Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей по дисциплине: «Психология и педагогика» Методические рекомендации представляют собой основу современного изучения дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинского вуза специальности 060101 - лечебное дело. 2.Содержание практических занятий
В процессе работы на практических занятиях используется учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов: «Практикум по психологии» Омск 2011г. 2.1. Вводное организационно-методическое занятие.(2)
Вопросы для обсуждения на занятии:
Особенности учебной дисциплины «Психология и педагогика» психологические знания в профессиональной деятельности врача. Связь психологии и медицины.
Разграничить житейские и научные знания в психологии по параметрам: природа появления, предмет, задачи, законы, методы исследования, категории.
Место психологии и педагогики в системе наук о человеке. Связь психологии и педагогики с другими отраслями научных знаний и их использование в профессиональной подготовке и деятельности врача. Закономерности развития психолого-педагогического знания. Задачи и принципы отраслей современной психологии. Различие научной и житейской психологии Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.2 Психология как наука. Предмет и методы психологии.(4) Вопросы для обсуждения на занятии:
Дать определение предмета, объекта и задач психологии
Проследить эволюцию предмета психологии на примере этапов Античности, Средневековья, Нового времени (заполнение таблицы).
Выделить основные открытия отечественных психологов и их роль в развитии психологии.
Основные методы психологии. Особенности их применения в современной науке.
Предмет, объект и задачи психологии как науки. Основные этапы развития психологии: античность, средневековье, эпоха возрождения, новое время. Современное состояние науки. Развитие психологии в России: Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Павлов И.П., Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Роль и значение психологической подготовки врача для его профессиональной деятельности. Место психологии в системе наук. Методы психологии: эмпирические и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение. Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.3 Понятие о психике. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. (6). Вопросы для обсуждения на занятии:
Систематизировать психические явления, выявить взаимосвязь между ними и место каждого из них в работе психики человека.
Выделить особенности стадий развития мозга (элементарной сенсорной, перцептивной, стадии интеллекта) и провести их сравнение по критериям: характерные особенности поведения, нервной системы, органов чувств, психических процессов. Привести примеры представителей каждой стадии, выявить общие законы становления психики.
Изучить строение головного мозга с точки зрения локализации психических функций, выделить основные функциональные блоки мозга, проанализировать их роль в организации деятельности человека.
Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Стадии развития психики. Психика и мозг. Системная организация психики и головного мозга. Рекомендуемая литература:
Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57987 Институт психологии РАН, 2010.
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.4 Основные направления в психологии (3) Вопросы для обсуждения на занятии:
Изучить подходы зарубежных авторов к объяснению психических явлений, сравнить их по критериям: понимание движущих сил развития личности, природы человека, структуры личности (семинар-«конференция»).
Основные направления в психологии. Психодинамическое направление, основные теоретические положения. Представители направления: З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и др. Бихевиоризм и необихевиоризм основные теоретические положения. Представители направления: И.П.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бек. Гуманистическая психология, основные теоретические положения. Представители направления: К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл. Рекомендуемая литература:
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.5 Психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание (4). Вопросы для обсуждения на занятии:
Дать определение каждому из психических процессов, отразить их роли в организации психической деятельности, выделить и проанализировать виды и свойства данных познавательных процессов. Общая характеристика познавательных процессов. Понятие ощущения. Классификация ощущений. Свойства ощущений. Количественные характеристики ощущений: нижний абсолютный порог, верхний порог ощущений.
Понятие восприятия. Свойства восприятия. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.
Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина болезни.
Понятие внимания. Анатомо-физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Условия улучшения внимания врача. Внимательность как свойство личности врача. Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008 .
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.6 Психические процессы. Представление, воображение, память, внимание (4). Вопросы для обсуждения на занятии:
Особенности организации сложных психических процессов. Роль памяти и мышления в познавательной деятельности человека.
Этапы и основные оси развития памяти и мышления.
Методы оценки и развития познавательных процессов.
Представление: понятие, свойства и функции.
Воображение: понятие, виды функции. Приемы развития воображения.
Понятие памяти. Физиологические основы процессов памяти. Виды памяти. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и реминесценция. Память в работе врача. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Факторы, влияющие на забывание. Нарушения памяти.
Понятие мышления. Виды мышления. Операции мышления. Единицы мыслительной деятельности. Творческое мышление и его роль в работе врача. Творческое мышление и креативные способности. Особенности интеллектуальной деятельности врача. Клиническое мышление врача. Интеллект и его структура. Методы оценки интеллекта. Основные подходы к пониманию интеллекта. Функциональная ассиметрия головного мозга и способности. Диагностический процесс и интеллектуальная деятельность врача. Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.7 Психические состояния (4) Вопросы для обсуждения на занятии:
Определить психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей.
Различия в понятиях «эмоции» и «чувства» личности.
Виды и характеристики чувств.
Эмоционально-волевая регуляция и её значение в профессиональной деятельности врача. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Чувства и эмоции. Понятие эмоции. Классификация эмоциональных проявлений. Условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и мотивы. Основные критерии классификации и виды эмоций. Структура эмоций. Нейрофизиологический компонент эмоции. Мозговая организация эмоций. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций. Внутренний компонент эмоций – субъективное переживание эмоций. Функции эмоций. Формы переживания эмоций. Фундаментальные эмоции по К. Изарду. Дифференциальные теории эмоций. Эмоции в работе врача. Изменение и нарушения эмоций. Эмоции и стресс. Стресс и особенности его переживания. Длительные деформации психологического пространства и «стресс жизни». Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Регуляция эмоционального состояния человека в условиях стресса. Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008 .
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.8 Психические свойства: темперамент, характер, потребностно - мотивационная сфера (3) Вопросы для обсуждения на занятии:
Соотношение понятий «темперамент» и «характер». Классификация видов характера, диагностический инструментарий для его изучения.
Определить место и значение темперамента в иерархии индивидуальных свойств. Выяснить его зависимость от конституции организма (морфологических, биохимических, физиологических свойств).
Охарактеризовать основания деления характера людей на определенные типы.
Характерологические особенности специалиста медико – профилактического профиля.
Потребностно-мотивационная сфера и ее значение в организации деятельности человека.
Самооценка, уровень притязаний в формировании личности.
Возрастно-половые и индивидуально-типические (конституциональные и нейродинамические) свойства индивида. Связь между строением тела и соматическими и психическими заболеваниями. Темперамент и его природа. Типы и свойства темперамента. Потребности личности. Классификация и виды потребностей. Мотивы личности. Структура, характеристики и функции мотивов. Мотивационные образования и мотивационные черты (свойства) личности. Направленность личности. Природа характера. Структура характера: коммуникативные, предметно-действенные и рефлексивные черты характера.
Самосознание и его место в психической организации человека. Структура и функции самосознания. Уровень притязаний и самооценка.
Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.-
2.9 Психические свойства: индивид, индивидуальность, личность. (3) Вопросы для обсуждения на занятии:
Определить биологическое и социальное в личности человека. Охарактеризовать границы понятия «личность».
Рассмотреть и сравнить по критериям (структура личности, движущие силы, природа человека) подходы отечественных и зарубежных ученых к изучению личности.
Личностные особенности и профессионально важные качества врача.
Психология индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека.
Человек как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность – отечественная школа психологии (Б.Г. Ананьев). Исторические периоды в изучении личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный. Предмет и методы психологии личности. Подходы в изучении личности (Кеттел, Г.Олпорт, Г.Айзенк, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, К. Ясперс). Понятие индивид, личность, индивидуальность. Методологические принципы в психологии личности. Основные проблемы психологии личности. Рекомендуемая литература:
Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57987 Институт психологии РАН, 2010.
Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 122624 ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
2.10 Психология развития. Жизненный цикл человека.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Подходы к периодизации развития человека, критерии периодизаций
Явление кризиса и его толкование в рамках зарубежной и Отечественной возрастной психологии.
Психологические задачи и особенности различных возрастных периодов.
Значение знаний возрастной психологии в работе врача.
Жизненный цикл человека. Периодизация жизненного цикла человека в концепциях зарубежных и отечественных исследователей. Этапы и кризисы развития личности. Сравнительный анализ концепций Э. Эриксона и З.Фрейда. Психологические особенности и задачи разных возрастных периодов Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.11 Психология семьи. Психология гендерных различий.
Вопросы для обсуждения на занятии:
Семья, ее функции и виды. Динамика семейного развития.
Дестко-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка.
Дифференциальная психология. Понятие генедрных ролей и их влияние на человеческое поведение.
Определение семьи. Виды и функции семьи. Роли в семье. Семейные сценарии и мифы, семейная история. Жизненный цикл семьи, этапы развития, нормативные и ненормативные семейные кризисы. Стили воспитания в семье. Типы неправильного воспитания и их связь с формированием характера у ребенка. Культуральные особенности воспитания. Семейные сценарии и семейные правила.
Уровни и стадии социально-психологической дифференциации пола. Понятия гендер, гендерный стереотип, гендерная роль. Влияние общества на формирование половой идентификации. Психологические характеристики мужского и женского поведения. Понятие андрогинности (андрогинии).
Рекомендуемая литература:
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.12 Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача Вопросы для обсуждения на занятии:
Соотношение понятий «воспитание», «обучение», «образование» и их роль в развитии личности.
Педагогический процесс и педагогические средства в работе врача. Формы организации педагогического воздействия в медицинском учреждении.
Готовность врача к педагогической деятельности, помощь врача в принятии диагноза пациентом.
Основные понятия и методы педагогической науки (воспитание, обучение, образование). Обучение больных и их родственников совладанию с симптомами болезни, здоровому образу жизни. Основные педагогические категории. Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений. Общая характеристика педагогического процесса. Педагогические средства в воспитании и обучении пациентов и младшего медицинского персонала. Формы организации педагогического процесса. Педагогическое общение как форма взаимодействия врача, пациента и медицинского персонала. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии. Обучение и воспитание персонала. Готовность врача к педагогической деятельности. Педагогические знания и умения врача. Стиль педагогической деятельности и влияние на него принятых в организации норм и стандартов. Формы обучения. Индивидуальное и групповое обучение. Средства обучения (учебные пособия, методические разработки, технические средства, компьютерные обучающие программ, памятки, инструкции, раздаточные материалы и др.).
Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Обучение социальным навыкам и умениям. Обучающие программы в деятельности врача.
Рекомендуемая литература:
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
Творогова Н. Д. Психология. Лекции [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов. - М: Медицинское информационное агентство, 2011.
2.13 Социально-психологические основы общения (6).
Вопросы для обсуждения на занятии:
Определение понятия «общение», его виды и роль в профессиональной деятельности врача. Стороны общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная).
Коммуникативные барьеры в деятельности медицинского работника и способы их преодоления. Техники установления контакта врача и пациента. Ведение беседы с пациентом посредством техники активного слушания.
Невербальное общение и его значение для установления и поддержания контакта.
Определение общения. Роль и место общения в жизни и профессиональной деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Социальная перцепция. Механизмы межличностного восприятия. Коммуникативные барьеры.
Невербальное общение. Параметры невербального общения. Визуальный контакт, мимика, межличностная дистанция, позы, жесты, паралингвистические компоненты. Значение культуральных различий в невербальных коммуникациях. Невербальные техники установления и поддержания контакта.
Вербальное общение. Техники установления контакта. Вербальные средства воздействия на человека. Техники активного слушания. Роль вопросов в вербальной коммуникации. Виды и функции вопросов. Рекомендуемая литература:
Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 114399 Дашков и К, 2011.
Мирошниченко И.В Общая психология. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 53201 А-Приор, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
2.14 Психология управления (4). Вопросы для обсуждения на занятии:
Значение управленческих знаний и навыков в работе врача. Применение знаний психологии малой группы в условиях коллектива медицинского учреждения.
Сравнение понятий лидерства и руководства.
Структура группы и ролевой репертуар человека. Групповые процессы в коллективе.
Предмет психологии управления. Лидерство в системе управления и руководства. Организационное управление. Организационное руководство: стили руководства, психологические типы руководителей. Организационное лидерство. Основные теории лидерства в малых группах. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе; психология толпы и др. Понятие роли в группе. Групповые процессы в профессиональной группе и их регуляция. Рекомендуемая литература:
Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа :// www.knigafund.ru/books/ 114399 Дашков и К, 2011.
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведении [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/57936 ВЛАДОС, 2008.
Сборник задач по общей и социальной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа ://www.knigafund.ru/books/106465 Флинта; МПСИ, 2008.
Столяренко Л.Д.Психология. - СПб.: Лидер, 2008.
|