Скачать 104.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ декан биологического факультета д.б.н. проф. Веселов А.П._______ "_____"__________________20___г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы нейрохимии Направление подготовки 06.03.01 Биология Профили подготовки «Физиология человека и животных» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Нижний Новгород 2014 1. Цели освоения дисциплины Целью изучения дисциплины ставиться формирование у студентов комплексных представлений о нейрохимических процессах с учетом современных данных молекулярной биологии, нейрофармакологии, нейротоксикологии. неврологии. биохимии, микро- и макронейроанатомии; правильное понимание механизмов и закономерностей регулирования различных биохимических процессов, протекающих в клетках нервной системы. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Вариативная часть профессионального цикла Б.3 дисциплина по выбору студента, преподается на 4 курсе 7 семестре. Перед изучением курса студент должен обладать базовыми знаниями в области биохимии, анатомии человека и животных, физиологии человека и животных, экспериментальной хирургии, электрофизиологии. 3. Требования к результатам освоения дисциплины «Основы нейрохимии» Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1 следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-2 уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности; ОК-3 приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии; ОПК-1 - демонстрирует базовые представления о строении, функционировании, особенностях биологических систем всех уровней организации жизни; ОПК-2 - применяет современные экспериментальные методы работы с биологичес-кими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой; ППК-5 - демонстрирует и применяет теоретические и прикладные знания функциональной организации человека и животных, механизмов гомеостатической регуляции, принципов и закономерностей индивидуального развития, современных проблем физиологии и биомедицины; владеет методами функциональной диагностики и коррекции состояния организма, а также методами физико-химической и клеточной биологии, методами моделирования патофизиологических состояний. Лекарственных средств, и использует их в научно-исследовательской деятельности для решения задач физиологии труда, санитарно-эпидемиологического контроля, токсикологии, фармацевтики, сельского хозяйства. В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: особенности состава и метаболизма нервной ткани, организации хроматина, обмена нуклеиновых кислот, белков. аминокислот и липидов, энергетического обмена и механизмов его регуляции; иметь четкое представление о строении и фукционировании синапсов, как системе осуществляющей межнейрональные и периферические связи, медиаторах, рецепторах, а так же механизмах синаптической передачи и возможностях их модуляции биологически активными веществами. уметь: анализировать базовую информацию для формирования комплексного мировоззрения общебиологических процессов, осмысливать и формировать диагностические решения прикладных медицинских вопросов с физиологической точки зрения. участвовать в проведении биологических исследований по заданной методике. владеть: комплексом лабораторных методов исследований и современных технологий. 4. Структура и содержание дисциплины «Основы нейрохимии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Образовательные технологии: При освоении дисциплины образовательный процесс включает теоретическую и практическую подготовку студентов. Во время практических занятий проводится обсуждение рефератов, осуществляется контроль и коррекция знаний исходного и выходного уровней. На семинарских занятиях проводится обсуждение разработанных самостоятельно рефератов по данному разделу нейрохимии, разбор конкретных ситуаций с применением наглядных пособий, методом развивающейся кооперации. Проводится консультация перед итоговым экзаменом. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. В качестве вида самостоятельной работы обучающегося выбрана внеаудиторная самостоятельная работа творческого характера (реферат). Порядок выполнения самостоятельной работы письменный. Темы рефератов: Раздел. Предмет и задачи нейрохимии. Особенности состава и метаболизма нервной ткани.
Раздел Гемато-энцефалический барьер
Раздел Особенности организации хроматина и обмена нуклеиновых кислот в нервной ткани
Раздел Обмен белков, аминокислот, липидов в нервной ткани.
Повреждающее действие ПОЛ на компоненты нервной клетки Раздел Энергетический обмен нервной ткани: особенности и регуляция..
Раздел Медиаторы. Нейропептиды .
Перечень контрольных вопросов к зачету: 1. Особенности состава и метаболизма нервной ткани. 2. Спинно-мозговая жидкость.: состав, образование, функции. 3. Гематоэнцефалический барьер: история вопроса., организация, функции. 4. Содержание ДНК в нервных клетках. Репликация и репарация ДНК в мозге животных. 5. Особенности организации хроматина в нервных клетках 6. РНК мозга.Снецифическая экспрессия генов, альтернативный процессинг. Пре-мРНК в мозге. 7. Содержание и транспорт свободных аминокислот в нервной ткани. 8. Обмен дикарбоновых аминокислот и глутамина. 9. Обмен глицина. 10. Обмен серусодержащих аминокислот. 11 Обмен ароматических амино аминокислот. 12. Неферментные Са-связывающие белки нервной ткани. Белок S-100. 13. Кальмодулин и белки, контролирующие его активность. 14. Нейроспецифические белки, ответственные за процессы адгезии и узнавания. 15. Нейроспецифические белки-ферменты. 16. Липиды нервной системы, классификация и строение. 17. Ганглиозиды: организация, классификация. Терапевтические эффекты ганглиозидов. 18. Миелин: организация, функции. 19. Потребление глюкозы и кислородаголовны мозгом. Энергетические субстраты нервной системы. 20. Гликолиз и его регуляция в нервной системе. 21. Соотношение путей метаболизма глюкозо-6-Ф, пирувата в нервной ткани. 22. ЦТК и его регуляция в нервной ткани. 23. Цепь переноса электронов. Основные пути синтеза и потребления АТФ в нервной ткани. 24. Нейромедиаторы:строение, классификация, функции. 25. Электрический синапс: организация, особенности функционирования, функции. 26. Никотиновый холинэргический синапс. 27. Мускариновый холинэргический синапс. 28. Организация ионотропных и метаботропных рецепторов. 29. Адренэргичский синапс. 30. Дофаминэргический синапс. 31. Серотонинэргический. синапс. 32. Глутаматэргический синапс. 33. ГАМК-эргический синапс. 34. Глицинэргический синапс. 35. Пептидэргические синапсы. Критерии оценок
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Ещенко Н.Д. Биохимия психических и нервных болезней. Учебное пособие. – изд-во СПб ун-та. 2004. - 2000с. 2. Титов С.А. Нервно-психические заболевания.// Элементы патологической физиологии и биохимии./ Под ред. И.П.Ашмарина. М. изд-во Московского ун-та, 1997. С.154-178. в) Электронные средства обеспечения дисциплины http://univertv.ru http://www.humbio.ru : 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Основы нейрохимии: оборудование учебной лаборатории для лекционных и семинарских занятий, аппаратура для презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Биология» Автор программы_________________д.б.н., проф. Корягин А.С. Рецензент ________________ Программа рассмотрена на заседании кафедры физиологии и биохимии человека и животных протокол № от г. Заведующий кафедрой ___________________ д.б.н., проф. Крылов В.Н. Программа одобрена методической комиссией биологического факультета протокол № Председатель методической комиссии ___________д.п.н., проф. Швец И.М. |
Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Аннотации и к программам основной образовательной программы высшего... Дисциплина относится к циклу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (базовая часть) | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных,... «020201 Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Социальные медиа Направление... Целями освоения дисциплины «Социальные медиа» являются формирование у бакалавров по рекламе и связям с общественностью знаний принципов... | Рабочая программа учебной дисциплины физиология животных для подготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» | ||
Рабочая программа дисциплины введение в профессию направление подготовки... Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры | Рабочая программа дисциплины электрическое и конструкционное материаловедение... Целью изучения данной дисциплины является получение студентами электромеханических специальностей необходимой инженерной подготовки... | ||
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия... «Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Экологическая физиология учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Рабочая программа дисциплины направление подготовки 020201 «Биология (специалитет)» Программа дисциплины предназначена для студентов 4 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)».... |