Прот. Анатолий Гармаев





НазваниеПрот. Анатолий Гармаев
страница1/4
Дата публикации02.09.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


Церковная возрастная педагогика

Прот. Анатолий Гармаев.

A0060000 - 2.05.2011.

Добрый день. Сегодня мы с вами начинаем занятия по возрастной церковной педагогике. Они у нас будут идти теперь каждый понедельник, вторник, вот так в вечернее время – с 21:00 до 22:00 часов. Мы начинаем сегодня с возраста от рождения до 3-х лет. Так как возраст утробного развития ребенка и его роды уже достаточно подробно раскрыт в книге «От зачатия до рождения», и поэтому каждый из вас сможет если кто с этим не знаком, не читал, то может прочесть в самой книге, либо опять же на нашем сайте в разделе «Воспитание детей».

Мы же пойдем сейчас дальше. При этом каждому возрасту мы посвятим пять занятий. Сегодня мы будем говорить – в понедельник о здоровье данного возраста, о основных процессах, которые происходят в нем, следующее занятие будет раскрывать одновременно с естественным развитием ребенка формирование в нем падшего начала или индивида, к сожалению, мы все пребываем на земле после грехопадения Адама – нет человека, который бы не имел индивидного развития. И поэтому собственно жизнь, земная жизнь человека – это есть как раз преодоление индивида, но в условиях постоянного его формирования и развития в человеке.

Третье занятие будет посвящено практической педагогике, т. е. уже непосредственно в данном возрасте – что и как мы можем делать, чтобы помочь ребенку в развитии его естества и его церковного призвания – призвания святости.

Четвертое занятие будет посвящаться педагогике, простите, у нас вот такие некоторые нестроения.

И тогда на пятом занятии мы с вами будем заниматься ответами на вопросы. Так из пяти занятий будет состоять характеристика каждого возраста.

Еще раз повторю: занятия у нас проходят каждый понедельник и вторник вечером с 21:00 до 22:00 часов. Вопросы, которые будут при этом возникать, вы можете прямо непосредственно посылать на сайт, и они будут постепенно накапливаться, вы будете их сами тоже видеть – все вопросы, которые придут от разных участников нашей сегодняшней встречи, и это составит некоторое поле нашего взаимодействия.

Итак, сегодня период от рождения до трех лет. Ну, нам надобно будет увидеть, в каком пространстве развития ребенка находится данный возраст, данный период. Поэтому я сейчас дам буквально краткую характеристику периода утробного, затем сегодняшнего периода – от рождения до трех и возраста от трех до пяти лет. Мы будем каждый раз рассматривать с вами периодизацию, основанную на трех состояниях в жизни ребенка. Первый из этих трех периодов или этапов – это период единения. Второй – восприятие жизни и ее образа, образа жизни, а третий – это деятельного освоения жизни, т. е. воспринятого образа. В утробном периоде, периоде единения происходит формирование самого ребенка. Ну, мы больше всего видим его телесное формирование. Но встает вопрос: а каким образом оно может происходить? Попытки объяснить научным образом через химические взаимодействия, даже биологическое взаимодействие клеток и тканей между собою, не объясняет той многосложности организма, в которой образуется тело ребенка. И только там, где мы признаем душу, которая оказывается, содержит в себе образ телесного развития и вообще телесный образ и направляет всю и генетическую линию развития, и физиологическую, и тем более химико-механическую, тогда нам становится понятно, почему каждый ребенок все-таки становится в итоге человеком. И телесное развитие, в телесном развитии формируется именно человек. Но и душевное формирование тоже не является ведущим в утробном периоде, так как и душа тоже формируется и образуется, имеет свое развитие в ходе утробного периода. И тогда ведущим становится дыхание духа в человеке. Ребенок в духе уже человек. И при этом само зачатие и дальнейшее все развитие совершается не без Бога, Божественным благословением образуется в итоге ребенок в утробе матери. Мы знаем немало случаев, когда родители хотят ребенка, а ребенок не рождается. Нет благословения Божьего. И в то же время есть немало случаев, когда не хотят родители, а ребенок рождается, ибо есть благословение Божие. И там, где это благословение определяет начало развития утробного развития ребенка, там это благословение действует в духе дитя. И тогда дух, окормляя душу, придает ей сил, и душа формирует или участвует в формировании тела. И по-другому быть не может.

Тогда вопрос: о каком единении мы можем говорить в этот период и в это время? О единении ребенка с Богом, ибо в духе дитя уже собрано. И поэтому с Богом дитя едино пребывает. Другой вопрос: сам ребенок знает ли это? Душа еще не пришла в сознание – не знает. Чувствует ли это? Тело еще не пришло в свою меру, поэтому не чувствует. Но Бог пребывает с ребенком, и поэтому это пребывание Бога едино с ребенком и полагает начало развитию вообще человека.

С рождения до трех лет в полную меру начинается вот пробуждение и движение деятельной самой души дитя. И здесь ребенок вглядывается в жизнь самих родителей, душа получает образ своей жизни, благодаря общению с родителями. Мы знаем несколько случаев, когда в истории человечества были дети, воспитанные различными животными, особенно яркие примеры – это дитя Мала и Комала, которых воспитала, утащила в их младенческом возрасте волчица и потом несколько лет воспитывала их в своем логове наряду со своими волчатами. Когда их изловили и ими занимались лучшие психологи и педагоги вот Европы, тем не менее не удалось восстановить в них человеческого облика – ни Омала ни Комала не смогли воспринимать человеческую речь, не научились разговаривать, только старшая из них смогла освоить 30 слов. Младшая в скором времени умерла, так и не прижившись среди людей. Старшая дожила до 17 лет и тоже не смогла жить дальше и погибла. Т. е. период, когда ребенок должен был находиться в восприятии как раз человеческого образа и откликаясь своею собственною душою, этот образ воспринимал и действительно становился человеком по своему внутреннему устроению, внутреннему отклику и действованиям души – этот период дети эти были, в этом периоде дети были перебиты вот образом волчьего поведения и в результате в дальнейшем уже по прохождении этого важнейшего сенсорного периода, т. е. чувствительного периода уже восстановиться снова в человеческий облик не смогли. Это означает, что дитя изначально несет в себе задел человеческого отклика и возможности человеческого развития. Но для этого требует непременного общения с человеком же, т. е. прежде всего с родителями. И только там, где это общение начинает быть, там, где оно происходит, там побудителями являются родители, а откликом является или откликом становится тогда душа самого ребенка.

Неудивительно, что мы потом в дальнейшем видим, что многие дети очень по своим запечатлениям похожи на своих родителей и по своим движениям, манерам, движениям, по интонации голоса, по словам, которые они при этом, которыми они пользуются в своей жизни, часто очень похожи на родителей, так что бывает: позвонишь кому-нибудь домой, и, а по телефону вроде бы говорит мама. Разговариваешь с ней, а она говорит: нет, это не мама, это дочь ее, т. е. настолько близки интонации. Или же манеры поведения, поступков, движений каких-то различных тоже очень сильно похожи бывают у мальчиков на отца, у девочек – на своих матерей. Это время как раз восприятия образа жизни, образа поступка, образа поведения и в конечном итоге время начала, фундаментального начала формирования характера. Отсюда очень важный момент: что предлагают родители, как образец – это значит, какими движениями души они сами живы по отношению к ребенку, по отношению друг к другу и по отношению к окружающему предметному миру, а равно и по отношению к людям, которые приходят в дом, в семью. Это воспринимает ребенок.

Второе: чем откликается ребенок на встречу родителям? Причем, поразительно – вот отклик требует побудительного стимула. Значит, прежде чем будет отклик ребенка, должно быть движение родителей к самому ребенку. И если этого движения родительского к ребенку нет, то ребенок и не откликается. Мы сегодня знаем очень много равнодушных детей, мы очень знаем жестких детей, холодных, нечутких, нечувствительных, невнимательных, закрытых, замкнутых и прочее. Когда мы вглядываемся в их семью, в характеры их родителей, то мы обнаруживаем, что, да, именно родители несут в себе такой характер. Сегодня большая трагедия с отцами. Практически у детей нет отцов, т. е. отцы все заняты какой-то иной деятельностью, кроме общения с ребенком и в силу этого практически преподают ребенку тот характер своего пребывания в мире среди людей, каковой сами в себе несут. А это характер чаще всего отрешенного отношения к человеку. Это отрешенное отношение к жене, к супруге, это отрешенное отношение к родственникам, отрешенное отношение к самому ребенку, так что в общем большинство отцов, ну, максимум, могут побыть с ребенком 10-15 минут и то, больше играючи себе в удовольствие, а потом дальше им становится скучно и неинтересно с ребенком, они не знают, что с ним делать. Внутреннего образа уже у отцов нет. Значит, у них уже были таковые отцы – у самих отцов. И в силу этого сегодняшний такой отец не может предложить ребенку вот нормального радушия, нет той встречной душевной живости, чуткости, внимания, заботы, которая бы могла бы стать как раз побудителем ответных движений ребенка. При этом ресурсе – душевном ресурсе ребенка это есть, но чтобы оно начало, получило толчок к своему развитию, необходимо, чтобы отец с ребенком так общался. А он не может, у него у самого хладнокровие, жесткость, невнимание, нечуткость, и более того, вообще нет никаких душевных сил пребыть с ребенком больше 15-20 минут. И тогда неудивительно, что ребенок остается не с, не побужденным, он не откликнулся, не побудился, хотя ресурс в душе ребенка есть.

При этом общение отца имеет значение не только для сына, но в равной степени и для дочери. В силу того, что на отцовское обращение дочь должна ответить дочерним отношением. Именно ответом дочери к отцу – это особый ответ, он иной, чем ответ дочери к матери. Но для этого отец должен быть побудителем этого ее движения к ней навстречу. Подобным же образом и матери сегодня, к сожалению, занятые своей работой, увлеченные различными своими делами, нередко оказываются совсем неготовыми вот в таком живом общении, обращении со своим ребенком. Максимум, к сожалению, что сегодня могут делать родители – это просто болезновать и участвовать в телесном здоровье ребенка. И когда ребенок болеет, то очень печаловаться, жалеть, страдать, сострадать и очень много сил прикладывать к тому, чтобы он снова выздоровел. Но попечение о телесном дитя совсем иное, нежели попечение о душевном здоровье ребенка. Тем более попечение о душевном здоровье ребенка совсем иное, нежели попечение о духовном его здоровье. И вот в силу того, что даже в сознании сегодняшнего человека нередко отсутствует это понимание, что ребенок от рождения до трех лет должен развиваться, как полный ребенок, т. е. и телесно, и душевно, и духовно развивающийся и в силу этого существует три вида здоровья – не только телесное, то по этой причине в большинстве своем мы как-то и не подозреваем, что для душевного здоровья должно быть соответствующее обращение с ребенком со стороны матери, а для духовного здоровья должно быть иное, нежели душевное обращение с ребенком. И тогда только будет срабатывать вот побуждение и отклик со стороны ребенка, побуждение со стороны родителей и отклик со стороны ребенка. И только в этом случае ребенок получает через родителей ту необходимую меру своего возможного развития, которому он назначен, которому он благословлен Богом, ибо Господь, благословляя его зачатие, вложил эту возможность развития каждому ребенку.

Значит, вот так от рождения до трех лет происходит как раз восприятие этих внутренних движений души и духа навстречу жизни. И при этом это период настолько серьезный и значимый, что если мы его пропускаем, то в дальнейшем очень трудно восстанавливать и догонять невоспринятое, и непробужденное, и не получившее начало к развитию.

Ну вот, мы как верующие знаем пророчество Господне, что по мере прохождения времен будет оскудевать любовь и будет умножаться беззаконие, т. е образ, во образ любви сформирована душа ребенка, во образ любви окормляется дух дитя и во образ любви благословляется и зачинается личность ребенка. И если со стороны родителей оскудевает побудительный образ, то тогда начинает иссякать отклик ребенка в этих возможностях любви, как любви душевной, так любви духовной, так и любви деятельной. Ну и тогда неудивительно, что в последние времена оскудеет любовь и умножится беззаконие, т. е. недвижность души ребенка, хладность ее, хуже того, даже если беззаконие, то это уже греховные различные страстные проявления в душе воцарятся с большею силою, а значит, явления индивида станут более серьезными, нежели явления естества и дальше Богодарованной личности ребенка.

Возраст от рождения до трех лет настолько важен, что именно в этом периоде ребенок воспринимает важнейшие характеры своего обращения с окружающим миром, т. е. характерные черты обращения с окружающим миром. Ну, даже вот современная психология, которая далека может быть, от религиозности, тем не менее, изучает чисто душевный строй ребенка, обнаружила, что в возрасте до 5 лет из всей информации, которую человек получает за время 70-летнего возраста, т. е. исходили от человека, который прожил 70 лет – вот он за 70 лет получил какую-то массу информации. Если ее принять за 100, то тогда до 90, а в некоторых случаях даже до 95% этой информации психологи заключили: ребенок воспринимает до 5 лет. Из этих 95% информации, воспринятой до 5 лет, практически 70% воспринимает ребенок до 3-х лет. Т. е. фундамент жизни, фундамент его жизненного проявления оказывается, формируется именно в этом возрасте. И он в значительной степени зависит от первое: примера родительского, т. е. того образа, в котором сами родители живут, второе – от деятельного обращения родителей с ребенком, характера этого деятельного обращения с ребенком и третье – от меры участия в ребенке Бога. Почему мера участия? Ведь Господь со Своей стороны во всей полноте участвует в каждом человеке, да, но только это участие может быть недопускаемо самими родителями. И вот об этом мы будем, в последующих занятиях с вами говорить, как где и каким образом мы, как родители, можем не допустить ребенка до, вернее Бога до ребенка нашего. И в результате дитя оказывается неспособным усвоить присутствие Бога в себе или же присутствие Бога в своей жизни и в жизненном пути.

Итак, после периода единения с Богом – утробного периода, период от рождения до трех лет – это душевного и духовного восприятия жизни и ее образа. А дальше наступает третий период – это деятельного освоения жизни через воспринятый образ. От воспринятого образа начинается деятельное освоение жизни – это возраст от трех до пяти лет. И дальше все эти три периода будут повторяться в новом витке: с 5 до 7 опять единение с Богом, от 7 до 10 – восприятие жизни и ее образа и от 10 до 12 – снова деятельное освоение жизни из воспринятого образа. И так до 12 лет. В результате 12-летнего периода завершается первая половина жизни, жизненного круга ребенка, где идет преимущественно напечатление и обретение и освоение подаваемого образа, предлагаемого образа со стороны. А далее после 12 до 24 лет уже идет самостоятельное воспроизведение данного образа и творческое его развитие дальше со стороны уже самого ребенка. Этот переход, этот перелом что ли внутренний мы с вами уже знаем, как перелом переходного возраста, когда вдруг мы, родители, обнаруживаем своего подростка – сына или дочь неожиданно переменившегося в своих отношениях с родителями. А в жизни Христа мы видим, как Господь именно 12-летний возраст обозначил неожиданным оставлением своих родителей и через три дня только они обнаружили Его уже в синагоге, беседующего со старцами Израиля и удивляющего их Своей премудростью.

Чтобы более внимательно нам сейчас разобраться в возрастах, мы теперь посмотрим некоторые характеристики, которые будут для нас важны в изучении любого из возрастов, в том числе и сегодняшнего.

Еще одна тема – это таинство, тайна и явленность любви. Таинство, тайна и явленность любви. Явность любви, ну, мы все это с вами переживаем, – ребенок любит родителей, родители любят ребенка и это видимо и это явно. При этом мы чувствуем, что есть в проявлениях любви какая-то тайна. Любовь – это тайна. Тайна в том, что во-первых, невозможно для себя определить причину самой любви, второе – невозможно предугадать движения любви. Третье – невозможно предсказать следствия или же результаты действий любви. Одно только мы с вами знаем, что в любви двое или трое приходят в единение между собою. Любовь – она приводит к единению. Тайна любви дает в этом единении нас между собою ту внутреннюю радость и счастье жизни и жизненность, которая, ну, все кто пережил это реально, полагают, что словом счастье можно обозначить только эти состояния – вот любви друг ко другу. Никакие другие состояния в такую меру счастьем быть названы не могут. Но когда мы говорим о тайне любви, тем не менее, мы вдруг встречаемся с периодом, когда в любви является корысть. С одной стороны в любви всегда ищется взаимообразность, да, вот чтобы или же взаимообращение, взаимность любви. И человек ищет этой взаимности, не подозревая, что в этом поиске взаимности лежит его собственная корысть. И поэтому когда он в конечном итоге, однажды не получает ответной любви, то корысть его вдруг обнаруживает самое себя различными состояниями и настроениями. Поэтому в тоже время есть такая мера сыновней любви, которая не зависит ни от каких ответных обращений. Есть такая мера любви, которая не зависит от обращений.

Ну вот, есть такая, такие отношения супружеские, в которых любовь не зависит ни от какого характера и ни от какого обращения второй половины. О чем это, что это? Речь идет о какой-то глубине, глубоком таинстве, в тайне любви, которая собственно не человеком совершается, и не от человека зависит. Это то самое таинство любви, которое хранимо самим Богом. И до тех пор, пока человек следует от Бога хранимому, хранимости в сердцевине своей любви – сыновней или супружеской или родительской – до той поры он не зависим от ответного отклика, не имеет никакого значения – любит меня ответно другой или не любит, соответствует его характер отношений ко мне, моим ожиданиям или не соответствует – это не имеет никакого значения. Характером удобен для меня он или не удобен – не в этой плоскости или же не в этом уровне вообще идут обращения и отношения человека с человеком. Мы встречаемся с таинством любви, которое не зависит ни от каких ответностей и ни от каких условий, в каких бы ни был тот, кого мы любим.

Ну вот, таким таинством любви и отсюда возникающей тайны любви обладает каждое из наших естественных призваний или жизненных призваний – это призвание сыновства, с которым рождается ребенок, призвание родительства, которое пробуждается сразу же при рождении ребенка и призвание супружества, благодаря которому собственно, образуется семья. И наконец, четвертое призвание естественное – это призвание гражданства. Все четыре призвания – это призвания любви, а в гражданстве это любовь к своим соотечественникам, к соплеменникам.

Итак, вторая, важная тема для нас – это таинство, тайна и явленность любви. Третий ряд, который нам тоже сегодня необходимо взять в работу – это здоровье, развитие и уподобление. Каждый ребенок характеризуется всеми тремя. Это благословение Божие, которое вложено в естество каждого человека, и дитя рождается для того, чтобы быть здоровым, при этом заложенные ресурсы, которые в нем есть – они подлежат развитию. И при этом в нем есть еще и помимо образа Божьего, еще есть подобие, т. е. потребность уподобления. Она изначально вложена благословением Отца Небесного и сказана нам самим Сыном Его Господом Иисусом Христом: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. И это благословение быть совершенными, как Отец Небесный – оно проявляется в каждом как раз желании уподобляться зовущему примеру, уподобляться опережающему образу, уподобляться всему совершенному, распознавать это совершенное, следовать ему, воспринимать его и затем исполнять и совершать его в своей собственной жизни. И вершина этого уподобления – это Отец Небесный, Которого мы открываем для себя в Сыне. И поэтому отношения с Господом Иисусом Христом, Который в Себе несет Отца, ибо все, что делает Отец, Я делаю, – сказал Господь. И что Я делаю, то делает Отец и поэтому если ты знаешь Меня, – сказал Он одному из учеников, – то ты знаешь Отца. А другому сказал: Как ты не знаешь Отца, если ты знаешь Меня? Ты столько времени со Мною – как ты до сих пор не узнал Отца – ведь Отец во Мне и Я в Отце.

И вот уподобление Христу, исполнение вообще в конечном итоге Христа в своей жизни, в своем характере, в своем облике и есть важнейшее естество человека, с которым рождается каждый, с которым был сотворен Адам и с которым мы продолжаем быть чаемыми чадами Божьими, т. е. чаемыми, значит – ожидаемыми со стороны Бога вот в Его Царстве Небесном.

Итак, здоровье. Мы чаще всего подразумеваем под здоровьем телесное здоровье. Но есть ведь здоровье душевное, есть духовное и есть еще личное нравственно-личностное или личностно-нравственное здоровье. Давайте посмотрим, что такое здоровье телесное. Это норма состояний тела, затем норма его активности и резервов сил к развитию и к воспитанию, телесных сил к развитию и воспитанию, норма.

Что есть здоровье душевное? Это правдивость, искренность и честность. Душа в естестве сотворена быть таковою и если душа не повреждена, не тлеет болезнью страстною, то тогда она и должна быть по уму правдивой, значит, человек должен быть в душевном по уму правдивым, по сердцу должен быть искренним, а по воле должен быть честным. И это нормально.

Что есть духовное здоровье? Это совестливость, жажда Бога и страх Божий. Если эти свойства есть в духе ребенка, значит, ребенок духовно здоров. Если эти проявления духовного здоровья каким-то образом погашены или же принимают какой-то извращенный или болезненный характер, – значит, в ребенке недостает здоровья, с ним что-то происходит болезненное в духе его.

И, наконец, нравственно-личностное здоровье – это здоровье призваний личности, прежде всего именно с рождения если говорить для большинства детей – это призвания естественные или жизненные призвания как раз все четыре. Из них первое важнейшее в детстве – это сыновство. Потом где-то с 7 лет начнется пробуждение гражданства, потом где-то в возрасте 14 лет пробудится призвание супружества, а потом с рождением ребенка уже в семье пробудится призвание родительства. Но параллельно с этим с какого-то возраста в ребенке начинается пробуждение важнейшего призвания, которое приводит в конечном итоге человека в рай и в Царство Небесное – это призвание святости или призвание церковное. Личность, имеющая все пять призваний, является здоровой личностью.

Когда мы говорим сейчас о ребенке, то дитя, родившись, несет в себе пока до 7 лет преимущественно призвание сыновства – в нем оно развивается. Сыновство имеет три проявления важнейших, которые характеризуют здоровье сыновства – это почитание родителей, второе – преемственность семейных традиций и третье – потребность быть едино в семье. Там, где сыновство имеет все эти три характеристики – сыновство здоровое или это здоровье личностное.

Развитие. Развитию подлежат все ресурсы жизненных сил, каковые есть в ребенке. Это сила личности и наконец, это сила природы, силы природы духа, силы природы душевной, души и силы природы тела. Ну, когда мы говорим о душе, то развитию подлежат в душе помимо названных свойств здоровья, различные добродетели, как естественные, так и христианские добродетели, зачаток которых в той или иной мере у разных детей заложен. В этих зачатках добродетели все рождаются очень разными, и поэтому и естественные добродетели даже добродетели ума, например, смекалка, сметливость ума, потом чуткость ума там, – вот они могут у одних присутствовать, у других отсутствовать вот да. Но каждый ребенок имеет те или иные какие-то добродетели, как естественные в зачатке, так и зачаток христианских добродетелей, каковые потом в дальнейшем подлежат развитию.

Поэтому развитию подлежит то, что уже есть в ребенке. Назвав эти три, мы охарактеризовали естество ребенка. Сейчас я назову еще четыре вот явления, которые уже относятся к формированию в ребенке личности благодаря внешнему воздействию. Здоровье, развитие, уподобление принадлежат самому ребенку, а дальше – закалка, упражнения, труд и воспитание – принадлежат уже окружающей его среде, т. е. близким его – это родителям прежде всего – именно они должны обеспечить эти три, эти четыре вот характеристики жизненного развития ребенка: закалка, упражнения, труд и воспитание.

Закалка. Ну, как-то так сложилось, что под закалкой в основном воспринимают закалку тела. Но в действительности закаляться, закаляемы должны быть все четыре проявления ребенка: и тело должно закаляться, и душа, и дух, и личность ребенка должна быть закаляема. В закалке пробуждаются в теле те необходимые качества, благодаря которым закаленный в теле человек, и ребенок, подросток и юноша или девушка – они могут проходить очень трудные и неудобные обстоятельства жизни, тоже физические обстоятельства жизни. Что же пробуждается в теле при телесной закалке? Различные защитные механизмы. Ну, прежде всего, устойчивость к холоду, жаре, болезням, да, затем выносливость или иммунитет, сопротивляемость, да, вот, выносливость, а дальше сопротивляемость различным вот неприятным условиям – это иммунитет. Иммунитет бывает по отношению к различным бактериям, вирусам, то значит, болезнетворным проявлениям, а есть иммунитет к различным неудобствам окружающей среды, там стихиям там, к холоду, к жаре. Этот иммунитет можно еще по-другому назвать, как непритязательность к условиям жизни.

Чтобы пробудить все эти виды защитных механизмов, необходимы специальные действия закалки по отношению к организму ребенка. Сам ребенок этого особенно в возрасте до трех лет делать не будет. Но родители должны это сделать.

В душе при закалке души, если мы закаляем душу, то пробуждаются: спокойствие, уравновешенность, а с возрастом степенность. Это свойства души, которые подлежат закалке. Только в условиях закалки эти свойства души образуются. Есть, конечно же, и изначальные такие вот здоровые что ли характеристики, с которыми ребенок рождается, есть некоторые дети, которые изначально рождаются спокойными, есть другие изначально уравновешенные, а с возрастом естественно степенные. Но при этом если применять еще и специальные закаливающие душу действования, то все эти параметры будут умножаться и развиваться с большею мерою.

При закалке духа пробуждается в духе благоговение. Благоговейный дух, благоговейный, т. е. имеющий живые отношения с Богом и стоящий в этих живых отношениях. Закалка позволяет быть устойчивым в различных обстоятельствах жизни. В данном случае любые обстоятельства жизни при закаленном духе сохраняют благоговейные отношения с Богом.

Ну, наконец, можно закалять характер. Если мы закаляем характер, то побуждаются в нем мужество и терпение. Упражнения, труд и воспитание – об этом мы будем говорить, когда придем в практическую педагогику – это значит, в следующий понедельник.

Еще один ряд нам нужно будет сегодня знать – это призвания. Я о них уже начал говорить, сейчас еще раз их закреплю. Итак, мы знаем пять призваний любви, которые благословлены Богом и положены в личностное устроение и в природу каждого человека. Именно личность несет в себе и в своей природе призвания естественные или жизненные и церковные или призвания святости. Все – это призвания любви. Призвания святости – это любовь к Богу, а естественные призвания – это любви к человеку: гражданские – к соотечественникам, супружеские – к супругам, родительские – к детям, сыновние – к родителям.

К сожалению, под словом призвания сегодня больше принято называть прикладные способности: призвания быть летчиком, космонавтом, врачом педагогом, менеджером, банкиром и там прочее, организатором, инженером и так далее. «Ты – призванный шофер, там, ты призванный еще кто-то». Но в действительности все-таки это не столько призвания любви, хотя их можно отчасти так и называть, сколько это прикладные способности, которые могут быть возведены в ранг призвания. И здесь будет, в дальнейшем мы немножко подробнее об этом поговорим, здесь начинаются очень серьезные изменения природы человека. При возведении прикладных способностей в ранг призваний начинаются очень глубокие и серьезные изменения в природе, искажения природы. Ну, к сожалению, сегодня вот так человек себя чувствует и так называет прикладные способности призваниями и следует им, поставив их в этот ведущий ранг. Тогда получается, что, конечно же, призвания собственно любви, естественно-жизненные и призвания святости – они оказываются умаленными, более того, даже и совсем оставляемыми, как бы и не нужными, а сегодня даже и попираемыми и активно изгоняемыми из жизни человека.

Тем не менее, ребенок родившийся, ни о чем об этом, – о гонениях на свои естественные призвания, не подозревает. Он находится в том счастливом возрасте, счастливом детстве, когда он родился Богозданно и несет в себе эти призвания любви, полагая, что он будет в них и развиваться и собственно, развитию как раз подлежат именно эти призвания.

Вот важнейшие определения, без которых нам будет очень трудно дальше разговаривать. Ну и теперь, у нас осталось всего лишь десять минут времени, еще раз вернемся опять к возрасту от рождения до трех лет и остановимся на важнейших двух характеристиках этого возраста. Первая из них – это рождение ребенка в семью, как в троический союз или собрание трех: мама, папа и я, или: я, мама, папа.

В Гефсиманском саду, непосредственно перед тем, как выйти на последний этап Своей земной жизни, ради которой Он и пришел, Господь просил Отца Небесного: Отче, тех, которых Ты Мне дал, Я сохранил, да будут они едино и добавил: в Нас едино. Когда мы говорим об образе Божьем в человеке, то Святые Отцы разное рассматривали под образом Божьим, но при этом можно идти с двух сторон: с одной стороны, характеризовать отдельную личность Божественную, например, Сына и тогда образ Божий искать в Сыне. Но можно пойти по-другому: искать, вернее, отнестись к Богу, к Троице, к единению трех Лиц в Божестве. Тогда мы будем идти к Троице Единой, к Единому Божеству, которое едино и в трех лицах. И тогда для нас образ Божий будет – это любовь, которою Лица хранятся между Собою и совершаются, как единица в любви между Собою, ибо Отец любит Сына и Духа Святаго, Сын любит Отца и Духа Святаго, и Дух Святый любит Отца и Сына. Эта троическая любовь становится тогда образом Божьим в человеке, когда рождается человек в семье. И тогда семья уподобляется Троице. Поэтому как в Троице мы видим Отца и Сына, так и в семье мы видим отца и сына. Как в Троице мы слышим отцовство и сыновство, так и в семье мы видим и отцовство и сыновство, родительство и сыновство. И тогда важнейшее для нас хоть для сегодняшнего нашего рассмотрения как раз характеристика образа Божьего – это троическое единение семьи. Семья едина между собою. И это вложено в потребность глубокую, сокровенную, почти сакральную потребность души каждого человека. И она начинается с самого, с самой утробы, в утробном еще развитии с самого зачатия дитя уже ищет этого единения и с отцом и с матерью. Поэтому и неудивительно, что там дитя рождается вот в здоровье нравственном, где родители ждут ребенка, где начинали, зачинали его от искреннего желания дитя и более того, тосковали без него, как бы чувствовали какую-то неполноту своей семьи и поэтому пребывая сначала самостоятельно, т. е. еще до образования семьи, в конечном итоге начали искать вторую свою половину. Когда нашли, какой-то период были счастливы от того, что вдвоем, вместе пребывают едино. Но наступает определенный период и время, когда двое начинают тосковать о третьем. И непременно хотят и когда вдруг признаются в этом друг другу, удивляются: надо же – и ты хочешь, и я хочу дитя. И рады тому, что оказывается, это потребность и это желание взаимное. И рождается тогда это дитя в этой любви родительской и рождается в этот троический союз. Дитя народившееся, со своей стороны, имеет глубокую внутреннюю потребность этого единения с отцом и матерью и поэтому он никогда особенно в возрасте до 5 лет ребенок не воспринимает в своем естестве человеческом, не воспринимает себя отдельною личностью или индивидом. Личность не может быть отдельной. Личность имеет троический союз и потребность в троическом союзе. Индивид имеет потребность отдельности. Но сегодня мы говорим о личностном развитии ребенка, и поэтому это обязательно потребность единения в семье и глубокая душевная, жизненная потребность. Поэтому когда в семье вдруг начинаются разделения между отцом и матерью, ссоры, то страдает прежде всего ребенок. Не так страдают родители, поссорившиеся и разбежавшиеся в разные углы, сколько страдает от этого ребенок, причем страдает до глубокой боли в сердце, до глубокой боли в душе. Неудивительно, что и родители порою бывает не хотят примиряться между собою, но ребенок находит в себе силы идти и примирять родителей, брать за руку папу и тянуть к маме, брать маму, ласкать ее и утешать ее не для того, чтобы она просто утешилась, а для того, чтобы она пошла к папе и они бы снова соединились вместе, были бы. И тогда приходит в мир и сама душа ребенка, потому что он без единения родителей между собою и их обращенной любви к нему, к ребенку, не чувствует себя полноценным или полнокровным в своем душевном жизненном чувстве.

Это троическое единение простирается не только в горизонтали, но и в вертикали, оно является единением еще и с Богом. И тогда родители, сам ребенок и Бог. Вот эта глубина внутреннего, внутренней потребности единения трех: родителей, себя и Бога, равно как некоторый остаток естества Адама сохраняется во многих людях и детях, к сожалению, не во всех, вот да, достаточно ли явственно. Но тем не менее, дитя в это благословлено и где-то в глубинах своего духа дитя ищет и ждет этого единения: Бог, родители и он сам. Так появляется вертикаль жизни ребенка.

Есть в горизонтальных отношениях некоторый расширяющийся круг, т. е. когда ребенок выходит за пределы своей семьи и появляется новое пространство общения, троического общения. Это родственники, он сам и умершие предки. В нормально развивающихся вот человеческих сообществах и в народах, где ну. Как-то все для взрослых людей общение с умершими является естественною составною частью нашей жизни, дети не испытывают никаких страхов перед умершими родственниками. И страхи перед смертью, страхи перед умершим человеком в доме и страхи тем более перед родственниками давно умершими, – это некоторое нездоровье духа, духовное нездоровье ребенка, а значит, нездоровье самой семьи и рода, в котором живет этот ребенок. Там же, где религиозно здоровая семья, религиозно-здоровая родова, то там общение с родственниками за пределами смерти, как с живыми, является естественною. И хождение в конечном итоге за порог смерти для каждого сегодня живущего, тоже является естественным и нет никаких в этом каких-то вот ужасов. Ужасы возникли только в силу атеизированного воспитания в советский период, а везде, где религиозное воспитание, там никаких таких переживаний и ужасов не имеется, им просто нет места. И поэтому восприятие себя самого в этом троическом единении: родственники сегодняшние живые, он сам и родственники умершие – это нормальное для духовного или религиозного развития ребенка.

И, наконец, вот еще одно троическое единение или пространство троического единения – это ребенок, люди общины и святые угодники Божии, с которыми люди общины тоже также легко общаются, как с умершими родственниками, и для них общение со святыми является непреложным фактом их сегодняшней жизни. В этой среде родившийся ребенок это воспринимает тоже естественно и при этом воспринимает не потому что, не только потому что так принято вокруг, как некое извне взятый образ, а потому что в нем самом есть изначально от Бога потребность такого единения.

Итак, четыре троических единения или четыре троических пространства в восприятии себя в мире. Одно – я, мама и папа, второе – родители, я, Бог, третье: родственники, я и умершие, четвертое: люди общины, я и святые, церковной общины. Я и святые. Вот четыре измерения, четыре пространства, в которые входит ребенок, и это непреложно.

И наконец, важнейший процесс, который в это время происходит – это словообразование. Об этом мы, этому мы посвятим следующее наше с вами занятие, оно, т. е. наиболее сложный и трудный для изложения предмет, но пожалуй, для становления ребенка в этот период он является ведущим. И поэтому именно через словообразование в конечном итоге и поддерживается и троическое единение ребенка в семье тоже в том числе, вот.

Завершая сегодняшнее занятие по причине уже времени, я еще раз тогда повторю темы, которые мы сегодня с вами затронули. Первая: мы посмотрели троический характер периодов развития всякого человека – значит, возраст, возрастной цикл – это 24 года состоит из двух периодов – до 12 лет и после 12 до 24. До 12 лет происходит восприятие образа жизни, а после 12 лет происходит самостоятельное исполнение и творческая реализация и творческая реализация этого восприятия. Внутри 12-летнего периода дважды повторяется троическое движение, да, значит, в утробном периоде единение в духе, от рождения до трех лет – восприятие жизни и ее образов. С трех до пяти – это деятельное освоение жизни из воспринятого образа.

Вторая тема была: касалась любви. Явленность любви, тайна любви и таинство любви.

Третья тема была: ряд, принадлежащий самому ребенку, здоровье, развитие и уподобление. Следующий ряд, принадлежащий окружающей среде, их заботе, обращении с ребенком – это закалка, упражнение, труд, воспитание.

Четвертая тема была наша, нет, пятая тема была: призвания естественные или жизненные, которых четыре: гражданство, супружество, родительство, сыновство. И призвание вышеестественное или церковное призвание – призвание святости. Здесь же мы с вами немножко задели прикладные способности и восстановили их в правильное место. Они не должны иметь ранга призвания. И поэтому они остаются все равно прикладными способностями. И их на этом месте надобно сознавать.

Затем мы с вами раскрыли само здоровье, как имеющее четыре отправления: здоровье телесное, душевное, духовное и нравственно-личностное. Под телесным здоровьем мы имели в виду нормы, норма состояний, активности и резервов сил к развитию. Под душевным мы имели в виду, назвали правдивость, искренность и честность. Под духовным здоровьем мы назвали совестливость, жажду Бога и страх Божий. И под нравственно-личностным здоровьем мы назвали все призвания любви, а у ребенка в данном случае призвание сыновства, которое в своем здоровье имеет три характеристики, три свойства: почитание, преемственность и потребность быть едино.

И наконец, следующее: мы разобрали еще закалку, которая, в которой, которой подлежит и тело, и душа, и дух, и характер ребенка. В теле под в результате закалки пробуждаются механизмы устойчивости к холоду, жаре и болезням, затем выносливость, затем иммунитет или непритязательность к условиям жизни. В душе при закалке ее пробуждаются спокойствие, уравновешенность и степенность. В духе при закалке духа укрепляется и делается статичным или стабильным, постоянным – это благоговение, т. е. всегда хранимые отношения к Богу и к святыням Его. В характере появляется или пробуждается, побуждается мужество и терпение.

И наконец, вернувшись к возрасту от рождения до трех лет, мы говорили о троическом союзе, где выделили или же увидели четыре пространства этого троического единения: первое – я, мама и папа, второе – родители, я и Бог, третье – родственники, я и умершие, четвертое – люди моей общины, я и святые.

Ну и наконец, пообещали на следующее занятие говорить о словообразовании. Здесь несколько пришло вопросов, но все вопросы, ответы на все вопросы мы отнесем к пятому занятию, т. е. это значит, через две, в понедельник через две недели. На сегодня мы на этом заканчиваем наше занятие, единственно, только я бы мог отнести, т. е. если есть желание с чем-то из сегодняшних тем познакомиться более подробно, то можно для этого, во-первых, отнестись к другим разделам сайта, в частности о утробном развитии посмотреть материал сайта – они там есть у нас? От зачатия до рождения – вся книжка «От зачатия до рождения» - ее можно посмотреть да, потом очень важно в плане вот состояний веры и религиозности посмотреть, может быть, послушать вернее, проповедь вот последнего воскресенья, т. е. вчерашнего, вчерашнюю проповедь – она вам тоже что-то такое приоткроет. Она называется три ревности.

И наконец, о различных призваниях любви можно посмотреть первое занятие, послушать первое занятие школы благочестия. И доклад на Августовском педсовете нынешнего года, который тоже есть в разделе Августовский педсовет. Ну вот, что можно до следующего понедельника еще и посмотреть.

Итак, завтра у нас с вами тема: индивид в развитии ребенка от рождения до трех лет. Начнем мы со словообразования, затем об индивиде.

Теперь значит вот, просто я забыл название четвертого занятия, это значит через вторник – это коррекционная церковная педагогика, т. е. возможно ли исправление характера в младенчестве, если ребенок родился с тем или иным нездоровьем вот особенно нездоровьем душевным или духовным или личностным нездоровьем. Тогда какие возможности для коррекционной поддержки ребенка или исправления ребенка, значит, это коррекционная церковная педагогика. Итак, сегодня это первая тема, в каждом возрасте будет – это здоровье ребенка. Вторая – личностное его развитие в здоровье, второе – это индивид, второе занятие, третье занятие – это практическая церковная педагогика, четвертое занятие – это коррекционная церковная педагогика и пятое занятие – ответы на ваши вопросы. Спасибо вам за сегодняшнюю нашу встречу, за ваше внимание, всего доброго, мир вам.

Как в ребенке закалять душу – это будет в практической педагогике через занятии, это в следующий понедельник.

Возможно ли перевоспитать взрослого человека? Взрослого человека. Ответ на этот вопрос – это вот двухгодичный курс «Введение в практическую катехизацию» – это как раз весь этот курс посвящен перевоспитанию взрослого человека. И поэтому если вы хотите действительно посмотреть, то в разделе как раз «Воспитание христианина» приведены начало этого двухгодичного курса. Пожалуйста, можно туда заглянуть и там посмотреть, вот да. Всего доброго. С Богом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прот. Анатолий Гармаев iconПрот. Анатолий Гармаев
Резервный день для прохождения гиа в новой форме в 9 классе по математике, истории России, биологии, физике
Прот. Анатолий Гармаев iconДоклад "Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Прот. Анатолий Гармаев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ролях: Егор Бероев, Анатолий Котенёв, Полина Сыркина, Екатерина Шатрова, Игорь Сигов, Светлана Зеленковская, Павел Харланчук, Алеся...
Прот. Анатолий Гармаев iconЮ. П. Гармаев процессуальные способы противодействия
Отчет по итогам мониторинга внедрения проектов победителей Ежегодного краевого конкурса гражданских и общественных инициатив 2012...
Прот. Анатолий Гармаев iconНаучная библиотека куклин анатолий николаевич
Куклин Анатолий Николаевич: биобиблиографический указатель мгпи им. Н. К. Крупской / Научная библиотека мгпи им. Н. К. Крупской;...
Прот. Анатолий Гармаев iconПлан работы рмк на 2013-2014 уч год Согласовано: Утверждаю
Заседание методического председатель совета прот. №5 от 29 августа2013г комитета по образованию
Прот. Анатолий Гармаев iconСписок литературы для проведения уроков в воскресных школах
Детский музыкальный катехизис. Составители: прот. И. Лепешинский, О. Гончаров, И. Семочкин. Восхождение, 2008
Прот. Анатолий Гармаев iconПедагогика. Введение. Прот. Василий Зеньковский
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Прот. Анатолий Гармаев iconКаледа Глеб, прот. Библия и наука о сотворении мира (Опыт естественнонаучного...
...
Прот. Анатолий Гармаев iconГаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Прот. Анатолий Гармаев icon1. Иеромонах Анатолий (Берестов) руководитель Душепопечительского...
Иеромонах Анатолий (Берестов) – руководитель Душепопечительского Православного центра (дпц) святого праведного Иоанна Кронштадтского,...
Прот. Анатолий Гармаев iconРабочая программа по обж для 8 класса Учитель обж
Прот. №1 от сентября 2013 г. 31 августа 2013 г. Приказ №142 от 2 сентября 2013 г
Прот. Анатолий Гармаев iconТема учреждение
Вульчина Ирина Осиповна, учитель математики, Мещангин Анатолий Павлович, педагог-психолог
Прот. Анатолий Гармаев iconИсследование модели Фрелиха методом функциональных производных
Иванов Анатолий Иванович, профессор, зав каф. Теоретической физики и волновых процессов
Прот. Анатолий Гармаев iconАнатолий Стреляный Плавающие дискурсы
Можно говорить о чем угодно, даже о «суверенной демократии» в России, но желательно все договаривать до конца
Прот. Анатолий Гармаев iconПанькин Анатолий Николаевич урок ярмарка идей «Знаете ли вы, что…? 9 «А», 3 урок



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск