Скачать 110.12 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Психология морали Авторы (составители): Санкт- Петербург 2010 г.
1.1. Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии морали. 1.2. Задачи курса: Изучение психологических механизмов функционирования морального сознания; осмысление механизмов моральной мотивации и принятия моральных решений; развитие навыков самостоятельного исследования в области психологии морали. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Основной курс 1.4.Требования к уровню освоения дисциплины ОПД. Ф. 06 – «Психология морали»:
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:
Изучение дисциплины по семестрам 5 семестр: лекции – 32 часа, практические занятия – 34 ч., — экзамен 6 семестр: лекции – 34 часа, практические занятия – 32 ч., — экзамен 3.1.Разделы курса Раздел 1. Предмет и основные проблемы психологии морали. Раздел 2. Аналитика моральных чувств. 3.2. Темы и их краткое содержание: Раздел 1. Предмет и основные проблемы психологии морали. Тема 1. Психологические механизмы функционирования морального сознания. Проблема соотношения психологии и этики в истории философии. Методологические проблемы исследования психологии морали (анализ историко-философских, психологических, феноменологических, эволюционистских, культурологических концепций). Становление проблематики психологии морали в античной этике. Основные подходы в трактовке морального сознания и его структуры. Дискуссии о доминирующих элементах в структуре морального сознания. Эмотивистская и эмпатическая теории морали. Проблема взаимосвязи морального сознания и нравственного поведения. Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер и моральные качества личности. Тема 2: Единство эмоциональных, рациональных и волевых элементов морального сознания. Проблема эмоционального и рационального в морали. Идея изначальной эмоциональности нравственных структур в концепциях Августина, Паскаля, просветителей и романтиков. Выведение разума за рамки нравственности в сентименталистических концепциях. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности. Чувственное и рациональное в моральном предвидении. Осознаваемое и неосознаваемое в морали. Моральные установки личности. Моральный выбор, риск, авантюризм. Моральные чувства и смысл. Разум и воля. Моральное сознание и проблема самоидентификации личности. Моральные убеждения. Тема 3: Моральные мотивы. Проблема выбора в морали. Мотивация и мотивы. Основные направления в исследовании проблем мотивации. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения. Иерархическая модель классификации мотивов А. Маслоу. Специфика моральной мотивации и ее значение в поведении личности. Проблема мотива и деяния. Моральные конфликты. Тема 4: Проблема моральных чувств. Генезис, структура и функции эмоциональных элементов морали (эмоциональный процесс; ведущие и производные эмоциональные явления; эмоциональная доминанта). Понятия: моральные чувства, аффекты, эмоции, ощущения. Моральные чувства в контексте психологических эмоций. Основные подходы в понимании природы моральных чувств. Рационалистические и интуитивистские концепции моральных чувств. Локк, Юм, Шефтсбери, Хатчесон, Спенсер, Летурно, Рибо о естественной природе моральных чувств. Социальная природа моральных чувств. Отрицание врожденности моральных чувств в концепциях Спинозы, Сутерланда, Ушинского, Шелгунова. Критика антропологического принципа Фейербаха в исследовании моральных чувств. Проблема взаимосвязи моральных и эстетических чувств. Аристотель о чувствах, как побуждении к действию. Функции нравственных чувств. Тема 5: Моральная воля. Развитие представлений о воле в философии и психологии. Социально-психологические основания воли. Трансформация смыслов в понятии «воля». Значение воления в формировании личности. Воля в самоактуализации личности. Проблема свободы воли. Моральная надежность личности. Воля как механизм поддержания нравственной устойчивости личности. Воля и разум. Значение воли в мотивации поступка, преодолении препятствий и достижении цели. Раздел 2. Аналитика моральных чувств. Тема 6. Чувство долга и совесть. Концепции долженствования в истории этики. Сущее и должное. Долг и счастье. Долг и достоинство. Долженствование в эгоистических и альтруистических ориентациях личности. Социокультурные факторы формирования долга и совести. Морализаторство, традиционализм и консерватизм. Переживание чувства долга и совести. Гипертрофированная совесть. Проблема «бессовестности». Совесть и общественное мнение. Совесть в системе самооценки. Застенчивость. Воспитание чувства долга и совести и их проявление в поведении человека. Тема 7. Чувства вины и ответственности. Характеристика вины. Выражение, переживание, детерминация вины. Происхождение и функции вины. Развитие чувства вины в истории нравов. Вина и сочувствие. Вина в теоретических концепциях: психоаналитическая концепция вины; понятие экзистенциалистской вины; учения об источниках развития воли и ее значении. Переживание вины как личная черта. Социальная природа чувства вины и ответственности. Нормы социальной ответственности. Репутация. Проблема моральной надежности личности. Проблема покаяния. Тема 8. Чувства собственного достоинства, гордости и стыда. Чувство достоинства, гордости, гордыня. Социальные истоки и формы проявления. Способы выражения в разных культурах. Стыд. Биологические и психологические характеристики стыда. Причины стыда. Стыд на защите личностной целостности. Социокультурные факторы стыда. Социализация стыда. Взаимосвязь стыда с другими чувствами. Роль чувств стыда и достоинства в формировании самооценки (внутренняя и внешняя детерминация). Роль стыда в регуляции поведения. Эпатажное поведение. Тема 9. Чувства любви и дружбы. Социокультурные факторы любви и дружбы. Проблемы любви и дружбы в истории этики. Эволюция содержательных смыслов в чувствах любви и дружбы. Платоническая, романтическая, материнская любовь и др. Любовь и ненависть. Социальные истоки чувств любви и дружбы. 3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
3.4.Темы рефератов и курсовых работ:
3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
|
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная... | Дисциплины При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос... |