министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский национальный исследовательский
медицинский университет имени Н.И.Пирогова»
УТВЕРЖДАЮ
| Декан Лечебного факультета ___________________ /Г.В.Порядин/
| «__» ___________ 20____г.
|
рабочая программа учебной дисциплины
гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта (наименование учебной дисциплины) Направление подготовки (специальность) ______Стоматология ______________________ Форма обучения _____________________очная_______________________________________
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Срок освоения ООП __________________5 лет________________________________________
(нормативный срок обучения)
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) Стоматология утвержденный Министерством образования и науки РФ «14» января 2011 г.
Учебный план по специальности Стоматология одобрен Ученым советом ГОУ ВПО
«РГМУ Росздрава» от «16» мая 2011г. Протокол № 10 Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта одобрена на заседании кафедры Гистология и эмбриология лечебного факультета от «17» мая 2011г. Протокол № 24
Заведующий кафедрой _______________________ (В.В. Глинкина)
подпись ФИО Рабочая программа Гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта одобрена Ученым Советом Лечебного факультета, от «29» августа 2011г. Протокол № 1 Председатель
Ученого Совета факультета ____________________ (Г.В.Порядин)
подпись ФИО Разработчики:
Заведующий кафедрой _____________________________________ В.В. Глинкина
(занимаемая должность) подпись ФИО
Заведующий уч. частью _____________________________________ Э.Ш. Раимова
(занимаемая должность) подпись ФИО
Рецензенты:
Профессор
кафедры биологии, д.м.н. А.Г.Мустафин
(занимаемая должность) подпись ФИО
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения учебной дисциплины Гистология, цитология
наименование учебной дисциплины
является
формирование системных знаний об общих закономерностях развития и организации живой материи на субклеточном, клеточном, тканевом и органном уровнях что является необходимой фундаментально-теоретической основой для усвоения и понимания существа физиологических и патологических процессов в организме, способствует формированию понятийного аппарата медицины и развитию основ клинического мышления.
Задачи освоения учебной дисциплины состоят в
ознакомлении студентов с конкретными особенностями микроскопического строения различных органов, тканей, клеток и неклеточных структур, входящих в их состав;
формировании теоретической базы и умений для дальнейшего понимания морфофункциональных изменений при их патологии, старении и в процессе лечения на основе знания морфологии, развития и жизнедеятельности клеток, тканей и органов.
изучении техники микроскопического исследования на светооптическом уровне;
воспитании навыков идентификации и анализа состояния структурных компонентов органов на гистологическом препарате.
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА 2.2.1. Учебная дисциплина Гистология, эмбриология, цитология-гистология полости рта
относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами: - биологией
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: общих закономерностей развития жизни, онтогенеза человека, особенностей организменного уровня организации жизни
Умения: объяснить механизмы эволюционного и индивидуального развития
Владения: анализа свойств живых систем на различных уровнях организации жизни - анатомией человека-анатомией головы и шеи
(наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: топографии и строения органов и систем организма человека
Умения: обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Владения: владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом - латинским языком
(наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: основную гистологическую и медицинскую терминологию на латинском языке
Умения: использовать терминологические единицы и терминоэлементы
Владения: чтения и письма терминов на латинском языке - химией___________________________________________________________________________ (наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях
Умения: пользоваться химическим оборудованием
Владения: обращения с химическими соединениями
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.3.1. В основе преподавания данной дисциплины лежат виды профессиональной деятельности:
Диагностическая
Научно-исследовательская
Психолого-педагогическая
Профилактическая
2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Номер/индекс компе-тенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| Оценочные средства
| знать
| уметь
| владеть
| 1
| ОК-1
| способностью и готовностью анали-зировать социально-значимые проблемы и процессы, исполь-зовать на практике методы естественно-научных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности
| основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов
| пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
| медико-анатомическим понятийным аппаратом;
| Собеседова-ние, тестовый контроль, ситуационные задачи, гистологические препараты, практические навыки
| 2
| ПК-5
| способностью и готовностью интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала …
| анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
| описать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм;
|
| Тестовый контроль, контрольные работы, ситуационные задачи, гистологические препараты, практические навыки
| 3
| ПК-9
| способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях …
| физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры;
| - пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием
- работать с увеличительной техникой (микроскопами)…
| навыками микроскопирования … гистологических препаратов …
| Тестовый контроль, контрольные работы, ситуационные задачи, гистологические препараты, практические навыки
|
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| № 2
| № 3
| часов
| часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 144
| 72
| 64
| В том числе:
| -
| -
| -
| Лекции (Л)
| 32
| 12
| 20
| Практические занятия (ПЗ)
| 112
| 60
| 44
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего):
| 72
| 36
| 26
| Изучение гистологических препаратов
| 26
| 22
| 4
| Изучение электронных микрофотографий
| 2
| 2
| -
| Подготовка к тестам
| 6
| 4
| 2
| Подготовка к занятиям, коллоквиумам
| 6
| 4
| 2
| Написание реферата
| 4
| 4
| -
| СРС в период промежуточной аттестации
| 18
| -
| 18
| Вид промежуточной аттестации
| зачет (З)
| -
| -
| -
| экзамен (Э)
| Э
| -
| 18
| ИТОГО: Общая трудоемкость
| часов
| 216
| 108
| 108
| зач. ед.
| 6
| 3
| 3
|
В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине (модулю), изучаемая в течение нескольких семестров, указывается (выделите выбранный вариант):
А) средняя оценка за все семестры изучения учебной дисциплины экзамен
Б) оценка за семестр № _
3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
№
п/п
|
№ компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
|
| ОК 1
| Цитология
| 3 темы (Методы гистологического исследования.
Общий план строения клетки.
Воспроизведение клеток.)
|
| ОК 1
ПК 5, 9
| Общая гистология
| 5 тем (Эпителиальные ткани.
Кровь и лимфа.
Соединительные ткани.
Мышечные ткани.
Нервная ткань.)
|
| ОК 1
ПК 5, 9
| Частная гистология
| 10 тем (Нервная система и органы чувств.
Сердечно-сосудистая система.
Система кроветворения и иммунной защиты. Процессы кроветворения.
Эндокринная система.
Пищеварительная система.
Дыхательная система.
Кожный покров.
Мочевыделительная система.
Половая система.)
|
| ОК 1
ПК 5, 9
| Эмбриология
| 1 тема (Эмбриогенез человека и взаимодействие плода с организмом матери)
|
|