Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с





Скачать 193.26 Kb.
НазваниеУчебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с
Дата публикации25.09.2013
Размер193.26 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект

Конспект урока,

проведенного в 8 классе на тему:

«Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь».


Цели:

Обучающие:

  1. а) Закрепить знания об особенностях пластического и энергетического обменов веществ в организме

б) Закрепить знания, умения и навыки решения задач с использованием электронной таблицы Excel.

  1. а) Показать влияние режима питания и энергозатрат на обмен веществ.

б) Показать возможность применения электронных таблиц в биологии.

  1. Раскрыть необходимость соблюдения рационального режима питания, питания сбалансированного по составу белков, жиров и углеводов.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать протекание двух процессов обмена веществ, делать выводы.

  2. Взаимосвязь биологии и информатики.

  3. Реализация творческого потенциала учащихся.

  4. Развитие самостоятельности.

Воспитательные:

  1. Привить интерес к предмету.

  2. Формировать навыки правильного питания и соблюдения режима питания.

  3. Развитие практичности и рационализма.

  4. Расширение кругозора учащихся в области биологии и информатики.

Оборудование:

  1. Видеопроектор, электронный диск со слайдами.

  2. Карточки с таблицей «Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах».

  3. Шаблон карточки, заготовка в электронной таблице: «Меню».

Тип урока: интегрированный (биология-информатика)

Литература:

    1. Иванова М.А., Карева И.Л., Потехин Н.В. Межпредметные связи на уроках информатики. //Информатика и образование. 2000. №6. стр.57.

    2. Общая биология: Учебник для 9-10 кл. сред. шк. /под ред. Полянского Ю.И. – М.: Просвещение, 1997. – 287 с.

    3. Сапин Р.Д. и др. Анатомия человека: книга для учителя и студентов. – М. Просвещение, 1996.

    4. Симонович С. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информком - Пресс, 1999 – 448 с.

    5. Сонин Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М. Дрофа, 2002. – 216 с. с ил.

Пояснение:

Данный урок проводится после изучения основного материала по теме «Обмен веществ и энергии». Учащиеся уже составили меню на день. На этом уроке они должны обобщить знания по курсу биологии и закрепить навыки работы в электронной таблице Excel.

Первая часть урока проходит в форме фронтальной беседы. Вторая часть – в форме лабораторной работы.

Все схемы, приведенные в тексте и выделенные в цвете, выносятся через видеопроектор на экран. На экране после обсуждения и постановки появляются цель работы, оборудование. Таблица и диаграммы в MS Excel проверяют оба учителя. В конспекте урока приведен сокращенный вариант таблицы 1.
План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Обобщение материала (15 мин.).

  3. Объяснение задания на урок (5 мин.).

  4. Самостоятельная работа (15 мин.).

  5. Подведение итогов(4 мин.).

Урок проводит учитель биологии, а учитель информатики следит за эксплуатацией компьютеров и решает вопросы, возникающие у учеников при работе за компьютерами.

  1. Организационный момент

Учитель входит в класс, далее следует взаимное приветствие учителя и учащихся. После чего учитель смотрит все ли в порядке в классе (все ли готовы к уроку, не занят ли кто посторонними делами), отмечает отсутствующих и начинает урок.

2. Обобщение материала

Учитель: Сегодня мы должны повторить и закрепить материал по теме «Обмен веществ» и выполнить лабораторную работу «Составление пищевых рационов». Запишите в тетради число и тему урока:

Обмен веществ и энергии,
их взаимосвязь



Для начала вспомним: какие системы органов участвуют в обмене

веществ и какова роль этих систем? Вам в помощь предлагается схема:



Обсуждение вопроса с учащимися по плану:

  • 1 этап – подготовительный - связь с окружающей средой ( пищеварительная, дыхательная, выделительная системы и продукты, которые по ним поступают или выделяются)

  • 2 этап – транспорт веществ (роль кровеносной системы)

  • 3 этап – обмен веществ в клетке (распад одних и образование необходимых веществ)

Вывод по первому этапу: Организм — это не склад, где все заложенное хранится в неприкосновенном виде. В организме человека постоянно происходят процессы обмена, одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, и взамен них должны поступать новые.

Обмен веществ между организмом и окружающей средой – необходимое условие существования живых организмов, это один из признаков живого.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов. Каких? (Овеет учащихся: пластического и энергетического обменов)

Задание для класса: по схеме раскрыть сущность пластического и энергетического обменов.

Обмен веществ

Пластическии обмен Энергетическии обмен

Усвоение веществ Распад веществ

Накопление энергии Выделение энергии

Аминокислоты – аммиак, мочевина, аминокислоты – белки

мочевая кислота


Глюкоза – углекислыи газ и вода Глюкоза – углеводы Жирные кислоты и глицерин – Жирные кислоты и глицерин

углекислыи газ и вода – жиры Преобладает у молодых Преобладает у пожилых




Вопрос классу: Почему пластический обмен преобладает е молодых и наоборот?

Сделаем вывод, что такое обмен веществ:

Обмен веществ - Обмен веществ между организмом и средой – необходимое условие существования живых организмов, это один из признаков живого.

Обмен веществ состоит из пластического и энергетического обменов.

Источником энергии и строительного материала для человека является пища.



Источником сложных органических веществ, а, следовательно, и энергии для большинства организмов служит пища. Потребности в пище у разных организмов различны. Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится примерно 40 кг воды, 15 кг белка, 7 кг жира, 3 кг минеральных солеи, 0,7 кг углеводов.

От чего это зависит? (от возраста, вида деятельности и особенностей обмена веществ)

С этой точки зрения рассмотрим следующую схему: «Суточная потребность человека»

Потребность организма в сутки

На 70 кг. массы человека:

белков – 125 грамм,

жиров – 70 грамм,

углеводов – 450 грамм,

энергии – 12600 кДж.




В % содержании:

Белки до 15%

Углеводы – 65%

Жиры – 20%



Роль пищи в процессе непрерывного обновления человеческого тела может быть охарактеризована следующими цифрами: подсчитано, что в среднем за 70 лет жизни человек выпивает 50 т воды, съедает 2,5т белка, 2,3 т жира, свыше 10 т углеводов, почти 300 кг поваренной соли.

Потребность растущего организма в белке зависит от возраста. На первом году жизни ребенок должен получать не менее 3-4г белка на 1кг веса. В возрасте от 3 до 15 лет – не менее 2.5г на 1кг веса, а взрослому человеку – 1-1.2г белка на 1кг веса. Установлено, что в суточном рационе белки должны составлять 14%, жиры – 18%, углеводы – 68%.

Усвоение пищи происходит постепенно, переработка – процесс многосторонний, длительный, поэтому, рациональное питание является источником правильного обмена веществ, а значит, и залогом хорошего самочувствия.



Каким образом мы должны распределять пищу в течение дня?

( ответ учащихся)

Режим питания

  • Завтрак – 25%

  • Обед – 50%

  • Полдник – 10%

  • Ужин –15%

  • Энергии – 3100 ккал




3Объяснение выполнения лабораторной работы:


Белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины — вот те основные вещества, которые необходимы для жизни. Современные представления о качественных и количественных потребностях человека в пищевых веществах получили отражение в концепции сбалансированного питания. Согласно этой концепции, для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и определенных комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.

Учитель предлагает ученикам выполнить лабораторную работу.
Тема: «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

Цель работы: Составить рацион питания на день с учетом энергозатрат и калорийности пищи. Рассчитать в % соотношении количество белков, жиров, углеводов и энергетическую ценность суточного рациона и распределить пищу на несколько приемов, в соответствии с режимом питания по меню, составленному дома.

Оборудование: таблица калорийности и состава пищи, меню, компьютер.

Учитель раздает ученикам таблицу «Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах» (таблица 1)
4. Самостоятельная работа

Ученики садятся за компьютеры и начинают работать. На каждом рабочем месте ученика загружается шаблон, который они начинают заполнять.
Построить диаграммы, отражающие соотношение белков, жиров, углеводов и калорий, употребленных в течении дня.









ЗАВТРАК







Название продукта

Масса или количество, г

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

какао

200

5,4

5,7

32,8

208

колбаса чайная

100

12,3

11,5

1,2

162,3

хлеб пшеничный

100

8,1

0,9

47

234

яйцо вареное

1

5,1

4,9

0,2

68

ИТОГО

 

30,9

23

81,2

672,3

























ОБЕД







Название продукта

Масса или количество, г

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Борщ со свежей капустой

500

3,8

12,4

123,2

230

Голубцы с мясом и рисом

305/100

28,1

28,2

25,8

483

Салат зеленый с огурцами и помидорами со сметаной

120/20

2,1

8,6

4,1

105

чай с сахаром

200

-

-

14,9

60,1

Изюм

100

2,52

0,59

69,6

212

ИТОГО

 

36,52

49,79

237,6

1090,1

























ПОЛДНИК







Название продукта

Масса или количество, г

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Кефир

100

3,3

3,7

3

76

Булка городская

100

7,7

2,5

49

250,4

Арбуз

100

0,62

-

8,6

42,1

Мороженое

100

3,2

3,5

22,2

137

ИТОГО

 

14,82

9,7

82,8

505,5

























УЖИН







Название продукта

Масса или количество, г

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Чай с молоком

300

3,3

3,7

19,6

128

Слойка с повидлом

75

4,3

8,9

41,8

271

Виноград

100

0,4

-

14,9

66

Яблоко

200

0,6

-

20

88

ИТОГО

 

8,6

12,6

96,3

553



ЗА ВЕСЬ ДЕНЬ



Белки,г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

90,84

95,09

497,9

2820,9







5. Подведение итогов

Учащимся предлагается сравнить потребности организма со своим рационом, и сделать вывод. Каждый учащийся выясняет для себя, что при выбранном рационе питания он или недополучает питательные вещества или получает их в избытке.

По итогам выполненной работы выставляются оценки по биологии и информатике. Объяснив домашнее, задание учитель прощается с классом.

Таблица 1

Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах




Продукты


граммы

Белки

Жиры

Углеводы

калории

Продукты

граммы

Белки

Жиры

Углеводы

Кало

рии

Молочный суп

500

20,5

18,8

24,6

360

Печенье




7

12

23




Бульон куриный

500

3,8

12,3

32,2

262

Шоколад

100

8

25

63,3

427,5

Рассольник

500

6

11

27

262

Сметана

100

3

2.6

25

302

Солянка

500

23

30

15

417

Сыр

100

25

27

3,0

339,1

Борщ

500

3,8

12

25

230

Огурцы

100

1.08

0,11

2.21

9,5

Щи

500

3,2

11

21

218

помидоры

100

0.8

0,19

3.1

15,0

Тушеное мясо

100

18

12

35

229

Яблоки

100

0.4

---

9.3

44

Котлеты

87

19,2

24,8

1,4

310

Апельсины

100

0.6

---

6.1

33

Яичница с колбасой

125

15

30

1

301

Сосиски

100

11

25

0

170

Гуляш

100

24,3

23,6

6,8

347

Колбаса копченая

100

15,6

23

0

392,3

Бифштекс

75

20

17

0

255

Колбаса докторская

100

14

23

0

315

Пельмени

200

20,6

12,7

40,3

422

Курица

100

18

13

1

126

Голубцы

305/100

30

30,2

25,8

483

Чай с сахаром

200

-

-

14,9

61

Рыба жареная

100

19,3

0,7

-

60

Какао

200

5,4

5,7

32,8

208

Винегрет

90

1,7

1,1

7,4

57,5

Макаронные изделия

200/10

7,3

7,8

57,0

337

Салат из капусты

95/5

1,3

4,5

9,0

84,4

Хлеб

100

7

1

45

217

Овсяная, манная каша

200/10

9,5

7,9

56,0

334

Молоко

100

3,3

3,6

4,7

67

Рисовая, гречневая каша

200/10

6,9

9,3

60

371

Кефир

100

3,3

3,7

3,0

76

Кофе с молоком, какао

200

2,9

2,6

30

150

Булка городская

100

7,5

2,5

49

259,4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconУчебник для вузов под ред. Лавриненко В. Н. М.: Юнити, 1997,2001,2004,2008....
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconУчебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 495 с
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С....
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconРабочаяпрограмм а
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconIsbn 5-901826-02-7
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconДомашнее задание для 9 а и 9 б классов по химии
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconТематический план (70ч) № п\п Кол час
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconТрудности перевода: творчество Шекспира Задачи урока
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconС чего начать
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconРабочая программа по физической культуре для 9 класса учителя физической культуры
В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005),, учебно-методического комплекса; под общ ред. М. Я. Виленского – М. Просвещение,...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconМук 2812-10 «Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест»
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconМетодическая разработка мероприятия по теме
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconКафедра истории государства и права
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconКалендарно-тематическое планирование Русский литература Литература:...
Литература: 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / под. Ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009
Учебник для 9-10 кл сред шк. /под ред. Полянского Ю. И. М.: Просвещение, 1997. 287 с iconЛитература Средневековья
Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар. Сред. Общеобразоват...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск