Скачать 2.5 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра гистологии Утверждаю Заведующий кафедрой Г.Л. Радцева « »____________ 2013г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к практическому занятию для студентов 1 курса специальности ПЕДИАТРИЯ по учебной дисциплине гистология Тема № 9 ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА Занятие № 11 «НЕРВНАЯ СИСТЕМА» Обсуждена на заседании кафедры « » _______________2013г. Протокол №___ г. Ставрополь, 2013 Тема №9 Частная гистология. Нервная система. Занятие №11 Нервная система Учебные вопросы занятия:
Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки. Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам нервной системы, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия. Учебные и воспитательные цели а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов нервной системы, разобраться в строении и особенностях центральной и переферической нервной системы, в строении и функциях коры больших полушарий, мозжечка, спинного мозга, спинального ганглия. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов нервной системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача. б) частные цели В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны З Н А Т Ь: - медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы; - источники и ход развития нервной системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития органов нервной системы. - общий план и общие закономерности строения органов центральной и переферической нервной системы. -морфофункциональное строение спинного мозга: особенности строения коры больших полушарий, мозжечка, спинального ганглия; - основные морфофункциональные особенности строения сочетательных систем мозжечка, иметь понятие о модуле и нейронах его образующих . - общий план и классификация ядер спинного мозга, основные морфофункциональные особенности строения нейронов спинного мозга, морфологические признаки их различия. У М Е Т Ь: -идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг на микроскопическом уровне; - оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур; - узнавать структуры и органы нервной системы при микроскопии «немых» гистологических препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг; - пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата: “Центральная нервная система”; - анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии. ВЛАДЕТЬ: - навыками микрокопирования гистологических препаратов; - анализом гистологических структур в препаратах; - гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур; - навыками работы с научной литературой и уметь использовать их. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин; - готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), состояния органов нервной системы при первичном осмотре больных. - готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике; - готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания; -готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу. Рекомендуемая литература: 1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001. 2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток, тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970. 3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979. 4. «Частная гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997. 5. “Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии”. Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004. 6. Лекции. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:
Проработайте данный учебный материал «Органы нервной системы» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов нервной системы. Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг. а) источниками развитие органов нервной системы в эмбриогенезе являются: нервная пластинка, нервная трубка, ганглиозная пластинка,затем происходит дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути). б) спинальные ганглии лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов. они окружены соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла. Псевдоуниполярные нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии ,вокруг тел нейронов расположены клетки нейроглии и клетки соединительной ткани,образуя капсулу. в) спинной мозг имеет серое и белое вещество, серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные) и представлено телами мультиполярных нейров, которые образуют ядерные нервные центры.Всего выделяют 10 пластин Рекседа. г)мозжечок является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину « древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа. Кора мозжечка образованна тремя основными слоями: молекулярным, ганглионарным, зернистым,эти слои представлены грушевидными,корзинчатыми,звездчатыми нейроцитами и клетками-зернами. д) в коре больших полушарий головного мозга серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. серое вещество коры больших полушарий головного мозга представлено следующими слоями-1) Молекулярный слой 2)Наружный зернистом слой 3)Слой малых пирамид 4)Внутренний наружном слой 5)Ганглионарный слой 6)Слой полиморфных клеток модуль-структурно-функциональная единица неокортекса е) различают цитоархитектонику ( особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1). Решите тесты 1-15 1.Передние корешки спинного мозга образованы: 1)Дендритами чувствительных нейронов 2)Дендритами мотонейронов 3)Аксонами чувствительных нейронов 4)Аксонами мотонейронов 5)Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги 2.Белое вещество спинного мозга располагается: 1)По периферии 2)В центре 3.Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются: 1)Миелиновые нервные волокна 2)Безмиелиновые нервные волокна 3)Тела нервных клеток 4.Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в: 1)Молекулярном слое 2)Наружном зернистом слое 3)Слое малых пирамид 4)Внутреннем наружном слое 5)Ганглионарном слое 6)Слое полиморфных клеток 5.Клетки Беца коры больших полушарий образуют: 1)Ассоциативные нервные волокна 2)Комиссуральные нервные волокна 3)Проекционные нервные волокна 6.Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для: 1)Моторных центров коры 2)Чувствительных центров коры 7.Задние корешки спинного мозга образованы: 1)Дендритами чувствительных нейронов 2)Дендритами мотонейронов 3)Аксонами чувствительных нейронов 4)Аксонами мотонейронов 5)Дендритами ассоциативных нейронов 8.Мотонейроны спинного мозга располагаются в: 1)Задних рогах 2)Боковых рогах 3)Передних рогах 4)Спинальных ганглиях 9.Серое вещество мозжечка располагается: 1)По периферии органа 2)В центре 10.Клетки Беца коры больших полушарий являются: 1)Чувствительными нейронами 2)Ассоциативными нейронами 3)Эфферентными нейронами 4)Секреторными нейронами 11.Комиссуральные волокна коры больших полушарий связывают: 1)Отдельные участки коры одного полушария 2)Кору различных полушарий 3)Связывают кору с ядрами низших отделов ЦНС 12.Тормозная система модуля неокортекса представлена: 1)Клетками с аксональной кисточкой 2)Корзинчатыми нейронами 3)Шипиковыми звездчатыми нейронами фокального типа 4)Шипиковыми звездчатыми нейронами диффузного типа 5)Аксоаксональными нейронами 13.Клубочки мозжечка образуются: 1)Лиановидными нервными волокнами 2)Моховидными нервными волокна 3)Аксонами клеток Пуркинье 4)Дендритами клеток Пуркинье 5)Аксонами корзинчатых клеток 14.Главными компонентами серого вещества спинного мозга являются: 1)Миелиновые нервные волокна 2)Безмиелиновые нервные волокна 3)Тела нервных клеток 15.В каком органе нервной системы у новорожденных ,нейроны являются более дифференцированными 1)В головном мозге 2)В спинном мозге Решите ситуационные задачи 1-6.
Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии. Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов нервной системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза. При возможности накануне занятия ознакомтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя. ПРЕПАРАТ: СПИНАЛЬНЫЙ ГАНГЛИЙ. Фиксатор: жидкость Ценкера. Краситель: гематоксилин-эозин. ЗАДАНИЕ: МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается ганглий и передний корешок, прилежащий к ганглию. Рассмотреть общее микроскопическое строение ганглия: его соединительнотканную капсулу, прослойки соединительной ткани внутри органа, тела округлых нервных клеток, расположенных преимущественно по периферии узла и окружающие их клетки глии, соединительной ткани, пучки нервных волокон, проходящих в центральной части ганглия. БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок ганглия, показав на рисунке:
ПРЕПАРАТ: СПИННОЙ МОЗГ СОБАКИ. Фиксатор: 10% формалин. Краситель: импрегнация азотнокислым серебром. ЗАДАНИЕ: МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть строение органа, определив серое и белое вещество. В сером веществе (центральная часть препарата) найти центральный канал, серую спайку, передние, задние рога, промежуточную зону и скопления в них нейронов (ассоциативные пучковые и двигательные ядра). Обратить внимание на крупные нейроны передних рогов – двигательные ядра соматической рефлекторной дуги. В белом веществе (периферическая часть органа) увидеть передние, боковые и задние канатики, белую спайку и глиальные септы. БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать половину спинного мозга, показав на рисунке следующее: 1.Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Передние рога, в них - моторные ядра соматической рефлекторной дуги (латеральное и медиальное. 4. Боковые рога, в них – латеральное и медиальное ядра. 5. Задние рога, в них – ядро Кларка и собственное ядро заднего рога. 6.Глиальные септы белого вещества. 7. Проводящие пути. ПРЕПАРАТ: МОЗЖЕЧОК СОБАКИ. Фиксатор: 10% формалин. Краситель: импрегнация солями серебра. ЗАДАНИЕ: МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть извилины мозжечка, обратить внимание на периферически расположенное в них серое вещество (кору мозжечка) и более глубоко – белое вещество. В коре органа отличить слои: наружный молекулярный, средний ганглионарный (слой грушевидных клеток или клеток Пуркинье) и самый глубокий – зернистый слой. Обратить внимание на соединительнотканную оболочку (мягкую мозговую), покрывающую орган снаружи с проходящими в ней сосудами. БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок коры мозжечка с прилегающим к нему слоем белого вещества, обозначив следующее:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ: КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. Фиксатор: 10% формалин. Краситель: импрегнация солями серебра. ЗАДАНИЕ: МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть серое и белое вещество. Убедиться в том, что нервные клетки серого вещества располагаются слоями (экранные нервные центры). Определить слои: молекулярный, наружный зернистый, слой малых пирамид, внутренний зернистый, слой больших пирамид (ганглионарный или слой клеток Беца), слой полиморфных клеток. Сверху найти мягкую мозговую оболочку с сосудами. БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с формой и строением нервных клеток в разных слоях коры. Обратить внимание на строение клеток Беца (больших пирамид) и многочисленных их отростков. По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения. |
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... ... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... ... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | ||
Тема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная... | Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса ... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема №3 «Ангины у детей. Этиологические факторы. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангины при инфекционном мононуклеозе,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «нервная клетка» «раздражимость» «рефлекс»; показать значение... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 4 Гистология сд... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Нервная система. Головной и спинной мозг (4 класс, Начальная школа XXI века) | ||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика... | Методическая разработка к практическому занятию по теме №1 ... |