Скачать 119.46 Kb.
|
Урок экологии в начальной школе по теме «Способы защиты у животных»с применением методов активизации познания посредством работы с текстом1Технологическая карта занятия
Кто не спрятался – я не виноват. (из детской считалки) Этап 1-й «Формулирование темы» (актуализация познавательной деятельности) Учитель: На расчищенной от травы площадке бурого цвета ученые к колышкам привязали по 10 богомолов трёх цветов – бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами были уничтожены 6 жёлтых, 5 зелёных и только 2 бурых богомола. Почему так получилось? Рис.1. Богомол бурой окраски Учащиеся: Выжили те богомолы, у которых окраска тела совпадала с цветом фона. Учитель: Что удалось выяснить при помощи описанного опыта? Учащиеся: Как животные приспосабливаются к условиям окружающей среды. В итоге учитель и учащиеся формулируют тему урока: «Способы защиты у животных». Этапы 2-3-й «Работа с текстом и создание карточек-сорбонок» (изучение новой информации) Учитель: Для изучения информации о способах защиты, которые существуют в животном мире, ознакомьтесь со следующим текстом и выпишите названия обнаруженных вами приспособлений у животных. Задание:
Учитель выдаёт тексты (один на пару), фломастеры, 10 картонок, сделанных в виде карточек. Работа осуществляется парами. Через 15-20 мин. каждая пара должна представить свой набор карточек, с которым будет связана её дальнейшая работа. Пояснение. Карточки-сорбонки – небольшие картонки (10х10 см), на лицевой стороне которых пишется понятие, а на обороте – соответствующее понятию определение или пример, поясняющий его; предназначены для активной тренировки по терминам. Кроме детей, набор карточек должен иметь и учитель, чтобы показывать ту или иную карточку при контроле по теме, чтобы дети смогли проверить себя на ошибки самостоятельно. Текст ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ Ни одно животное не хочет добровольно попасть в лапы хищника. Чтобы не быть съеденными, животные имеют целый набор средств защиты – от рогов и шипов до химического оружия. Сюда же относится быстрое бегство и простые хитрости.
Большинство животных имеют огромное преимущество перед растениями в том, что могут убежать или улететь от тех, кто хочет их съесть. Кто быстро бегает и ноги длинные имеет, те убегают от хищника. Скорость – хорошая защита. Животные, пасущиеся стадом, при нападении хищника разбегаются в разные стороны, приводя того в замешательство и выигрывая время.
Мелкие животные не могут спастись бегством от более быстрых хищников. Они прячутся: кто в норки, кто в густых зарослях скрывается, а кому-то далеко ходить не надо – дом на спине, твердый, не всем хищникам по зубам. Многих животных спасает маскировочный костюм под цвет травы, листьев, где они обитают. Некоторые маскируются не только цветом, но и формой тела, похожей на палочку, веточку, листочек. Встанут в позу и замрут. Попробуй, отличи!
Для животных, не способных убежать или спрятаться от хищников, остается третий тип защиты: несъедобность или ядовитость. Однако к тому времени, когда хищник поймет, что его жертва несъедобна или ядовита, он уже укусит ее. Чтобы этого не случилось, многие ядовитые животные имеют яркую окраску, которая предостерегает хищников (поэтому они не прячутся и не убегают). Они знают, что их никто не тронет – невкусные они. Вот и предостерегают они своей окраской: «Не троньте нас, мы невкусные!». Отдельные животные используют свое химическое оружие более активно: они выстреливают резко пахнущие вещества прямо в глаза хищнику.
Есть животные, которые способны активно себя защищать с помощью особых выростов их тела:
Некоторые виды бабочек имеют на крыльях небольшие пятна, похожие на глаза. Раскроет такая бабочка свои крылья перед птицей, и птица, которая только что пыталась клюнуть бабочку, в испуге улетает. Чего же она напугалась? Огромных «глаз», взглянувших на нее в упор с крыльев бабочки. Многие ящерицы, чтобы спастись, оставляют в зубах хищника свой хвост. Он продолжает изгибаться, отвлекая нападавшего, в то время как ящерицы и след простыл. Со временем у нее отрастает новый хвост. Чтобы отразить нападение, животные часто громко свистят, шипят, бьют хвостом, встают на задние лапы, чтобы казаться больше, чем есть на самом деле. Если же угрозы не останавливают врага, многие животные притворяются мертвыми: внезапно переворачиваются на спину, раскрыв пасть, и после 2-3-х судорог остаются лежать в полной неподвижности. Столь неожиданный оборот чаще всего приводит хищника в недоумение, особенно если он употребляет в пищу добычу, им самим убитую, а не падаль. При этом животное-обманщик осторожно подглядывает, не отошел ли враг и нельзя ли обратиться к менее рискованному приему – быстро уползти в безопасное убежище. Последнее средство, к которому прибегают животные для защиты, – подражание другим видам, ядовитым, вредным или неприятным на вкус, так что их враги, введенные в заблуждение, оставляют их в покое. Например, некоторые безобидные мухи оделись в такие же наряды, как пчелы и осы. Эти маскарадные костюмы и спасают их. Хищник, знакомый с жалом настоящих ос и пчел, не станет трогать и мух-подражателей. НО все эти хитрости и премудрости не всегда спасают жертву от хищника: а иначе и быть не может! Для того они и жертвы, чтобы служить пищей для хищников. В итоге карточки могут получиться следующие:
Этап 4-й «Распознание примеров: работа с карточками» (применение полученных знаний) Учитель: Разложите перед собой ваши карточки. Послушайте несколько примеров и постарайтесь определить, о каких приспособлениях идёт речь в каждом случае. Когда выберите ответ, отвечайте поднятием карточки. Каждая пара должна поднять только одну карточку, поэтому сначала посоветуйтесь друг с другом, а затем давайте ответ. Примечание: чтение карточек можно сопровождать показом рисунков, иллюстрирующих текст. Пример 1. В Южной Америке обитает 10 видов ленивцев – строго древесных животных. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие меху животного зелёный цвет. Ответ: Окраска – помогает ленивцу скрываться в листве. Пример 2. Североамериканский скунс в минуту опасности способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса. Ответ: Запах. Пример 3. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень опасный осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, он может убить 10 человек. Ответ: Яд (варианты, предложенные детьми, могут быть и другими). Пример 4. Гусеницы бабочки пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются сучку. Ответ: Форма тела. Пример 5. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы – притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные как слоны способны обмануть хищников – они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать. Ответ: Поведение. Этап 5-й «Игра «Динозавр» (закрепление полученных знаний) Учитель: На болоте стоит несколько домиков, в которых «живут» участники игры. От домиков до единственной кочки на болоте тянутся тропинки, по которым небезопасно ходить и бегать, потому что неподалеку расположился динозавр. Он готов съесть любого, кто окажется на кочке. Для этого ему нужно всего лишь 3 раза сказать: «Я тебя съем, я тебя съем, я тебя съем». Чтобы тот, кто оказался на кочке, не был съеден динозавром, нужно всем, кто имеет свой домик, позвать его к себе: «Иди в мой дом!» Правда, домик настолько мал, что тот, кто пригласил попавшего в беду товарища, вынужден покинуть свое жилище. Он бежит на кочку, и каждый зовет его к себе. Чтобы сохранить жизнь друг другу, все участники игры должны быть предельно внимательны, быстры и подвижны. Игра закончится, если динозавр успеет трижды произнести: «Я тебя съем!», прежде чем убегающий сможет скрыться в одном из домиков. Она может закончиться и тогда, когда никто не задержится на кочке, и динозавр «умрет с голоду». Примечание:
Этап 6-й «Подведение итогов» Учитель: Сформулируем вывод по уроку: «Приспособленность – способность организмов противостоять изменениям условий окружающей среды благодаря особенностям своего строения или поведения». 1 Урок разработан совместно с ассистентом кафедры зоологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского С.С. Казаковой. |
«Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии» урок химии 11 класс Цель: повторить данный материал, пройденный в 9 классе. Углубить знания учащихся по данной теме | Рабочая программа по дисциплине сп 4 Испытание и эксплуатация средств защиты Цели дисциплины – научить студентов правильно понимать системы и меры пожарной безопасности, применять способы профилактики и защиты... | ||
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | Урок: познание мира Тема урока : Дикие и домашние животные. Млекопитающие Тдц обучающая: формирование представлений у учащихся о животных, как о части живой природы, дать представление о необходимости защиты... | ||
Урок в 4 классе по теме «Учебные предметы» Итоги Всероссийского творческого конкурса "Klein, aber fein!" для учителей немецкого языка, работающих в начальной школе | Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | ||
Урок по теме: «Способы регулирования дорожного движения» Урок разработан... Правила дорожного движения дети должны не только хорошо знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать. А для этого в школе... | Урок по теме: «Способы регулирования дорожного движения» Урок разработан... Правила дорожного движения дети должны не только хорошо знать, но всегда и везде неукоснительно их соблюдать. А для этого в школе... | ||
Урок по окружающему миру по теме Кто что ест? Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных | Единый методический в начальной школе по теме «Современный урок»... Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий | ||
Урок природоведения по теме «Жизнь животных» «читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни... | Урок по русскому языку в 5 а классе по теме: Способы выражения сказуемого... Задание: описать самую понравившуюся фотографию, используя разные способы выражения сказуемых | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проведен в рамках городского семинара по теме: «Элементы исследовательской деятельности на уроках в начальной школе» 03. 12.... | Урок по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?» Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые) | ||
Урок по теме: «Что нового в школе?» Номер урока по теме Совершенствование ранее приобретённых обучающимися коммуникативных умений и навыков в лексике и грамматике по теме «Что нового в... | Внеклассное мероприятие в начальной школе ... |