Российской федерации





Скачать 250.63 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации30.12.2014
Размер250.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

биологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

___________________________Е.Г.Елина

"____" ______________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

Возрастная анатомия

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Биология

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия» являются формирование у студентов высокого уровня базовых знаний в области возрастной анатомии и физиологии детей и подростков, необходимого педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья школьников и созданию оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Цикл Б.3, дисциплина профиля Биология, изучается в 7 семестре.

Данный курс имеет тесную взаимосвязь с курсами «Основы медицинских знаний», «Физиология человека и животных» и «Анатомия человека».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Возрастная анатомия».
Изучение возрастной анатомии должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-16; ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4; ПК-7, ПК-8:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7):
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).
В результате освоения дисциплины «Возрастная анатомия» обучающийся должен:

Знать:

общебиологические закономерности индивидуального развития детского организма; критерии определения биологического возраста; основные возрастные особенности структуры, развития и становления функций различных органов и систем организма детей и подростков в условиях повседневной жизнедеятельности, а также при умственных и физических нагрузках; сенситивные периоды развития; условно-рефлекторные основы процессов обучения и воспитания; методы исследования морфо-функциональных особенностей организма детей и подростков.

Уметь:

использовать знания, полученные при изучении возрастной анатомии, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное функциональное состояние различных органов и растущего организма в целом; строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий.

Владеть:

методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития; навыками объективной оценки функционального состояния физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности; навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).
4. Структура и содержание дисциплины «Возрастная анатомия».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
4.1. Структура дисциплины



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лек

ции

практ занятия

самостоят.работа

всего

1

Введение. Общие основы курса

7

1

1




2

3

Составление схем

2

Закономерности индивидуального развития

7

1,

7-9*

1

6

2

9

Рефераты, опрос

3

Анатомо-

физиологические особенности организма детей и подростков.

Нервная система.

7

2

1




4

5

Составление таблиц, схем, кроссвордов с терминами

4

Высшая нервная деятельность.

7

2,3,

10-13*

3

8

6

17

Рефераты, опрос устный и письменный

5

Сенсорные системы.

7

4,

14*

1

2

3

6

Рефераты

6

Эндокринная система

7

4

1




3

4

Рефераты, опрос устный и письменный

7

Система крови

7

5

1




2

3

Рефераты

8

Система кровообращения.

7

5,

15*

1

2

3

6

Опрос устный и письменный

9

Дыхательная система

7

6,

16*

1

2

3

6

Опрос устный и письменный

10

Пищеварительная система, обмен веществ и энергии.

7

6

1




2

3

Опрос устный и письменный

11

Возрастные особенности школьников разного возраста

7

17,18*

-

4

6

8

Опрос устный и письменный, тестирование




Промежуточная аттестация

7













2

Зачет




Итого







12

24

36

72





4.2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. Общие основы курса.

Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия». Значение курса для практики учебно-воспитательного процесса. Связь с другими дисциплинами. Методы исследования.

Раздел 2. Закономерности индивидуального развития.

Периоды развития организма. Гетерохронность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Изучение физического развития детей и подростков. Методы определения антропометрических показателей. Построение «профиля» физического развития. Оценка физического развития с помощью специальных формул (метод индексов). Показатели физического развития: соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия). Методы определения антропометрических показателей. Методы оценки физического развития. Определение биологического возраста школьников. Акселерация и ретардация развития. Определение биологического возраста по Войтенко.

Раздел 3. Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков. Нервная система.

Основные этапы развития нервной системы и общая схема её строения. Усложнение структуры нейрона и синапса с возрастом. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Совершенствование координационной функции нервной системы с возрастом. Возрастные изменения структуры и функции различных отделов центральной нервной системы. Изменение характера электроэнцефалограммы с возрастом.

Раздел 4. Высшая нервная деятельность.

Учение о высшей нервной деятельности (ВНД). Условные рефлексы. Механизм и условия их образования. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, его виды, особенности у детей. Интегративные процессы в ЦНС. Динамический стереотип, механизм его формирования и значение. Сигнальные системы действительности. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Определение типологических особенностей ВНД школьников. Определение объемных характеристик кратковременной и долговременной памяти. Изучение основных свойств нервных процессов с помощью теппинг-теста. Выявление ведущей сигнальной системы действительности. Исследование скорости и продуктивности памяти. Определение ведущего типа памяти. Определение умственной работоспособности школьников. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Факторы, влияющие на умственную работоспособность. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне. Методы определения умственной работоспособности. Определение возрастных особенностей мышления школьников.

Раздел 5. Сенсорные системы.

Сенсорные системы организма, их классификация. Общий план строения. Основные свойства сенсорных систем. Возрастные особенности зрительной и слуховой сенсорных систем. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта). Определение остроты зрения с помощью таблицы Головина-Сивцева. Определение способности к анализу цветов с использованием полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина. Определение остроты слуха шепотной речью (на низкочастотные и высокочастотные звуки).

Раздел 6. Эндокринная система.

Эндокринная система, строение, значение. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, её роль в регуляции деятельности ЖВС. Возрастная эндокринология. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания; развитие вторичных половых признаков. Понятие о физиологической, психологической и социальной половой зрелости.

Раздел 7. Система крови

Анатомо-физиологические и возрастные особенности системы крови. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость, спинномозговая жидкость. Строение системы крови. Состав крови. Функции крови. Переливание крови. Группы крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков.

Раздел 8. Система кровообращения.

Строение и значение системы кровообращения. Строение и работа сердца. Свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности. Круги кровообращения. Факторы, способствующие непрерывному движению крови. Анатомические особенности сердца и сосудов детей и подростков. Функциональные показатели ССС ребенка в различные возрастные периоды. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков. Исследование артериального пульса (пальпаторно). Измерение артериального давления по Н.С. Короткову. Длительность возвращения показателей к исходным величинам. Оценка физической работоспособности сердца по тестам Руфье, Руфье-Диксона, пробе Кверга.

Раздел 9. Дыхательная система

Значение дыхания. Строение дыхательной системы и её функции. Этапы дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные показатели дыхательной системы у детей и подростков. Оценка функции внешнего дыхания у детей и подростков. Спирометрия. Определение величины ЖЕЛ и ее компонентов, легочной вентиляции до и после физической нагрузки. Определение способности к максимальной задержке дыхания (пробы Штанге, Генчи, Серкина). Определение величины индекса Хильдебранта и Скибинской.

Раздел 10. Пищеварительная система, обмен веществ и энергии

Анатомо-физиологические особенности строения и функций пищеварительной системы, обмена веществ и энергии детей и подростков. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Возрастные особенности секреторной и моторной функции пищеварительного тракта.

Раздел 11. Возрастные особенности школьников разного возраста

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. Адаптация ребенка к обучению в школе. Факторы, ее определяющие. Школьная зрелость, ее критерии, функциональная готовность. Школьные трудности. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению (тест Керна-Ирасека, диагностика звукопроизношения, мотометрический тест). Возрастные особенности подростков.

Особенности строения и функционирования мышечной системы, систем внутренних органов. Половое созревание. Стадии полового созревания. Специфические особенности ВНД. Оценка резервных возможностей системы кровообращения и дыхания школьников разного возраста.
5. Образовательные технологии
При реализации учебного курса "Возрастная анатомия" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем возрастной анатомии.

Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области возрастной анатомии и физиологии, составление и решение кроссвордов с использованием физиологических терминов, составление таблиц, схем различных процессов, осуществляемых на различных уровнях нервной системы, в том числе, высших отделах ЦНС.

Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др.
Вопросы для текущего контроля

1. Изучение физического развития детей и подростков. Методы определения антропометрических показателей.

  1. Основные возрастно-половые закономерности физического развития.

  2. Изменение с возрастом показателей физического развития.

  3. Акселерация, ее причины. Теории, объясняющие процессы акселерации..

  4. Показатели, применяемые для оценки уровня физического развития.

  5. Методы измерения основных соматометрических признаков человека.

  6. Методы определения основных физиометрических показателей человека.

  7. Методы определения основных соматоскопических показателей человека.

2. Оценка уровня физического развития детей и подростков.

1) Методы оценки физического развития детей.

2) Метод индексов.

3) Основные конституциональные типы людей.

4) Конституциональные типы детей.

5) Осанка и факторы, ее определяющие.

6) Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета.

3. Определение биологического возраста школьников.

1) Периоды развития организма.

2) Гетерохронность развития.

3) Влияния условий жизни на рост и развитие детей и подростков.

4) Акселерация и ретардация развития.

4. Определение типологических особенностей ВНД школьников.

  1. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи.

  2. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

  3. Типы высшей нервной деятельности детей и подростков, их пластичность.

  4. Классификация типов ВНД детей по Красногорскому.

  5. Классификация типов ВНД детей по Иванову-Смоленскому.

5. Определение объемных характеристик кратковременной и долговременной памяти.

1) Понятие памяти. Виды памяти.

2) Возрастные особенности памяти.

3) Память. Здоровье. Обучение.

6. Определение умственной работоспособности школьников.

  1. Понятие об утомлении. Фазы развития утомления.

  2. Переутомление. Фазы развития переутомления.

  3. Возрастные уровни показателей умственной работоспособности. Фазы работоспособности.

  4. Дневная периодичность умственной работоспособности.

  5. Недельная периодичность физиологических функций.

  6. Годовая динамика работоспособности.

  7. Факторы, влияющие на умственную работоспособность.

  8. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне.

  9. Методы определения умственной работоспособности.

  10. Профилактика переутомления.

7. Определение возрастных особенностей мышления школьников.

  1. Особенности аналитико-синтетической деятельности детей разного возраста.

  2. Речь и мышление в младшем школьном и подростковом возрасте.

  3. Изменения высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.

  4. Специфика мышления у леворуких и праворуких школьников.

8. Физиология зрительной и слуховой сенсорных систем.

  1. Возрастные особенности сенсорных систем.

  2. Изменения преломляющих свойств глаза, аккомодации, остроты зрения и пространственного видения с возрастом.

  3. Световая и цветовая чувствительность у детей различного возраста. Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций.

  4. Близорукость, косоглазие и другие нарушения зрения у детей, их профилактика.

  5. Чувствительность слухового анализатора у детей. Возрастные изменения порога слышимости, особенности дифференцирования звуков.

  6. Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса и развитии певческих способностей.

  7. Оценка функционального состояния зрительной и слуховой сенсорных систем.

9. Изучение функционального состояния системы кровообращения детей и подростков.

    1. Возрастные морфо-функциональные особенности сердечной мышцы.

    2. Кровообращение плода. Изменения в системе органов кровообращения при рождении.

    3. Изменения строения сердца детей в постнатальный период. Иннервационный аппарат сердца детей.

    4. Функциональные показатели ССС ребенка в различные возрастные периоды.

10. Оценка функции внешнего дыхания у детей и подростков.

  1. Возрастные особенности органов дыхания.

  2. Особенности строения и функции органов дыхания в детском возрасте. Придаточные пазухи носа. Миндалины, аденоиды.

  3. Функциональные показатели дыхательной системы у детей и подростков.

  4. Возрастные особенности процессов газообмена и показателей внешнего дыхания ребенка.

  5. Развитие половых различий дыхания у подростков. Формирование устойчивости к избытку CO2 и недостатку О2. Половые отличия типов дыхания.

  6. Возрастные особенности регуляции дыхания.

11. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

  1. Адаптация ребенка к обучению в школе. Факторы, ее определяющие.

  2. Школьная зрелость, ее критерии, функциональная готовность.

  3. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

  4. Готовность детей шести-семи лет к обучению в школе и изменение их работоспособности в процессе учебной деятельности.

12. Возрастные особенности подростков.

  1. Особенности соматического развития мальчиков-подростков.

  2. Пределы физических и умственных нагрузок подростков разного возраста.

  3. Особенности развития девочек-подростков.

  4. Специфика организации учебного труда девочек-подростков.


Темы рефератов

  1. Развитие высшей нервной деятельности ребенка.

  2. Типы высшей нервной деятельности детей в связи с учением И.П. Павлова о сигнальных системах действительности.

  3. Возрастные особенности сердца.

  4. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма.

  5. Функциональные резервы организма подростков и юношей.

  6. Адаптация школьников к умственным нагрузкам.
  7. Физическое развитие и осанка детей школьного возраста.

  8. Состояние позвоночника и особенности осанки учащихся разного возраста.


  9. Умственное утомление. Меры, повышающие работоспособность.

  10. Особенности роста и физического развития подростков.

  11. Особенности функционирования системы кровообращения школьников разного возраста.

  12. Становление с возрастом функций сенсорных систем.

  13. Возрастные особенности формирования памяти у школьников разного возраста.

  14. Возрастные особенности системы крови.

  15. Морфо-функциональные особенности подростков.

  16. Готовность ребенка к школьному обучению.

  17. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата детей.

  18. Особенности полового созревания подростков.



Вопросы для промежуточной аттестации

  1. Предмет курса. Значение этих наук. Методы исследования. Связь с другими науками.

  2. Понятие о росте и развитии, гетерохронности и гармоничности развития человека.

  3. Основные возрастно-половые закономерности физического развития.

  4. Современное представление о возрастной периодизации. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков.

  5. Возрастные особенности строения нервной системы (понятие о нейроне, нервных волокнах, нервах, синапсах и их возрастные особенности).

  6. Структурно-функциональная организация коры головного мозга.

  7. Рефлекторный принцип деятельности центральной нервной системы. Виды рефлексов.

  8. Структура рефлекторной дуги. Значение теории П.К.Анохина об обратной афферентации.

  9. Возрастные особенности строения и функционирования спинного мозга.

  10. Возрастные особенности строения и функционирования продолговатого мозга, среднего мозга и мозжечка.

  11. Возрастные особенности строения и функционирования промежуточного мозга.

  12. Большие полушария. Особенности формирования. Возрастные особенности функций. Кортикализация функций.

  13. Понятие о высшей нервной деятельности. Методы изучения ВНД.

  14. Отличия условных рефлексов от безусловных.

  15. Учение об условных рефлексах. Условия образования условных рефлексов.

  16. Методика выработки условных рефлексов. Механизм их образования.

  17. Возрастные особенности условно - рефлекторной деятельности человека. Значение условных рефлексов в жизни человека.

  18. Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания. Переделка стереотипа в разные возрастные периоды.

  19. Виды безусловного и условного торможения, их особенности у детей.

  20. Понятие о I и II сигнальных системах действительности. Их взаимодействие в различные возрастные периоды. Развитие речи у детей.

  21. Классификация типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

  22. Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка по Н.И. Красногорскому. Возможность переделки типов ВНД под влиянием воспитания.

  23. Понятие о сенсорных системах, их строении и общих свойствах. Значение сенсорных систем.

  24. Возрастные особенности строения и функции зрительной сенсорной системы. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

  25. Слуховая сенсорная система, возрастные особенности ее строения и функции. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков.

  26. Школьная зрелость, ее критерии. Функциональная готовность ребенка к обучению. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

  27. Понятие о железах внутренней секреции, гормонах. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности эндокринных желез.

  28. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания.

  29. Значение крови как внутренней среды организма. Функции крови, возрастные изменения ее состава.

  30. Основные функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Возрастные изменения их содержания. Малокровие и его профилактика у детей.

  31. Возрастные особенности строения и функции сердечно-сосудистой системы. Отклонения в развитии сердца и сосудов в период полового созревания. Возрастные изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления.

  32. Значение дыхания, его основные этапы. Возрастные особенности строения и функции органов дыхания.

  33. Изменения с возрастом типа, частоты и глубины дыхательных движений, ЖЕЛ, легочной вентиляции, газообмена.

  34. Особенности развития костной системы у детей и подростков (изменение химического состава, строения костей). «Костный» возраст.

  35. Развитие костей черепа, позвоночного столба и грудной клетки. Изгибы позвоночника, их формирование и функциональное значение.

  36. Понятие об осанке, ее типы. Сколиоз, причины сколиоза. Формирование и значение правильной осанки. Профилактика нарушений осанки.

  37. Плоскостопие, его причины, проявления. Значение физических упражнений в укреплении свода стопы.

  38. Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила в различные возрастные периоды. Развитие двигательных актов, совершенствование координации движений с возрастом.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:

  1. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. - М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.

  2. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. - М.: ВЛАДОС, 2008. – Ч. 2. – 310 с.

б) дополнительная литература:

  1. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена подростка. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 208 с.

  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с.

  3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии. – М.: Изд. центр "Академия". 2002. – 282 с.

  4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Издательский центр “ Академия”, 2004. – 400 с.

  5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.

  6. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н, Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

  7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М.: "Academia", 1999. – 438 с.

  8. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

  9. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология. - М., 2008. - 272 с.

  10. Практикум по психофизиологической диагностике. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.

  11. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.:

  12. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. – М., 1992. – 128 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.

При проведении практических занятий используется следующее оборудование: динамометры, спирометры, секундомеры, сантиметровые ленты, периметры, таблицы Сивцева-Головина, полихроматические таблицы Рабкина, тонометры, фонендоскопы, камертоны, опросники и тесты для изучения возрастных особенностей высшей нервной деятельности человека.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология.
Автор:

Доцент кафедры физиологии

человека и животных, к.б.н. ____________________ Е.Ю. Лыкова
Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19.
Зав. кафедрой кафедры физиологии

человека и животных д.б.н., профессор ____________________ Т.Г. Анищенко
Декан биологического факультета

д.б.н., профессор ____________________ Г.В. Шляхтин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск