Скачать 0.73 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Утверждаю: Председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор ФГОУ ВПО МГАВМиБ, академик РАСХН, профессор ____________ Ф.И. Василевич «___» _____________2011 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины «ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» Квалификация (степень) выпускника – «специалист» Москва 2011 1. Цель и задачи дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ” Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические знания на клеточном и субклеточном уровнях о функционирующем, развивающемся и приспосабливающемся организме и закономерностях его развития в онто-генезе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: а) Общеобразовательная задача заключается в углубленном ознако-млении студентов со структурной организацией животных на тканевом и клеточном уровнях и дает фундаментальное биологическое образование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заве-дениям биологического профиля. б) Прикладная задача освещает вопросы, касающиеся функциональ-ной гистологии, цитологии и эмбриологии и создает концептуальную базу для реализации междисциплинарных структурно-логических связей с целью выработки навыков врачебного мышления. в) Специальная задача состоит в ознакомлении студентов с совре-менными направлениями и методическими подходами, используемыми в цитологии гистологии и общей эмбриологии для решения проблем живот-новодства и ветеринарии, а также имеющимися достижениями в этой области. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОоП Дисциплина «Цитология, гистология и эмбриология» относится к циклу общепрофессиональных ветеринарно-биологических дисциплин. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология »: - Уметь ясно и четко строить устную и письменную речь. - Использовать знание иностранного языка для получения необходимой информации из иностранных и отечественных источников. - Представлять себе значение информации в развитии современного общества и владеть элементарными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. - Иметь общие представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе. - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область врачебной деятельности. - Иметь основополагающие знания по биологии, химии, физики и др. естественным наукам. Дисциплина «Цитология, гистология и эмбриология» является базовой, на которой строится большинство последующих дисциплин, таких как: 1. Анатомия животных. 2. Физиология и этология животных. 3. Клиническая диагностика. 4. Внутренние незаразные болезни. 5. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза. 6. Акушерство и гинекология. 7. Иммунология. 8. Болезни лабораторных, мелких и экзотических животных. 9. Ветеринарно-санитарная экспертиза. 10. Болезни птиц. 3. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» направлен на формирование у студентов следующих компетенций: - Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения. - Представление о возможностях современных научных методов познания природы и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. - Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественных и количественный анализ. - Обосновывать закономерности развития и структурной организации живых объектов на всех его уровнях жизнедеятельности (организм, система, орган, ткань, клетки). - Использовать морфофункциональный подход к оценке структурных составляющих организма животных. В результате изучения дисциплины студент должен знать.
в) клинические аспекты функциональной гистологии и цитологии и эмбриологии систем и отдельных органов и современные методологические подходы и методы биологического анализа морфофункциональных изменений при изучении организма животных. Студент должен уметь. а) Распознавать изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособи-тельными реакциями организма. б) Микроскопировать гистологические препараты. в) Идентифицировать ткани, их клеточные и неклеточные струк-туры на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях. г) Определять органы, а также их тканевые и клеточные элементы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях. д) Распознавать изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособи-тельными реакциями организма. е) Проводить сравнительный анализ наблюдаемых структурных изменений, формулировать выводы и обоснования к ним. ж) Устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами. з) Применять полученные знания в практической и научной деятельности. Студент должен владеть. а) Конкретными теоретическими знаниями по дисциплине. б) Современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях. в) Современными информационными и инновационными техно-логиями. 4. Объем дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ” Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины “ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ” 5. 1. Содержание разделов дисциплины Введение Цитология, гистология и эмбриология как медико-биологические дисци-плины. Место гистологии, цитологии и эмбриологии в ветеринарном обра-зовании и их научно- практическое значение для ветеринарии. Предмет и за-дачи цитологии, гистологии и эмбриологии. Гистологические и цитологичес-кие методы исследования. Методы описательной и экспериментальной эм-бриологии. Основные этапы приготовления гистологического препарата. Ме-тоды и техника микроскопии. Раздел I. Цитология
Клетка как основная элементарная единица растительных и животных орга-низмов. Формы клеточной организации- эукариоты и прокариоты. Общность и основные различая в морфофункциональной организации эукариотов и прокариотов. Понятие о неклеточных структурах. Разновидности неклеточ-ных структур. Их взаимоотношение с клетками. Клеточная теория. Ее основные положения. Методологическое значение для биологии.
Поверхностный аппарат клетки (клеточная оболочка). Субсистемы по-верхностного аппарата: надмембранный комплекс (гликокаликс), клеточная мембрана (цитолемма), подмембранный слой. Структурно- молекулярная организация и функциональное назначение каждой из субсистем. Общие функции поверхностного аппарата (рецепторная, транспортная, защитная, барьерная, адгезивная). Понятие об активном и пассивном трансмембранном переносе. Экзо- и эндоцитоз. Их разновидности и механизмы протекания. Межклеточные соединения. Их разновидности и особенности морфофун-кциональной организации. Цитоплазма. Субсистемы цитоплазмы: гиалоплазма, структурированные образования, цитоскелет. Общая характеристика цитоплазмы. Внутриклеточные органические и неорганические вещества. Их значение в жизнедеятельности клеточных структур. Структурованные образования клетки- органеллы и включения. Понятия клеточной органеллы и клеточного включения. Классификация клеточных органелл. Разновидности клеточных включений. Значение органелл и включений в жизнедеятельности клетки. Морфофункциональная характеристика органелл общего назначения. Биологические мембраны. Общая характеристика. Функциональная характеристика. Химический состав. Современные модели структурно- молекулярной организации биомембран. Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Ультраструктурная характеристика гранулярной (шероховатой) и агранулярной (гладкой) ЭПС. Функциональное значение каждой из разновидностей ЭПС. Их взаимоотношения между собой и с другими органеллами клетки. Рибосомы. Общая характеристика. Роль и место рибосом в синтезе клеточных белков. Комплекс Гольджи. Функциональное значение. Роль в клеточной секреции. Субсистемы пластинчатого комплекса: цистерны, микро- и макропузырьки. Их Морфофункциональная характеристика. Митохондрии. Место и роль в клеточных процессах энергодобывания. Другие виды функциональной деятельности: транспортная, биосинте-тическая, накопительная, защитная. Субсистемы митохондрии: наружная мембрана, межмембранное пространство, внутренняя мембрана с кристами, матрикс. Их морфофункциональная характеристика. Теории эволюционного происхождения митохондрий. Лизосомы и пероксисомы. Общая характеристика. Классификация лизосом. Их морфофункциональная характеристика. Понятие об аутотрофагическом и гетерофагическом цикле клетки. Участие лизосом в этих циклах. Морфофункциональная характеристика пероксисом. Внутриклеточные источники возникновения лизосом и пероксисом. Цитоскелет. Морфофункциональная организация сократимых белков и белков, выполняющих опорную функцию в клетках. Строение и функциональное назначение микротрубочек, микрофиламентов и промежуточных филаментов. Их роль в организации цитоскелета и специфических органелл (жгутиков, ресничек, микроворсинок). Ядерный аппарат эукариотической клетки. Роль ядра в жизнедеятельности клетки. Феномены плоидности и многоплоидности клеток. Субсистемы ядерного аппарата: ядерная оболочка с поровым комплексом, хромосомы, ядрышко, нуклеоплазма. Морфофункциональная характеристика каждой из субсистем, входящих в состав ядерного аппарата. Понятие хроматина. Его разновидности и связь с функциональным строением клетки.
Понятие клеточного цикла. Фазы клеточного цикла. Способы репродукции клеток: митоз и амитоз. Биологическое значение митоза и амитоза. Понятие интерфазы. Характеристика периодов интерфазы и значение каждого периода для последующего деления клеток. Понятие митотического аппарата. Его составные части и значение для клеточного деления. Центриоли и центросома. Их морфофункциональная организация и значение в клеточном делении. Характеристика профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Понятие и характеристика стволовой клетки. Основные отличая стволовой клетки от соматических клеток. Понятие и характеристика клеточной диффе-ренцировки. Клеточная дифферинцировка и ее механизмы. Эндорепродукция (полиплоидия, политения) и их функциональное значение. Внутриклеточная регенерация и ее биологическая сущность. Понятие апоптоза- запрограммированной гибели клетки. Его характеристика. |
Учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность... Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,... | Рабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология,... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,... При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,... Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,... | ||
Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного... | Рабочая программа по дисциплине с 8 Гистология, эмбриология, цитология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 08 Гистология, эмбриология, цитология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине в 14. Цитология, гистология и эмбриология животных Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «цитология,... Фгоу впо «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени в. Р. Филиппова» | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Методическое пособие подготовлено в соответствии с действующей программой... Фгбоу впо «бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени в. Р. Филиппова» | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... |