Учитель: Каждому из вас капитан раздаст по загадке, кто-то один запишет маркером отгадки в кроссворд. Капитаны, раздайте карточки.
Как только группа отгадает его, капитан поднимает «светофор».
Включаю во время отгадывания кроссворда спокойную музыку с диска «Музыка умиротворения».Учитель: Внимание. Капитаны назначат тех, кто будет отвечать. Каждая команда называет по порядку слова – отгадки.
Дети называют животных и сообщают, к какой группе относится животное. Объясняют свой ответ:Пчела – насекомое, у неё 6 лап;
Лиса, крот, заяц, слон, жираф, медведь – звери, они млекопитающие и у них есть шерсть.
Учитель: Итак, что же необходимо для роста и развития животных? Какое «ключевое» слово получилось?
Ученики: ПитаниеОткройте учебники на странице 96. Прочитайте тему нашего урока.
Ученики: Кто что ест?Учитель: О чём пойдёт речь на уроке?
IV . Работа над новой темой: А) Знакомство с группами животных по типу питания.Учитель:Прочитайте названия животных в кроссворде и подумайте, на какие группы их можно разделить по особенностям питания?
Ученики: хищные и травоядные.Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №2. Раздайте ребятам материалы.
Учитель: Прочитайте первый абзац на странице 96 и дополните, работая в паре, схему деления животных на группы по особенностям питания. Сколько может получиться групп?
(4)Дети читают текст из учебника про себя или тихонько вслух в группе по цепочке:Материал из учебника.Животные, которые питаются растительной пищей, называются
растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются
насекомоядными. На более крупную добычу охотятся
хищные животные, или
хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и
всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).
Учитель: Давайте проверим, какая получилась у вас схема. Итак, на какие группы делятся животные по особенностям питания? Сколько выделяют групп?
(4) Капитаны читают по одному названию.Б) Лото
«КТО ЧТО ЕСТ?»Учитель:Капитаны получите конверт с №3. Давайте поиграем в лото
«КТО ЧТО ЕСТ?» Ваша задача разложить картинки с изображением животных по типу питания. Схему разбирать не будем, она нам ещё понадобится.
(Дети раскладывают картинки по 5 штук в каждую группу)Учитель: Проверяем и объясняем свой выбор. К какой группе животных они относятся? Что заметили?
(Например, в одной группе растительноядных встречаются разнообразные животные: насекомые, звери, моллюски .)Включаю во время отгадывания кроссворда спокойную музыку с диска «Музыка умиротворения».В) Знакомство учащихся с цепями питания. Правило построения цепей питания.Просмотр сюжета с диска «Мир природы» (Цепи питания сюжет №3-6; 2 мин)
Учитель: Посмотрите сюжет и скажите, что вы узнали о дубе, мыши и сове.
(Дуб, мышь и сова прочно связаны цепью питания)Сюжет №3: (Движущийся кадр: падает с дуба жёлудь, его подбирает и ест лесная мышь, а мышь съедает сова.)Диктор: - Как видишь, дуб, лесная мышь, сова прочно связаны цепью питания.
Появляется схема:
Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.
Учитель: Как связаны в природе жёлуди, лесная мышь и сова?
Ученики: цепью питания.Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.Учитель: Как нарисованы стрелочки?
Ученики: От пищи к тому, кто её ест.Учитель: Запомните направление стрелочек. Это очень важно.
Сюжет №4: (Демонстрируются фотографии осины, зайца и волка)
Учитель: Чем питается заяц?
Ученики: Корой осины.Учитель: А зайчик является пищей кого?
Ученики: ВолкаДиктор:- Посмотри ещё один пример цепи питания в природе.
Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.
Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.Сюжет №5 (Демонстрируются фотографии травы, зебры и льва)
Диктор:- Переместимся в африканскую саванну, где пасутся зебры, и объясним ещё одну цепь питанииния.
Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.
Учитель: Объясните схему.
Ученики: Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.Учитель:Сюжет №6Диктор:- Пищевая цепь состоит из звеньев:
I звено – это растения,
II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными.
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
- Что общего у всех животных? ( над стрелочками появляется надпись
«пища»)
Вопросы на диске:
- Растения – это пища для …?…….. животных. (растительноядных)- Растительноядные животные - это пища для …?….. животных. (плотоядных)ИТОГ:
Учитель: Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 96.Прочитайте статью «Цепи питания?»
Материал из учебника.ЦЕПИ ПИТАНИЯЖивые существа связаны между собой в цепи питания.
Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина — заяц — волк.
Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.
Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
Учитель: Из чего состоят цепи питания.
Ученики: Из звеньев. Учитель: По какому правилу составляется цепь питания? Расскажи, пользуясь схемами в учебнике.
Ученики: I звено – это растения; II звено - это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными; III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными. Г) Первичное закрепление*** (можно исключить):
1 вариант:
Учитель: Пользуясь схемой, давайте составьте одну цепь питания. (Дети выкладывают на столе цепочки с помощью карточек-рисунков и стрелочек). Объясните составленные цепочки
2 вариант
Учитель: Составим цепи питания, используя чучела животных, например:
ВОДОРОСЛИ (рисунок —> рыба —> пингвин
ПШЕНИЦА (рисунок) —> мышь —> сова
V Работа в группах:Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №3.
1 группа (красные) Задание: Используя рисунки и стрелочки составьте 2 цепочки питания и объясните их.
(Ответ: дуб—>короед—>дятел; еловая шишка—>белка—>куница)
2 группа (синие) Задание: Пользуясь текстами составьте цепи питания:
Текст 1В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд (гусеница). Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(Ответ: дубы —> шелкопряд —> птицы)
Текст 2Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями - стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
(Ответ: деревца -> мыши —> ежи, барсуки)
Примечание: дети могут выбрать 1 текст.
3 группа (зелёные)Задание: Дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом.
4 группа (желтые)Задание: Исправьте ошибки, допущенные в цепях питания.
На обсуждение даётся 5 минут. После чего проверяется работа в группах.
V. Работа с тестом:Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием в группе. А теперь каждый проверит свои знания с помощью теста. Капитаны групп возьмите конверт №4. Раздайте его по вариантам.
Учитель: Прочитайте вопрос. Возле правильного ответа раскрасьте геометрическую фигуру.
Учитель: В конце работы с помощью «ключа» проверь себя (можно использовать взаимопроверку). Оцени работу.
VI. Дополнительный материал.Учитель: Теперь, ребята, мы по группам познакомимся с тем, как хищники приспособились к добыванию пищи. Читать статью из учебника будут 2 группы: синяя и желтая. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.
А статью «Доброе слово о хищниках» будут читать оставшиеся группы: красная и зелёная. Разбейтесь на пары и прочитайте по 1 абзацу.
После чтения вы расскажете о чём узнали из статей.
Дети читают текст в учебнике «Кто как приспособлен» (стр. 97) и статью «Доброе слово о хищниках» (стр. 99)
Материал из учебника.КТО КАК ПРИСПОСОБЛЕН*Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги — трудно догнать его. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Интересно защищаются и насекомые от своих врагов — ящериц, насекомоядных птиц, хищных насекомых. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Почему? Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
Доброе слово о хищникахЛюди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?
Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.
Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!
Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божьи коровки — тлей. А ещё хищников охраняют потому, что все они очень красивы. Беречь их — это значит беречь красоту природы.
1. Беседа по прочитанному «Кто как приспособлен»:
Учитель: Как приспособились хищники к добыванию пищи ?
Ученики: Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.Учитель: А как приспособились животные защищаться от хищников?
Ученики: Заяц — быстрые ноги, цвет шубки (зимой — белый, летом — серый). У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки - едкая кровь.2.Беседа по прочитанному «Доброе слово о хищниках»:
Учитель: Какие изменения в природе происходят после того, как хищники исчезают?
Ученики: Где хищников не осталось, растительноядных животных — зайцев, кабанов, оленей, тетеревов — сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Учитель: Почему же в отсутствие хищников животные исчезают?
Ученики: Среди животных распространялись болезни и много животных погибало.Учитель: Какую пользу природе приносят хищные животные?
Ученики: Хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Хищники оказались санитарами природы.Лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!Учитель: Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы, божьи коровки?
Ученики: Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные. Расплодилось бы очень много комаров, мух, многие растения исчезнут из-за тли, могут погибнуть и травоядные животные из-за недостатка пищи.