Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность»





НазваниеПояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность»
страница1/5
Дата публикации01.11.2014
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.8 Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

020201 Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 1 от 13.09.2011 г.)

Зав. кафедрой биологии и химии


__________________ Харламова М.Н.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Луппова Е.Н., кандидат биологических наук, доцент

кафедры биологии и химии

1.2 Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент

Воскобойников Г.М., д.б.н., зав. лабораторией ММБИ КНЦ РАН
1.3 Пояснительная записка:

Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» для студентов, обучающихся по специальностям «020201 - Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов – биологов.

Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о механизмах функционирования нервной системы человека как материальной основы процессов высшей нервной деятельности.

Основными задачами курса являются:

  • формирование представлений о механизмах процессов, протекающих на мембранах клетки;

  • развитие знаний о регулирующих системах организма и их роли в адаптациях и реакциях на внешние воздействия;

  • понимание закономерностей управления функциями организма;

  • формирование знаний о физиологических основах поведения;

  • выработка представлений о деятельности нервной системы как материальной основы психики.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией и анатомией человека.

Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, лабораторные занятия, практические работы и семинары, подготовку рефератов, выполнение контрольных работ, решение физиологических задач.

Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению работы нервной системы на разных уровнях организации, физиологии сенсорных систем и физиологии поведения. Материал излагается с учетом современных данных о молекулярных и клеточных механизмах физиологических процессов.

Сведения, полученные в процессе изучения физиологии высшей нервной деятельности, несомненно, окажутся полезными и необходимыми будущим биологам, независимо от их специализации, так как развивают общую культуру понимания закономерностей функционирования организма и сознательное отношение к формированию поведения и управления процессами высшей нервной деятельности.

В результате изучения курса студенты должны:

  • уметь объяснять механизмы осуществления основных процессов высшей нервной деятельности организма с точки зрения современных научных достижений;

  • демонстрировать понимание принципов физиологических закономерностей;

  • владеть важнейшими физиологическими терминами;

  • приобрести навыки проведения физиологических экспериментов;

  • рассмотреть живой организм как систему взаимосвязанных процессов, исходя из представлений о структуре ее элементов и специфических типах прямых и обратных связей.

При разработке программы использована программа курса «Физиология человека и животных», рекомендованная министерством высшего и среднего специального образования для высшей школы.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
для специальности «020201 Биология»:

Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Цитофизиология. Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и система обеспечения гомеостаза. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение.

Согласно рекомендациям ГОСВПО на изучение данного раздела дисциплины отводится 250 часов, из них на аудиторную работу — 168, на самостоятельную — 82. Аудиторная работа распределяется следующим образом: лекции – 96 час, практические работы – 48 часов, лабораторные работы 24 часа.

Изучение дисциплины рекомендуется проводить с 5 по 7 семестры.

Промежуточной формой контроля должен являются коллоквиумы, окончательной — экзамен.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма от-четности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020201 Биология

3, 4

5-7

250

168

96

48

24

82

Экзамен


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы




1 вариант

ауд

Лк

лб

пр

сам

1

Введение

2

2







2

2

Физиология клетки

24

20




4

6

3

Физиология нервной системы

52

30

18

4

22

4

Физиология сенсорных систем

44

18

20

6

20

5

Физиология центральных систем

28

12

10

6

20

6

Физиологические основы поведения

18

14




4

12




Всего

168

96

48

24

82




1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Введение.

Предмет, задачи и методы физиологии. Связь физиологии с другими науками. История физиологических исследований.

Тема 1. Физиология клетки.

Основные понятия клеточной физиологии. Плазматическая мембрана, механизмы межклеточных контактов. Барьерная и транспортная функции мембраны (диффузия, осмос, трансмембранный поток, электрохимический потенциал, калий - натриевый насос). Фазы и компоненты волны возбуждения. Потенциал покоя и потенциал действия. Ритмическая активность и лабильность. Возбудимые клетки. Нервные, мышечные и секреторные клетки. Процессы возбуждения и торможения. Нервная регуляция мышечного сокращения. Организация системы управления движениями. Моторная единица. Моторный пул.

Тема 3. Физиология нервной системы.

Распространение возбуждения в нервных клетках. Нервные импульсы в немиелинизированных и миелинизированных нервных волокнах. Основные законы проведения импульсов. Пути усовершенствования проведения возбуждения по аксонам нервных клеток в эволюции беспозвоночных и позвоночных животных. Нейронные контакты, их структурно-функциональная организация. Общая организация нервной системы по структуре и функциям (нервные сети). Возбуждение и торможение в ЦНС. Основные принципы рефлекторной теории, классификация рефлексов. Рефлексы спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Автономная нервная система, ее значение для функционирования организма. Классификация и особенности вегетативных нейронов. Парасимпатический и симпатический отделы автономной нервной системы.

Тема 4. Физиология сенсорных систем.

Общие принципы организации сенсорных систем. Рецепторы и их классификация. Адекватные и неадекватные стимулы. Общие принципы сенсорного преобразования энергии раздражителя в нервный процесс. Кодирование сенсорной информации. Частная физиология анализаторов.

Тема 5. Физиология центральных систем.

Общая характеристика центральных систем. Биологический ритм. Сон – важнейшая биологическая потребность. Проявления сна, фазы сна. Физиологические механизмы сна.

Рефлексы. Классификация рефлексов. Нейрофизиологические основы рефлекса.

Мотивации и эмоции. Структура эмоции, ее компоненты. Обучение и память, их роль в адаптации индивида. Свойства и виды памяти. Нейрофизиологические основы речи и мышления человека. Тема 6. Физиологические основы поведения.

Доминанта и условный рефлекс. Высшие интегративные системы мозга. Наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения. Классификация форм научения. Управление ориентационными движениями и позой. Организация манипуляторных движений. Программирование движений. Функциональная структура произвольного движения. Поведенческий акт. Физиологические основы поведения.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1

Введение

Основные методы физиологии

2

Самостоятельное изучение

2

Физиология клетки

Строение и классификация синапсов, нервная ткань

6

Семинар, контрольная работа

3

Физиология нервной системы

Заполнение таблиц, работа со схемами, контрольная работа

22

Выступление на семинарах, проверка контрольных работ

4

Физиология сенсорных систем

Самостоятельное изучение функций основных анализаторов

20

Выступление на семинарах, коллоквиум

5

Физиология центральных систем

Подготовка рефератов по темам «Высшая нервная деятельность»

20

Защита рефератов, выполнение тестов

6

Физиологические основы поведения

Выполнение заданий для самостоятельной работы. Работа с таблицами, схемами

12

Проверка самостоятельных работ




Всего




82





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тематика и планы проведения семинарских занятий.
1. Физиология клетки – 4 часа

Занятие 1.

Тема. Эволюция нервной системы животных. Синапс.

Вопросы для обсуждения.

  1. Нервная ткань. Нейроны и нейроглия.

- Строение нейрона.

- Типы нейронов

- Основные клетки нейроглии

  1. Эволюция нервной системы:

- диффузная

- ортогон

- брюшная нервная цепочка

- трубчатая

- эволюция нервной системы хордовых

3. Понятие о синапсах:

- строение химического синапса

- электрические синапсы

- классификация синапсов

Задание для самостоятельной работы студентов. Выполнить задания 4,5,6 на стр.13 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы)
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 2, 5, 9

Дополнительная: 4, 7, 13

Занятие 2

Тема. Рефлексы и рефлекторные дуги

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Основные звенья.

  2. Классификация рефлексов.

  3. Инстинкты.

Задание для самостоятельной работы студентов.

А. Выполнить задания 2 на стр.12 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы) и 6 на стр. 14 (там же).

Б. Зарисовать схему безусловного рефлекса слюноотделения при попадании пищи в рот и условного рефлекса слюноотделения при виде или запахе пищи. Отметить и объяснить разницу.

В. Решить физиологическую задачу:

В одном из учебников физиологии приводится следующий пример выработки условного рефлекса.»Если перед собакой включать лампу в 500 Вт и затем подкреплять это дачей пищи, то после нескольких сочетаний при одном только включении лампы будет наблюдаться слюноотделение». какая информация в этом сообщении является избыточной? Ответ поясните.
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2, 7

Дополнительная: 2, 7, 12, 13

2. Физиология нервной системы – 4 часа
Занятие 3.

Тема. Лимбическая система и базальные ядра.

Вопросы для обсуждения.

    1. Анатомические структуры лимбической системы.

    2. Функции лимбической системы.

    3. Роль лимбической системы в формировании эмоций.

    4. Функции базальных ядер мозга.


Занятие 4.

Тема. Кора больших полушарий.

Вопросы для обсуждения.

      1. Морфофункциональная организация коры.

      2. Колончатая организация коры.

      3. Проекционные зоны коры.

      4. Ассоциативные поля коры.




  1. Физиология сенсорных систем – 6 часов


Занятие 5-7.

Тема. Физиология анализаторов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Общее понятие об анализаторах. Основные звенья анализатора.

  2. Зрительный анализатор:

  • строение органа зрения (защитная система, система оболочек, оптическая система)

  • фоторецепторы, строение палочек и колбочек

  • механизм восприятия зрительного возбуждения

  • проводящее звено зрительного анализатора

  • центральное звено

  1. Слуховой анализатор:

  • строение органа слуха

  • кортиев орган, слуховые рецепторы

  • механизм восприятия звукового возбуждения

  • проводящее звено

  • центральное звено.

  1. Вестибулярный анализатор:

  • строение вестибулярного аппарата человека

  • восприятие положения тела в пространстве

  • передача и анализ возбуждения вестибулярным анализатором

  1. Вкусовой анализатор.

  2. Обонятельный анализатор.

  3. Кожная рецепция. Основные виды кожных рецепторов.

  4. Проприорецепция.

  5. Восприятие боли.

Задание для самостоятельной работы студентов. Решить следующие физиологические задачи:

  1. Почему под водой определить, откуда исходит звук, значительно труднее, чем в воздушной среде.

  2. Если бы размеры колбочек в сетчатке глаза были в несколько раз больше, чем на самом деле, как изменилась бы при этом острота зрения?

  3. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

  4. Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то они будут усилены или ослаблены по сравнению с обычным состоянием?

  5. Ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Как можно это объяснить?
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2, 3, 7

Дополнительная: 3, 4, 10, 13


  1. Физиология центральных систем – 6 часов


Занятие 8.
Тема. Механизмы памяти

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о кратковременной и долговременной памяти.

  2. Основные виды долговременной памяти.

  3. Методики изучения объема памяти.

Задание для самостоятельной работы студентов.

А. Подготовить сообщение на темы:

«Память и ее роль в процессах обучения»

«Методики тренировки памяти»

«Состояние амнезии. Причины и последствия для человека».
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 3,

Дополнительная: 1, 6, 8, 9
Занятие 9.
Тема. Мышление и речь

Вопросы для обсуждения.

  1. Проблема наличия мышления у животных.

  2. Основные стадии формирования мышления.

  3. Гипотезы возникновения речи.

  4. Возрастные изменения формирования речи..

Задание для самостоятельной работы студентов.

Подготовьте сообщение на тему:

«Критические периоды в формировании мышления и речи человека»

«Причины появление патологий развитии мышления и речи человека»
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2, 3

Дополнительная: 1, 9, 10, 13
Занятие 10

Тема. Сознание и неосознаваемое.

Вопросы для обсуждения.

    1. Сущность сознания. Психологическое и физиологическое понимание явления.

    2. Личностные характеристики человека и их материальная основа.

    3. Неосознаваемое. Роль гипноза в оценке неосознаваемых явлений.
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2, 7

Дополнительная: 2, 7, 12, 13
6. Физиологические основы поведения – 4 часа
Занятие11.

Тема. Поведение животных

Вопросы для обсуждения.

  1. Безусловные рефлексы и инстинкты.

  2. Этология – наука о поведении.

  3. Достижения этологов в исследовании врожденных форм поведения.

Задание для самостоятельной работы студентов.

Прочитать книги К.Лоренца «Кольцо царя Соломона» и «Человек находит друга».
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2, 3

Дополнительная: 4, 6, 10, 13
Занятие 12.

Физиология двигательных систем

Вопросы для обсуждения:

  1. Эволюция типов и органов движения у животных.

  2. Строение саркомера.

  3. Механика мышцы.

  4. Утомление и восстановление работоспособности мышцы.

Задание для самостоятельной работы студентов.

1). Выполнить задание на стр. 5-7 пособия для самостоятельной работы студентов (№ 9 с списке основной литературы).

2). Решите физиологические задачи:

а) к покоящейся мышце подвесили груз. Как при этом изменится ширина Н-зоны саркомера?

б) совпадают ли физическое и физиологическое понятие работы мышц?

в) почему при раздражении разных двигательных единиц одной и той же мышцы можно получить сокращения различной силы?
Для подготовки к занятию используйте следующую литературу:

Основная: 1, 2,

Дополнительная: 8, 9, 11,


Тематика и планы проведения лабораторных занятий


Занятие 1. Определение времени рефлекса по Тюрку.

Выполнение работы № 9 на стр. 26 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 2. Распространение возбуждения в спинном мозге.

Выполнение работы № 8 на стр. 25 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 3. Торможение в спинном мозге.

Выполнение работы № 10 на стр. 28 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 4-5. Основные рефлексы продолговатого и среднего мозга

Выполнение работы № 3 на стр. 21 и работы № 4 на стр.22 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 6-7. Основные рефлексы мозжечка и промежуточного мозга.

Выполнение работы № 5 и № 6 на стр. 23 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 8. Определение функциональной асимметрии мозга.

Выполнение работы № 7 на стр. 24 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 9. Возбудимость вегетативного отдела нервной системы.

Выполнение работы № 1 и работы № 2 на стр. 20, 21 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 10. Определение работоспособности и утомляемости мышцы.

Выполнение работы № 1 на стр. 9 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 11. Степ-тест для определения работоспособности организма.

Выполнение работы № 2 на стр. 9 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 12-13. Изучение кожной чувствительности.

Выполнение работы № 1 на стр.32 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 14. Карта вкусовых полей языка.

Выполнение работы № 4 на стр. 36 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 15-16. Определение остроты слуха и зрения.

Выполнение работы № 2 на стр. 33 и работы № 3 на стр. 34 пособия для самостоятельной работы студентов (9 в списке основной литературы).
Занятие 17. Изучение зрительных иллюзий.
Занятие 18. Изучение работы обонятельного анализатора.
Занятие 19. Тестирование врожденного поведения.
Занятие 20. Формирование условных рефлексов.

Занятия № 19 и 20 проводятся на базе клуба служебного собаководства и Мурманского океанариума. Занятия проводят специалисты этих учреждений, демонстрируя для студентов выработку условных рефлексов у животных разных систематических групп. Студенты анализируют, на основе каких врожденных поведенческих актов вырабатываются рефлексы и какие безусловные раздражители используются для выработки условных рефлексов. Какую роль условные рефлексы играют в жизни животных, за которыми ведется наблюдение. Итогом проведения занятий становится отчет о занятии, иллюстрированный фотографиями, или видеосъемкой.

Занятие 21-23. Изучение особенностей памяти человека. Изучение особенностей внимания.
Цель: изучить различные аспекты памяти.

Объект исследования: человек

Оборудование: таблицы, ручки, карандаши, секундомер.
Ход работы: Работа состоит из нескольких заданий.
Задание 1. Определение типа памяти (выполняется индивидуально и в парах).

Следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную, третья – на слуховую. В колонке «Зрительная память» прочтите каждое число, не шевеля губами, с такой скоростью, чтобы на каждую цифру приходилось время, примерно в 1 сек. Затем запишите число, не проверяя себя. После этого прочтите следующее число и опять запишите. Возможности Вашей зрительной памяти определит самое длинное число, которое Вам удастся воспроизвести без ошибок.

Для проверки моторной памяти поступите также, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами.

Для проверки слуховой памяти попросите товарища прочесть вслух последовательно числа из правой колонки, а сами запишите их.

Если Вам удалось запомнить 7-8 цифр, это говорит о средней памяти, если 12 цифр, то Ваша память очень хорошая, если 4 и менее – очень слабая.

Результаты оформите в тетради.
Задание 2. Определение объема смысловой памяти (выполняется индивидуально).

Внимательно прочтите предложенный Вам текст. Затем закройте и постарайтесь письменно его воспроизвести. В каждом тексте содержится 6 смысловых единиц, необходимых для понимания его сути. Если Вам удастся воспроизвести все 6, то объем смысловой памяти у Вас отличный, если 4-5 – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно», если меньше – «плохо».

Результаты оформите в тетради.
Задание 3. Определение скорости концентрации внимания (выполняется индивидуально).

Посмотрите на предложенный Вам рисунок. В верхнем ряду расположены 4 геометрические фигуры, внутри которых записаны определенные числа. Ниже в случайном порядке расположены те же фигуры, но без чисел. Ваша задача – вписать числа в соответствующие фигуры, как это сделано в образце. Вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не в разбивку. Время выполнения задания зафиксируйте.

Если Вы справились с заданием быстрее 30 сек – результат отличный; если за 30-35 сек – хороший, 36-40 сек – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек – это низкий результат.

Результаты оформите в тетради.
Задание 4. Оценка распределения внимания (выполняется индивидуально).

В таблице размещены числа от 1 до 40. Зафиксируйте время работы и найдите пропущенные числа, записав их на отдельном листе. После выполнения задания проверьте себя, но не учитывая время. Если обнаружите ошибку, добавьте «штраф» в 20 сек. к уже затраченному времени. Если в итоге получилось менее 3 минут – это высокий результат распределения внимания.

В следующей таблице числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке. Зафиксируйте время и найдите числа в порядке их возрастания. Если результат не превышает 36 сек, можно говорить о высоком уровне распределения Вашего внимания.

Задание 5. Оценка объема внимания (выполняется индивидуально).

В таблице в случайном порядке приведены числа от 101 до 136. Зафиксируйте время и найдите все цифры в порядке возрастания. Каждое найденное число отмечайте в таблице точкой. Объем Вашего внимания определите по формуле:
B = 648 / t
где B – объем внимания, t – время работы в сек.

Результаты оформите в тетради.
Задание 6. Ассоциативный эксперимент (выполняется в парах).

Изучение закономерностей образования ассоциаций позволяет выявить некоторые индивидуальные особенности ВНД человека: богатство или бедность временных связей, тип ВНД, способность к торможению, работоспособность.

Используя списки из 15 существительных, внесенных в таблицу, испытуемый быстро подбирает к ним первые пришедшие в голову прилагательные, которые возникают по ассоциации с названным словом. При этом регистрируйте время, необходимое для возникновения ассоциаций. Результаты эксперимента внесите в таблицу.

Анализ полученных данных позволит выявить особенности ВНД:

  1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей.

  2. Разные типы ВНД. Если среди слов-ассоциаций преобладают образные слова, то тип ВНД у Вас – художественный, если преобладают слова-ассоциации обобщающего характера, то тип ВНД – мыслительный. Для среднего типа ВНД характерны ассоциации в равной мере первого и второго вида.

  3. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8-10 сек и более, являются для исследуемого условным тормозом.

  4. Работоспособность. Если время, необходимое для возникновения ассоциаций, составляет 1-3 сек, работоспособность у испытуемого хорошая, если более 3 сек, и постепенно увеличивается – то работоспособность оценивается как низкая.

Результаты оформите в тетради.

Занятие 24. Основные физиологические свойства организма.

Заключительное занятие. Студентам предлагается контрольная работа по фундаментальным вопросам физиологии высшей нервной деятельности человека и животных.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconОтветы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconПояснительная записка 4 >II. Введение 4 III. Тематический план по...
Хаматова Р. М., Ванюшин Ю. С. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы: Программа и описание дисциплины. – Казань: тари, 2005....
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» icon"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка"
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). 8
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconПояснительная записка
Подчеркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconПояснительная записка: Программа курса «Физиология человека»
«050102 Биология», «050102. 00 Биология с дополнительной специальностью» и «050103. 00 География с дополнительной специальностью...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconОсобенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconРоссийской федерации
...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconТема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию
По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных, высшая нервная деятельность» iconСамыкина Светлана Владимировна педагогический стаж 18 лет, высшая...
Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск