Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме





Скачать 241.45 Kb.
НазваниеМетодическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме
Дата публикации16.08.2013
Размер241.45 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Физика > Самостоятельная работа


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»

Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме

Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца.

Дисциплина : Анатомия и физиология человека

Специальность: 060501 Сестринское дело

Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.

Борское, 2012 год


«Одобрена»

Цикловой методической комиссией

Общепрофессиональных дисциплин

Председатель ___________ /Надеева Г.Н./

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 060501

Заместитель директора

по учебной части __________/Полянских О.В



Рассмотрена и утверждена

на заседании методического Совета

«_______» _________________2012год


Автор: Иванова О.В.

Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Тема: Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца.


Специальность 060501 (сестринское дело )
Курс первый группа 202



Семестр третий
Практическое занятие - 2 часа
Внеаудиторная работа - 2 часа

Самостоятельная работа студентов (СРС) - 2 часа
Контроль по теме - текущий (тест)

Вид самостоятельной работы:

  1. Работа с учебными текстами.

  2. Составление глоссария.

  3. Зарисовать схему строения сердца в альбом.

  4. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части сердца на предложенной иллюстрации), работа с тестами.


Внеаудиторная работа:

  1. Создание презентаций:

  • Общий обзор сердечно- сосудистой системы.

  • Морфология и анатомия сердца.

  • Сосуды и нервы сердца.


Критерии и правила оценки

1.Текущий контроль:

Практических занятий:

  • устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);

  • тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);

  • рисунки, решение типовых и ситуационных задач (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия);

  • проверка оформления результатов занятий (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия).

2. Практическое занятие

а) устный опрос

  • правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»

  • правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»

  • неполный ответ с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»

  • нет ответа – «неудовлетворительно».

б) тестирование

  • 86-100 % - «отлично»

  • 75-85% - «хорошо»

  • 60-74% - «удовлетворительно»

  • меньше 60 % - «неудовлетворительно».

в) оформление тетради.

  • чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания выполнены правильно, даны верные ответы тетрадь оформлена на 100% – «Отлично»

  • чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены, но есть незначительные ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 70% – «хорошо»;

  • рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 50% – «удовлетворительно»;

  • неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания, тетрадь оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».

Внеаудиторная самостоятельная работа

  • - оценка выставляется соответственно критериям каждой формы СРС

Технологическая карта занятия № 13

Дисциплина Анатомия и физиология человека.

Специальность сестринское дело 010509.51 курс второй группа 202

Тема занятия Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца.

Количество часов 2 часа

Вид занятия практическое занятие

Цели занятия: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов.

Задачи:

Дидактическая:

  • приобретение и усвоение знаний студентов по теме

  • формирование умений систематизировать информацию по данной теме;

  • сформировать знания о строении сердечно- сосудистой системы, сердца, кровеносных сосудов.

Развивающая:

  • развивать умения анализировать,

  • обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная:

  • прививать навыки коммуникативного общения,

  • совершенcтвовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам. Воспитывать самостоятельное мышление,

  • санитарно-гигиенических навыки,

  • привычки к здоровому образу жизии.

Внутрипредметные связи: общая биология, зоология.

Межпредметные связи: химия, терапия, патология, педиатрия.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

  • Методические рекомендации к практической работе для преподавателя и для студентов.

  • Рабочая тетрадь для самостоятельной работы.

  • Учебные пособия.

  • таблицы “Строение сердца”,

  • модель “Сердце”,

Материально-техническое обеспечение занятия:

Литература:

Основная

  1. Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.

  2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.

  3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.

  4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.

Дополнительная

  1. А.О. кондрашев, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).

Ход занятия

Содержание занятия



Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения

1

2

3

4

5

6

7


8

9


10


Организационный момент - 2минуты

  1. Проверить оснащённость кабинета учебно- методическим обеспечением

  2. Проверить оснащённость кабинета материально- техническим обеспечением (по необходимости).

  3. Проверить готовность студентов к занятию.

  4. Отметить отсутствующих

Сообщение темы и целей занятия – 3 минуты

Тема занятия Анатомо- физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Анатомия сердца.

Цель: изучить и знать анатомию сердечно- сосудистой системы, виды кровеносных сосудов, их особенности строения в связи с выполняемой функцией, морфологию и анатомию сердца. (слайд 1)

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело (слайд 2)

(Э. Межелайтис “Сердце”)

Контроль исходного уровня знаний студентов путём решения тестовых заданий - 10 минут ( Приложение №1)

Педагогический показ – 15 минут

Изложение общего плана строения сердечно- сосудистой системы, включающей кровеносную систему (систему кровообращения) и лимфатическую (систему лимфообращения). (слайд№3) Подчеркнуть, что кровеносная система объединяет сердце и сосуды. Впервые точное описание механизма кровообращения было дано Гарвеем (слайд№4) , а правильное описание строение сердца – А.Везалием (слайд №4).

Назвать органы, образующие сердечно - сосудистую систему (слайд 5). Вспомнить определение кровообращения. Затем показать все виды сосудов, отметить их особенности строения в связи с выполняемой функцией (слайд № 6). Видеофрагмент (кровеносные сосуды, строение артерии, вен, капилляр ) посмотреть.

http://video.yandex.ru

Далее на скелете грудной клетке показать топографию сердца, проекцию его на грудную клетку (слайд № 7) , указать границы сердца. Видеофрагмент анатомия сердца (http://www.youtube.com/watch?v=fTW6R13EVQQ). – 22 минуты.

Физкультминута (выполнение упражнений для глаз, рук, позвоночника) – 5минут
Самостоятельная работа (работа в группах) –30 минут.

  1. Работа студентов с муляжами, плакатами, текстом учебника.

  2. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части сердца на предложенной иллюстрации, строение сосудов ), работа с тестами. (приложение №2)-30 минут

Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков -15 минут.

(Приложение №3 )
Подведение итогов -5минут . Выставление отметок с учётом участия в ответах каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки. Для учёта активности участия каждого студента на практическом занятии используется карточка учёта студента . (приложение№4)
Домашнее задание – 5 минут:

  1. Составление глоссария.

  2. Зарисовать схему строения сердца в альбом.

Учебный материал - стр.297-307 учебник, лекция.

Внеаудиторная работа

Создание презентаций:

  • Общий обзор сердечно- сосудистой системы.

  • Морфология и анатомия сердца.

  • Сосуды и нервы сердца








Приложение№1
ТЕСТ для проверки исходных знаний



  1. Какие сосуды впадают в правое предсердие?

  1. Верхняя полая вена.

  2. Наименьшие вены сердца.

  3. Легочные вены.

  4. Нижняя полая вена.

  5. Венечный синус.

  1. Какой сосуд начинается из правого желудочка?

  1. Легочный ствол.

  2. Легочные вены.

  3. Аорта.

  4. Верхняя и нижняя полые вены.

  5. Правая и левая коронарные артерии.

  1. Какие сосуды впадают в левое предсердие?

  1. Правые легочные вены.

  2. Верхняя полая вена.

  3. Нижняя полая вена.

  4. Левые легочные вены.

  5. Венечный синус.

  1. Какой сосуд начинается из левого желудочка?

  1. Легочный ствол.

  2. Аорта.

  3. Венечный синус.

  4. Правая коронарная артерия.

  5. Левая коронарная артерия.

  1. Укажите место расположения трехстворчатого клапана.

  1. В устье аорты.

  2. В устье легочного ствола.

  3. Между левым предсердием и левым желудочком.

  4. Между правым предсердием и правым желудочком.

  5. Между левым предсердием и правым желудочком.

  1. Укажите место расположения двухстворчатого (митрального) клапана.

  1. В устье аорты.

  2. В устье легочного ствола.

  3. Между левым предсердием и левым желудочком.

  4. Между правым предсердием и правым желудочком.

  5. Между левым предсердием и правым желудочком.

  1. Назовите анатомические образования, входящие в состав проводящей системы сердца.

    1. Венечный синус.

    2. Синусно-предсердный узел.

    3. Предсердно-желудочковый узел.

    4. Пучок Гиса.

    5. Сухожильные нити.

  2. Назовите артерии, кровоснабжающие сердце.

  1. Подключичная артерия.

  2. Дуга аорты.

  3. Правая венечная артерия.

  4. Левая венечная артерия.

  5. Плечеголовной ствол.

  1. Укажите отверстия, имеющиеся в стенках правого предсердия.

  1. Наименьших вен.

  2. Нижней и верхней полых вен.

  3. Непарной вены.

  4. Венечного синуса.

  5. Легочных вен.

  1. Назовите камеру сердца с наибольшей толщиной стенок.

  1. Правое предсердие.

  2. Левое предсердие.

  3. Правый желудочек.

  4. Левый желудочек.

  5. Нет ни одного правильного ответа.

  1. Назовите борозды на поверхности сердца.

  1. Венечная.

  2. Передняя межжелудочковая.

  3. Задняя межжелудочковая. .

  1. Клапан аорты образован.

  1. Тремя створками.

  2. Тремя заслонками.

  3. Двумя створками.

  4. Двумя заслонками.

  5. Складками эндокарда.

  1. Назовите отверстие, имеющееся в левом желудочке.

  1. Венечного синуса.

  2. Легочных вен.

  3. Аорты.

  4. Легочного ствола.

  5. Верхней и нижней полых вен.

  1. Укажите место проекции на переднюю грудную стенку верхушки сердца у взрослого человека.

  1. Хрящ четвертого левого ребра.

  2. Левое четвертое ребро, 6–7см от грудины.

  3. Левое пятое межреберье, 1,5см кнутри от средней ключичной линии.

  4. Левое пятое ребро по среднеключичной линии.

  5. Третье межреберье слева, у края грудины.

  1. Укажите отверстие, имеющееся в правом желудочке сердца.

  1. Нижней полой вены.

  2. Верхней полой вены.

  3. Легочного ствола.

  4. Аорты.

  5. Венечного синуса.





Приложение№2

Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии человека

для студентов медицинского училища для практических занятий по теме «Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца.»

http://1vao.com/upload/articles/image1/1914_image1.jpg

Студент (ка) _______________________________

Фамилия, имя

курс ___________

группа_____________

Дисциплина : анатомия и физиология человека

Специальность: сестринское дело.

Составил: преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Иванова О.В.

Борское, 2012 год

Рабочая тетрадь содержит планы практического занятия, схемы, рисунки, иллюстрирующие материал лекционного курса по анатомии сердечно- сосудистой системы . Для проработки темы к каждому рисунку даются задания и методические указания к ним. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебной программой.


«Одобрена»

Цикловой методической комиссией

Общепрофессиональных дисциплин

Председатель ___________ /Надеева Г.Н./

Составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами СПО по специальности 0601.52

Заместитель директора

по учебной части __________/Полянских О.В

Рассмотрена и утверждена

на заседании методического Совета

«_______» _________________2012год

Автор: Иванова О.В.

Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Практическое занятие № 13.

Тема: Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца.

Цель: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов.

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Контроль исходного уровня знаний студентов путём решения тестовых заданий

  3. Педагогический показ

  4. Самостоятельная работа

  5. Контроль знаний и умений.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.


Задание 1. Дополнить схему:


Сердечно- сосудистая система
Сердце ?

1____________________;

2____________________ ;

3____________________;
Задание №2. Стимул
Выполнив работу вы должны ответить на вопрос «Как связано строение кровеносных сосудов с выполняемой функцией»?
Задачная формулировка:

1. Прочитав данный текст и рассмотрев приведённые рисунки составьте диаграмму «Типы кровеносных сосудов и их характеристика», используя бланк для ответа.

Бланк

Диаграмма «Типы кровеносных сосудов и их характеристики»



Артерии

Капилляры

Вены

Определение













Аорты

Других артерий







Строение













Функция
















  1. Дописать предложения:

Наружний слой кровеносных сосудов называется ______________________________;

Средний слой кровеносных сосудов называется _______________________________;

Внутренний слой кровеносных сосудов называется ______________________________.
Кровено́сные сосу́ды — эластичные трубчатые образования в теле животных и человека, по которым силой ритмически сокращающегося сердца или пульсирующего сосуда осуществляется перемещение крови по организму: к органам и тканям по артериям, артериолам, артериальным капиллярам, и от них к сердцу — по венозным капиллярам, венулам и венам. Крупным артериям, расположенным вблизи сердца ( аорта , подключичные артерии и сонные артерии ), приходится выдерживать большое давление крови , выталкиваемой левым желудочком сердца . Эти сосуды имеют толстые стенки, средний слой которых состоит главным образом из эластических волокон. Поэтому во время систолы они могут растягиваться, не разрываясь

Стенки артерий состоят из трех слоев: внутреннего, состоящего из плоского эндотелия , среднего, состоящего из гладкой мускулатуры и эластических волокон , и наружного, состоящего из фиброзной соединительной ткани , содержащей коллагеновые волокна . Внутренняя оболочка образована эндотелием , который выстилает просвет сосуда, подэндотелиальным слоем и внутренней эластической мембраной. http://www.ebio.ru/images/10020801.gif

Стенки вен устроены примерно также, как стенки артерий , только средний слой стенки содержит меньше мышечных и эластических волокон, чем в артериях, а диаметр просвета больше. Стенка вены состоит из трех оболочек. В венах имеются полулунные клапаны , образованные складками внутренней оболочки, которые пронизаны эластическими волокнами. Клапаны препятствуют обратному току крови и таким образом обеспечивают ее движение только в одном направлении. Наиболее важный отдел сосудистой системы - это капилляры, именно они осуществляют обмен между кровью и интерстициальной жидкостью и газообмен .. Кровеносные капилляры имеют стенки, образованные одним слоем уплощенных эндотелиальных клеток - эндоте- лиоцитов, сплошной или прерывистой базальной мембраной и редкими удлиненными перикапиллярными клетками, перицитами. Совокупность сосудов от артериол до венул - так называемое терминальное русло ( микроциркуляторное русло ) - рассматривают как общую функциональную единицу . Устройство этой системы отвечает двум основным требованиям, предъявляемым к любым обменным процессам: кровь в капиллярах соприкасается с очень большой поверхностью в течение достаточно длительного времени. http://www.krugosvet.ru/images/1003403_7376_002.gif

http://infarkt.ukrhost.com/images/capillary.gif


  1. На целом муляже сердца найдите:

  • основание; верхушку,

  • поверхности - грудино- рёберную (переднюю), диафрагмальную (нижнюю), лёгочные (боковые);

  • края – правый и левый;

  • борозды – венечную, межжелудочковые (передняя и задняя);

  • предсердия (правое и левое);

  • жклцдочки (правый и левый);

  • ушки (правое и левое)

Используя в помощь рисунок найдите на разборной модели сердца: http://www.muk-spektr.ru/images/phocadownload/organism/image/30_razrezserdca.jpg

  • предсердно- желудочковые отверстия;

  • трёхстворчатый клапан;

  • двустворчаты (митральный);

  • устья аорты;

  • лёгочного ствола с полулунными клапанами;

  • отверстия верхней и нижней полых вен в правом предсердии;

  • 4-х лёгочных вен в левом предсердии.

  • сосочковые мышцы

  1. На плакатах и муляжах рассмотрите стенки сердца. Найдите 3 слоя:

  • внутренний – эндокард;

  • средний – миокард;

  • наружний – эндокард.

Ответьте на вопрос: что такое перикард и и является ли он слоем сердца?

http://themed.ru/images/20100510182722139.jpg


  1. Используя текст и рисунок опишите топографию сердца (расположение) и назовите границы сердца.

Оно расположено в грудной полости и защищено грудной клеткой. Сердце, окруженное околосердечной сумкой, располагается в нижнем отделе переднего средостения и, за исключением основания, где оно соединено с большими сосудами, может свободно смещаться в полости перикарда. Сердце располагается позади нижней половины грудины, а крупные сосуды (аорта и легочный ствол) – позади верхней ее половины.

Залегая в переднем средостении, сердце по отношению к передней срединной линии, располагается асимметрично: почти 2/3 его лежат влево и около 1/3 – вправо от этой линии.

Проекция границ сердца на переднюю стенку грудной клетки. Правая граница спускается слегка выпуклой линией, отстоящей на 1,5–2 см от правого края грудины и идущей сверху от верхнего края хряща III ребра книзу до места соединения хряща V ребра с грудиной. Толчок верхушки сердца может быть прощупан на 1 см в пятом левом межреберном промежутке. Верхняя граница сердечной проекции идет на уровне верхнего края третьих реберных хрящей. Правая граница сердца проходит на 2-3 см вправо от правого края грудины, от III до V ребра; нижняя граница идет поперечно от V правого реберного хряща к верхушке сердца, левая - от хряща III ребра до верхушки сердца. Выходные отверстия желудочков (аорта и легочный ствол) лежат на уровне III левого реберного хряща; легочный ствол - у грудинного конца этого хряща, аорта - позади грудины несколько вправо. Оба проецируются на прямой линии, идущей по грудине от третьего левого к пятому правому межреберному промежутку.



  1. Подпишите структурные элементы сердца.

http://biologiyavklasse.ru/wp-content/uploads/2011/02/005.gif

  1. Задание на дом к следующему занятию. « Физиология сердца. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения» .



Приложение№3.

Вопросы для закрепления знаний

по теме:

Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца.


  1. Чем образована ССС человека?

  2. Назвать виды кровеносных сосудов?

  3. В чём отличие в строении кровеносных сосудов, объяснить с физиологической точки.

  4. Топография сердца.

  5. Внешнее строение сердца.

  6. Назовите камеры сердца и укажите границы между ними по поверхности сердца. Общая морфофункциональная характеристика предсердий и желудочков.

  7. Строение правого и левого предсердно-желудочковых клапанов, клапанов аорты и легочного ствола и их значение.

  8. Перечислите оболочки стенки сердца.

  9. Проекция границ сердца на поверхность грудной клетки.

  10. Артерии, кровоснабжающие сердце: ход правой и левой венечных артерий.

  11. Назовите пути оттока венозной крови от сердца.


Перечисленные структуры каждый студент должен уметь находить на анатомических препаратах и других наглядных пособиях, а также знать их латинские названия:

1. Сердце(латынь) . 2. Правое (левое) предсердие. 3. Овальная ямка. 4. Правое (левое) ушко. 5. Правый (левый) предсердно-желудочковый клапан. 6. Правый (левый) желудочек. 7. Клапан аорты. 8. Клапан легочного ствола. 9. Основание, грудино-реберная и диафрагмальная поверхности сердца. 12. Венечная, передняя и задняя межжелудочковые борозды. 13. Правая и левая венечные артерии. 14. Венечный синус. 15. Аорта (латынь)

Приложение №4 Инструмент проверки.

  1. Диаграмма «Типы кровеносных сосудов и их характеристика».



 

Артерии

Капилляры

Вены

Опреде-ление

Сосуды, несущие кровь обогащенную O2 и питательными веществами, от сердца к тканям

Это единственная структура, где происходит обмен веществ между тканями и системным кровотоком

Сосуды, несущие кровь от тканей к сердцу, они могут содержать до 80 % объема циркулирующей крови

Строение

Стенки аорты состоят преимущественно из эластических волокон

В состав стенок других артерий входят также и мышечные элементы, что делает возможным процесс нейрогуморальной регуляции их просвета

Стенка капилляра представляет собой слой эндотелиальных клеток, расположенных на базальной мембране

– В венах имеются клапаны
– В стенках вен присутствуют как эластические, так и мышечные волокна

Функция

Часть энергии систолы передается на стенки этих сосудов. Под давлением крови стенки растягиваются и за счет сокращений проталкивают кровь дальше по направлению к периферии

Объем кровотока в тканях корригируется «по потребности». Просвет артериальных сосудов может меняться, что, несомненно, сказывается на системном артериальном давлении

Питательные вещества и кислород диффундируют в ткани, а продукты клеточного метаболизма, в том числе и углекислый газ в кровеносное русло

– Обеспечивают ток крови только в одном направлении
– Регулируют объем циркулирующей крови




  1. Дописать предложения:

Наружний слой кровеносных сосудов называется адвентиция .

Средний слой кровеносных сосудов называется медиа .

Внутренний слой кровеносных сосудов называется интима.

Приложение№5 .

Карточка учёта студента __________________________________ /Ф.И/





Методы




Тестирование (исходжный контроль знаний)

Самостоятельная работа

Фронтальная и индивидуальная беседа

Оформление альбома

Рабочая тетрадь

















Приложение №6.

Ключ к тесту.:

  1. 1, 2, 4, 5

  2. 1

  3. 1, 4

  4. 2

  5. 4

  6. 3

  7. 2, 3, 4

  8. 3, 4

  9. 1, 2, 4

  10. 4

  11. 1, 2, 3

  12. 2, 5

  13. 3

  14. 3

  15. 3

Ключ к “немому” рисунку “Строение сердца”

Внутреннее строение сердца:
1 — Аорта,

2 — Легочные артерии,

3 — Легочный ствол,

4 — Легочные вены,

  1. — Левое предсердие,

  2. — Полулунный клапан аорты,

  3. — Двустворчатый клапан,

  4. — Левый желудочек,

  5. — Нижняя полая вена,

  6. — Правый желудочек,

  7. — Трехстворчатый клапан,

  8. — Правое предсердие,

  9. — Полулуный легочный клапан,

  10. — Правые легочные вены,

15 — Верхняя полая вена



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию по теме №1
...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 2-го курса
...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка для преподавателей к интегрированному семинарско-практическому...
Тема: «Реализация лекарственных препаратов противовирусного и противогрибкового действия»
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №3 «Ангины у детей. Этиологические факторы. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангины при инфекционном мононуклеозе,...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме iconЭкзаменационные вопросы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск