Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»





Скачать 209.73 Kb.
НазваниеУрок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»
Дата публикации24.08.2013
Размер209.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Министерство образования Республики Коми

ГОУ НПО Профессиональное училище № 15

Разработка урока с применением

дидактических средств обучения

По теме «Опасные и вредные производственные

факторы и средства защиты работающих»

Разработала

преподаватель спецдисциплин Муравьева Е.Е.

Сыктывкар 2011


Открытый урок по теме

«Опасные и вредные производственные факторы

и средства защиты работающих»

Профессия: Машинисты машин по производству бумаги и картона

Год обучения: Третий

Предмет: Охрана труда и охрана окружающей среды

Раздел: Производственная санитария

Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»

Тип урока: Урок первичного усвоения знаний
Метод обучения:

  1. По источнику передачи и восприятия знаний: беседа, объяснение

  2. По решению дидактических целей и задач: просмотр DVD – фильма, презентации, работа с учебным элементом

  3. По степени самостоятельности в познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод


Цели урока:

Обучающая:

  1. Сформировать у учащихся понятия об опасных и вредных производственных факторах.

  2. Сформировать умения и навыки применения средств защиты

  3. Научить оценивать опасность ситуации в производственных условиях.


Воспитательная:

  1. Сформировать чувство ответственности за соблюдение техники безопасности на производстве


Развивающая:

  1. Развить умение оценивать опасные ситуации в производственных условиях.



Методическое обеспечение дидактическими средствами:
Учебно-наглядные пособия:

  1. Натуральные пособия - противогаз, респиратор, беруши, наушники, очки, перчатки


Вербальные средства обучения:

  1. Учебные пособия на печатной основе – учебный элемент по теме «Классификация опасных и вредных производственных факторов и средства защиты работающих»

  2. Контрольные вопросы


Технические средства обучения:

  1. Мультимедиа установка

  2. DVD фильм «Опасные и вредные факторы и средства защиты»

  3. Презентация «Средства индивидуальной защиты»



Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Сообщение темы, целей и особенностей урока. Обоснование значения данной темы при прохождении производственной практики.
2. Подготовка к изучению нового материала (3 мин)

Сообщение плана урока.
3. Объяснение нового материала (60 мин)

1. Просмотр DVD фильм «Опасные и вредные факторы и средства защиты»

2. Объяснение нового материала с обсуждением элементов DVD фильма и применением презентации по теме «Средства индивидуальной защиты»

Контроль результатов первичного усвоения знаний.

  • Какие виды вредных и опасных факторов были продемонстрированы в фильме?

  • К каким видам травм приводят опасные факторы?

  • Какие виды СИЗ были продемонстрированы в фильме?

3. Демонстрация средств индивидуальной защиты и способов их применения на практике
4. Самостоятельная работа учащихся с учебным элементом (стр. 4) составление конспекта

Вопросы к учащимся для составления конспекта:

  • Виды производственных факторов, понятия опасный и вредный фактор

  • Классификация факторов по природе воздействия и по степени воздействия на человека

  • Действие опасного и вредного производственного фактора на организм человека

  • Типы средств защиты от производственных факторов, понятие СИЗ и СКЗ

  • Виды средств коллективной защиты

  • Виды средств индивидуальной защиты



4. Самостоятельная работа оценка степени понимания изученного материала (10 мин)

Выполнение контрольных вопросов по пройденной теме (стр. 14)

Заполнение таблицы

5. Оценка навыка усвоения знаний (10 мин)

Проверка выполнения контрольных вопросов
6. Домашнее задание (5 мин)

1. Виды опасных факторов и их классификация

2. Виды вредных факторов и их классификация

3. Виды СИЗ и способы их применения

4. Виды СКЗ и способы их применения

Устно прочитать с электронного учебника.

Учебный элемент:

Классификация опасных и вредных производственных факторов и средства защиты работающих.

Цели занятия

Изучив данный учебный элемент, вы будете знать:

  • классификацию опасных и вредных производственных факторов;

  • воздействие на организм опасных и вредных факторов;

  • средства коллективной защиты работающих;

  • средства индивидуальной защиты работающих;

Вы сможете:

  • уметь различать средства коллективной и индивидуальной защиты.


Методический материал:

ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с Изменением N 1)

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (с Изменением N 1)
СНиП II-12-77 Защита от шума
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесопромышленной промышленности. 4-е изд., испр. - Ростов: Типография Ростовского Государственного НИИ гигиены, экологии, сертификации

Лукашевич  А.С. Охрана труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности : [Учеб. пособие для техникумов] / А. С. Лукашевич 166,[1] с. ил. 22 см
2-е изд., перераб. М. Лесн. пром-сть 1986
Классификация опасных и вредных производственных факторов

В машиностроительном производ­стве действует ряд опасных и вредных производственных факторов, кото­рые могут привести к травматизму и профессиональным заболеваниям.

ГОСТ 12.0.003-74 Опасные и вредные производственные

факторы. Классификация

Опасные производственные факторы — факторы среды и трудового процесса, которые могут быть причи­ной травмы, острого заболевания или внезапного ухудше­ния здоровья, смерти.

Вредные производственные факторы — факторы среды и трудового процесса, которые могут вызывать про­фессиональную патологию или стойкое снижение рабо­тоспособности, повысить частоту соматических и инфек­ционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Воздействие этих факторов обнаруживается с помо­щью современных методов исследований как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и по­следующего поколений.

По природе действия опасные и вредные производ­ственные факторы подразделяются на следующие группы:



К физическим опасным и вредным производствен­ным факторам относятся:



  • движущиеся машины и механизмы;

  • подвижные части произ­водственного оборудования;

  • пере­мещаемые с помощью кранов,
    тельферов, подъемников изделия, заготовки, материалы;

  • разрушаю­щиеся конструкции и т.д.;

  • повышенная запыленность и загазованность воздуха

рабочей зоны;

  • повышенная или пониженная температура поверхностей обору­дования, материалов;

  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

  • повышенный уровень шума, вибраций, ультразвука, инфразвуковых колебаний, ультрафиолетовой ради­ации на рабочем месте;

  • повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

  • повышенная или пониженная влажность воздуха;

  • повышенная или пониженная подвижность воздуха;

  • недостаточная освещенность рабочей зоны;

  • прямая и отраженная блесткость и т.д.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

  • по характеру воздействия на организм человека на:
    токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродук­тивную функцию;

  • по пути проникновения в организм человека через:
    органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кож­ные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

  • микроорганизмы (растения, животные).

  • патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.) и продукты их жизнедеятельности;

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы

по характеру действия подразделяются на:

  • физические перегрузки (статические и динамические);

  • нервно-психические перегрузки (умственное пере­утомление, монотонность труда, эмоциональные пе­регрузки).

По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опас­ности:

  • чрезвычайно опасные;

  • высокоопасные;

  • умеренно опасные;

  • малоопасные.

Отнесение того или иного вещества к определенному классу опасности осуществляется по целому ряду признаков, основным из которых является предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе рабочей зоны.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в рабочей зоне — это такая концентрация, кото­рая при ежедневном воздействии в течение 8 часов на протяжении всего стажа работы или в отдаленные сроки жизни работника не может вызвать заболеваний или от­клонений в состоянии здоровья.

Однако, независимо от степени загрязнения воздуха, необходимо обеспечить с помощью вентиляции воздухо­обмен не менее 20 м в час на одного работающего.


Показатель

Нормы для класса опасности



1

2

3

4

Предельно допустимая концентрация вред­ных веществ в воздухе рабочей зоны произ­водственных помещений (ПДК р.з., мг/м )

0,1

0,1-1,0

1,1-10,0

10,0


По физиологическому воздействию на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре основные группы:

  • раздражающие — действуют на поверхностные ткани дыхательного тракта и слизистые оболочки (аммиак, хлор, сернистый газ, ацетон, озон, пары азотной и серной кислот);

  • удушающие — нарушают процесс усвоения кисло­рода тканями (окись углерода, сероводород);

  • наркотические — действуют как наркотики (азот под давлением, трихлорэтилен, четыреххлористый угле­род, ацетилен, бензин);

  • соматические — вызывают нарушение деятельнос­ти всего организма или его отдельных органов и систем (свинец, ртуть, бензол, олово, марганец, фосфор).








Действие токсичных веществ может проявляться сразу (острое отравление) или через определенный, иногда дли­тельный, промежуток времени (профессиональное заболевание).


Основными мерами предупреждения воздействия вредных ве­ществ на работающих являются: использование вентиляции, средств индивидуальной защиты, режимов труда и льгот.


Действие опасных и вредных производственных фак­торов может привести к профессиональным заболевани­ям и снижению работоспособности.

Наличие вредных производственных факторов способ­ствует проявлению травматических факторов.








Предельно допустимый уровень (ПДУ) вредного производственного фактора — уровень, воздействие кото­рого при работе установленной продолжительности (но не более 40 часов в неделю) в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоя­нии здоровья, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Администрация предприятия обязана обеспечить кон­троль уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах, организовывать периодические медосмотры работников.
Воздействие опасных факторов

Наличие опасных факторов может привести к следую­щим последствиям:

  • поражению электрическим током;

  • травме вследствие попадания одежды в движущиеся детали станка;

  • ранению при разрыве шлифовального круга и нена­дежном креплении приспособления, инструмента и заготовки;

  • поражению глаз мелкой стружкой, частицами абра­зива;

  • порезам рук об острые кромки заготовки;

  • кожным заболеваниям при попадании СОЖ на от­крытые участки тела.


Средства защиты работающих

Средства защиты работающих должны обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов.

Средства защиты работающих в зависимости от харак­тера их применения подразделяются на две категории:

  • средства коллективной защиты;

  • средства индивидуальной защиты.

Средства коллективной защиты

В первую очередь для работающих должны применять­ся средства коллективной защиты.

Средства коллективной защиты в зависимости от на­значения разделяют на классы:

Для нормализации воздушной среды, освещения, тем­пературы, защиты от шума применяют:

  • устройства для вентиляции, очистки и кондициони­рования воздуха;

  • осветительные приборы, светозащитные устройства;

  • устройства для обогрева и охлаждения;

  • звукоизолирующие и звукопоглощающие устрой­ства.

К средствам коллективной защиты от повышенного уровня излучений (ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных, лазерных, ультразвуковых) относят:

  • оградительные, герметизирующие устройства;

  • автоматическое, дистанционное уп­равление процессом;



  • знаки безопасности.

ОСТОРОЖНО! ИЗЛУЧЕНИЕ ЛАЗЕРА
К коллективным средствам защиты от поражения элек­трическим током, повышенной напряженности магнит­ных и электрических полей, статического электричества

относят:

  • оградительные и экранирующие устройства;

  • устройства защитного заземления, зануления;

  • молниеотводы и разрядники;

  • знаки безопасности.



К коллективным средствам защиты от воздействия ме­ханических факторов и падения с высоты относят:

  • оградительные устройства кожуха;

  • устройства автоматического контроля, сигнализации и дистанционного управления;

  • предохранительные, тормозные устройства;

  • защитные сетки, щитки;

  • знаки безопасности.



ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖНО ПАДЕНИЕ

Средства индивидуальной защиты
К средствам индивидуальной защи­ты относятся:

  • рабочие костюмы, обувь;





  • средства защиты органов дыха­ния (респираторы);



  • средства защиты рук (рукавицы, перчатки, нарукав­ники и др.);






  • средства защиты глаз от струж­ки и СОЖ (очки, защитные щитки);




  • средства защиты органов слуха (противошумовые шлемы, на­ушники);




  • средства дерматологические защитные для предо­хранения кожи рук от воздействия СОЖ (пасты для защиты от жиров и масел, мази для защиты от воды, эмульсий).


«Правила обеспечения ра­ботников специальной одеждой, специальной обу­вью и другими средствами индивидуальной защиты», Приложение к постановле­нию Министерства труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. № 51


Порядок обеспечения спецо­деждой и другими СИЗ, порядок их выдачи, хранения, пользова­ния, ремонта и замены опреде­ляются Правилами.





«О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, спе­циальной обувью и други­ми средствами индивиду­альной защиты». Постановление Министерства труда и социального разви­тия РФ от 29 октября 1999 г. №39


Выдача спецодежды и СИЗ записывается в личную кар­точку работника

Выдача взамен специальной одежды, обуви и др. СИЗ материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается.

Оценка усвоения материала урока.

Контрольные вопросы

Каждый вопрос имеет один или несколько правильных ответов. Выберите верный, заполнив таблицу.

1. Основные классы факторов, действующих на произ­водстве:

а) вредный;

б) опасный;

в) несчастный случай.

2. К физическим опасным и вредным факторам отно­сятся:

а) микроорганизмы;

б) повышенный уровень вибраций;

в) пониженная температура в рабочем помещении.

3. Психофизиологические факторы — это:

а) умственное переутомление;

б) недостаточная освещенность;

в) монотонность труда.

4. По степени воздействия на человека вредные вещества подразделяются:

а) чрезвычайно опасные

б) высокоопасные

в) малоопасные

5. Наличие опасных факторов при работе на оборудовании может привести:

а) к поражению электрическим током;

б) к порезам рук;

в) к излучениям.

6. К средствам коллективной защиты относятся:

а) противошумовые шлемы;

б) оградительные устройства;

в) знаки безопасности.

7. На сколько групп подразделяются опасные и вредные производственные факторы по природе действия на орга­низм человека:

а) Три.

б) Пять.

в) Четыре.

8. Для предохранения от СОЖ применяют:

а) пасты для защиты кожи рук;

б) щитки;

в) наушники.

9. Рукавицы (перчатки) используют:

а) для защиты рук от воздействия СОЖ;

б) при установке заготовки;

в) во время работы на станке.

10. К средствам защиты от поражения электрическим током относятся:

а) звукоизолирующие устройства;

б) устройства защитного заземления;

в) знаки безопасности.

11. Воздействие опасных факторов при шлифовании может привести к:

а) поражению глаз частицами абразива;

б) ранению при разрыве круга;

в) поражению электрическим током.

12. Недостаточная освещенность:

а) приводит к ухудшению зрения;

б) способствует травмам;

в) затрудняет восприятие звуковых предупредительных сигналов.



Номера

вопросов

Правильные ответы

а

б

в

1










2










3










4










5










б










7










8










9










10










11










12











Эталон правильных ответов

Номера

вопросов

Правильные ответы

а

б

в

1

+

+




2




+

+

3

+




+

4

+

+

+

5

+

+




б




+

+

7







+

8

+

+




9




+




10




+




11

+

+

+

12

+

+






Баллы

0 – 14 баллов «2»

14 – 18 баллов «3»

18 – 21 балл «4»

22 – 23 балла «5»


Комментарии к уроку.
Обучение подростков любому учебному предмету должно быть направленно на то, чтобы увлечь его, вызвать интерес к предмету. Изучение предмета «Охрана труда» дает возможность применить теоретический материал на практике и содержит в себе достаточно сильное эстетическое начало.

Одна из основных целей, которые ставятся при изучении данного предмета, это привить учащимся чувство ответственности за свою безопасность и жизнь окружающих их людей.

Предмет разбит на четыре блока: 1 – трудовое право; 2 – производственная санитария; 3 – техника безопасности на производстве; 4 – экология и охрана окружающей среды. Каждый блок индивидуален и актуален, т.к. учащиеся третьего курса после окончания программы обучения выходят на производственную практику и наличие знаний, и умений по данному предмету и по данной теме является жизненно необходимым для них на производстве.

Перед проведением урока я познакомила присутствующих с темой и типом урока, его ведущей идеей. Были указаны цели и оборудование урока. Кроме того, коллеги имели перед собой проект урока и план его реализации, позволяющие отслеживать соответствие фактического хода урока запланированному и судить, насколько удачны методы и формы работы учителя, как взаимосвязаны этапы урока.

На уроке представлена тема «Опасные и вредные производственные факторы».

Во время урока использовались современные средства обучения, в частности мультивидеопроектор, что дает учащимся возможность увидеть и осознать опасность несоблюдения правил техники безопасности на производстве, а так же научиться правильно использовать средства защиты. Ребята очень заинтересованно смотрели фильмы по правилам безопасности. Презентацию с представлением средств индивидуальной защиты работающего. Тем более, что современное поколение лучше воспринимает видеоинформацию, чем чтение или рассказ. Изучение данного материала направлено на самостоятельную работу на основе имеющихся и полученных знаний. Ребята активны, т.к. имеют возможность проявить себя, показать свои знания и умения.

Для контроля знаний и умений учащихся применяются различные методы, в частности – практические задания, тестовые задания, устный опрос, написание и защита доклада. В данном уроке представлены тестовые задания, которые дают возможность оценить полученные начальные знания. Полная оценка знаний по данному блоку «Производственная санитария», проводится отдельно в устной форме.

Весь материал урока разработан с учетом специфики данной специальности, а так же с учетом требований производства.

Урок прошел по намеченному плану, в течение всего отведенного на урок времени отрабатывались общеучебные навыки.

На мой взгляд, урок достиг триединой дидактической цели, учащиеся чувствовали себя комфортно, им было интересно, и каждый мог проявить себя.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconУдк 81’38 Павленко В. А. – студент III курса
Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconПубличный доклад директора мбоу «Филялинская сош»
Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconСоциально-правовое государство: причины возникновения, объективные...
Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconГ. П. Щедровицкий рассматривает культуру в двух планах. Я могу взять,...
Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих»
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4
Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconДоклад по теме «Современные проблемы аварийно-спасательных служб...
Аварийно-спасательные службы и формирования предприятий химической промышленности
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К ним относятся средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки)...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconДоклад о реализации государственной политики в области условий и...
Охватывают основные вредные производственные факторы рабочей среды и трудового процесса, воздействующие на работника, которые могут...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconПлан мероприятий, посвящённых дню защиты детей
Индивидуальные средства защиты. Что должно входить в аптечку медицинскую. Практическое занятие с обучающимися. (2 урок)
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» icon«Методы и средства защиты информации»
...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconРеферат Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор...
Безопасность труда, условия труда, соломоизмельчитель, отбор проб, равномерность распределения, уровень шума, средства защиты растений,...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconПеререгистрируем опасные производственные объекты
Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconРабочая программа дисциплины «Методы и средства защиты компьютерной информации»
«Методы и средства защиты компьютерной информации» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconУрок экологии в начальной школе по теме «Способы защиты у животных»
Школьники знакомятся с приспособлениями для защиты от врагов, существующими в мире животных
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: употребляет продукты питания по большой...
Урок по теме «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» iconРеферат по теме “ Методы и средства защиты экономической информации ”
Краевое Государственное Бюджетное Учреждение Среднего Профессионального Образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск