Прот. Анатолий Гармаев





Скачать 244.5 Kb.
НазваниеПрот. Анатолий Гармаев
страница1/3
Дата публикации24.08.2013
Размер244.5 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > География > Лекция
  1   2   3


Церковная возрастная педагогика Прот. Анатолий Гармаев. A0060000 - 2.05.2011.
Лекция первая От рождения до трех лет

Содержание

О периодизации

Период единения

О запечатлении

Необходимость побудительного стимула

Трагедия с отцами

О необходимой полноте развития ребёнка
Современная психология о возрастных особенностях ребёнка
Таинство, тайна и явленность любви
Здоровье, развитие и уподобление

О уподоблении

Здоровье.

О здоровье сыновства

Развитие.

Закалка, упражнения, труд и воспитание

Закалка.

Закалка тела

Закалка души

Закалка характера

О призваниях

Две важнейшие характеристики возраста от рождения до трех лет.

Рождение ребенка в семью, как в троический союз

Семья едина между собою.

Мы начинаем с возраста от рождения до 3-х лет. Так как возраст утробного развития ребенка и его роды уже достаточно подробно раскрыт в книге «От зачатия до рождения», и поэтому каждый из вас сможет если кто с этим не знаком, не читал, то может прочесть в самой книге, либо опять же на нашем сайте в разделе «Воспитание детей».
Итак, период от рождения до трех лет. Ну, нам надобно будет увидеть, в каком пространстве развития ребенка находится данный возраст, данный период. Поэтому я сейчас дам буквально краткую характеристику периода утробного, затем сегодняшнего периода – от рождения до трех и возраста от трех до пяти лет.
О периодизации Мы будем каждый раз рассматривать периодизацию, основанную на трех состояниях в жизни ребенка.

Первый из этих трех периодов или этапов – это период единения.

Второй – восприятие жизни и ее образа, образа жизни.

Третий – это деятельного освоения жизни, т. е. воспринятого образа.
Период единения

В утробном периоде, периоде единения происходит формирование самого ребенка. Ну, мы больше всего видим его телесное формирование. Но встает вопрос: а каким образом оно может происходить? Попытки объяснить научным образом через химические взаимодействия, даже биологическое взаимодействие клеток и тканей между собою, не объясняет той многосложности организма, в которой образуется тело ребенка. И только там, где мы признаем душу, которая оказывается, содержит в себе образ телесного развития и вообще телесный образ и направляет всю и генетическую линию развития, и физиологическую, и тем более химико-механическую, тогда нам становится понятно, почему каждый ребенок все-таки становится в итоге человеком. И телесное развитие, в телесном развитии формируется именно человек. Но и душевное формирование тоже не является ведущим в утробном периоде, так как и душа тоже формируется и образуется, имеет свое развитие в ходе утробного периода. И тогда ведущим становится дыхание духа в человеке. Ребенок в духе уже человек. И при этом само зачатие и дальнейшее все развитие совершается не без Бога, Божественным благословением образуется в итоге ребенок в утробе матери. Мы знаем немало случаев, когда родители хотят ребенка, а ребенок не рождается. Нет благословения Божьего. И в то же время есть немало случаев, когда не хотят родители, а ребенок рождается, ибо есть благословение Божие. И там, где это благословение определяет начало развития утробного развития ребенка, там это благословение действует в духе дитя. И тогда дух, окормляя душу, придает ей сил, и душа формирует или участвует в формировании тела. И по-другому быть не может.

Тогда вопрос: о каком единении мы можем говорить в этот период и в это время? О единении ребенка с Богом, ибо в духе дитя уже собрано. И поэтому с Богом дитя едино пребывает. Другой вопрос: сам ребенок знает ли это? Душа еще не пришла в сознание – не знает. Чувствует ли это? Тело еще не пришло в свою меру, поэтому не чувствует. Но Бог пребывает с ребенком, и поэтому это пребывание Бога едино с ребенком и полагает начало развитию вообще человека.
О запечатлении

С рождения до трех лет в полную меру начинается пробуждение и движение самой деятельной души дитя. Душа получает образ своей жизни, благодаря общению с родителями. Здесь ребенок вглядывается в жизнь самих родителей.

Мы знаем несколько случаев, когда в истории человечества были дети, воспитанные различными животными, особенно яркие примеры – это дитя Мала и Комала, которых воспитала, утащила в их младенческом возрасте волчица и потом несколько лет воспитывала их в своем логове наряду со своими волчатами. Когда их изловили и ими занимались лучшие психологи и педагоги вот Европы, тем не менее не удалось восстановить в них человеческого облика – ни Омала ни Комала не смогли воспринимать человеческую речь, не научились разговаривать, только старшая из них смогла освоить 30 слов. Младшая в скором времени умерла, так и не прижившись среди людей. Старшая дожила до 17 лет и тоже не смогла жить дальше и погибла. Т. е. период, когда ребенок должен был находиться в восприятии как раз человеческого образа и откликаясь своею собственною душою, этот образ воспринимал и действительно становился человеком по своему внутреннему устроению, внутреннему отклику и действованиям души – этот период дети эти были, в этом периоде дети были перебиты вот образом волчьего поведения и в результате в дальнейшем уже по прохождении этого важнейшего сенсорного периода, т. е. чувствительного периода уже восстановиться снова в человеческий облик не смогли. Это означает, что дитя изначально несет в себе задел человеческого отклика и возможности человеческого развития. Но для этого требует непременного общения с человеком же, т. е. прежде всего с родителями. И только там, где это общение начинает быть, там, где оно происходит, там побудителями являются родители, а откликом является или откликом становится тогда душа самого ребенка.

Неудивительно, что мы потом в дальнейшем видим, что многие дети по своим запечатлениям очень похожи на своих родителей. По своим движениям, манерам, движениям, по интонации голоса, по словам, которые они при этом, которыми они пользуются в своей жизни, часто очень похожи на родителей, так что бывает: позвонишь кому-нибудь домой, и, а по телефону вроде бы говорит мама. Разговариваешь с ней, а она говорит: нет, это не мама, это дочь ее, т. е. настолько близки интонации. Или же манеры поведения, поступков, движений каких-то различных тоже очень сильно похожи бывают у мальчиков на отца, у девочек – на своих матерей.

Это время как раз восприятия образа жизни, образа поступка, образа поведения и в конечном итоге время начала, фундаментального начала формирования характера. Отсюда очень важный момент: что предлагают родители, как образец – это значит, какими движениями души они сами живы по отношению к ребенку, по отношению друг к другу и по отношению к окружающему предметному миру, а равно и по отношению к людям, которые приходят в дом, в семью. Это воспринимает ребенок.
Необходимость побудительного стимула

Второе: чем откликается ребенок на встречу родителям? Причем, поразительно – душевный отклик требует побудительного стимула. Значит, прежде чем будет отклик ребенка, должно быть движение родителей к самому ребенку. И если этого движения родительского к ребенку нет, то ребенок и не откликается.

Мы сегодня знаем очень много равнодушных детей, мы очень знаем жестких детей, холодных, нечутких, нечувствительных, невнимательных, закрытых, замкнутых и прочее. Когда мы вглядываемся в их семью, в характеры их родителей, то мы обнаруживаем, что, да, именно родители несут в себе такой характер.
Трагедия с отцами

Сегодня большая трагедия с отцами. Практически у детей нет отцов, т. е. отцы все заняты какой-то иной деятельностью, кроме общения с ребенком и в силу этого практически преподают ребенку тот характер своего пребывания в мире среди людей, каковой сами в себе несут. А это характер чаще всего отрешенного отношения к человеку. Это отрешенное отношение к жене, к супруге, это отрешенное отношение к родственникам, отрешенное отношение к самому ребенку, так что в общем большинство отцов, ну, максимум, могут побыть с ребенком 10-15 минут и то, больше играючи себе в удовольствие, а потом дальше им становится скучно и неинтересно с ребенком, они не знают, что с ним делать. Внутреннего образа уже у отцов нет. Значит, у них уже были таковые отцы – у самих отцов. И в силу этого сегодняшний такой отец не может предложить ребенку вот нормального радушия, нет той встречной душевной живости, чуткости, внимания, заботы, которая бы могла бы стать как раз побудителем ответных движений ребенка. При этом ресурсе – душевном ресурсе ребенка это есть, но чтобы оно начало, получило толчок к своему развитию, необходимо, чтобы отец с ребенком так общался. А он не может, у него у самого хладнокровие, жесткость, невнимание, нечуткость, и более того, вообще нет никаких душевных сил пребыть с ребенком больше 15-20 минут. И тогда неудивительно, что ребенок остается не с, не побужденным, он не откликнулся, не побудился, хотя ресурс в душе ребенка есть.

При этом общение отца имеет значение не только для сына, но в равной степени и для дочери. В силу того, что на отцовское обращение дочь должна ответить дочерним отношением. Именно ответом дочери к отцу – это особый ответ, он иной, чем ответ дочери к матери. Но для этого отец должен быть побудителем этого ее движения к ней навстречу. Подобным же образом и матери сегодня, к сожалению, занятые своей работой, увлеченные различными своими делами, нередко оказываются совсем неготовыми вот в таком живом общении, обращении со своим ребенком. Максимум, к сожалению, что сегодня могут делать родители – это просто болезновать и участвовать в телесном здоровье ребенка. И когда ребенок болеет, то очень печаловаться, жалеть, страдать, сострадать и очень много сил прикладывать к тому, чтобы он снова выздоровел.
О необходимой полноте развития ребёнка

Но попечение о телесном дитя совсем иное, нежели попечение о душевном здоровье ребенка. Тем более попечение о душевном здоровье ребенка совсем иное, нежели попечение о духовном его здоровье. И вот в силу того, что даже в сознании сегодняшнего человека нередко отсутствует это понимание, что ребенок от рождения до трех лет должен развиваться, как полный ребенок, т. е. и телесно, и душевно, и духовно развивающийся и в силу этого существует три вида здоровья – не только телесное, то по этой причине в большинстве своем мы как-то и не подозреваем, что для душевного здоровья должно быть соответствующее обращение с ребенком со стороны матери, а для духовного здоровья должно быть иное, нежели душевное обращение с ребенком. И тогда только будет срабатывать вот побуждение и отклик со стороны ребенка, побуждение со стороны родителей и отклик со стороны ребенка. И только в этом случае ребенок получает через родителей ту необходимую меру своего возможного развития, которому он назначен, которому он благословлен Богом, ибо Господь, благословляя его зачатие, вложил эту возможность развития каждому ребенку.

Значит, от рождения до трех лет происходит как раз восприятие этих внутренних движений души и духа навстречу жизни. И при этом это период настолько серьезный и значимый, что если мы его пропускаем, то в дальнейшем очень трудно восстанавливать и догонять невоспринятое, и непробужденное, и не получившее начало к развитию.

Мы как верующие знаем пророчество Господне, что по мере прохождения времен будет оскудевать любовь и будет умножаться беззаконие. Во образ любви сформирована душа ребенка, во образ любви окормляется дух дитя и во образ любви благословляется и зачинается личность ребенка. И если со стороны родителей оскудевает побудительный образ, то тогда начинает иссякать отклик ребенка в этих возможностях любви, как любви душевной, так любви духовной, так и любви деятельной. Тогда неудивительно, что в последние времена оскудеет любовь и умножится беззаконие, т. е. недвижность души ребенка, хладность ее, хуже того, даже если беззаконие, то это уже греховные различные страстные проявления в душе воцарятся с большею силою, а значит, явления индивида станут более серьезными, нежели явления естества и дальше Богодарованной личности ребенка.
Современная психология о возрастных особенностях ребёнка

Возраст от рождения до трех лет настолько важен, что именно в этом периоде ребенок воспринимает важнейшие характеры своего обращения с окружающим миром, т. е. характерные черты обращения с окружающим миром. Ну, даже вот современная психология, которая далека может быть, от религиозности, тем не менее, изучает чисто душевный строй ребенка, обнаружила, что в возрасте до 5 лет из всей информации, которую человек получает за время 70-летнего возраста, т. е. исходили от человека, который прожил 70 лет – вот он за 70 лет получил какую-то массу информации. Если ее принять за 100, то тогда до 90, а в некоторых случаях даже до 95% этой информации психологи заключили: ребенок воспринимает до 5 лет. Из этих 95% информации, воспринятой до 5 лет, практически 70% воспринимает ребенок до 3-х лет.

Фундамент жизни, фундамент жизненного проявления человека оказывается формируется именно в этом возрасте. И он в значительной степени зависит от:

Первое - примера родительского, т.е. того образа, в котором сами родители живут,

Второе – от деятельного обращения родителей с ребенком, характера этого деятельного обращения.

Третье – от меры участия в ребенке Бога.

Почему мера участия? Ведь Господь со Своей стороны во всей полноте участвует в каждом человеке, да, но только это участие может быть недопускаемо самими родителями. И вот об этом мы будем, в последующих занятиях с вами говорить, как где и каким образом мы, как родители, можем не допустить ребенка до, вернее Бога до ребенка нашего. И в результате дитя оказывается неспособным усвоить присутствие Бога в себе или же присутствие Бога в своей жизни и в жизненном пути.

Итак, после периода единения с Богом – утробного периода, период от рождения до трех лет – это душевного и духовного восприятия жизни и ее образа. А дальше наступает третий период – это деятельного освоения жизни через воспринятый образ. От воспринятого образа начинается деятельное освоение жизни – это возраст от трех до пяти лет. И дальше все эти три периода будут повторяться в новом витке: с 5 до 7 опять единение с Богом, от 7 до 10 – восприятие жизни и ее образа и от 10 до 12 – снова деятельное освоение жизни из воспринятого образа. И так до 12 лет. В результате 12-летнего периода завершается первая половина жизни, жизненного круга ребенка, где идет преимущественно напечатление и обретение и освоение подаваемого образа, предлагаемого образа со стороны. А далее после 12 до 24 лет уже идет самостоятельное воспроизведение данного образа и творческое его развитие дальше со стороны уже самого ребенка. Этот переход, этот перелом что ли внутренний мы с вами уже знаем, как перелом переходного возраста, когда вдруг мы, родители, обнаруживаем своего подростка – сына или дочь неожиданно переменившегося в своих отношениях с родителями. А в жизни Христа мы видим, как Господь именно 12-летний возраст обозначил неожиданным оставлением своих родителей и через три дня только они обнаружили Его уже в синагоге, беседующего со старцами Израиля и удивляющего их Своей премудростью.

Чтобы более внимательно нам сейчас разобраться в возрастах, мы теперь посмотрим некоторые характеристики, которые будут для нас важны в изучении любого из возрастов, в том числе и сегодняшнего.
Таинство, тайна и явленность любви

Еще одна тема – это таинство, тайна и явленность любви. Таинство, тайна и явленность любви. Явленность любви мы все с вами переживаем: – ребенок любит родителей, родители любят ребенка и это видимо и это явно. При этом мы чувствуем, что есть в проявлениях любви какая-то тайна. Любовь – это тайна.

Тайна в том, что во-первых, невозможно для себя определить причину самой любви,

Второе – невозможно предугадать движения любви.

Третье – невозможно предсказать следствия или же результаты действий любви.

Одно только мы с вами знаем, что в любви двое или трое приходят в единение между собою. Любовь – она приводит к единению. Тайна любви дает в этом единении нас между собою ту внутреннюю радость и счастье жизни и жизненность. Никакие другие состояния в такую меру счастьем быть названы не могут. Но когда мы говорим о тайне любви, тем не менее, мы вдруг встречаемся с периодом, когда в любви является корысть. С одной стороны в любви всегда ищется взаимообразность, взаимообращение, взаимность любви. И человек ищет этой взаимности, не подозревая, что в этом поиске взаимности лежит его собственная корысть. И когда он однажды не получает ответной любви, то корысть его вдруг обнаруживает самое себя различными состояниями и настроениями.

В тоже время есть такая мера сыновней любви, которая не зависит ни от каких ответных обращений. Есть такая мера любви, которая не зависит от взаимности.

Есть такие отношения супружеские, в которых любовь не зависит ни от какого характера и ни от какой взаимности второй половины. О чем это, что это?

Речь идет о какой-то глубине, глубоком таинстве, в тайне любви, которая собственно не человеком совершается, и не от человека зависит. Это то самое таинство любви, которое хранимо самим Богом. И до тех пор, пока человек следует от Бога хранимой своей любви – сыновней или супружеской или родительской – до той поры он не зависим от ответного отклика. Не имеет никакого значения – любит меня ответно другой или не любит, соответствует его характер отношений ко мне, моим ожиданиям или не соответствует – это не имеет никакого значения. Характером удобен для меня он или не удобен – не в этой плоскости или же не в этом уровне вообще идут обращения и отношения человека с человеком. Мы встречаемся с таинством любви, которое не зависит ни от каких ответностей и ни от каких условий, в каких бы ни был тот, кого мы любим.

Таким таинством любви и отсюда возникающей тайны любви обладает каждое из наших естественных призваний или жизненных призваний – это призвание сыновства, с которым рождается ребенок, призвание родительства, которое пробуждается сразу же при рождении ребенка и призвание супружества, благодаря которому собственно, образуется семья.

И наконец, четвертое призвание естественное – это призвание гражданства. Все четыре призвания – это призвания любви, а в гражданстве это любовь к своим соотечественникам, к соплеменникам, к Отечеству. Вот важная для нас тема – это таинство, тайна и явленность любви.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прот. Анатолий Гармаев iconПрот. Анатолий Гармаев
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Прот. Анатолий Гармаев iconДоклад "Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Прот. Анатолий Гармаев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ролях: Егор Бероев, Анатолий Котенёв, Полина Сыркина, Екатерина Шатрова, Игорь Сигов, Светлана Зеленковская, Павел Харланчук, Алеся...
Прот. Анатолий Гармаев iconЮ. П. Гармаев процессуальные способы противодействия
Отчет по итогам мониторинга внедрения проектов победителей Ежегодного краевого конкурса гражданских и общественных инициатив 2012...
Прот. Анатолий Гармаев iconНаучная библиотека куклин анатолий николаевич
Куклин Анатолий Николаевич: биобиблиографический указатель мгпи им. Н. К. Крупской / Научная библиотека мгпи им. Н. К. Крупской;...
Прот. Анатолий Гармаев iconПлан работы рмк на 2013-2014 уч год Согласовано: Утверждаю
Заседание методического председатель совета прот. №5 от 29 августа2013г комитета по образованию
Прот. Анатолий Гармаев iconСписок литературы для проведения уроков в воскресных школах
Детский музыкальный катехизис. Составители: прот. И. Лепешинский, О. Гончаров, И. Семочкин. Восхождение, 2008
Прот. Анатолий Гармаев iconПедагогика. Введение. Прот. Василий Зеньковский
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Прот. Анатолий Гармаев iconКаледа Глеб, прот. Библия и наука о сотворении мира (Опыт естественнонаучного...
...
Прот. Анатолий Гармаев iconГаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых...
Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г
Прот. Анатолий Гармаев icon1. Иеромонах Анатолий (Берестов) руководитель Душепопечительского...
Иеромонах Анатолий (Берестов) – руководитель Душепопечительского Православного центра (дпц) святого праведного Иоанна Кронштадтского,...
Прот. Анатолий Гармаев iconРабочая программа по обж для 8 класса Учитель обж
Прот. №1 от сентября 2013 г. 31 августа 2013 г. Приказ №142 от 2 сентября 2013 г
Прот. Анатолий Гармаев iconТема учреждение
Вульчина Ирина Осиповна, учитель математики, Мещангин Анатолий Павлович, педагог-психолог
Прот. Анатолий Гармаев iconИсследование модели Фрелиха методом функциональных производных
Иванов Анатолий Иванович, профессор, зав каф. Теоретической физики и волновых процессов
Прот. Анатолий Гармаев iconАнатолий Стреляный Плавающие дискурсы
Можно говорить о чем угодно, даже о «суверенной демократии» в России, но желательно все договаривать до конца
Прот. Анатолий Гармаев iconПанькин Анатолий Николаевич урок ярмарка идей «Знаете ли вы, что…? 9 «А», 3 урок



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск