Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки





Скачать 281.11 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки
страница1/3
Дата публикации25.06.2013
Размер281.11 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Общая ихтиология
Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения очная

Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

___________________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Общая ихтиология»

Блок дисциплин М3. Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»

Институт естественных наук
Форма обучения дневная
Семестр 9

Всего учебных занятий – 144 часа

В том числе:

Аудиторных 30 часов, из них

Лекций - 10 часов

Лабораторных – 20 часов

КСР – 6 часов

Самостоятельных – 72 часа

Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего и внутреннего строения рыб, особенностей их биологии и экологии.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи изучения курса «Общая ихтиология» входит: 1) ознакомление с разнообразие строения основных систем органов разных систематических групп рыб, форм их адаптации к условиям обитания, 2) рассмотрение основных явлений, входящих в понятие жизненного цикла рыб, вопросы размножения, питания и разных форм биотических взаимоотношений рыб, 3) характеристика ихтиокомплексов водоемов Европейского Северо-востока России; 4) ознакомление с основными методиками изучения ихтиологического материала.

Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на практических занятиях.

Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М.3, вариативная часть (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1 году магистратуры во 9 семестре обучения.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области зоологии, физиологии, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: особенности внешнего и внутреннего строения разных систематических групп рыб, основные адаптации рыб к воздействию абиотических факторов среды; основные типы питания рыб, смену питания в зависимости от пола и возраста, закономерности связи питания со строением пищеварительного тракта рыб; основные закономерности линейного и весового роста рыб, зависимость скорости роста рыб от условий обитания; основные этапы жизненного цикла рыб и явления, происходящие в разные периоды их жизни; принципы построения и функционирования внутривидовых и межвидовых группировок рыб.

  2. Уметь: охарактеризовать результаты влияния разных факторов среды обитания на морфологические и биологические особенности рыб; выделить общие особенности питания рыб, выявлять результаты сезонной и размерно-возрастной изменчивости питания, уметь рассчитывать основные индексы, характеризующие питание рыб; охарактеризовать различия основных этапов жизненного цикла рыб, описать принципы построения и функционирования различных группировок рыб.

  3. Владеть: основным методами сбора, первичной и камеральной обработки ихтиологического материала; методами определения возраста и анализа линейного и весового роста рыб

По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 72 часа.

Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзаменам.

Лекционные занятия (10 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора.

1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к экзаменам осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах.

Структура обучения по дисциплине



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные

КСР

Индивид. самост. раб.



Введение в ихтиологию. Особенности строения рыб

9

1-3

2

10

2

28

Устный опрос



Рыбы и среда обитания

9

4

2




1

10

Устный опрос



Важнейшие биологические явления в жизни рыб

9

5-6

2

4

1

10

Устный опрос



Биотические взаимоотношения рыб

9

7

2




1

10

Устный опрос



Методы и приемы исследования рыб

9

8-9

2

6

1

14

Устный опрос

6

Промежуточная аттестация

9

10













Экзамен




Всего часов







10

20

6

72




2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в ихтиологию. Особенности строения рыб

Тема 1. Предмет и методы ихтиологии. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб.

Студент должен знать: Предмет и методы ихтиологии. Особенности внешнего и внутреннего строения разных систематических групп рыб

Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения рыб, выявлять особенности строения разных систематических групп рыб.

Студент должен владеть: основными понятиями, используемые при описании и анализе особенностей строения рыб, подходами к выявлению особенностей строения основных систем органов разных систематических групп рыб (элемент ПК-10), современными компьютерными технологиями для поиска и анализа информации об особенностях строения разных систематических групп рыб (ПК-13).

Содержание темы.

Предмет и методы ихтиологии. Связь ихтиологии с другими биологическими дисциплинами.

Внешнее строение тела рыбы. Плавники рыб, происхождение и функции. Парные плавники разных групп рыб. Непарные плавники рыб. Типы хвостовых плавников у рыб. Строение кожных покровов рыбообразных и рыб. Строение эпидермиса и кориума рыб. Окраска рыб, типы и способы изменения окраски.

Чешуя рыб. «Плакоидная», космоидная и ганоидная чешуя. Фулькры осетровых. Костная чешуя. Циклоидная и ктеноидная чешуя. Строение и рост чешуи.

Осевой скелет рыбообразных и рыб. Строение хорды круглоротых. Строение черепа круглоротых. Череп хрящевых рыб. Гио-, амфи- и аутостилия. Особенности строения черепа цельноголовых. Череп костистых рыб. Особенности строения черепа у разных систематических групп рыб. Строение поясов конечностей и парных плавников хрящевых и костистых рыб.

Мускулатура рыб. Строение мускулатуры туловища, головы и конечностей. Электрические органы рыб.

Пищеварительная система рыб. Строение ротового аппарата рыб. Зубы. Язык. Желудок и кишечник рыб. Особенности строения пищеварительной системы в зависимости от систематического положения и типа питания рыб. Плавательный пузырь рыб.

Строение и функции плавательного пузыря. Легкие рыб. Дыхательная система рыб. Строение дыхательной системы у круглоротых. Жабры хрящевых рыб. Брызгальце. Жабры костистых рыб. Механизм водообмена в жаберной области у хрящевых и костистых рыб. Дополнительные органы дыхания рыб.

Кровеносная система рыб. Строение сердца разных групп рыб. Артериальная система рыб. Венозная система рыб. Воротная система почки и печени рыб. Лимфатическая система рыб.

Выделительная система рыб. Строение почки. Головная почка рыб. Особенности строения почек у разных групп рыб. Выводные протоки почек и их связь с половой системой.

Половая система рыб. Особенности строения половой системы у разных групп рыб. Протоки половой системы. Взаимодействие половой и выделительной систем.

Нервная система и органы чувств рыб. Особенности строения головного мозга рыб. Органы чувств рыб, строение и функции.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с.

Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 148 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Дополнительная:

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с.

Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с.
Практическая работа №1 Внешнее строение рыб.

Внешнее строение рыб. Типы плавников, их расположение на теле. Особенности внешнего строения разных систематических и экологических групп рыб. Морфометрическое исследование рыб.

Практическая работа №2. Скелет рыбообразных и хрящевых рыб.

Строение позвоночного столба, поясов конечностей и свободных конечностей разных систематических групп рыб. Строение мозгового черепа и висцерального скелета (на готовых препаратах и фиксированном раздаточном материале).

Практическая работа №3. Скелет костистых рыб.

Строение скелета костистых рыб. Строение позвоночного столба, поясов конечностей и свободных конечностей разных систематических групп рыб. Строение мозгового черепа и висцерального скелета (на готовых препаратах и фиксированном раздаточном материале)

Практическая работа №4-5. Внутреннее строение рыб.

Внутреннее строение и топография основных систем органов (вскрытие свежих или фиксированных объектов, работа с готовыми препаратами).

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать место ихтиологии в современной системе биологических дисциплин. Рассмотреть особенности строения разных типов плавников рыб, их функцию и происхождение. Изучить строение кожных покровов у рыб, проанализировать особенности строения различных кожных образований (слизистые железы, разные типы чешуй и т.д.). Выявить особенности строения осевого скелета и черепа круглоротых, хрящевых и разных систематических групп костистых рыб. Рассмотреть строение поясов конечностей и парных плавников хрящевых и костистых. Изучить особенности строения мускулатуры разных частей тела рыб, описать строение и функцию электрических органов. Проанализировать особенности строения дыхательной системы у разных систематических групп рыб. Выявить особенности дыхательной системы личинок и молоди рыб. Изучить особенности строения кровеносной системы у разных систематических групп рыб. Выявить особенности строения выделительной и половой систем у разных групп рыб. Рассмотреть взаимодействие половой и выделительной систем рыб.
Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с.

Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 148 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Дополнительная:

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с.

Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с.
Раздел 2. Рыбы и среда обитания.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки
В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск