Скачать 250.63 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского биологический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебно-методической работе___________________________Е.Г.Елина "____" ______________________20___ г. Рабочая программа дисциплины Возрастная анатомия Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Возрастная анатомия» являются формирование у студентов высокого уровня базовых знаний в области возрастной анатомии и физиологии детей и подростков, необходимого педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья школьников и созданию оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Цикл Б.3, дисциплина профиля Биология, изучается в 7 семестре. Данный курс имеет тесную взаимосвязь с курсами «Основы медицинских знаний», «Физиология человека и животных» и «Анатомия человека». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Возрастная анатомия». Изучение возрастной анатомии должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-16; ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4; ПК-7, ПК-8: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7): способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). В результате освоения дисциплины «Возрастная анатомия» обучающийся должен: Знать: общебиологические закономерности индивидуального развития детского организма; критерии определения биологического возраста; основные возрастные особенности структуры, развития и становления функций различных органов и систем организма детей и подростков в условиях повседневной жизнедеятельности, а также при умственных и физических нагрузках; сенситивные периоды развития; условно-рефлекторные основы процессов обучения и воспитания; методы исследования морфо-функциональных особенностей организма детей и подростков. Уметь: использовать знания, полученные при изучении возрастной анатомии, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное функциональное состояние различных органов и растущего организма в целом; строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Владеть: методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития; навыками объективной оценки функционального состояния физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности; навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств). 4. Структура и содержание дисциплины «Возрастная анатомия». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. 4.1. Структура дисциплины
4.2. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Общие основы курса. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия». Значение курса для практики учебно-воспитательного процесса. Связь с другими дисциплинами. Методы исследования. Раздел 2. Закономерности индивидуального развития. Периоды развития организма. Гетерохронность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Изучение физического развития детей и подростков. Методы определения антропометрических показателей. Построение «профиля» физического развития. Оценка физического развития с помощью специальных формул (метод индексов). Показатели физического развития: соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия). Методы определения антропометрических показателей. Методы оценки физического развития. Определение биологического возраста школьников. Акселерация и ретардация развития. Определение биологического возраста по Войтенко. Раздел 3. Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков. Нервная система. Основные этапы развития нервной системы и общая схема её строения. Усложнение структуры нейрона и синапса с возрастом. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастные изменения свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Совершенствование координационной функции нервной системы с возрастом. Возрастные изменения структуры и функции различных отделов центральной нервной системы. Изменение характера электроэнцефалограммы с возрастом. Раздел 4. Высшая нервная деятельность. Учение о высшей нервной деятельности (ВНД). Условные рефлексы. Механизм и условия их образования. Классификация условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, его виды, особенности у детей. Интегративные процессы в ЦНС. Динамический стереотип, механизм его формирования и значение. Сигнальные системы действительности. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Определение типологических особенностей ВНД школьников. Определение объемных характеристик кратковременной и долговременной памяти. Изучение основных свойств нервных процессов с помощью теппинг-теста. Выявление ведущей сигнальной системы действительности. Исследование скорости и продуктивности памяти. Определение ведущего типа памяти. Определение умственной работоспособности школьников. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Факторы, влияющие на умственную работоспособность. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне. Методы определения умственной работоспособности. Определение возрастных особенностей мышления школьников. Раздел 5. Сенсорные системы. Сенсорные системы организма, их классификация. Общий план строения. Основные свойства сенсорных систем. Возрастные особенности зрительной и слуховой сенсорных систем. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта). Определение остроты зрения с помощью таблицы Головина-Сивцева. Определение способности к анализу цветов с использованием полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина. Определение остроты слуха шепотной речью (на низкочастотные и высокочастотные звуки). Раздел 6. Эндокринная система. Эндокринная система, строение, значение. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, её роль в регуляции деятельности ЖВС. Возрастная эндокринология. Половые железы, их роль в процессах роста, развития организма и полового созревания; развитие вторичных половых признаков. Понятие о физиологической, психологической и социальной половой зрелости. Раздел 7. Система крови Анатомо-физиологические и возрастные особенности системы крови. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость, спинномозговая жидкость. Строение системы крови. Состав крови. Функции крови. Переливание крови. Группы крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков. Раздел 8. Система кровообращения. Строение и значение системы кровообращения. Строение и работа сердца. Свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности. Круги кровообращения. Факторы, способствующие непрерывному движению крови. Анатомические особенности сердца и сосудов детей и подростков. Функциональные показатели ССС ребенка в различные возрастные периоды. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков. Исследование артериального пульса (пальпаторно). Измерение артериального давления по Н.С. Короткову. Длительность возвращения показателей к исходным величинам. Оценка физической работоспособности сердца по тестам Руфье, Руфье-Диксона, пробе Кверга. Раздел 9. Дыхательная система Значение дыхания. Строение дыхательной системы и её функции. Этапы дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные показатели дыхательной системы у детей и подростков. Оценка функции внешнего дыхания у детей и подростков. Спирометрия. Определение величины ЖЕЛ и ее компонентов, легочной вентиляции до и после физической нагрузки. Определение способности к максимальной задержке дыхания (пробы Штанге, Генчи, Серкина). Определение величины индекса Хильдебранта и Скибинской. Раздел 10. Пищеварительная система, обмен веществ и энергии Анатомо-физиологические особенности строения и функций пищеварительной системы, обмена веществ и энергии детей и подростков. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Возрастные особенности секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Раздел 11. Возрастные особенности школьников разного возраста Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. Адаптация ребенка к обучению в школе. Факторы, ее определяющие. Школьная зрелость, ее критерии, функциональная готовность. Школьные трудности. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению (тест Керна-Ирасека, диагностика звукопроизношения, мотометрический тест). Возрастные особенности подростков. Особенности строения и функционирования мышечной системы, систем внутренних органов. Половое созревание. Стадии полового созревания. Специфические особенности ВНД. Оценка резервных возможностей системы кровообращения и дыхания школьников разного возраста. 5. Образовательные технологии При реализации учебного курса "Возрастная анатомия" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем возрастной анатомии. Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области возрастной анатомии и физиологии, составление и решение кроссвордов с использованием физиологических терминов, составление таблиц, схем различных процессов, осуществляемых на различных уровнях нервной системы, в том числе, высших отделах ЦНС. Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др. Вопросы для текущего контроля 1. Изучение физического развития детей и подростков. Методы определения антропометрических показателей.
2. Оценка уровня физического развития детей и подростков. 1) Методы оценки физического развития детей. 2) Метод индексов. 3) Основные конституциональные типы людей. 4) Конституциональные типы детей. 5) Осанка и факторы, ее определяющие. 6) Условия, способствующие образованию патологических изгибов позвоночника, плоскостопия и деформации других частей скелета. 3. Определение биологического возраста школьников. 1) Периоды развития организма. 2) Гетерохронность развития. 3) Влияния условий жизни на рост и развитие детей и подростков. 4) Акселерация и ретардация развития. 4. Определение типологических особенностей ВНД школьников.
5. Определение объемных характеристик кратковременной и долговременной памяти. 1) Понятие памяти. Виды памяти. 2) Возрастные особенности памяти. 3) Память. Здоровье. Обучение. 6. Определение умственной работоспособности школьников.
7. Определение возрастных особенностей мышления школьников.
8. Физиология зрительной и слуховой сенсорных систем.
9. Изучение функционального состояния системы кровообращения детей и подростков.
10. Оценка функции внешнего дыхания у детей и подростков.
11. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
12. Возрастные особенности подростков.
Темы рефератов
Вопросы для промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов. При проведении практических занятий используется следующее оборудование: динамометры, спирометры, секундомеры, сантиметровые ленты, периметры, таблицы Сивцева-Головина, полихроматические таблицы Рабкина, тонометры, фонендоскопы, камертоны, опросники и тесты для изучения возрастных особенностей высшей нервной деятельности человека. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология. Автор: Доцент кафедры физиологии человека и животных, к.б.н. ____________________ Е.Ю. Лыкова Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19. Зав. кафедрой кафедры физиологии человека и животных д.б.н., профессор ____________________ Т.Г. Анищенко Декан биологического факультета д.б.н., профессор ____________________ Г.В. Шляхтин |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |