Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации» Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
поликлинической педиатрии
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»_________________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика и дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Профилактические и противоэпидемические мероприятия».
Обсуждена на заседании кафедры
« 27 »_августа___ 2013 г
протокол №__ Методическая разработка составлена
к.м.н., ассистентом Поповой Е.В.
« »_________________20____
Ставрополь, 2013 г.
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика и дифференциальный диагноз. Принципы лечения. Профилактические и противоэпидемические мероприятия». Учебные вопросы занятия:
Основные свойства менингококка.
Эпидемиология менингококковой инфекции (наиболее значимый источник и пути передачи, индекс контагиозности, возрастная восприимчивость и распространенность заболевания, особенности иммунитета), особенности в современных условиях.
Основные звенья патогенеза, механизм образования геморрагической сыпи, патогенез инфекционно-токсического шока.
Патоморфологические изменения при менингококковой инфекции.
Классификация менингококковой инфекции.
Клиническая картина локализованных форм менингококковой инфекции
Клиническая картина менингококкцемии, инфекционно-токсического шока.
Клиническая картина менингококкового менингита и менингоэнцефалита.
Осложнения менингококковой инфекции.
Особенности течения менингококковой инфекции у детей первого года жизни.
Методы лабораторной диагностики (бактериологические, серологические, исследование ликвора)
Основные принципы лечения локализованных и генерализованных форм менингококковой инфекции. Терапия на догоспитальном этапе и в стационаре. Показания для отмены антибактериальной терапии.
Профилактика менингококковой инфекции, противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансеризация.
Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
- Инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения.
- Методические рекомендации для студентов по теме.
- Выписки из истории болезни стационарных больных.
- Клинические и биохимические анализы.
- Описание ультразвукового обследования больных.
- Тестовый контроль по теме.
- Тематические учебные комнаты.
- Видео- аудио аппаратура с видеотекой по разделам детских инфекционных болезней.
- Проектор.
- Персональный компьютер (с мультимедийной системой).
- Слайды. Учебные и воспитательные цели:
а) общая цель – изучить этиопатогенез, эпидемиологию, клинические формы менингококковой инфекции. Научить студентов ранней диагностике различных клинических форм менингококковой инфекции, инфекционно-токсического шока, проведению дифференциального диагноза, рациональному лечению больных на догоспитальном этапе и в стационаре, проведению противоэпидемических мероприятий.
б) частные цели В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны
ЗНАТЬ:
Этиологию и свойства N. Meningitides, эпидемиологию (источник, пути передачи, возрастная восприимчивость и заболеваемость).
Основные звенья патогенеза (поражаемые органы и системы, характер иммунного ответа), патогенез инфекционно-токсического шока.
Классификацию менингококковой инфекции.
Клинические проявления менингококкового назофарингита, менингококцемии, менингококкового менингита, менингоэнцефалита.
Осложнения менингококковой инфекции.
Особенности клиники менингококковой инфекции у детей первого года жизни;
методы лабораторной диагностики (бактериологические, серологические, исследование ликвора).
Основные принципы лечения локализованных и генерализованных форм менингококковой инфекции. Терапию на догоспитальном этапе и в стационаре, показания для отмены антибактериальной терапии.
Профилактику менингококковой инфекции, противоэпидемические мероприятия в очаге, диспансеризацию.
У М Е Т Ь:
Соблюдать противоэпидемические мероприятия в боксированном отделении, правила работы у постели больного менингококковой инфекцией, правильно разместить больных в стационаре.
Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический).
Осмотреть больного, выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, нарушения гемодинамики, геморрагический характер сыпи, менингеальный симптомокомплекс, общемозговые нарушения, очаговую симптоматику, оценить основные клинические симптомы инфекционно-токсического шока в зависимости от стадии).
Провести дифференциальный диагноз.
Назначить лабораторное обследование (общий анализ крови, мазок из носоглотки, крови и ликвора на менингококк, серологическое исследование), провести спинномозговую пункцию и проанализировать их результаты.
Обосновать клинический диагноз с указанием клинической формы, тяжести и течения менингококковой инфекции.
Назначить лечение в стационаре и на догоспитальном этапе в зависимости от клинической формы, сроков поступления, возраста и преморбидного фона.
Оценить течение болезни, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.
ВЛАДЕТЬ:
Правильным ведением медицинской документации.
Методами общеклинического обследования больного с менингококковой инфекцией.
Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Алгоритмом развернутого клинического диагноза.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование больного с менингококковой инфекцией.
Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики менингококковой инфекции.
Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X.
Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза.
Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия.
Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства.
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
О редких формах менингококковой инфекции.
О заполнении экстренного извещения в СЭС, проведении противоэпидемических мероприятий в детском учреждении.
Рекомендуемая литература студенту:
«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.
«Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.
|