Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»





НазваниеПримерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»
страница1/4
Дата публикации01.08.2015
Размер493 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Химия > Примерная программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

Рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Врач

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ

_______ _______________

(подпись) (ФИО)

«____» _________ 2011 г.

Вводится в действие с «01» сентября 2011 г

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины: Гистология, эмбриология, цитология

Рекомендуется для направления подготовки специальности

060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника «специалист»
1.Цели и задачи дисциплины:

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) состоит в овладении знаниями:

-об общих закономерностях, присущих клеточному уровню организации живой материи,

- об общих закономерностях организации живой материи, присущих тканевому уровню организации,

- о принципах развития живой материи, гистогенеза и органогенеза ,особенностях развития зародыша человека,

- о тонком (микроскопическом уровне) строения структур тела человека для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении.

При этом задачами дисциплины являются:

- приобретение студентами знаний о физико-химической сущности процессов, происходящих на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях,

- формирования навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров,

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина гистология относится к циклу математический, естественнонаучный, базовая часть.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами

-- физика, математика:

Знания:

- о строении клеточной мембраны;

- транспорте веществ через клеточную мембрану.

Умения:

-различать структуры мембраны;

Навыки:

- чтения микрофотографий и рисунков клеточной мембраны;

- пользование микрофотографий и рисунков клеточной мембраны.
-- биология, экология:
Знания:

- о многоуровневом принципе строения человеческого тела как биологического объекта и иерархической связях внутри него;

- о взаимоотношении структуры и функции применительно к тонкому строению человеческого тела для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения;

- об этапах развития человеческого организма человека и присущих им особенностях строения клеток, тканей и органов;

- физиологической и репаративной регенерации.

Умения:

- пользоваться учебной, научной , научно-популярной литературой, сетью Интернет;

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами).

Навыки:

- микроскопирования и «чтения» препаратов;

- «чтения» микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам;

- пользование научной литературой и написания рефератов по современным научным проблемам.
3. Требования к освоению учебной дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность и готовность актуализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональных и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

- функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса.
Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;
Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные, редакторные, поиск в сети Интернет;

- навыкаками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

1

2

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

120

72

48

Лекции (Л)

36

24

6

Практические занятия (ПЗ),

84

42

42

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

60

36

24

История болезни (ИБ)










Курсовая работа (КР)










Реферат (Реф)










Расчетно-графические работы (РГР)










Подготовка к занятиям(ПЗ)










Подготовка к текущему контролю (ПТК))










Подготовка к промежуточному контролю (ППК))
































Вид промежуточной аттестации

зачет (З)










экзамен (Э)







36

ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

216

108

108

ЗЕТ

6

3

3

5. Содержание дисциплины.
5.1. Содержание дисциплины:
Общая гистология и цитология

1.История развития гистологии, цитологии и эмбриологии

Назначение, содержание, место гистологии, цитологии и эмбриологии в системе подготовки врача. Возникновение и развитие гистологии, цитологии и эмбриологии как самостоя­тельных наук. Роль отечественных ученых в cоздании самостоятельных кафедр гистологии в России в XIX в. Развитие гистологии, цитологии и эмбриологии в XX в. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии.

2.Гистологическая техника.

Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Сущность и методы фиксации микрообъектов. Способы уплотнения (залив­ки). Микротомия с использованием салазочных, ротационных микрото­мов. Метод замораживания. Сущность и методы окраски микро­препаратов и их заключения в бальзам, смолы, желатин. Виды микро­препаратов - срезы, мазки, отпечатки, пленки. Техника микроскопирования в световых микроскопах. Особенности микроскопии в ультрафиолетовых лучах, люминесцентная микроскопия, фазовоконтрастная микроскопия, интерференционная микроскопия, лазерная конфокальная микроскопия. Электронная микроскопия (трансмиссионная и сканирующая), методы из­готовления микрообъектов для электронной микроскопии. Специальные методы изучения микрообъектов — гистохимия (в том числе электронная гистохимия), радиоавтография, иммуногистохимия, фракционирование клеточного содержимого с помощью ультрацентрифугирования. Методы исследования живых клеток — культуры тканей вне- и внутри организма, клонирование, образование гетерокарионов и гиб­ридов клеток, прижизненная окраска.

Количественные методы исследования: цитофотометрия, электронная микрофотометрия, спектрофлуорометрия, денситометрия.

Методы исследования в эмбриологии — особенности фиксации и приготовления тотальных препаратов и срезов органов эмбриона. Се­рийные срезы и пластическая реконструкция эмбриологических объек­тов. Методы определения возраста эмбриона человека.

3. Цитология (клеточная биология).

Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук. Основные положения клеточной теории на совре­менном этапе развития науки. Понятие о клетке, как основной единице живого. Неклеточные структуры. Общий план строения клеток эукариот: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специ­ализацией.Биологическая мембрана как основа строения клетки. Строение, основные свойства и функции. Понятие о компартментализации клет­ки и ее функциональное значение.Клеточная оболочка. Внешняя клеточная (плазматическая) мемб­рана. Структурно-химические особенности. Характеристика надмембранного слоя (гликокаликса) и подмембранного (кортикального) слоя. Мор­фологическая характеристика и механизмы барьерной, рецепторной и транспортной функций. Взаимосвязь плазматической мембраны над- и подмембранного слоев клеточной оболочки в процессе функциони­рования. Структурные и химические механизмы взаимодействия клеток.Специализированные структуры клеточной оболочки: микро­ворсинки, реснички, базальные инвагинации. Их строение и функции. Общая характеристика межклеточных взаимодействий. Классификация. Межклеточ­ные соединения (контакты): простые контакты, соедине­ния типа замка, плотные соединения, десмосомы, щелевидные контакты (нексусы), синаптические соединения (синапсы).

Цитоплазма.Гиалоплазма. Физико-химические свойства, химический состав. Участие в клеточном метаболизме.Органеллы Определение, классификации. Органеллы общего и специального значения. Мембранные и немембранные органеллы. Органеллы общего значения. Мембранные:эндоплазматическая сеть. Строение и функции гранулярной и гладкой эндоплазматической сети. Особенности строения в зависимо­сти от специфики метаболических процессов в клетке.Пластинчатый комплекс (Комплекс Гольджи). Строение и функции. Его роль в выполнении железистыми клетками секреторной функции, в химической модификации поступающих белков. Значение во взаимо­действии мембранных структур. Лизосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о лизосомах, протеосомах, эндосомах, об аутофагосомах и гетерофагосома Пероксисомы. Строение, химический состав, функции. Митохондрии. Строение, функции. Представление об автономной системе синтеза белка. Особенности митохондриального аппарата в клет­ках с различным уровнем биоэнергетических процессов.

Немембранные:рибосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о по­лисомах. Роль свободных и связанных с мембранами эвдоплазматической сети рибосом в биосинтезе клеточных белков. Центриоли. Строение и функции в неделящемся ядре и при митозе. Фибриллярные структуры цитоплазмы. Цитоскелет. Основные компоненты цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, тонофиламенты (промежуточные филаменты). Их строение, хи­мический состав.

Органеллы специального значения: Миофибриллы, микроворсинки, реснички, жгутики. Строение и функциональное значение в клетках, вы­полняющих специальные функции.

Включения.Определение. Классификация. Значение в жизнедеятельности клеток и организма. Строение и химический состав различных видов включений.

Общий план строения интерфазного ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма).Кариоплазма (нуклеоплазма). Физико-химические свойства, хими­ческий состав. Значение в жизнедеятельности ядра.

Хроматин. Строение и химический состав. Структурно-химическая характеристика хроматиновых фибрилл, перихроматиновых фибрилл, перихроматиновых и интерхроматиновых гранул. Роль основных и кислых белков в структуризации и в регуляции метаболической активности хро­матина. Понятие о нуклеосомах; механизм компактизации хроматиновых фибрилл. Понятие о деконденсированном и конденсированном хроматине (эухроматине, гетерохроматине, хромосомах), степень их участия в синтетических процессах. Строение хромосомы. Половой хроматин. Ядрышко. Ядрышко как производное хромосом. Понятие о ядрышковом организаторе. Количество и размер ядрышек. Химический состав, строение, функция. Характеристика фибриллярных и гранулярных ком­понентов, их взаимосвязь с интенсивностью синтеза РНК. Структурно-функциональная лабильность ядрышкового аппарата.

Ядерная оболочка. Строение и функции. Структурно-функциональ­ная характеристика наружной и внутренней мембран, перинуклеарного пространства, комплекса поры. Взаимосвязь количества ядерных пор и интенсивности метаболической активности клеток. Связь ядерной обо­лочки с эндоплазматической сетью; роль наружной мембраны в процессе новообразования клеточных мембран,

Основные проявления жизнедеятельности клеток.Синтетические процессы в клетке. Взаимосвязь ком­понентов клетки в процессах анаболизма и катаболизма. Понятие о секреторном цикле; механизмы поглощения и выделения про­дуктов в клетке.

Внутриклеточная регенерация. Общая характеристика и биологическое значение.

Информационные межклеточные взаимодействия. Гуморальные, синаптические, взаимодействия через внеклеточный матрикс и щелевые контакты.

Реакция клеток на внешние воздействия. Структурные и функ­циональные изменения клеток и отдельных клеточных компонентов в процессах реактивности и адаптации. Физиологическая и репаративная регенерация: сущность и механизмы.

Воспроизведение клетокКлеточный цикл. Определение понятия; этапы клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, и клеток, утративших способность к делению.Митотический цикл. Определение понятия. Фазы цикла (интерфаза, митоз). Биологическое значение митоза и его механизм. Преобразование структурных компонентов клетки на различных этапах митоза. Роль клеточного центра в митотическом де­лении клеток. Морфология митотических хромосом.

Эндомитоз. Определение понятия. Основные формы, биоло­гическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия; меха­низмы образования полиплоидных клеток (одноядерных, многоядерных), функциональное значение этого явления.

Мейоз. Его механизм и биологическое значение.

Морфо-функциональная характеристика процессов роста и дифференцировки, периода активного функционирования, старения и гибели клеток.

Гибель клеток. Дегенерация, некроз. Определение понятия и его биологическое значение. Апоптоз (программированная гибель клеток). Определение понятия и его биологическое значение.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,...
При этом большое внимание уделяется характеристике микроскопического строения органов и систем в критических периодах развития, в...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconУчебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность...
Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология», относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин. Основные знания,...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины Гистология, эмбриология, цитология-гистология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,...
Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология»
Председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор фгоу впо мгавмиБ,...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология...
Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,...
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconПримерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется...
Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации...
Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Примерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия» iconГистология, эмбриология, цитология гистология полости рта
Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск