Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации» Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой поликлинической
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»_________________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие №14 «Гельминтозы у детей. Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз). Клиническая симптоматика, диагностика и дифференциальная диагностика (лейшманиоз). Принципы терапии. Противоэпидемические и профилактические мероприятия»
Обсуждена на заседании кафедры
« 27 »__августа__ 2013 г
протокол №__ Методическая разработка составлена
к.м.н., ассистентом Поповой Е.В.
« »_________________20____
Ставрополь, 2013 г.
Занятие №14 «Гельминтозы у детей. Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз). Клиническая симптоматика, диагностика и дифференциальная диагностика (лейшманиоз). Принципы терапии. Противоэпидемические и профилактические мероприятия»
Учебные вопросы занятия:
Глистные инвазии: классификация, распространенность.
Фазы патогенеза и клинической картины гельминтозов.
Энтеробиоз: характеристика возбудителя, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Аскаридоз: характеристика возбудителя, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина, осложнения.
Токсокароз: характеристика возбудителя, эпидемиология, особенности паразитирования, классификация, клиническая картина.
Анкилостомоз и некатороз: характеристика возбудителей, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Стронгилоидоз: характеристика возбудителя, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Парагонимоз: характеристика возбудителя, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Шистосомозы: характеристика возбудителей, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Описторхоз и клонорхоз: характеристика возбудителей, эпидемиология, особенности паразитирования, клиническая картина.
Критерии дифференциального диагноза гельминтозов.
Лабораторные и инструментальные методы исследования глистных инвазий.
Основные принципы терапии (этиотропная, патогенетическая) глистных инвазий.
Диспансеризация и профилактика глистных инвазий.
Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5. Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Детское инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения ДККБ;
Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
Инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения.
Методические рекомендации для студентов по теме.
Выписки из истории болезни стационарных больных.
Клинические и биохимические анализы.
Описание ультразвукового обследования больных.
Тестовый контроль по теме.
Тематические учебные комнаты.
Видео- аудио аппаратура с видеотекой по разделам детских инфекционных болезней.
Проектор.
Персональный компьютер (с мультимедийной системой).
Слайды.
Учебные и воспитательные цели:
а) общая цель – изучить этиопатогенез, эпидемиологию, клиническую картину различных глистно-протозойных инвазий. Научить студентов ранней диагностике глистно-протозойных инвазий, проведению дифференциального диагноза, адекватной терапии, профилактики. б) частные цели:
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны
ЗНАТЬ:
Классификацию глистных инвазий, их распространенность.
Фазность патогенеза и клинической картины гельминтозов.
Энтеробиоз: характеристику возбудителя, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Аскаридоз: характеристику возбудителя, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Токсокароз: характеристику возбудителя, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Анкилостомоз и некатороз: характеристику возбудителей, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Стронгилоидоз: характеристику возбудителя, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Описторхоз и клонорхоз: характеристику возбудителей, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Парагонимоз: характеристику возбудителя, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Шистосомозы: характеристику возбудителей, эпидемиологию, особенности паразитирования, клиническую картину.
Дифференциальный диагноз гельминтозов.
Лабораторные и инструментальные методы исследования глистных инвазий.
Этиотропную и патогенетическую терапию глистных инвазий.
Диспансеризацию и профилактику глистных инвазий.
У М Е Т Ь:
Правильно разместить больных в стационаре, соблюдать меры профилактики у постели больного глистной инвазией, этику взаимоотношений с родителями и родственниками.
Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический).
Осмотреть больного и выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, астено-вегетативный, экзантемы, гипотрофии, анемический, полиорганные поражения: диспептический, абдоминальный, энтерита, гемоколита, гепатомегалии, спленомегалии, нарушения билирубинового обмена, поражения дыхательной и сердечно-сосудистой системы, глаз, нервной системы).
Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать предварительный диагноз.
Назначить лабораторное обследование (общий анализ крови; биохимический анализ крови, паразитологическое, серологическое, ПЦР), инструментальное обследование (вегетативный резонансный тест и др.) и проанализировать их результаты.
Провести дифференциальный диагноз.
Обосновать клинический диагноз с указанием этиологии, клинической формы, периода (фазы) заболевания, тяжести и течения паразитарных заболеваний.
Назначить лечение с учетом этиологии, клинической формы, тяжести и периода (фазы) болезни, возраста и преморбидного фона.
Оценить течение болезни, результаты обследования, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.
ВЛАДЕТЬ:
Правильным ведением медицинской документации.
Методами общеклинического обследования больного с глистной инвазией.
Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Алгоритмом развернутого клинического диагноза.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины.
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование больного с глистными инвазиями.
Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики глистных инвазий.
Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X.
Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза.
Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия.
Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства.
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
О механизме развития и проявления эпидемиологического процесса.
О принципах заполнения экстренного извещения в СЭС.
Рекомендуемая литература студенту:
Обязательная:
«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.
«Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.
|