Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»





Скачать 382.31 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»
страница1/3
Дата публикации10.06.2015
Размер382.31 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ
описание: c:\users\medved~1.ev\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«Фармакогнозия»

060301.65 Фармация

Форма подготовки очная
Школа биомедицины ДВФУ

Кафедра фармации

курс 3, 4 семестр 5, 6, 7

лекции 68 (час.)

практические занятия 174 (час.)

всего часов аудиторной нагрузки 242 (час.)

самостоятельная работа 118 (час.)

зачет 5,6 семестр

экзамен 7 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011.

Рабочая программа составлена обсуждена на заседании кафедры фармации «26» июня 2012 г.

И.о. заведующего кафедры: к.б.н. Хожаенко Е.В.

Составитель: А.А.Тыртышная

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20г.№ __________________________

И.о. зав. кафедрой _________________________________ Хожаенко Е.В.

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____»_________________ 20г.№ ___________________________

И.о. зав. кафедрой _________________________________ Хожаенко Е.В.

(подпись)(И.О. Фамилия)
Аннотация

Возрастающая потребность в препаратах растительного происхождения и усугубляющаяся экологическая ситуация требуют подготовки компетентных специалистов в области рационального использования ресурсов лекарственных растений и получения высококачественных лекарственных средств из них.

Системный подход к обучению определил задачи создания данной комплексной программы на основе внутрипредметной и междисциплинарной интеграции. Программа объединяет и координирует содержание курса фармакогнозии на всех этапах обучения и включает лекционно-лабораторный курс, курсовую работу, учебную практику, курс по ресурсоведению и стандартизации, производственную практику.

Лекционно-лабораторный курс состоит из общей части и специальной; перечня знаний, умений и практических навыков, приобретаемых студентами; тематических планов лекций, лабораторных занятий.

В общей части программы рассматриваются следующие вопросы: методология предмета, развитие фармакогнозии в историческом аспекте, современное состояние сырьевой базы лекарственных растений, организация заготовок и основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья, химический состав лекарственных растений и классификация лекарственного растительного сырья, вопросы стандартизации лекарственного растительного сырья, основные направления научных исследований в области изучения лекарственных растений.

Специальная часть программы включает изучение отдельных групп лекарственных растений и сырья в соответствии с последовательностью биохимических процессов, протекающих в растительном организме. В программу включены тропические и субтропические растения, лекарственные средства из которых широко распространены на российском фармацевтическом рынке. В лекционном курсе следует сосредоточить внимание на основных теоретических вопросах фармакогнозии, а также изложении материалов по важнейшим лекарственным растениям, имеющим широкое медицинское применение, используя новейшие литературные данные. На лекциях должны демонстрироваться гербарий, таблицы, слайды лекарственных растений; образцы лекарственного растительного сырья; фрагменты учебных фильмов; опыты по обнаружению отдельных групп биологически активных веществ в сырье и т.п.

Изучение ряда вопросов, достаточно полно освещенных в учебнике, следует вынести для самостоятельной работы студентов и в элективные курсы. Проведение лабораторных занятий по каждой группе растений целесообразно строить так, чтобы изучение начиналось с исследования сырья на подлинность и доброкачественность макро- и микроскопическим методам, а заканчивалось решением задачи по исследованию химического состава биологически активных веществ (качественное и количественное определение). Такая форма проведения лабораторных занятий наиболее эффективна для усвоения материала и позволяет ознакомить студентов со всеми видами фармакогностического анализа. Решение задач с "неизвестным" сырьем из группы изучаемых растений в полной мере соответствует положению об учебно-исследовательской работе студентов.

При проведении лабораторных занятий программа предусматривает использование гербария, образцов сырья, микропрепаратов и нормативной документации (НД) на все виды лекарственного растительного сырья, включенных в программу. Последовательность изложения курса может быть изменена в зависимости от условий преподавания. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами в лабораторно-лекционном курсе фармакогнозии, составлен с учетом требований фармакогностической подготовки провизора. Учебная практика по фармакогнозии предусматривает знакомство студентов с лекарственными растениями в естественных местообитаниях и при возделывании в ботанических садах, питомниках, и специализированных хозяйствах.

В конце программы приведен список обязательной и дополнительной литературы по всем разделам фармакогнозии.

Общая трудоемкость освоения учебно-методического комплекса дисциплины составляет 2 зачетных единиц. Учебным планом предусмотрены практические занятия (174 часов), лекционные занятия (68 часа), самостоятельная работа студента на полный курс (24 часа). Дисциплина реализуется на 3 курсе в 5, 6 семестрах; на 4 курсе в 7 семестре.

Цель дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и практические навыки по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.

Задачи дисциплины:

- Формирование теоретических знаний о лекарственных растениях и лекарственном растительном сырье, применяемых в медицинской практике.

- Формирование практических навыков проведения анализа лекарственных растений и лекарственного растительного сырья, применяемых в медицинской практике.

- Развитие коммуникативных навыков, пригодных при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем, используемых рационально и эффективно в медицинской практике.

- Формирование правовой компетенции, применение и освоение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории, а также НТД, регламентирующие требования к качеству ЛРС.

- Развитие мотивации у студентов в изучении и освоении дисциплины «Фармакогнозия» и формирование у обучающихся общее представление о лекарственных растениях и лекарственном растительном сырье, применяемых в медицине, пригодных для выполнения профессиональных задач будущего специалиста.

- основные понятия фармакогнозии, методы фармакогностического анализа, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;

- основные этапы развития фармакогнозии. Современные направления научных исследований в области лекарственных растений;

- характеристику сырьевой базы лекарственных растений;

- организацию заготовок лекарственного растительного сырья; заготовительные организации и их функции;

- систему государственных мероприятий по рациональному использованию и охране лекарственных растений;

- методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;

- общие принципы рациональной заготовки лекарственного растительного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарослей лекарственных растений;

- номенклатуру культивируемых лекарственных растений; основные приемы их возделывания;

- систему классификации лекарственного растительного сырья (химическая,

фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и

животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике и к использованию в промышленном производстве;

- основные сведения о распространении и местообитании лекарственных растений, применяемых в научной медицине;

- влияние экологических факторов на развитие сырьевой массы лекарственных растений и накопление биологически активных веществ;

- методы макроскопического и микроскопического анализов цельного лекарственного сырья. Анализ сборов;

- морфолого-анатомические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;

- основные группы биологически активных веществ природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства; пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;

- методы выделения и очистки основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;

- основные методы качественного и количественного определения биологически активных веществ в лекарственном растительном сырье; биологическую стандартизацию лекарственного

растительного сырья;

- показатели качества сырья и методы их определения;

- требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с НТД;

- требования к результатам анализа лекарственного растительного сырья;

- права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;

- основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- основные сведения о применении в медицине лекарственных средств растительного и животного происхождения;

- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.

Уметь:

- определять по морфологическим признакам лекарственные растения в живом и гербаризированном видах;

- использовать макроскопический анализ для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- использовать микроскопический анализ для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- определять лекарственное растительное сырье в цельном виде с помощью соответствующих определителей; определять состав официнальных сборов;

- распознавать примеси посторонних растений при сборе, приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды,

дубильные вещества, алкалоиды и др.).

- выбрать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного

сырья;

- анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НТД, лекарственное растительное сырье на содержание эфирных масел,

сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных веществ, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;

- проводить определение влажности, золы, экстрактивных веществ методами,

предусмотренными ГФ XI;

- проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно ГФ XI;

- проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа.

владеть:

  • навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

  • техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;

  • техникой проведения качественных и микрохимических реакций на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);

  • навыками проведения ресурсоведческих исследований;

  • навыками интерпретации результатов анализа для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформлению документов для декларации о соответствии готового продукта требованиям нормативных документов;

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

  • способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6);

  • способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);

  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Раздел 1. Общая характеристика фармакогнозии как учебной дисциплины (13 ч)

Тема I. Фармакогнозия: понятия, термины, элементы, входящие в состав учебной дисциплины (6 час.)

Основные понятия и термины фармакогнозии

Номенклатура основных действующих веществ растительного происхождения, виды препаратов растительного происхождения

Структура Фармакопейной статьи (по ГФ XI издания).

Задачи и направления научных работ в фармакогнозии на современном этапе.

Тема 2. Лекарственные растения и животные, лекарственное сырье, лекарственные следства (7ч)

Лекарственные растения и животные — источники биологически активных веществ

Первичный и вторичный метаболизм, продукты первичного и вторичного метаболизма.

Минеральные вещества растений

Культура клеток и тканей как перспективный источник получения лекарственного растительного сырья

Раздел 2. Основы процесса заготовок лекарственного растительного сырья (13 ч).

Тема 1. Сбор лекарственного растительного сырья (6 ч).

Основные морфологические виды лекарственного растительного сырья

Сбор и первичная обработка лекарственного растительного сырья

Сушка лекарственного растительного сырья

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск