Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика





Скачать 110.12 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Дата публикации25.04.2015
Размер110.12 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано:

на заседании кафедры этики

СПбГУ

протокол от ______________№ ____

заведующий кафедрой

__________________к.ф.н, доц. В.Ю. Перов


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета философии и политологии

СПбГУ

______________ д.ф.н, проф. Ю.Н.Солонин


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Психология морали
Авторы (составители):

Санкт- Петербург

2010 г.


  1. Организационно-методический раздел.


1.1. Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии морали.
1.2. Задачи курса:

Изучение психологических механизмов функционирования морального сознания; осмысление механизмов моральной мотивации и принятия моральных решений; развитие навыков самостоятельного исследования в области психологии морали.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Основной курс
1.4.Требования к уровню освоения дисциплины ОПД. Ф. 06 – «Психология морали»:


  • знать содержание дисциплины «Психология морали», иметь представление о главных проблемах в этой области и способах их решения;

  • иметь навыки исследовательской работы в этой области.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:


Всего аудиторных занятий

132 часа

из них: -лекций

66 часов

-практических занятий

66 часов

Самостоятельная работа студента

162 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

294 часов


Изучение дисциплины по семестрам
5 семестр: лекции – 32 часа, практические занятия – 34 ч., — экзамен

6 семестр: лекции – 34 часа, практические занятия – 32 ч., — экзамен
3.1.Разделы курса

Раздел 1. Предмет и основные проблемы психологии морали.

Раздел 2. Аналитика моральных чувств.
3.2. Темы и их краткое содержание:
Раздел 1. Предмет и основные проблемы психологии морали.
Тема 1. Психологические механизмы функционирования морального сознания.
Проблема соотношения психологии и этики в истории философии. Методологические проблемы исследования психологии морали (анализ историко-философских, психологических, феноменологических, эволюционистских, культурологических концепций). Становление проблематики психологии морали в античной этике. Основные подходы в трактовке морального сознания и его структуры. Дискуссии о доминирующих элементах в структуре морального сознания. Эмотивистская и эмпатическая теории морали. Проблема взаимосвязи морального сознания и нравственного поведения. Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер и моральные качества личности.
Тема 2: Единство эмоциональных, рациональных и волевых элементов морального сознания.
Проблема эмоционального и рационального в морали. Идея изначальной эмоциональности нравственных структур в концепциях Августина, Паскаля, просветителей и романтиков. Выведение разума за рамки нравственности в сентименталистических концепциях. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности. Чувственное и рациональное в моральном предвидении. Осознаваемое и неосознаваемое в морали. Моральные установки личности. Моральный выбор, риск, авантюризм. Моральные чувства и смысл. Разум и воля. Моральное сознание и проблема самоидентификации личности. Моральные убеждения.
Тема 3: Моральные мотивы.
Проблема выбора в морали. Мотивация и мотивы. Основные направления в исследовании проблем мотивации. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения. Иерархическая модель классификации мотивов А. Маслоу. Специфика моральной мотивации и ее значение в поведении личности. Проблема мотива и деяния. Моральные конфликты.
Тема 4: Проблема моральных чувств.
Генезис, структура и функции эмоциональных элементов морали (эмоциональный процесс; ведущие и производные эмоциональные явления; эмоциональная доминанта). Понятия: моральные чувства, аффекты, эмоции, ощущения. Моральные чувства в контексте психологических эмоций. Основные подходы в понимании природы моральных чувств. Рационалистические и интуитивистские концепции моральных чувств. Локк, Юм, Шефтсбери, Хатчесон, Спенсер, Летурно, Рибо о естественной природе моральных чувств. Социальная природа моральных чувств. Отрицание врожденности моральных чувств в концепциях Спинозы, Сутерланда, Ушинского, Шелгунова. Критика антропологического принципа Фейербаха в исследовании моральных чувств. Проблема взаимосвязи моральных и эстетических чувств. Аристотель о чувствах, как побуждении к действию. Функции нравственных чувств.
Тема 5: Моральная воля.
Развитие представлений о воле в философии и психологии. Социально-психологические основания воли. Трансформация смыслов в понятии «воля». Значение воления в формировании личности. Воля в самоактуализации личности. Проблема свободы воли. Моральная надежность личности. Воля как механизм поддержания нравственной устойчивости личности. Воля и разум. Значение воли в мотивации поступка, преодолении препятствий и достижении цели.
Раздел 2. Аналитика моральных чувств.
Тема 6. Чувство долга и совесть.
Концепции долженствования в истории этики. Сущее и должное. Долг и счастье. Долг и достоинство. Долженствование в эгоистических и альтруистических ориентациях личности. Социокультурные факторы формирования долга и совести. Морализаторство, традиционализм и консерватизм. Переживание чувства долга и совести. Гипертрофированная совесть. Проблема «бессовестности». Совесть и общественное мнение. Совесть в системе самооценки. Застенчивость. Воспитание чувства долга и совести и их проявление в поведении человека.
Тема 7. Чувства вины и ответственности.
Характеристика вины. Выражение, переживание, детерминация вины. Происхождение и функции вины. Развитие чувства вины в истории нравов. Вина и сочувствие. Вина в теоретических концепциях: психоаналитическая концепция вины; понятие экзистенциалистской вины; учения об источниках развития воли и ее значении. Переживание вины как личная черта. Социальная природа чувства вины и ответственности. Нормы социальной ответственности. Репутация. Проблема моральной надежности личности. Проблема покаяния.
Тема 8. Чувства собственного достоинства, гордости и стыда.
Чувство достоинства, гордости, гордыня. Социальные истоки и формы проявления. Способы выражения в разных культурах. Стыд. Биологические и психологические характеристики стыда. Причины стыда. Стыд на защите личностной целостности. Социокультурные факторы стыда. Социализация стыда. Взаимосвязь стыда с другими чувствами. Роль чувств стыда и достоинства в формировании самооценки (внутренняя и внешняя детерминация). Роль стыда в регуляции поведения. Эпатажное поведение.
Тема 9. Чувства любви и дружбы.
Социокультурные факторы любви и дружбы. Проблемы любви и дружбы в истории этики. Эволюция содержательных смыслов в чувствах любви и дружбы. Платоническая, романтическая, материнская любовь и др. Любовь и ненависть. Социальные истоки чувств любви и дружбы.
3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Методологические проблемы исследования психологии морали (анализ историко-философских, психологических, феноменологических, эволюционистских, культурологических концепций).

  2. Проблема взаимосвязи морального сознания и нравственного поведения.

  3. Характер и моральные качества личности.

  4. Осознаваемое и неосознаваемое в морали.

  5. Моральный выбор, риск, авантюризм.

  6. Проблема выбора в морали.

  7. Основные направления в исследовании проблем мотивации.

  8. Иерархическая модель классификации мотивов А. Маслоу.

  9. Социальная природа моральных чувств.

  10. Проблема взаимосвязи моральных и эстетических чувств.

  11. Значение воления в формировании личности.

  12. Проблема свободы воли.

  13. Концепции долженствования в истории этики.

  14. Долженствование в эгоистических и альтруистических ориентациях личности.

  15. Социокультурные факторы формирования долга и совести.

  16. Происхождение и функции вины.

  17. Проблема покаяния.

  18. Социокультурные факторы стыда.

  19. Эпатажное поведение.


3.4.Темы рефератов и курсовых работ:


  1. Становление проблематики психологии морали в античной этике.

  2. Моральные убеждения.

  3. Специфика моральной мотивации.

  4. Шефтсбери, Хатчесон о естественной природе моральных чувств.

  5. Аристотель о чувствах.

  6. Социально-психологические основания воли.

  7. Моральная надежность личности.

  8. Сущее и должное.

  9. Долг и счастье.

  10. Долг и достоинство.

  11. Развитие чувства вины в истории нравов.

  12. Социальная природа чувства вины и ответственности.

  13. Биологические и психологические характеристики стыда.

  14. Роль чувств стыда и достоинства в формировании самооценки.


3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу


  1. Становление проблематики психологии морали в античной этике.

  2. Основные подходы в трактовке морального сознания и его структуры.

  3. Эмотивистская и эмпатическая теории морали.

  4. Моральная и психологическая типологизация личности.

  5. Проблема эмоционального и рационального в морали.

  6. Чувственное и рациональное в моральном предвидении.

  7. Моральное сознание и проблема самоидентификации личности.

  8. Проблема мотива и деяния.

  9. Моральные конфликты.

  10. Понятие: моральные чувства.

  11. Основные подходы в понимании природы моральных чувств.

  12. Функции нравственных чувств.

  13. Воля в самоактуализации личности.

  14. Проблема свободы воли.

  15. Переживание чувства долга и совести.

  16. Совесть и общественное мнение.

  17. Воспитание чувства долга и совести.

  18. Выражение, переживание, детерминация вины.

  19. Вина в теоретических концепциях: психоаналитическая концепция вины.

  20. Нормы социальной ответственности.

  21. Чувство достоинства, гордости, гордыня.

  22. Стыд на защите личностной целостности.

  23. Роль стыда в регуляции поведения.




    1. Рекомендуемая (основная) литература:




  1. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998

  3. Этика (под. ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л.). М., 1999

  4. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001

  5. Фромм Э. Человек для самого себя// Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1988

  6. Маслоу А. Мотивация и личность. Питер, СПб., 2003




    1. Рекомендуемая (дополнительная) литература:



  1. Абеляр П. Этика, или познай самого себя.// Абеляр П. Тео-логические трактаты. М.,1995

  2. Аврелий Августин. Исповедь// Аврелий Августин. Творения. СПб, 1997

  3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985

  4. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995

  5. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. т.4. М., 1984

  6. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тб., 1982

  7. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства// Бентам И. Избранные сочинения, т.1, СПб, 1867

  8. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.,1986

  9. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994

  10. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Экзистенциальная диалектика божественною и человеческого). М., 1993

  11. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). М., 1995

  12. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989

  13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

  14. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990

  15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994

  16. Гегель. Философия права. М., 1990

  17. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974

  18. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М., 1989

  19. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974

  20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977

  21. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989

  22. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974

  23. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

  24. Кант И. Основы метафизики нравственности.// Кант И. Критика практического разума. СПБ., 1995

  25. Карлейль Т. Прежде и теперь. М., 1994

  26. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979

  27. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

  28. Кэррол Э. Изард. Психология эмоции. Питер, СПб., 2003

  29. Лики морали: Введение в этику. СПб, 1996

  30. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991

  31. Монтень М. Опыты. М., 1979

  32. Мор Т. Утопия. М., 1978.

  33. Мораль и рациональность. М., 1995

  34. Мораль: сознание и поведение. М., 1986

  35. Моральный выбор. М., 1980

  36. Мур Дж. Принципы этики. М. 1984

  37. Нешев К. Этика счастья. М., 1982

  38. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990

  39. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1989

  40. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983

  41. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М,, 1995

  42. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск. 1995

  43. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?// Вопросы философии, 1989, №8

  44. Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1994

  45. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. // Сенека. Сочинения. М., 1987

  46. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997

  47. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.,1985

  48. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.//Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1988, т.1

  49. Спенсер Г. Основания этики. СПб, 1900

  50. Спиноза Б. Этика// Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. М., 1957. т.1

  51. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994

  52. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991

  53. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981

  54. Тиллих П. Мужество быть.// Символ. 1992 № 8

  55. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.,1974

  56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

  57. Фукс Э. История нравов. М., 1993-94

  58. Что такое мораль? М., 1988

  59. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973

  60. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1974

  61. Шопенгауэр А. Об основе морали. СПб., 1993

  62. Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993

  63. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994

  64. Этика: Фундаментальный курс авторизированного изложения. М., 1993

  65. Эфроимсон В. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики). Новый мир, 1971 №10



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconПрограмма учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика
Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная...
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика iconДисциплины
При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск