Скачать 0.6 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫОПД.Ф.8 Физиология человека и животных, высшая нервная деятельностьОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 020201 Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии факультета ЕФКиБЖД (протокол № 1 от 13.09.2011 г.) Зав. кафедрой биологии и химии__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Луппова Е.Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии 1.2 Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент Воскобойников Г.М., д.б.н., зав. лабораторией ММБИ КНЦ РАН 1.3 Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» для студентов, обучающихся по специальностям «020201 - Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов – биологов. Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о механизмах функционирования нервной системы человека как материальной основы процессов высшей нервной деятельности. Основными задачами курса являются:
Изучение дисциплины рекомендуется проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией и анатомией человека. Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, лабораторные занятия, практические работы и семинары, подготовку рефератов, выполнение контрольных работ, решение физиологических задач. Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению работы нервной системы на разных уровнях организации, физиологии сенсорных систем и физиологии поведения. Материал излагается с учетом современных данных о молекулярных и клеточных механизмах физиологических процессов. Сведения, полученные в процессе изучения физиологии высшей нервной деятельности, несомненно, окажутся полезными и необходимыми будущим биологам, независимо от их специализации, так как развивают общую культуру понимания закономерностей функционирования организма и сознательное отношение к формированию поведения и управления процессами высшей нервной деятельности. В результате изучения курса студенты должны:
При разработке программы использована программа курса «Физиология человека и животных», рекомендованная министерством высшего и среднего специального образования для высшей школы. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО для специальности «020201 Биология»: Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Цитофизиология. Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и система обеспечения гомеостаза. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение данного раздела дисциплины отводится 250 часов, из них на аудиторную работу — 168, на самостоятельную — 82. Аудиторная работа распределяется следующим образом: лекции – 96 час, практические работы – 48 часов, лабораторные работы 24 часа. Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 7 семестры. Промежуточной формой контроля должен являются коллоквиумы, окончательной — экзамен. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет, задачи и методы физиологии. Связь физиологии с другими науками. История физиологических исследований. Тема 1. Физиология клетки. Основные понятия клеточной физиологии. Плазматическая мембрана, механизмы межклеточных контактов. Барьерная и транспортная функции мембраны (диффузия, осмос, трансмембранный поток, электрохимический потенциал, калий - натриевый насос). Фазы и компоненты волны возбуждения. Потенциал покоя и потенциал действия. Ритмическая активность и лабильность. Возбудимые клетки. Нервные, мышечные и секреторные клетки. Процессы возбуждения и торможения. Нервная регуляция мышечного сокращения. Организация системы управления движениями. Моторная единица. Моторный пул. Тема 3. Физиология нервной системы. Распространение возбуждения в нервных клетках. Нервные импульсы в немиелинизированных и миелинизированных нервных волокнах. Основные законы проведения импульсов. Пути усовершенствования проведения возбуждения по аксонам нервных клеток в эволюции беспозвоночных и позвоночных животных. Нейронные контакты, их структурно-функциональная организация. Общая организация нервной системы по структуре и функциям (нервные сети). Возбуждение и торможение в ЦНС. Основные принципы рефлекторной теории, классификация рефлексов. Рефлексы спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Автономная нервная система, ее значение для функционирования организма. Классификация и особенности вегетативных нейронов. Парасимпатический и симпатический отделы автономной нервной системы. Тема 4. Физиология сенсорных систем. Общие принципы организации сенсорных систем. Рецепторы и их классификация. Адекватные и неадекватные стимулы. Общие принципы сенсорного преобразования энергии раздражителя в нервный процесс. Кодирование сенсорной информации. Частная физиология анализаторов. Тема 5. Физиология центральных систем. Общая характеристика центральных систем. Биологический ритм. Сон – важнейшая биологическая потребность. Проявления сна, фазы сна. Физиологические механизмы сна. Рефлексы. Классификация рефлексов. Нейрофизиологические основы рефлекса. Мотивации и эмоции. Структура эмоции, ее компоненты. Обучение и память, их роль в адаптации индивида. Свойства и виды памяти. Нейрофизиологические основы речи и мышления человека. Тема 6. Физиологические основы поведения. Доминанта и условный рефлекс. Высшие интегративные системы мозга. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения. Классификация форм научения. Управление ориентационными движениями и позой. Организация манипуляторных движений. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Поведенческий акт. Физиологические основы поведения. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Тематика и планы проведения семинарских занятий. 1. Физиология клетки – 4 часа Занятие 1. Тема. Эволюция нервной системы животных. Синапс. Вопросы для обсуждения.
- Строение нейрона. - Типы нейронов - Основные клетки нейроглии
- диффузная - ортогон - брюшная нервная цепочка - трубчатая - эволюция нервной системы хордовых 3. Понятие о синапсах: - строение химического синапса - электрические синапсы - классификация синапсов Задание для самостоятельной работы студентов. Выполнить задания 4,5,6 на стр.13 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы) Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 2, 5, 9 Дополнительная: 4, 7, 13 Занятие 2Тема. Рефлексы и рефлекторные дуги Вопросы для обсуждения.
Задание для самостоятельной работы студентов. А. Выполнить задания 2 на стр.12 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы) и 6 на стр. 14 (там же). Б. Зарисовать схему безусловного рефлекса слюноотделения при попадании пищи в рот и условного рефлекса слюноотделения при виде или запахе пищи. Отметить и объяснить разницу. В. Решить физиологическую задачу: В одном из учебников физиологии приводится следующий пример выработки условного рефлекса.»Если перед собакой включать лампу в 500 Вт и затем подкреплять это дачей пищи, то после нескольких сочетаний при одном только включении лампы будет наблюдаться слюноотделение». какая информация в этом сообщении является избыточной? Ответ поясните. Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, 7 Дополнительная: 2, 7, 12, 13 2. Физиология нервной системы – 4 часа Занятие 3. Тема. Лимбическая система и базальные ядра. Вопросы для обсуждения.
Занятие 4. Тема. Кора больших полушарий. Вопросы для обсуждения.
Занятие 5-7. Тема. Физиология анализаторов. Вопросы для обсуждения.
Задание для самостоятельной работы студентов. Решить следующие физиологические задачи:
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, 3, 7 Дополнительная: 3, 4, 10, 13
Занятие 8. Тема. Механизмы памятиВопросы для обсуждения
Задание для самостоятельной работы студентов. А. Подготовить сообщение на темы: «Память и ее роль в процессах обучения» «Методики тренировки памяти» «Состояние амнезии. Причины и последствия для человека». Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 3, Дополнительная: 1, 6, 8, 9 Занятие 9. Тема. Мышление и речьВопросы для обсуждения.
Задание для самостоятельной работы студентов. Подготовьте сообщение на тему: «Критические периоды в формировании мышления и речи человека» «Причины появление патологий развитии мышления и речи человека» Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, 3 Дополнительная: 1, 9, 10, 13 Занятие 10 Тема. Сознание и неосознаваемое. Вопросы для обсуждения.
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, 7 Дополнительная: 2, 7, 12, 13 6. Физиологические основы поведения – 4 часа Занятие11. Тема. Поведение животных Вопросы для обсуждения.
Задание для самостоятельной работы студентов. Прочитать книги К.Лоренца «Кольцо царя Соломона» и «Человек находит друга». Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, 3 Дополнительная: 4, 6, 10, 13 Занятие 12. Физиология двигательных систем Вопросы для обсуждения:
Задание для самостоятельной работы студентов. 1). Выполнить задание на стр. 5-7 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы). 2). Решите физиологические задачи: а) к покоящейся мышце подвесили груз. Как при этом изменится ширина Н-зоны саркомера? б) совпадают ли физическое и физиологическое понятие работы мышц? в) почему при раздражении разных двигательных единиц одной и той же мышцы можно получить сокращения различной силы? Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:Основная: 1, 2, Дополнительная: 8, 9, 11, Тематика и планы проведения лабораторных занятийЗанятие 1. Определение времени рефлекса по Тюрку. Выполнение работы № 9 на стр. 26 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 2. Распространение возбуждения в спинном мозге. Выполнение работы № 8 на стр. 25 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 3. Торможение в спинном мозге. Выполнение работы № 10 на стр. 28 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 4-5. Основные рефлексы продолговатого и среднего мозга Выполнение работы № 3 на стр. 21 и работы № 4 на стр.22 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 6-7. Основные рефлексы мозжечка и промежуточного мозга. Выполнение работы № 5 и № 6 на стр. 23 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 8. Определение функциональной асимметрии мозга. Выполнение работы № 7 на стр. 24 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 9. Возбудимость вегетативного отдела нервной системы. Выполнение работы № 1 и работы № 2 на стр. 20, 21 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 10. Определение работоспособности и утомляемости мышцы. Выполнение работы № 1 на стр. 9 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 11. Степ-тест для определения работоспособности организма. Выполнение работы № 2 на стр. 9 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 12-13. Изучение кожной чувствительности. Выполнение работы № 1 на стр.32 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 14. Карта вкусовых полей языка. Выполнение работы № 4 на стр. 36 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 15-16. Определение остроты слуха и зрения. Выполнение работы № 2 на стр. 33 и работы № 3 на стр. 34 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы). Занятие 17. Изучение зрительных иллюзий. Занятие 18. Изучение работы обонятельного анализатора. Занятие 19. Тестирование врожденного поведения. Занятие 20. Формирование условных рефлексов. Занятия № 19 и 20 проводятся на базе клуба служебного собаководства и Мурманского океанариума. Занятия проводят специалисты этих учреждений, демонстрируя для студентов выработку условных рефлексов у животных разных систематических групп. Студенты анализируют, на основе каких врожденных поведенческих актов вырабатываются рефлексы и какие безусловные раздражители используются для выработки условных рефлексов. Какую роль условные рефлексы играют в жизни животных, за которыми ведется наблюдение. Итогом проведения занятий становится отчет о занятии, иллюстрированный фотографиями, или видеосъемкой. Занятие 21-23. Изучение особенностей памяти человека. Изучение особенностей внимания. Цель: изучить различные аспекты памяти. Объект исследования: человек Оборудование: таблицы, ручки, карандаши, секундомер. Ход работы: Работа состоит из нескольких заданий. Задание 1. Определение типа памяти (выполняется индивидуально и в парах). Следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную, третья – на слуховую. В колонке «Зрительная память» прочтите каждое число, не шевеля губами, с такой скоростью, чтобы на каждую цифру приходилось время, примерно в 1 сек. Затем запишите число, не проверяя себя. После этого прочтите следующее число и опять запишите. Возможности Вашей зрительной памяти определит самое длинное число, которое Вам удастся воспроизвести без ошибок. Для проверки моторной памяти поступите также, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите товарища прочесть вслух последовательно числа из правой колонки, а сами запишите их. Если Вам удалось запомнить 7-8 цифр, это говорит о средней памяти, если 12 цифр, то Ваша память очень хорошая, если 4 и менее – очень слабая. Результаты оформите в тетради. Задание 2. Определение объема смысловой памяти (выполняется индивидуально). Внимательно прочтите предложенный Вам текст. Затем закройте и постарайтесь письменно его воспроизвести. В каждом тексте содержится 6 смысловых единиц, необходимых для понимания его сути. Если Вам удастся воспроизвести все 6, то объем смысловой памяти у Вас отличный, если 4-5 – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно», если меньше – «плохо». Результаты оформите в тетради. Задание 3. Определение скорости концентрации внимания (выполняется индивидуально). Посмотрите на предложенный Вам рисунок. В верхнем ряду расположены 4 геометрические фигуры, внутри которых записаны определенные числа. Ниже в случайном порядке расположены те же фигуры, но без чисел. Ваша задача – вписать числа в соответствующие фигуры, как это сделано в образце. Вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не в разбивку. Время выполнения задания зафиксируйте. Если Вы справились с заданием быстрее 30 сек – результат отличный; если за 30-35 сек – хороший, 36-40 сек – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек – это низкий результат. Результаты оформите в тетради. Задание 4. Оценка распределения внимания (выполняется индивидуально). В таблице размещены числа от 1 до 40. Зафиксируйте время работы и найдите пропущенные числа, записав их на отдельном листе. После выполнения задания проверьте себя, но не учитывая время. Если обнаружите ошибку, добавьте «штраф» в 20 сек. к уже затраченному времени. Если в итоге получилось менее 3 минут – это высокий результат распределения внимания. В следующей таблице числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке. Зафиксируйте время и найдите числа в порядке их возрастания. Если результат не превышает 36 сек, можно говорить о высоком уровне распределения Вашего внимания. Задание 5. Оценка объема внимания (выполняется индивидуально). В таблице в случайном порядке приведены числа от 101 до 136. Зафиксируйте время и найдите все цифры в порядке возрастания. Каждое найденное число отмечайте в таблице точкой. Объем Вашего внимания определите по формуле: B = 648 / t где B – объем внимания, t – время работы в сек. Результаты оформите в тетради. Задание 6. Ассоциативный эксперимент (выполняется в парах). Изучение закономерностей образования ассоциаций позволяет выявить некоторые индивидуальные особенности ВНД человека: богатство или бедность временных связей, тип ВНД, способность к торможению, работоспособность. Используя списки из 15 существительных, внесенных в таблицу, испытуемый быстро подбирает к ним первые пришедшие в голову прилагательные, которые возникают по ассоциации с названным словом. При этом регистрируйте время, необходимое для возникновения ассоциаций. Результаты эксперимента внесите в таблицу. Анализ полученных данных позволит выявить особенности ВНД:
Результаты оформите в тетради. Занятие 24. Основные физиологические свойства организма. Заключительное занятие. Студентам предлагается контрольная работа по фундаментальным вопросам физиологии высшей нервной деятельности человека и животных. 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: |
Ответы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности" Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий... | Пояснительная записка 4 >II. Введение 4 III. Тематический план по... Хаматова Р. М., Ванюшин Ю. С. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы: Программа и описание дисциплины. – Казань: тари, 2005.... | ||
Физиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Сведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка | Экологическая физиология учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | ||
"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка" Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). 8 | Пояснительная записка Подчеркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от... | ||
Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... | Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» «050102 Биология», «050102. 00 Биология с дополнительной специальностью» и «050103. 00 География с дополнительной специальностью... | ||
Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных... А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером | Российской федерации ... | ||
Тюменский государственный университет Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,... | Тема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | Самыкина Светлана Владимировна педагогический стаж 18 лет, высшая... Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений... |