюдение этого принципа при осуществлении программ генетического скрининга и т.п. Принцип автономии пациента и профессиональная позиция врача-генетика; моральная и профессиональная ответственность врача-генетика как консультанта и эксперта. Юридическая база использования методов генетического контроля в России и за рубежом.


Тема 7 Этика клинических испытаний



Происхождение этического интереса к экспериментам над людьми. «Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыты на людях)». Принципы «уважения автономии личности» и «не повреди». Информированное согласие. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска при проведении эксперимента. Конфликты интересов. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперимент. Право отказаться от участия в эксперименте. Особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты. Эксперименты над заключенными. Этические проблемы экспериментов над эмбрионами специфика этического регулирования экспериментов в психологии. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.

3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:



  1. Этапы истории традиционной медицинской этики.

  2. Профессиональная врачебная этика XVII-XIX вв..

  3. Трансформация традиционной профессиональной медицинской этики в биоэтику.

  4. Биоэтика и политика в области здравоохранения.

  5. Медицинская, биомедицинская этика в интерпретации мировых религий.

  6. Понятие «информационного согласия».

  7. Принцип “не повреди”.

  8. Рыночные и нерыночные механизмы оказания медицинской помощи.

  9. Проблема плацебо.

  10. Профессиональный секрет в медицине.

  11. Ответственность врача.

  12. Этические проблемы межпрофессиональных отношений в медицине.

  13. Концепция смерти в современной медицине.

  14. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни безнадежно больных.

  15. Проблема цены человеческой жизни.

  16. Принципы деятельности хосписов.

  17. Идея смерти в мировых религиях.

  18. Конфликт интересов матери и плода.

  19. Новые репродуктивные технологии: этический аспект.

  20. Трансплантология и проблема дефиниции смерти.

  21. Юридическая база проведения трансплантаций органов и тканей человека в России

  22. Принцип конфиденциальности и деятельность центров генетического консультирования.

  23. Этические проблемы оценки риска при проведении биомедицинских экспериментов.

  24. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов.



3.4.Темы рефератов и курсовых работ:


    1. Гиппократова традиция медицинской этики.

    2. Биомедицинские эксперименты на людях (ОГПУ, МГБ, КГБ, Нюренберг).

    3. Междисциплинарный характер биоэтики.

    4. Деятельность этических комитетов в медицинской практике и исследовательской деятельности.

    5. Ситуация морального выбора с точки зрения биоэтики.

    6. Патернализм в медицине.

    7. Понятие и обязательство милосердия в медицине.

    8. Принцип конфиденциальности и правдивости в медицине.

    9. Обязательство хранить тайну.

    10. Конфиденциальность и ее пределы.

    11. Понятие ятрогений.

    12. Эволюция медицинских представлений жизни и смерти.

    13. Понятия «биологическая смерть», «клиническая смерть», «смерть мозга».

    14. Дискуссия по поводу «права пациента на смерть».

    15. Этические проблемы паллиативного лечения.

    16. Проблема моральности самоубийства.

    17. Отношение к аборту в истории традиционной медицинской этики.

    18. Границы репродуктивной свободы.

    19. Предупреждение коммерциализации в применении новых репродуктивных технологий.

    20. Проблемы международного сотрудничества в трансплантологии.

    21. История евгеники

    22. Моральная и профессиональная ответственность врача-генетика как консультанта и эксперта.

    23. Право на отказ от участия в эксперименте.

    24. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.



3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.


  1. Предмет биомедицинской этики

  2. Традиция медицинской этики Парацельса.

  3. «Нюренбергский кодекс»

  4. Формирование биоэтики как социального института.

  5. Биоэтика как форма защиты личности врача.

  6. Принцип уважения автономии личности: биомедицинский аспект.

  7. Право пациента на отказ от лечения.

  8. Методы и оценки легитимности риска в медицине.

  9. Право на правду.

  10. Понятие «естественного секрета» в медицине.

  11. Отношения «врач-пациент» — этический аспект.

  12. Основные модели взаимоотношений «врач-пациент».

  13. Отношение к умирающему в традиционной медицинской этике.

  14. Проблема комплексного критерия жизни и смерти.

  15. Виды эвтаназии.

  16. Хоспис - альтернатива активной эвтаназии.

  17. Жизнеподдерживающее лечение и суицид.

  18. История российского абортного законодательства.

  19. Религиозно – теологический аспект использования контрацепции и стерилизации.

  20. Краткая история развития трансплантологии.

  21. Этико-правовые аспекты экспорта и импорта донорских органов.

  22. Проблема этического регулирования применения методов генетического контроля.

  23. Юридическая база использования методов генетического контроля в России и за рубежом.

  24. Этические проблемы экспериментов над эмбрионами

4.Учебно-методическое обеспечение курса.
4.1.Рекомендуемая (основная) литература:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998

  2. Этика (под.ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л.). М., 1999

  3. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001

  4. Биомедицинская этика / Под ред. В.И.Покровского и Ю.М.Лопухина/. – М., 1999.

  5. Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М., 1998.

  6. Коновалова Л.В. Прикладная этика. М,, 1998


4.2.Рекомендуемая (дополнительная) литература:


  1. Апресян Р.Г. Материалы «Круглого стола»: Мы и биоэтика// Человек, 1990, №6

  2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998

  3. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (материалы круглого стола)// Вопросы философии, 1992, №10

  4. Вульф С.М. Эвтаназия: не переходить границу// Человек, 1993, №5

  5. Мамина М.Н. Человек и медицина в современном праве. – М., 1995.

  6. Медицина и права человека. – М., 1992.

  7. Пелегрино Э. Медицинская этика в США: настоящее и будущее// Человек, 1990. №2

  8. Рэйчелс Дж Активная и пассивная эвтаназия// Этическая мысль. Научно публицистические чтения. 1990. М., 1990

  9. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М., 1997.

  10. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. – М., 1998.

  11. Уиклер Д., Брок., и др. На грани жизни и смерти (краткий очерк биоэтики в США). М., 1989

  12. Фут Ф. Эвтаназия// Философские науки. 1990, №6

  13. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. М., 1998

  14. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на че6ловеке и животных. М., 1994




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconДисциплины
При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск