Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология»





Скачать 212.44 Kb.
НазваниеУчебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология»
Дата публикации08.05.2015
Размер212.44 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинка

Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Утверждаю

Директор МКОу СОШ с. Ильинка

Принято педагогическим ____________________Н.А. Белозор

Советом школы Приказ № - ______ от____________

Протокол №1 от 29.08.2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету - биологии

класс _____ 11

Всего часов на учебный год – 34

Количество часов в неделю - 1

Составлена по УМК В.В.Пасечника

к учебнику учебника В.и. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е Захаров «Общая биология. 10-11 классы» 2012г

Учитель:

Фамилия: Кузнеделева

Имя: Елена

Отчество Юрьевна

Категория высшая

Стаж работы 30 лет

Рассмотрено Согласовано

Школьным методическим объединением Заместитель директора по УВР

Руководитель ШМО_________________ И.В. Каменева _____________

Е.Ю. Кузнеделева /__________________/

Протокол № 5 от 30.05. 2014г.

Пояснительная записка
Цель: формирование базовых знаний по биологии для изучения специальных и

профильных предметов.
Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием вопросов организации биологических систем и уровней организации живой природы, ее эволюции;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии;

- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.
Место предмета в БУП:

на освоение разделов Общей биологии в 11 классах отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Программа: государственная для общеобразовательных учреждений.

Биология 10 - 11 классы.
Учебно - методический комплекс:

    1. Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» - М.: «Дрофа», 2010-2012

Дополнительная литература:

  1. И.А. Бондаренко «Тесты по общей биологии».

  2. Т.В. Иванова, Т.А. Козлова «Итоговая проверка».



В результате изучения данного предмета учащиеся должны

знать:

  • основную генетическую терминологию, законы наследственности, модификационную и генотипическую изменчивость, значение генетики;

  • методы селекции;

  • экосистемы и биосферу;

  • эволюцию органического мира и происхождение человека;


уметь:

  • сравнивать модификационную и генотипическую изменчивость; экосистемы и агроэкосистемы;

  • обосновывать роль круговорота веществ, разнообразие видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; значение биотехнологии; вредное влияние загрязнения природной среды мутагенами на наследственность человека;




  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; конспектировать, готовить реферат; составлять схемы и таблицы на основе текста учебника;


применять:

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Содержание программы
Тема 1. Основы учения об эволюции
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций, формы совместного существования особей. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Движущий и стабилизирующий отбор. Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование. Основные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии

Основные методы и современные достижения селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы клеточной и генной инженерии. Методы селекции животных. Методы селекции микроорганизмов. Перспективы развития биотехнологии.
Тема 3. Антропогенез

Положение человека в системе животного мира, Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Гипотезы о происхождении человека. Доказательства единства человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма

Тема 4. Основы экологии

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Местообитание и экологические ниши. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Биомасса. Свойства экосистем. Экологическая сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем. Саморегуляция- основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивого развития экосистем. Основы рационального природопользования.
Тема 5. Эволюция биосферы и человек

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Проблема устойчивого развития биосферы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Учебно - тематический план




Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

Основы учения об эволюции

Основы селекции и биотехнологии

Антропогенез

Основы экологии

Эволюция биосферы и человек

9

4

5

10

6




Итого:

34



Контроль реализации программы
Перечень проверочных работ по темам


№….

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

Стартовая контрольная работа

Основы учения об эволюции

Основы селекции и биотехнологии. Антропогенез

Итоговая контрольная работа.


Перечень практических работ




Наименование темы

1.

2.

Главные направления органической эволюции.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.


Перечень лабораторных работ




Наименование темы

1.

2.

3.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).


Требования к уровню подготовки учащихся
знать / понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя; закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

применять:

  • полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


    1. Федеральный компонент государственного стандарта.

    2. Программа общеобразовательных учреждений по биологии. Вариант 3.

    3. Федеральный базисный учебный план.


Литература и средства обучения
Методическая литература для учителя:

    1. Е.А. Каменский, В.В. Пасечник. Общая биология 10-11 класс: тематическое и поурочное планирование. М. Дрофа, 2007.

    2. Е.А. Каменский, В.В. Пасечник Рабочая тетрадь к учебнику. М. Дрофа, 20011.

    3. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев Сборник нормативных документов. Биология. М. Дрофа, 2007.

    4. В.С. Кучменко Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. М. Дрофа, 2007.

Дополнительная литература для учителя.

  1. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М. Дрофа, 2002.

  2. А.В. Пименов, И.Н. Пименова Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М. Издательство НЦ ЭНАС, 2004.

  3. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов –на-Дону. Издательство «Легион», 2009.

  4. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009.

  5. Н.А. Лемеза Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск: Экоперспектива, 2004.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. АСТ-Пресс школа, 2003.

  2. А.С. Батуев, А.С. Гуленкова. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа, 2004.

  3. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. М. Дрофа, 2010.

  4. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ-2011. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2011.


Мультимедийные средства обучения:

1)Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

2) Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. М. Дрофа, 2006.

3) Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 10-11 класс, «Кирилл и Мефодий», 2001.
Интернет-ресурсы:

  1. http://www.soil/nisu/ru/_ecol/ - Экоцентр МГУ;

  2. http://www.edios/ru - Эйдос-центр дистанционного образования;

  3. http://www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;

  4. http://www.wc.ssu.samara.ru/_nauka - путеводитель в мире науки для школьников;

  5. http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии;

  6. http://www.bio.fseptember.ru - газета «Биология»- приложение к «1 сентября»;

  7. http://www.intergu/ru - Интернет сообщество учителей;

  8. http://www.shool-collection.edu/ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  9. http://www/fipi.ru - сайт ФИПИ.


Календарно – тематическое планирование



Тема

Цель темы

Ко-во

ча-

сов

в теме.

Тема урока , домашнее задание

дата

№у-ка

По п-ку

№ у-ка

В теме

Опорные понятия

Планируемый результат

Эволюция органического мира

Создать условия для восприятия материала по теме.

Продолжить обучать приемам

обработки информации, ее сворачивания в опорные конспекты, работать над развитием памяти,

формированиям навыков мышления, сопоставления и выводов.

15

Развитие биологии в додарвинский период.

Д.з.4.1.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Д.з.4.2




1

1

Эволюция, креоцианизм,

Трансформизм.

закон упражнения и неупражнения органов. Закон

Наследования благоприятных признаков.

Давать определения терминам


Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Д.з . 4.3




2

2

факторы эволюции, механизмы изменения видов, ископаемые останки

Давать определения терминам
Называть предпосылки возникновения теории Дарвина

Эволюционная теория Дарвина
Д.з4.4

Вид , его критерии и

Структура.

Д.з . 4.5

Л.р. Критерии вида






3


3


Искусственный и естественный отбор, борьба за существование,

Вид,

критерии вида,

популяция.изоляция,

дрейф генов.



Давать определения терминам
Называть основные положения теории Дарвина

Характеризовать критерии и структуру вида,

Популяция как структурная единица вида и единица эволюции.
Д.з.  4.6, 4.7.




4

4

Термины:
Вид, микроэволюция, ареал, кариотип,

Давать определения терминам

Называть формы естественного отбора, Характеризовать формы естественного отбора,

Факторы эволюции.

Д.з. 4.8

Естественный отбор-главная движущая сила эволюции.
Д.з. 4.9




5

5

Термины: естественный отбор, (движущий, стабилизирующий,дизруптивный),половой диморфизм, внутривидовой естественный отбор,

микроэволюцияПроцессы:
видообразования

Давать определения терминам

Называть
Типы видообразования, перечислять их характеристики
Называть
Типы видообразования,

Адаптация организмов УК условиям среды обитания как результат действия естественного отбора.
Д.з. 4.10




6

6

Термины:
Дивергенция, конвергенция, гомологи, аналоги,

Давать определение понятиям
Характеризовать причины многообразия видов

Видообразование как результат эволюции.
Д.з. 4.11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Д.з. 4.12




7

7

Термины:
Дивергенция, конвергенция, гомологи, аналоги, эволюции

Давать определение понятиям
Характеризовать причины многообразия

Доказательство эволюции органического мира.
Д.з. 4.13




8

8

Термины:
Геохронология жизни, фотосинтез, половой процесс,

Называть основные ароморфозы архейской, протерозойской, палеозойской эры



Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.Современные представления о возникновении жизни.

Д.з. 4.14, 4.15.




9

9







Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.
Д.з. 4.16сообщения учащихся.




10

10

Термины:
Ароморфоз, специализация, ния Земли

Называть основные ароморфозы палеозойской эры
Характеризовать основные этапы развития жизни
а Земле

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. эру.
Д.з. 4.16, сообщения учащихся.




11

11

Термины: почвообразование, беспозвоночные, низшие растения, высшие растения



Называть основные ароморфозы мезозойской эры
Характеризовать основные этапы развития жизни



Гипотезы происхождения человека.

Д.з.4.17 Сообщения учащихся.




12

12

Термины:
дрейф материков, оледенение, четвертичный период, приматы

Называть основные ароморфозы кайназойской эры

Земле

Происхождение человека. Место человека в живой природе . Положение в системе животного мира. Этапы эволюции человека.
Д.з. 4.18

Эволюция человека.

Д.з. 4.19




13

13

Термины:
антропогенез, хордовые, позвоночные, плацентарные, прямохождение
Раса, гоминиды, древнейший человек, неандерталец, кроманьонец,

Называть основные этапы антропогенеза
Характеризовать особенности стадий антропогенеза Называть этапы эволюции современного человека, описывать их


Человеческие расы.




14

14

Расы,

Нация, расизм,видовое единство человечества




Обобщение по теме «Эволюция органического мира»




15

15







Зачет № 1.




16

16

 

 




IV. Основы экологии. Биосфера и человек.

11 ч

Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы.




17

1








2 полугодие



дата

№ у-

ка по п-ку

№ у-ка в

теме

Тема урока

Основные

понятия

Умения и навыки

Формы

контроля

Домашнее задание

IV. Основы экологии. Биосфера и человек(11 ч.)




18

1

Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы.

Естественные сообщества, факторы среды, формы взаимоотношений между организмами, цепи питания, экологическая пирамида.

Биосфера, состав и свойства биосферы, воздействие человека на биосферу, рациональное природопользование, охрана природы.

Воздействие человека на биосферу, рациональное природопользование, охрана природы.


Биосфера, учение В.И. Вернадского.

Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии

Практически применять сведения об экологических закономерностях.


Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.1




19

2

Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.9




20

3

История формирования сообществ живых организмов. Биогеография.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.10




21

4

Естественные сообщества живых организмов. Биоценоз. Биогеоценоз.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.4




22

5

Абиотические факторы среды, интенсивность действия факторов среды. Ограничивающий фактор.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.2




23

6

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.3




24

7

Формы взаимоотношений между организмами.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.5




25

8

Смена биогеоценозов.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.6




26

9

Антропогенное воздействие на биогеоценозы. Последствия хозяйственной деятельности.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.7




27

10

Проблемы рационального природопользования.

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.



§5.8,5.10




28

11

Обобщающий урок по теме « Основы экологии. Биосфера»

Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§5.11 – 5.12

Повторения и обобщение (6 часов)




29




Повторение темы «Основы цитологии».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§2.1-2.4

по тетради, сообщение




30




Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§3.6-3.9.

по тетради, сообщение




31




Повторение темы «Основы генетики».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§3.10-3.15

по тетради, сообщение




32




Повторение темы «Генетика человека».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§3.17 по тетради, сообщение




33




Повторение темы « Основы учения об эволюции».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§4.4-4.8

по тетради, сообщение





34




Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».







Тест, письменная работа. Доклады, рефераты.

§§3.18-3.19

по тетради, сообщение




35




Итоговый урок «Роль биологии в будущем».







Итоговая конференция




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconВ 95,7 тыс кв км
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconКонспект урока «Вирусы неклеточная форма жизни» Ф. И. О. Бабина Елена...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconКонспект урока «Вирусы неклеточная форма жизни» Ф. И. О. Бабина Елена...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconПубликации: Шебзухова Э. А
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconСценарий ролевой игры
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю. Ведется по учебнику «Общая биология» А....
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» icon«Антропные аргументы» в современной космологии
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Концепции современного естествознания»
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconУрок истории в 4 классе Тема: Государственные символы России
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconБрейн-ринг «Торжественная песнь орла и триколора» Цели
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconСписок научных и научно-методических трудов бормотова ивана васильевича
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconКонтрольные вопросы по дисциплине ксе очной и заочной формы обучения
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconПлан выставочных мероприятий, конференций и совещаний Федерального...
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология» iconКонспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск