Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог»





Скачать 423.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог»
страница1/4
Дата публикации28.04.2015
Размер423.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Форма 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«______»_____________200 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А



по Клинической фармакологии

для специальности 040400 - «стоматология»

квалификация специалиста – «стоматолог»

факультет стоматологический

кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии

курс V

семестр – IX

учебно-зачетная сессия - ____ часов

лекции в учебно-экзаменационную сессию - 10 часов

практические занятия в учебно-зачетную сессию - 24 часа

всего аудиторных часов в сессию ____ часов

самостоятельная работа 20 часов, форма контроля -

выполнение подготовка реферата, написание истории болезни.

экзамен - нет

ВСЕГО ЧАСОВ - ____ ____

Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2002 году начальником Управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва)

Индекс ___________________________________

Рабочая программа, обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ ________________ (протокол № __).

Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. Петров

Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета _________________ (протокол № ___)

«______»_________________200__ года
Председатель ЦМК стоматологического

факультета, д.м.н., профессор С.В. Дмитриенко


  1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных и по прогнозам в XXI веке ожидается увеличение числа жителей старших возрастных групп, что повлечет за собой неизбежный рост заболеваемости и необходимость индивидуализации лечения. Внедрение в клиническую практику большого количества лекарственных средств, потребовало необходимость изучения не только эффективности и безопасности их применения, но и создание единой методологии по исследованию фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочного действия лекарств у больных. Это обосновывает введение в программу подготовки стоматолога предмета клинической фармакологии, которая представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств.

Настоящая рабочая программа составлена с учетом современных достижений науки и практики в области клинической фармакологии для повышения качества подготовки специалистов-стоматологов, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040400 – «стоматология».

Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего стоматолога методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины.

Задачи преподавания клинической фармакологии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии, задач лекционного курса, задач практических занятий.

Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии.

Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины.

Цель общего раздела: обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

Задачи общего раздела:

- представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии, рассмотреть связь патологии с проявлениями основных симптомов болезни;

- указать место фармакотерапии в лечении наиболее распространенных заболеваний и рассмотреть общие принципы осуществления индивидуального лечения больных:

а) уметь оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств;

б) знать методологию изучения фармакодинамических эффектов лекарственных средств;

в) знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов;

г) уметь прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;

д) знать особенности фармакодинамики, фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от функционального состояния биологической системы организма (вид патологии, возраст, беременность и т.д.);

е) уметь оценивать возможные взаимодействия препаратов;

ж) знать факторы, способствующие изменению действия и метаболизма лекарственных средств, а также факторы, увеличивающие или снижающие риск нежелательных лекарственных реакций;

з) знать фазы клинического исследования новых лекарственных средств и основные положения доказательной медицины;

и) знать основные принципы формулярной системы, уметь составлять формулярный список аналоговой замены, формуляр лечебного учреждения;

к) знать основы фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, уметь проводить основные расчеты и организовывать такие исследования.

Во втором разделе «Частные вопросы клинической фармакологии» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической стоматологии лекарственных средств и принципы их выбора при различных сочетанных заболеваниях с учетом основных симптомов.

Цель раздела: научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания.

Задачи раздела:

- научить студентов использовать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций препаратов при характеристике конкретных групп лекарственных средств;

- знать особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек, соединительной ткани, щитовидной железы;

- знать факторы риска и клинические проявления основных нежелательных реакций лекарственных средств;

- уметь оценивать эффективность и безопасность групп лекарственных средств (определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры лекарственной терапии и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффективности и безопасности терапии);

- знать основные клинические проявления часто встречающихся заболеваний и принципы их лечения;

- знать методы оценки качества жизни;

- уметь определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам способ введения лекарственных средств;

- владеть навыками проведения консультирования пациентов.

Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-зачетной сессии (лекционный курс и практические занятия).

Задачи лекционного курса:

-формирование знаний по основным вопросам клинической фармакологии (фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетике, лекарственным взаимодействиям, нежелательным лекарственным реакциям, фармакоэкономике, фармакоэпидемиологии), обосновывая их значение для рационального выбора лекарственных средств, наиболее часто применяемых в стоматологической практике.

Задачи практических занятий:

-формирование умений и навыков, необходимых в деятельности врача-стоматолога для проведения индивидуализированной системной и местной фармакотерапии пациентов с патологией в челюстно-лицевой области и полости рта, а также при неотложных состояниях на основании знаний по фармакодинамики, фармакокинетики, лекарственным взаимодействиям, нежелательным лекарственным реакциям;

-формирование представлений о разделах клинической фармакологии, регулирующих рациональный выбор лекарственных средств: оценка эффективности и безопасности, лекарственный формуляр, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология.

Основной акцент делается на различные формы практической работы студента, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях.

Оптимальной формой всех видов самостоятельной работы является система обучающих заданий, которые должны предусматривать проведение информационно-поисковой работы стоматолога при выборе лекарственных средств, по рекомендации необходимых методов контроля за эффективностью и безопасность выбранного препарата с указанием возможных нежелательных лекарственных реакций и оценкой вероятности их развития и способов коррекции.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включает курацию пациентов с патологией челюстно-лицевой области и полости рта с последующим оформлением клинико-фармакологических карт (специализированных историй болезни). Проводится анализ фармакотерапии с изучением фармакодинамики, фармакокинетики, взаимодействия, нежелательных лекарственных реакций лекарственных средств, включенных в терапию конкретного пациента. Обосновываются предложения по оптимизации терапии. Выполняется творческое задание на модели клинической ситуации (выбор лекарственной терапии больному), способствующее развитию у студентов навыков работы с литературой, умению работать с конкретной методикой, обобщать и использовать полученные знания для решения конкретных задач.

Выполнение учебно-исследовательской работы возможно также по одной из следующих тем:

1. Фармакологическая несовместимость при назначении антимикробных средств;

2. Фармакологическая несовместимость витаминов;

3. Побочное действие психотропных лекарственных средств;

4. Побочное действие гипотензивных лекарственных средств;

5. Побочное действие витаминов;

6. Побочное действие гормональных препаратов;

7. Тератогенное действие лекарственных средств;

8. Основные параметры фармакокинетики и их значение в фармакотерапии;

9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ в ЖКТ;

10. Биодоступность лекарств и факторы её определяющие;

11. Фармакогенетика в деятельности стоматолога;

12. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных гипотензивных средств;

13. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных антиангинальных средств;

14. Сравнительная характеристика эффективности современных антибиотиков и химиотерапевтических средств;

15. Пути профилактики побочных эффектов антибактериальных средств;

16. Закономерные пути метаболизма лекарственных средств в организме человека;

17. Особенности фармакокинетики в детском возрасте;

18. Особенности фармакодинамики в детском возрасте;

19. Особенности метаболизма и действия лекарств у пожилых. Пути профилактики побочных эффектов лекарственной терапии;

20.Самолечение как проблема современной медицины;

21. Особенности фармакотерапии у беременных женщин;

22. Современные информационные системы поиска лекарственных препаратов;

23. Деонтологические аспекты взаимоотношений в процессе лекарственной терапии;

24. Положительные и отрицательные стороны рекламы лекарственных средств.

Результаты УИРС студент докладывает на зачётном занятии, которым заканчивается цикл обучения на кафедре клинической фармакологии. Другими составными частями зачёта являются тестовый контроль и устные ответы на вопросы билетов.

Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через подготовку реферата.

Отбор содержания программы был проведен на основании интеграции с другими специальными дисциплинами и с перечнем базисных знаний и умений для достижения поставленных целей обучения.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040400 – «стоматология» с квалификацией «стоматолог» студенты высших медицинских заведений после изучения дисциплины клиническая фармакология должны ЗНАТЬ:

1. Групповую принадлежность лекарственных средств на основании вида его фармакологического действия. Типы названий лекарственных средств.

2. Основные фармакологические характеристики лекарственных средств.

3. Характеристику основных фармакокинетических параметров лекарственных средств, их изменение в зависимости от возраста, наличия сопутствующей системной патологии, беременности и лактации, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

4. Особенности режимов дозирования лекарственных средств при системном и местном применении.

5. Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств.

6. Основные виды лекарственных взаимодействий.

7. Классификацию нежелательных лекарственных реакций и порядок регистрации нежелательных лекарственных реакций. Способы профилактики и коррекции.

8. Основы формулярной системы (формулярный список, формулярная статья, формулярный справочник), стандарты диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области и полости рта, неотложных состояний.

9. Принципы медицины основанной на доказательствах.

10. Основные представления о порядке проведения клинических исследований лекарственных средств, принципах качественной клинической практики (ККП).

11. Понятие полипрагмазии (частота, опасность, экономические аспекты).

12. Основные понятия фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики.
Студент после изучения дисциплины клиническая фармакология должен УМЕТЬ:

1. Проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств.

2. Оценивать эффективность лекарственных средств с помощью клинических и лабораторных исследований.

3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственные средства, дозу, путь, кратность и длительность введения в зависимости от фармакодинамику и фармакокинетику, возраста, пола, клинического и физиологического состояния пациента.

4. Прогнозировать, предупреждать, выявлять и проводить коррекцию нежелательных лекарственных реакций.

5. Проводить оценку выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного.
Студент после изучения дисциплины клиническая фармакология должен получить ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

С учетом вида, локализации и тяжести течения заболевания, срочности оказания помощи и получения эффекта осуществлять:

- выбор вида терапии (системная, местная);

- выбор группы лекарственных средств;

- выбор конкретного лекарственного средства с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, механизма действия лекарственного средства, нежелательных лекарственных реакций и возможных лекарственных взаимодействий;

- выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других лекарственных средств);

- прогнозирование риска развития нежелательных лекарственных реакций;

- проведение комбинированного назначения лекарственных средств;

- выбор методов оценки эффективности и безопасности лечения;

- дозирование лекарственных средств, в том числе выбор лекарственных средств в зависимости от срока беременности и лактации;

- медикаментозную профилактику заболеваний полости рта и челюстно-лицевой области;

- медикаментозную профилактику возможных системных осложнений при проведении манипуляций в полости рта;

- оценку экономической эффективности фармакотерапии
Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса клинической фармакологии.

Изучение Клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника;

4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов;

7. биология;

8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ;

9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии;

11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях).

12. Фармакология;


  1. Содержание дисциплины клиническая фармакология

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности стоматология, Федерального...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной)...
Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по «Клинической фармакологии» для специальности...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа по Клинической фармакологии и фармакотерапии для...
Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 1995...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201. 65 стоматология Всего зет 5
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060201 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечение студентам необходимой информации для овладения определенными знаниями и умениями в области фармакологии...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconЛитература для студентов медицинских вузов Л. С. Персин, В. М. Елизарова,...
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «040400»...
По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 54 часа
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconСтоматология детского возраста
Рабочая программа по стоматологии детского возраста составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности:...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа по кожным и венерическим болезням цикла «Дерматовенерология»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос3 впо, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа по фармакологии
Целями освоения учебной дисциплины фармакология являются обеспечение студентам необходимой информации для овладения определенными...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconМлекопитающие (звери)
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке: провизора
Автор – ст преподаватель кафедры общей и клинической фармакологии ми пгу, Фролова Т. И
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconРабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:...
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconИ. И. Халямина материалы к семинар
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...
Рабочая программа по Клинической фармакологии для специальности 040400 «стоматология» квалификация специалиста «стоматолог» iconИ. И. Халямина материалы к семинар
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск