Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса





Скачать 71.69 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса
Дата публикации16.10.2013
Размер71.69 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Химия > Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКий ГОСУДАРСТВЕННый МЕДИЦИНСКий университет

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

Проф. К.С.Эльбекьян

«___»____________2013г.

Методическая разработка
К практическому занятию для студентов 2-го курса

По направлению подготовки-240700.62-Биотехнология

Профиль - Технология лекарственных средств

Форма обучения-заочная
Тема: № 3 «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.

Обсуждена на заседании кафедры

«___»____________2013

Протокол №_______________

Методическая разработка составлена

д.,б.,н..проф. К.С. Эльбекьян

«____»_________________2013г

г. Ставрополь, 2013г

Тема занятия №3: «Седиментационная устойчивость коллоидных растворов.

Цель занятия: вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии
Место проведения занятия – кафедра общей и биологической химии.

Сделайте записи в рабочей тетради по плану:

  • Дата

  • Номер занятия

  • Тема занятия

  • Основные вопросы темы

  • Краткое описание порядка выполнения лабораторных работ

Учебные вопросы занятия:

1. Виды устойчивости неорганических коллоидных растворов: кинетическая, агрегативная, конденсационная.

2. Коагуляция. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. Коллоидная защита.

3. Методы очистки коллоидных растворов: диализ, электродиализ, ультрафильтрация, компенсационный диализ, аппарат «искусственная почка»
Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Общая химия. Учебник. (В. А. Попков, С. А. Пузаков ), 976с, ГЭОТАР-Медиа, 2009г.

Дополнительная:

1.Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для медицинских вузов (Ю. А. Ершов, В. П. Попков, А. С. Берлянд и др)560с-М «Высшая школа»,1993г

2.Химия.Основы химии живого (В. И. Слесарев), 768с-С-Пб, Химиздат. 2000

3. Лабораторный практикум по общей химии. Учебное пособие под ред. В.И. Гончарова, 164 с., Ставрополь, СтГМА, 2002.

Ваши действия по подготовке к занятию и отработке программы занятия:

I.При подготовке к данному занятию:

1.1 Прочитайте рекомендуемую литературу по данной теме. Обратите внимание на:

  • Схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III).

  • Обратить внимание на использование методов очистки коллоидных растворов в медицинских целях (аппарат « искусственная почка» ).

  • Необходимость знания данного материала для дальнейшего изучения химических явлений протекающих в организме.

1.3. При необходимости обратитесь к информационно-справочным материалам и поисковым системам в интернете, сравните изученный материал, сделайте анализ и на сравнении стройте запоминание.

1.4. Знание выученного материала Вы можете проверить по вопросам для самоконтроля и тест-контроля, которые даны в приложении,

Лабораторная работа №1.Коллоидная очистка золя гидроксида железа.
В коллоидный мешочек наливают горячий золь гидроксида железа (III)и погружают его в стакан с дистиллированной водой. Через 10-20 минут в отдельной пробе омывающей воды с помощью раствора нитрата серебра устанавливают наличие хлорид-ионов. Полная очистка золя диализом в проточной горячей воде требует нескольких дней .

В выводе объяснить механизм диализа.

Для лучшего запоминания материала вы можете составить краткий конспект ответов на вопросы этой темы.

Лабораторная работа №2. Определения порога коагуляции золя гидроксида железа.

В три колбочки отмеряют по 5 мл золя гидроксида железа и за тем осторожно титруют: 1-ю – 1 моль/л раствором KCI, 2-ю – 0,1 моль/л раствором K2CrO4, 3-ю – 0,001 моль/л раствором K3[Fe(CN)6], до появления первой заметной на глаз мути. Порог коагуляции вычисляют по формуле: Спор.=200 .С.V, где С-молярная концентрация, V-наименьший объем в мл раствора электролита, достаточный для коагуляции золя, С пор.выражается в молях в 1л золя.

Данные внести в таблицу.

№пп

электролит

конц. р-ра

электролита

коагулирующий

ион

V мл.

С пор.

1

KCI













2

K2CrO4













3

K3[Fe(CN)6]














Оформляя вывод, Вы должны определить знак частиц золя гидроксида железа и записать значение порога коагуляции. Сопоставить результаты опыта с правилом валентности-значности Шульце-Гарди.


  • При отработке 1 вопроса следует ответить:

  • Дать характеристику кинетической, агрегативной, конденсационной устойчивости.

  • При отработке 2 вопроса следует ответить:

  • Дать определение процессу коагуляции, порогу коагуляции. Сформулировать правило Шульце- Гарди и проиллюстрировать на конкретном примере.

  • Охарактеризовать коллоидную защиту.

  • При отработке 3 вопроса следует ответить:

  • Назвать методы очистки коллоидных растворов. Охарактеризовать каждый из методов. По какому принципу работает аппарат «искусственная почка».

Эталон билета тест-контроля «на входе»

Билет № 1.

1. К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят:

а) электродиализ;

б)электроосмос;

в)электрофорез;

г)эффект Тиндаля;

д)опалесценцию.

2. Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются:

а) потенциалопределяющими;

б)диффузным слоем;

в)противоионами;

г)адсорбционным слоем.

3. Диализ – это способность мелкопористых мембран:

а)задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы;

б) задерживать ионы и молекулы и свободно пропускать дисперсную фазу;

в) задерживать нерастворимые частицы и свободно пропускать ионы, молекулы и дисперсную

фазу.

4. Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона коагулята тем больше, чем:

а)меньше его заряд;

б) больше его радиус;

в) больше его заряд;

г) меньше его радиус.

5.Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется:

а)коагуляция;

б) коацервация;

в)седиментация;

г) коллоидная защита.

Эталон ответа на билет № 1

  1. К электрокинетическим свойствам дисперсных систем относят электроосмос и электрофорез. Правильный ответ б,в

  2. Ионы, первыми адсорбирующиеся на поверхности агрегата, называются потенциалопределяющими. Правильный ответ а.

  3. Диализ- это способность мелкопористых мембран задерживать частицы дисперсной фазы и свободно пропускать ионы и молекулы НМС. Правильный ответ а.

  4. Правило Шульце- Гарди: коагулирующее действие иона-коагулянта тем больше, чем больше его заряд. Правильный ответ в.

  5. Способность белков препятствовать выпадению в осадок лиофобных золей и отложению на стенках сосудов холестериновых бляшек называется коллоидной защитой. Правильный ответ г.



Эталон билета программированного контроля «на выходе»

Билет № 10

  1. Золь бромида серебра получен в избытке бромида калия. Изобразите схематически строение мицеллы, укажите потенциал – определяющий ион.

  2. Что такое электроосмос?

Эталон ответа на билет № 10

  1. AgNO3 + KBr →AgBr ↓+ KBO3

[{m AgBr · nBrˉ · (n-x) K+ }] · xK+

Brˉ - бромид – ион – это потенциал определяющий ион.

  1. Электроосмос –это перемещение дисперсной среды по отношению к частицам дисперсной фазы по действием постоянного электрического тока.

Контрольные вопросы для защиты лабораторных работ:

  1. Напишите строение мицеллы AgI при избытке AgNO3. Охарактеризуйте составляющие компоненты и факторы устойчивости частицы.

  2. Напишите мицеллу AgI, полученную в избытке КI.

  3. Напишите схему строения мицеллы золя гидроксида железа (III), полученного методом гидролиза.

  4. Что называют коагуляцией? Каковы внешние признаки коагуляции?

  5. В чем заключается отличие скрытой, медленной и быстрой коагуляции.

  6. Какова зависимость порога коагуляции электролита от величины заряда коагулирующего иона?

  7. Охарактеризуйте строение мицеллы BaSO4, полученной при взаимодействии

Ba(NO3) с избытком K2SO4.

  1. Назовите факторы устойчивости мицеллы AgBr, полученной в избытке KBr.

Напишите эту мицеллу.

  1. Что такое диализ? В чем сущность компенсационного диализа?

  2. Сформулируйте правило Шульце-Гарди. Приведите пример.

  3. Изобразите схематически строение мицеллы золя хлорида серебра, который получен в избытке хлорида натрия.

  4. Чем обусловлена агрегативная устойчивость дисперсных систем?

  5. Какова сущность пептизации?

  6. Какие существуют методы получения дисперсных систем?

  7. Назовите виды диализа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии...
Усвоить виды вскармливания и методы расчета необходимого количества пищи для грудного ребенка
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №3 «Ангины у детей. Этиологические факторы. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангины при инфекционном мононуклеозе,...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка к практическому занятию по теме №1
...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодическая разработка для преподавателей к интегрированному семинарско-практическому...
Тема: «Реализация лекарственных препаратов противовирусного и противогрибкового действия»
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая...
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск