Скачать 281.11 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ___________________________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Общая ихтиология» Блок дисциплин М3. Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр 9 Всего учебных занятий – 144 часа В том числе: Аудиторных 30 часов, из них Лекций - 10 часов Лабораторных – 20 часов КСР – 6 часов Самостоятельных – 72 часа Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цель преподавания дисциплины Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего и внутреннего строения рыб, особенностей их биологии и экологии. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение. 1.2. Задачи изучения дисциплины В задачи изучения курса «Общая ихтиология» входит: 1) ознакомление с разнообразие строения основных систем органов разных систематических групп рыб, форм их адаптации к условиям обитания, 2) рассмотрение основных явлений, входящих в понятие жизненного цикла рыб, вопросы размножения, питания и разных форм биотических взаимоотношений рыб, 3) характеристика ихтиокомплексов водоемов Европейского Северо-востока России; 4) ознакомление с основными методиками изучения ихтиологического материала. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на практических занятиях. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М.3, вариативная часть (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1 году магистратуры во 9 семестре обучения. В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области зоологии, физиологии, общей и частной экологии в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-3, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-15, ПК-17. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
По завершении курса студент также должен демонстрировать следующие общие компетенции магистра биологии: ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы). ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ. Объем дисциплины и виды учебной работы: Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 72 часа. Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзаменам. Лекционные занятия (10 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийного проектора. 1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме. В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса. Допуск к экзаменам осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах. Структура обучения по дисциплине
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение в ихтиологию. Особенности строения рыб Тема 1. Предмет и методы ихтиологии. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Студент должен знать: Предмет и методы ихтиологии. Особенности внешнего и внутреннего строения разных систематических групп рыб Студент должен уметь: охарактеризовать особенности строения рыб, выявлять особенности строения разных систематических групп рыб. Студент должен владеть: основными понятиями, используемые при описании и анализе особенностей строения рыб, подходами к выявлению особенностей строения основных систем органов разных систематических групп рыб (элемент ПК-10), современными компьютерными технологиями для поиска и анализа информации об особенностях строения разных систематических групп рыб (ПК-13). Содержание темы. Предмет и методы ихтиологии. Связь ихтиологии с другими биологическими дисциплинами. Внешнее строение тела рыбы. Плавники рыб, происхождение и функции. Парные плавники разных групп рыб. Непарные плавники рыб. Типы хвостовых плавников у рыб. Строение кожных покровов рыбообразных и рыб. Строение эпидермиса и кориума рыб. Окраска рыб, типы и способы изменения окраски. Чешуя рыб. «Плакоидная», космоидная и ганоидная чешуя. Фулькры осетровых. Костная чешуя. Циклоидная и ктеноидная чешуя. Строение и рост чешуи. Осевой скелет рыбообразных и рыб. Строение хорды круглоротых. Строение черепа круглоротых. Череп хрящевых рыб. Гио-, амфи- и аутостилия. Особенности строения черепа цельноголовых. Череп костистых рыб. Особенности строения черепа у разных систематических групп рыб. Строение поясов конечностей и парных плавников хрящевых и костистых рыб. Мускулатура рыб. Строение мускулатуры туловища, головы и конечностей. Электрические органы рыб. Пищеварительная система рыб. Строение ротового аппарата рыб. Зубы. Язык. Желудок и кишечник рыб. Особенности строения пищеварительной системы в зависимости от систематического положения и типа питания рыб. Плавательный пузырь рыб. Строение и функции плавательного пузыря. Легкие рыб. Дыхательная система рыб. Строение дыхательной системы у круглоротых. Жабры хрящевых рыб. Брызгальце. Жабры костистых рыб. Механизм водообмена в жаберной области у хрящевых и костистых рыб. Дополнительные органы дыхания рыб. Кровеносная система рыб. Строение сердца разных групп рыб. Артериальная система рыб. Венозная система рыб. Воротная система почки и печени рыб. Лимфатическая система рыб. Выделительная система рыб. Строение почки. Головная почка рыб. Особенности строения почек у разных групп рыб. Выводные протоки почек и их связь с половой системой. Половая система рыб. Особенности строения половой системы у разных групп рыб. Протоки половой системы. Взаимодействие половой и выделительной систем. Нервная система и органы чувств рыб. Особенности строения головного мозга рыб. Органы чувств рыб, строение и функции. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с. Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 148 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Дополнительная: Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с. Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с. Практическая работа №1 Внешнее строение рыб. Внешнее строение рыб. Типы плавников, их расположение на теле. Особенности внешнего строения разных систематических и экологических групп рыб. Морфометрическое исследование рыб. Практическая работа №2. Скелет рыбообразных и хрящевых рыб. Строение позвоночного столба, поясов конечностей и свободных конечностей разных систематических групп рыб. Строение мозгового черепа и висцерального скелета (на готовых препаратах и фиксированном раздаточном материале). Практическая работа №3. Скелет костистых рыб. Строение скелета костистых рыб. Строение позвоночного столба, поясов конечностей и свободных конечностей разных систематических групп рыб. Строение мозгового черепа и висцерального скелета (на готовых препаратах и фиксированном раздаточном материале) Практическая работа №4-5. Внутреннее строение рыб. Внутреннее строение и топография основных систем органов (вскрытие свежих или фиксированных объектов, работа с готовыми препаратами). Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы. Проанализировать место ихтиологии в современной системе биологических дисциплин. Рассмотреть особенности строения разных типов плавников рыб, их функцию и происхождение. Изучить строение кожных покровов у рыб, проанализировать особенности строения различных кожных образований (слизистые железы, разные типы чешуй и т.д.). Выявить особенности строения осевого скелета и черепа круглоротых, хрящевых и разных систематических групп костистых рыб. Рассмотреть строение поясов конечностей и парных плавников хрящевых и костистых. Изучить особенности строения мускулатуры разных частей тела рыб, описать строение и функцию электрических органов. Проанализировать особенности строения дыхательной системы у разных систематических групп рыб. Выявить особенности дыхательной системы личинок и молоди рыб. Изучить особенности строения кровеносной системы у разных систематических групп рыб. Выявить особенности строения выделительной и половой систем у разных групп рыб. Рассмотреть взаимодействие половой и выделительной систем рыб. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология. М.: Высшая школа, 1983. 354 с. Ильмаст Н.В. Введение в ихтиологию (учебное пособие). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2005. 148 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Дополнительная: Никольский Г.В. Частная ихтиология. М.: Высшая школа, 1971. 471 с. Суворов Е.К. Основы ихтиологии. М., Советская наука, 1948. 580 с. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с. Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство. М.: Мир, 2004. 456 с. Раздел 2. Рыбы и среда обитания. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и... | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения | Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: эмоции и воля» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | ||
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | Учебно-методический комплекс по дисциплине геоинформатика направление: 020400. 62 География Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геоинформатика» составлен в соответствии с Основными образовательными программами по... |