Скачать 241.45 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище» Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца. Дисциплина : Анатомия и физиология человека Специальность: 060501 Сестринское дело Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В. Борское, 2012 год
Рассмотрена и утверждена на заседании методического Совета «_______» _________________2012год Автор: Иванова О.В. Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Тема: Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца. Специальность 060501 (сестринское дело ) Курс первый группа 202 Семестр третий Практическое занятие - 2 часа Внеаудиторная работа - 2 часа Самостоятельная работа студентов (СРС) - 2 часа Контроль по теме - текущий (тест) Вид самостоятельной работы:
Внеаудиторная работа:
Критерии и правила оценки 1.Текущий контроль: Практических занятий:
2. Практическое занятие а) устный опрос –
б) тестирование
в) оформление тетради.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Технологическая карта занятия № 13 Дисциплина Анатомия и физиология человека. Специальность сестринское дело 010509.51 курс второй группа 202 Тема занятия Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца. Количество часов 2 часа Вид занятия практическое занятие Цели занятия: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов. Задачи: Дидактическая:
Развивающая:
Воспитательная:
Внутрипредметные связи: общая биология, зоология. Межпредметные связи: химия, терапия, патология, педиатрия. Учебно-методическое обеспечение занятия:
Материально-техническое обеспечение занятия:
Литература: Основная
Дополнительная
Ход занятия Содержание занятия
Приложение№1 ТЕСТ для проверки исходных знаний
Приложение№2 Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии человека для студентов медицинского училища для практических занятий по теме «Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца.» Студент (ка) _______________________________ Фамилия, имя курс ___________ группа_____________ Дисциплина : анатомия и физиология человека Специальность: сестринское дело. Составил: преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Иванова О.В. Борское, 2012 год Рабочая тетрадь содержит планы практического занятия, схемы, рисунки, иллюстрирующие материал лекционного курса по анатомии сердечно- сосудистой системы . Для проработки темы к каждому рисунку даются задания и методические указания к ним. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебной программой.
Рассмотрена и утверждена на заседании методического Совета «_______» _________________2012год Автор: Иванова О.В. Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Практическое занятие № 13. Тема: Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца. Цель: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов. План занятия:
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. Задание 1. Дополнить схему: Сердечно- сосудистая система Сердце ? 1____________________; 2____________________ ; 3____________________; Задание №2. Стимул Выполнив работу вы должны ответить на вопрос «Как связано строение кровеносных сосудов с выполняемой функцией»? Задачная формулировка: 1. Прочитав данный текст и рассмотрев приведённые рисунки составьте диаграмму «Типы кровеносных сосудов и их характеристика», используя бланк для ответа. Бланк Диаграмма «Типы кровеносных сосудов и их характеристики»
Наружний слой кровеносных сосудов называется ______________________________; Средний слой кровеносных сосудов называется _______________________________; Внутренний слой кровеносных сосудов называется ______________________________. Кровено́сные сосу́ды — эластичные трубчатые образования в теле животных и человека, по которым силой ритмически сокращающегося сердца или пульсирующего сосуда осуществляется перемещение крови по организму: к органам и тканям по артериям, артериолам, артериальным капиллярам, и от них к сердцу — по венозным капиллярам, венулам и венам. Крупным артериям, расположенным вблизи сердца ( аорта , подключичные артерии и сонные артерии ), приходится выдерживать большое давление крови , выталкиваемой левым желудочком сердца . Эти сосуды имеют толстые стенки, средний слой которых состоит главным образом из эластических волокон. Поэтому во время систолы они могут растягиваться, не разрываясь Стенки артерий состоят из трех слоев: внутреннего, состоящего из плоского эндотелия , среднего, состоящего из гладкой мускулатуры и эластических волокон , и наружного, состоящего из фиброзной соединительной ткани , содержащей коллагеновые волокна . Внутренняя оболочка образована эндотелием , который выстилает просвет сосуда, подэндотелиальным слоем и внутренней эластической мембраной. Стенки вен устроены примерно также, как стенки артерий , только средний слой стенки содержит меньше мышечных и эластических волокон, чем в артериях, а диаметр просвета больше. Стенка вены состоит из трех оболочек. В венах имеются полулунные клапаны , образованные складками внутренней оболочки, которые пронизаны эластическими волокнами. Клапаны препятствуют обратному току крови и таким образом обеспечивают ее движение только в одном направлении. Наиболее важный отдел сосудистой системы - это капилляры, именно они осуществляют обмен между кровью и интерстициальной жидкостью и газообмен .. Кровеносные капилляры имеют стенки, образованные одним слоем уплощенных эндотелиальных клеток - эндоте- лиоцитов, сплошной или прерывистой базальной мембраной и редкими удлиненными перикапиллярными клетками, перицитами. Совокупность сосудов от артериол до венул - так называемое терминальное русло ( микроциркуляторное русло ) - рассматривают как общую функциональную единицу . Устройство этой системы отвечает двум основным требованиям, предъявляемым к любым обменным процессам: кровь в капиллярах соприкасается с очень большой поверхностью в течение достаточно длительного времени.
Используя в помощь рисунок найдите на разборной модели сердца:
Ответьте на вопрос: что такое перикард и и является ли он слоем сердца?
Оно расположено в грудной полости и защищено грудной клеткой. Сердце, окруженное околосердечной сумкой, располагается в нижнем отделе переднего средостения и, за исключением основания, где оно соединено с большими сосудами, может свободно смещаться в полости перикарда. Сердце располагается позади нижней половины грудины, а крупные сосуды (аорта и легочный ствол) – позади верхней ее половины. Залегая в переднем средостении, сердце по отношению к передней срединной линии, располагается асимметрично: почти 2/3 его лежат влево и около 1/3 – вправо от этой линии. Проекция границ сердца на переднюю стенку грудной клетки. Правая граница спускается слегка выпуклой линией, отстоящей на 1,5–2 см от правого края грудины и идущей сверху от верхнего края хряща III ребра книзу до места соединения хряща V ребра с грудиной. Толчок верхушки сердца может быть прощупан на 1 см в пятом левом межреберном промежутке. Верхняя граница сердечной проекции идет на уровне верхнего края третьих реберных хрящей. Правая граница сердца проходит на 2-3 см вправо от правого края грудины, от III до V ребра; нижняя граница идет поперечно от V правого реберного хряща к верхушке сердца, левая - от хряща III ребра до верхушки сердца. Выходные отверстия желудочков (аорта и легочный ствол) лежат на уровне III левого реберного хряща; легочный ствол - у грудинного конца этого хряща, аорта - позади грудины несколько вправо. Оба проецируются на прямой линии, идущей по грудине от третьего левого к пятому правому межреберному промежутку.
Приложение№3. Вопросы для закрепления знаний по теме: Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца.
Перечисленные структуры каждый студент должен уметь находить на анатомических препаратах и других наглядных пособиях, а также знать их латинские названия: 1. Сердце(латынь) . 2. Правое (левое) предсердие. 3. Овальная ямка. 4. Правое (левое) ушко. 5. Правый (левый) предсердно-желудочковый клапан. 6. Правый (левый) желудочек. 7. Клапан аорты. 8. Клапан легочного ствола. 9. Основание, грудино-реберная и диафрагмальная поверхности сердца. 12. Венечная, передняя и задняя межжелудочковые борозды. 13. Правая и левая венечные артерии. 14. Венечный синус. 15. Аорта (латынь) Приложение №4 Инструмент проверки.
Наружний слой кровеносных сосудов называется адвентиция . Средний слой кровеносных сосудов называется медиа . Внутренний слой кровеносных сосудов называется интима. Приложение№5 . Карточка учёта студента __________________________________ /Ф.И/
Приложение №6. Ключ к тесту.:
Ключ к “немому” рисунку “Строение сердца” Внутреннее строение сердца: 1 — Аорта, 2 — Легочные артерии, 3 — Легочный ствол, 4 — Легочные вены,
15 — Верхняя полая вена |
Методическая разработка к практическому занятию по теме №1 ... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса ... | ||
Методическая разработка для преподавателей к интегрированному семинарско-практическому... Тема: «Реализация лекарственных препаратов противовирусного и противогрибкового действия» | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... ... | ||
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... ... | ||
Сведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов по... Тема №3 «Ангины у детей. Этиологические факторы. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангины при инфекционном мононуклеозе,... | Методические рекомендации для студентов практического занятия по... Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,... | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка | Экзаменационные вопросы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |