Скачать 209.73 Kb.
|
Министерство образования Республики Коми ГОУ НПО Профессиональное училище № 15 Разработка урока с применением дидактических средств обучения По теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» Разработала преподаватель спецдисциплин Муравьева Е.Е. Сыктывкар 2011 Открытый урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» Профессия: Машинисты машин по производству бумаги и картона Год обучения: Третий Предмет: Охрана труда и охрана окружающей среды Раздел: Производственная санитария Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» Тип урока: Урок первичного усвоения знаний Метод обучения:
Цели урока: Обучающая:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическое обеспечение дидактическими средствами: Учебно-наглядные пособия:
Вербальные средства обучения:
Технические средства обучения:
Ход урока
Приветствие. Сообщение темы, целей и особенностей урока. Обоснование значения данной темы при прохождении производственной практики. 2. Подготовка к изучению нового материала (3 мин) Сообщение плана урока. 3. Объяснение нового материала (60 мин) 1. Просмотр DVD фильм «Опасные и вредные факторы и средства защиты» 2. Объяснение нового материала с обсуждением элементов DVD фильма и применением презентации по теме «Средства индивидуальной защиты» Контроль результатов первичного усвоения знаний.
3. Демонстрация средств индивидуальной защиты и способов их применения на практике 4. Самостоятельная работа учащихся с учебным элементом (стр. 4) составление конспекта Вопросы к учащимся для составления конспекта:
4. Самостоятельная работа оценка степени понимания изученного материала (10 мин) Выполнение контрольных вопросов по пройденной теме (стр. 14) Заполнение таблицы 5. Оценка навыка усвоения знаний (10 мин) Проверка выполнения контрольных вопросов 6. Домашнее задание (5 мин) 1. Виды опасных факторов и их классификация 2. Виды вредных факторов и их классификация 3. Виды СИЗ и способы их применения 4. Виды СКЗ и способы их применения Устно прочитать с электронного учебника. Учебный элемент: Классификация опасных и вредных производственных факторов и средства защиты работающих. Цели занятия Изучив данный учебный элемент, вы будете знать:
Вы сможете:
Методический материал: ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с Изменением N 1) ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (с Изменением N 1) СНиП II-12-77 Защита от шума ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесопромышленной промышленности. 4-е изд., испр. - Ростов: Типография Ростовского Государственного НИИ гигиены, экологии, сертификации Лукашевич А.С. Охрана труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности : [Учеб. пособие для техникумов] / А. С. Лукашевич 166,[1] с. ил. 22 см 2-е изд., перераб. М. Лесн. пром-сть 1986 Классификация опасных и вредных производственных факторов В машиностроительном производстве действует ряд опасных и вредных производственных факторов, которые могут привести к травматизму и профессиональным заболеваниям.
Опасные производственные факторы — факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья, смерти. Вредные производственные факторы — факторы среды и трудового процесса, которые могут вызывать профессиональную патологию или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Воздействие этих факторов обнаруживается с помощью современных методов исследований как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие группы: К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:
рабочей зоны;
Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:
Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на:
По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:
Отнесение того или иного вещества к определенному классу опасности осуществляется по целому ряду признаков, основным из которых является предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в рабочей зоне — это такая концентрация, которая при ежедневном воздействии в течение 8 часов на протяжении всего стажа работы или в отдаленные сроки жизни работника не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. Однако, независимо от степени загрязнения воздуха, необходимо обеспечить с помощью вентиляции воздухообмен не менее 20 м в час на одного работающего.
По физиологическому воздействию на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре основные группы:
Действие токсичных веществ может проявляться сразу (острое отравление) или через определенный, иногда длительный, промежуток времени (профессиональное заболевание).
Действие опасных и вредных производственных факторов может привести к профессиональным заболеваниям и снижению работоспособности. Наличие вредных производственных факторов способствует проявлению травматических факторов. Предельно допустимый уровень (ПДУ) вредного производственного фактора — уровень, воздействие которого при работе установленной продолжительности (но не более 40 часов в неделю) в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Администрация предприятия обязана обеспечить контроль уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, организовывать периодические медосмотры работников. Воздействие опасных факторов Наличие опасных факторов может привести к следующим последствиям:
Средства защиты работающих Средства защиты работающих должны обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов. Средства защиты работающих в зависимости от характера их применения подразделяются на две категории:
Средства коллективной защиты В первую очередь для работающих должны применяться средства коллективной защиты. Средства коллективной защиты в зависимости от назначения разделяют на классы: Для нормализации воздушной среды, освещения, температуры, защиты от шума применяют:
К средствам коллективной защиты от повышенного уровня излучений (ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных, лазерных, ультразвуковых) относят:
ОСТОРОЖНО! ИЗЛУЧЕНИЕ ЛАЗЕРА К коллективным средствам защиты от поражения электрическим током, повышенной напряженности магнитных и электрических полей, статического электричества относят:
К коллективным средствам защиты от воздействия механических факторов и падения с высоты относят:
ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖНО ПАДЕНИЕ Средства индивидуальной защиты К средствам индивидуальной защиты относятся:
Порядок обеспечения спецодеждой и другими СИЗ, порядок их выдачи, хранения, пользования, ремонта и замены определяются Правилами.
Выдача спецодежды и СИЗ записывается в личную карточку работника Выдача взамен специальной одежды, обуви и др. СИЗ материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается. Оценка усвоения материала урока. Контрольные вопросы Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите верный, заполнив таблицу. 1. Основные классы факторов, действующих на производстве: а) вредный; б) опасный; в) несчастный случай. 2. К физическим опасным и вредным факторам относятся: а) микроорганизмы; б) повышенный уровень вибраций; в) пониженная температура в рабочем помещении. 3. Психофизиологические факторы — это: а) умственное переутомление; б) недостаточная освещенность; в) монотонность труда. 4. По степени воздействия на человека вредные вещества подразделяются: а) чрезвычайно опасные б) высокоопасные в) малоопасные 5. Наличие опасных факторов при работе на оборудовании может привести: а) к поражению электрическим током; б) к порезам рук; в) к излучениям. 6. К средствам коллективной защиты относятся: а) противошумовые шлемы; б) оградительные устройства; в) знаки безопасности. 7. На сколько групп подразделяются опасные и вредные производственные факторы по природе действия на организм человека: а) Три. б) Пять. в) Четыре. 8. Для предохранения от СОЖ применяют: а) пасты для защиты кожи рук; б) щитки; в) наушники. 9. Рукавицы (перчатки) используют: а) для защиты рук от воздействия СОЖ; б) при установке заготовки; в) во время работы на станке. 10. К средствам защиты от поражения электрическим током относятся: а) звукоизолирующие устройства; б) устройства защитного заземления; в) знаки безопасности. 11. Воздействие опасных факторов при шлифовании может привести к: а) поражению глаз частицами абразива; б) ранению при разрыве круга; в) поражению электрическим током. 12. Недостаточная освещенность: а) приводит к ухудшению зрения; б) способствует травмам; в) затрудняет восприятие звуковых предупредительных сигналов.
Эталон правильных ответов
Баллы 0 – 14 баллов «2» 14 – 18 баллов «3» 18 – 21 балл «4» 22 – 23 балла «5» Комментарии к уроку. Обучение подростков любому учебному предмету должно быть направленно на то, чтобы увлечь его, вызвать интерес к предмету. Изучение предмета «Охрана труда» дает возможность применить теоретический материал на практике и содержит в себе достаточно сильное эстетическое начало. Одна из основных целей, которые ставятся при изучении данного предмета, это привить учащимся чувство ответственности за свою безопасность и жизнь окружающих их людей. Предмет разбит на четыре блока: 1 – трудовое право; 2 – производственная санитария; 3 – техника безопасности на производстве; 4 – экология и охрана окружающей среды. Каждый блок индивидуален и актуален, т.к. учащиеся третьего курса после окончания программы обучения выходят на производственную практику и наличие знаний, и умений по данному предмету и по данной теме является жизненно необходимым для них на производстве. Перед проведением урока я познакомила присутствующих с темой и типом урока, его ведущей идеей. Были указаны цели и оборудование урока. Кроме того, коллеги имели перед собой проект урока и план его реализации, позволяющие отслеживать соответствие фактического хода урока запланированному и судить, насколько удачны методы и формы работы учителя, как взаимосвязаны этапы урока. На уроке представлена тема «Опасные и вредные производственные факторы». Во время урока использовались современные средства обучения, в частности мультивидеопроектор, что дает учащимся возможность увидеть и осознать опасность несоблюдения правил техники безопасности на производстве, а так же научиться правильно использовать средства защиты. Ребята очень заинтересованно смотрели фильмы по правилам безопасности. Презентацию с представлением средств индивидуальной защиты работающего. Тем более, что современное поколение лучше воспринимает видеоинформацию, чем чтение или рассказ. Изучение данного материала направлено на самостоятельную работу на основе имеющихся и полученных знаний. Ребята активны, т.к. имеют возможность проявить себя, показать свои знания и умения. Для контроля знаний и умений учащихся применяются различные методы, в частности – практические задания, тестовые задания, устный опрос, написание и защита доклада. В данном уроке представлены тестовые задания, которые дают возможность оценить полученные начальные знания. Полная оценка знаний по данному блоку «Производственная санитария», проводится отдельно в устной форме. Весь материал урока разработан с учетом специфики данной специальности, а так же с учетом требований производства. Урок прошел по намеченному плану, в течение всего отведенного на урок времени отрабатывались общеучебные навыки. На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, учащиеся чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя. |
Удк 81’38 Павленко В. А. – студент III курса Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» | Публичный доклад директора мбоу «Филялинская сош» Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» | ||
Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные... Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» | Г. П. Щедровицкий рассматривает культуру в двух планах. Я могу взять,... Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы... | Доклад по теме «Современные проблемы аварийно-спасательных служб... Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий химической промышленности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К ним относятся средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)... | Доклад о реализации государственной политики в области условий и... Охватывают основные вредные производственные факторы рабочей среды и трудового процесса, воздействующие на работника, которые могут... | ||
План мероприятий, посвящённых дню защиты детей Индивидуальные средства защиты. Что должно входить в аптечку медицинскую. Практическое занятие с обучающимися. (2 урок) | «Методы и средства защиты информации» ... | ||
Реферат Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор... Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор проб, равномерность распределения, уровень шума, средства защиты растений,... | Перерегистрируем опасные производственные объекты Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Методы и средства защиты компьютерной информации» «Методы и средства защиты компьютерной информации» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | Урок экологии в начальной школе по теме «Способы защиты у животных» Школьники знакомятся с приспособлениями для защиты от врагов, существующими в мире животных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: употребляет продукты питания по большой... | Реферат по теме “ Методы и средства защиты экономической информации ” Краевое Государственное Бюджетное Учреждение Среднего Профессионального Образования |