Скачать 99.11 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философский факультет
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Этические тексты Канта Авторы (составители): Положенцев А.М. Санкт- Петербург 2010 г.
1.1. Цель изучения дисциплины: знание этического наследия Иммануила Канта. 1.2. Задачи курса:
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников: Специальный курс.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма итогового контроля:
Изучение дисциплины по семестрам 5 семестр: лекции - 34 часа,— зачет. 3. Содержание дисциплины 3.1.Разделы курса Раздел 1. Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта. Раздел 2. Анализ работ Канта «докритического периода». Раздел 3. Трансцендентальная этика Канта. Раздел 4. Антропология морали Канта. 3.2. Темы и их краткое содержание: Раздел 1. Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта. Тема 1. Мировоззренческий, биографический, моральный и философский контекст творчества Канта. Биография Канта. Политическая и духовная история Германии 18 века. Фридрих II и философия Просвещения. Вольтер и Руссо. Христиан Вольф и Крузий. Мартин Кнутцен. Мозес Мендельсон. Александр Поуп. Лиссабонское землетрясение. Споры об оптимизме. Тезис «все благо». Грезы духовидца. Общий очерк жизни и творчества Канта. Раздел 2. Анализ работ Канта «докритического периода» Тема 2. Ранние работы Канта. Закон нравственного совершенства в 3 части «Всеобщей истории и теории неба» (1755). Моральная зависимость вещей от Бога (Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога. 1763). Зависимость этики и онтологии. «О пользе землетрясений» (1756). «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме» (1759). Полемика с крузианцем Вейманом, о возможности более совершенных миров. «Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали». Особенности философских и этических понятий, их отличие от математических. Достоверность в практической философии на примере моральной категории обязанности. Тема 3. «О педагогике» (1776) как этический текст. Понятие воспитания в практическом и теоретическом смысле, Уход, дисциплинирование, обучение и формирование нравственного облика как этапы воспитания. Образование и самообразование как нравственная обязанность. Правление и нравственность. Воспитание и нравственное развитие личности. О педагогике природных способностей. Физическое и нравственное наказание. Педагогика высших человеческих совершенств. Практическое воспитание как 1) формирование умений, 2) расширение житейского опыта, становление "умудренности" в житейских делах; 3) собственно нравственное воспитание. Тема 4. «Лекции по этике» (1775-1881). История лекций. Этика Баумгартена. Часть А. philosophia practica universalis. Объект теоретической и практической философии. Познание и поведение. Правило доброго употребления свободы. Логика поступка. Три вида императивов. Проблематические, прагматические и моральные. Особенности моральных. Правила благоразумия как часть этики. Особенности нравственных правил. Принцип моральности. Мораль как логическая система. Негативная и нравственная свобода. Виды обязанности. Верховный принцип моральности. Часть В. Этика. Чистота морального закона. О естественной религии. Об обязанностях перед самим собой. Употребление свободы в отношении себя. Обязанности по отношению к другим людям. Обязанности по отношению к нечеловеческому. Обязанности относительно различных групп людей. Раздел 3. Трансцендентальная этика Канта. Тема 5. Вопросы этики в «Критике чистого разума». Два ряда причинности: природа и свобода. Вещь в себе как этическая категория. Непознаваемость мира и бытия божия как нравственный факт. Бессмертие души как онтологическая проблема. Нравственные антиномии бессмертной души. Смертность как условие нравственности. Опыт как условие возможности нравственности. паралогизмы чистого разума как этическая проблема. Антиномичность мышления. Свобода как вещь в себе. Ноуменальность и практический разум. Космология и этика. Телеология. Идеал чистого разума и нравственность. Дисциплина чистого разума. Тема 6. Критика практического разума. «Основоположение метафизики нравов». Обыденное нравственное познание. Популярная нравственная философия. Проблематический, гипотетический и категорический императив. Автономия и гетерономия. Автономия воли как высший принцип нравственности. добрая воля. Понятие свободы. Свободная воля как добрая воля. Свободная воля как автономная воля. Переход от метафизики нравов к критике практического разума. «Критика практического разума». Идея практического разума. Начала практического разума. Исключительное место чистого разума. Практические основоположения. Максимы и законы. Объекты практического принципа. Принцип удовольствия. Различие между низшей и высшей способностью желания. Счастье. Основной закон чистого практического разума как закон нравственный. Субъективные и объективные, внутренние и внешние основания нравственности. дедукция основоположений чистого практического разума. Право чистого разума на свободу. Предмет чистого практического разума. Мотивы чистого практического разума. Аналитика и диалектика практического разума. Антиномия практического разума. Постулаты бессмертия души и бытия Божия. Нравственный смысл постулатов практического разума. Учение о методе чистого практического разума. Раздел 4. Антропология морали Канта. Тема 7. Нравственность и космология. Этические проблемы в «Критике способности суждения». Целесообразность в природе. Этикокосмология. Космос и нравственная идея. Телеологическое доказательство бытия Божия. Ценность мироздания. Тема 8. Антропология морали Мораль в «Антропологии с прагматической точки зрения». «Метафизика нравов». Метафизические начала учения о добродетели». Вопросы прикладного характера в «Метафизике нравов». Моральные проблемы в «Религии в пределах одного только разума». Изначально злая природа человека. Задатки добра. Предрасположенность ко злу. Происхождение зла. Тема 9. Правовая и политическая концепция Канта. Сущность правовой концепции Канта. Политические воззрения Канта. Связь правовой, политической и моральной сферы. Нравственные основы мироустройства. «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784). «К вечному мира» как этико-правовая программа. 3.3.Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
3.4.Темы рефератов и курсовых работ:
3.5.Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
4.Учебно-методическое обеспечение курса. 4.1.Рекомендуемая (основная) литература:
4.2.Рекомендуемая (дополнительная) литература:
|
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: формирование у студентов экологического сознания в его нравственном аспекте, способности к анализу экологических... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности врачей, биологов, научить... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью курса является предоставление практических и теоретических знаний в сфере теоретической этики. Знакомство с основными понятиями,... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: ознакомить студентов с нравственной составляющей профессиональной деятельности юристов, научить их анализировать... | ||
Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Цель изучения дисциплины: Ознакомление с основным разработками в области психологии морали; обучение методам исследования психологии... | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 032200 Прикладная этика Целью дисциплины является предоставление практических и теоретических знаний в сфере истории этической мысли в России, знакомство... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «вычислительные системы,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование» Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Рабочая программа учебной дисциплины «теоретическая и прикладная механика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам бакалавриата очной... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «методологии и технологии... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов,... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и пооп впо по направлению подготовки «Прикладная... | Дисциплины При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование» в основу положены: фгос... |