Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания





НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3
ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

РАЦИОАНЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

оценка и коррекция состояния питания

различных групп населения
учебно-методическое пособие для студентов

медико-профилактического факультета

по гигиене питания

Владикавказ 2011
Составители: заведующий кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО д.м.н. Бутаев Т.М., ассистент кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО Дзулаева И.Ю,

Рецензент:

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА от_____________________ г.(протокол №_________)

ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие к практическим занятиям по разделу «Гигиена питания» составлено с целью облегчения работы с основной учебной литературой в процессе самоподготовки к практическим занятиями более успешному освоения практических навыков. Гигиена питания – раздел гигиены, занимающийся изучением качества пищевых продуктов, их влияния на организм и разрабатывающей нормативы, требования и рекомендации по их изготовлению, хранению и применению, направленные на улучшение здоровья населения. Гигиена питания включает основные положения физиологии и биохимии питания, витаминологии, микробиологии, эпидемиологии, гельминтологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к гигиене питания.

Предлагается ряд качественно новых занятий с использованием современных подходов оценки рационального питания, позволяющих в процессе обучения акцентировать внимание студентов на наиболее актуальных задачах науки и практике по гигиене питания.

Учебное пособие разработано в соответствии с Рабочей программой по гигиене питания для студентов МПФ (специальность 040300) Северо-Осетинской государственной медицинской академией (утвержденной в октябре 2010г.). После изучения темы «Рациональное питание» студент должен:

Уметь:

  • Изучать и анализировать состояние питания различных групп населения с целью разработки мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, связанных с характером питания;

  • Осуществлять контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при реализации пищевых продуктов (блюд) в системе предприятий общественного питания, в том числе: проводить лабораторный анализ пробы готовой пищи, давать гигиеническую оценку результатов лабораторного исследования и делать обоснованное заключение по ним;

  • Провести лабораторный анализ пробы готовой пищи и дать гигиеническую оценку результатов лабораторного исследования и сделать обоснованное заключение по ним.

Знать:

  • Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения;

  • Методы изучения фактического питания населения, в том числе роль и место лабораторного контроля при изучении организованного питания различных групп населения;

  • Антропометрические и клинические признаки алиментарного дисбаланса и лабораторные маркеры пищевого статуса;

  • Основные пищевые источники незаменимых нутриентов;

  • Методику полного лабораторного анализа готовых блюд;

  • Понятие качества пищевых продуктов (блюд) и принципы оценки пищевой и энергетической ценности готовой пищи.

Указанные умения и знания приобретаются в результате прохождения соответствующего лекционного курса и самостоятельной работы студентов на практических занятиях с использованием вспомогательной компьютерной программы и методик лабораторного анализа.

Контроль достижения поставленных учебных целей осуществляется преподавателем при проверке результатов самостоятельной аудиторной работы и проведении итогового тестирования.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА В ЭНЕРГИИ И ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ. АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ МЕТОДОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными принципами рационального питания; закрепить знания норм физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах и затрачиваемых организмом энергии; научить методикам оценки адекватности питания с учетом возраста, пола, профессии и климата.

Студент должен знать:

1. Основное понятие «рационального питания».

2. Методы изучения питания.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к рациональному питанию.

4. Основные принципы рационального питания.

5. Нормы физиологических потребностей в основных пищевых веществах и затрачиваемой организмом энергией.

6. Методы изучения энергозатрат организма.
Студент должен уметь:

1. Уметь составить хронограмму дня;

2. Рассчитать суточные энерготраты и потребность организма в основных пищевых веществах по антропометрическим и хроно­метрическим данным;

3. Оценить адекватность индивидуального питания и дать реко­мендации по его коррекции с учетом физиологических норм пита­ния.

Оснащение занятия: медицинские весы, ростомер, толстотный циркуль, сантиметровая лента.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие о рациональном питании и гигиенические требова­ния к нему.

  2. Методы изучения фактического питания.

  3. В чем сущность метода 24-часового воспроизведения?

  4. Количественная адекватность питания. От каких факторов за­висит суточный расход энергии?

  5. "Нерегулируемые" и "регулируемые" энерготраты, методы их оценки.

  1. Физиологические нормы питания, их обоснование.

  2. Чем определяется качественная полноценность питания?

  1. Белки, их биологическая ценность, значение в питании чело­века. Понятие о полноценных белках.

  2. Какова суточная потребность в белках в зависимости от воз­раста и профессии?

  3. Жиры, их виды и биологическая ценность, значение в питании человека, суточная потребность в жирах.

  4. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), их биологиче­ская роль, суточная потребность.

10. Углеводы, их виды и биологическая ценность, значение в
питании человека.

Используемая Литература:

Основная:

1. Гигиена питания: учебн. для студ. высш. учебн. заведений / А.А.Королев. 2006. 528 с

2. Петровский К.С., Ванханен В.Д. – Гигиена питания (учебник), М. 1982.

3. Румянцев Г.И., Гигиена (учебник), 2000., 608 с.

4. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А. - Руководство к практическим занятиям по гигиене питания, М., 1987, 256с., ил.

5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. – М., 1985.

6. Федеральные Законы России.

7. Постановления Правительства России.

8. ГОСТы, инструктивно-методическая, нормативно- технические документы (СП, МУ, СанПиН, СНиП).

9. Пивоваров Ю.П., Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. - М.,2001., 432 с.

Дополнительная

1. Скурихин И.М., Волгарев М.Н. Химический состав пищевых продуктов. Т.1-2.-М.- 1994

2. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии), М., 2002.

3. Питание в профилактической медицине. Учебно-методическое пособие под ред. Е.А.Лебедевой, Ленинград. 1986

4. Справочник по диетологии. Под ред. В.А.Тутельяна и М.А. Самсонова, М., 2002.

5. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. – М., 2002.
Питание, организованное в соответствии с реальными потребностями человека и обеспечивающее оптимальный уровень обмена веществ, называется рациональным.

Интегральным показателем при анализе качества питания человека является состояние питания (рис. 1). Состояние питания – показатель, отражающий взаимосвязь состояния здоровья и фактического питания с учетом действия факторов среды обитания человека.

Изучение и анализ состояния питания осуществляется при поэтапной оценке следующих показателей:

  • Фактического питания (суточный продуктовый набор, нутриентный состав, режим и условия питания);

  • Состояния здоровья – пищевого статуса (характеристика физического развития, симптомы микронутриентного дисбаланса, метаболические показатели гомеостаза) и структуры заболеваемости;

  • Экологического статуса (основные источники экологической опасности, пути и механизмы чужеродного воздействия на организм).


Заболеваемость



Экологический статус






Пищевой статус

Фактическое питание








АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ





Рекомендации по оптимизации фактического питания и снижению неблагоприятной экологической нагрузки


Рис. 1. Схема анализа состояния питания населения
1. Методы изучения фактического питания
При оценке состояния питания изучение фактического питания всегда является первым этапом исследований, позволяющим получить основной материал для последующего анализа и коррекции питания.

Все методы изучения фактического питания принято делить на социально-экономические и социально-гигиенические (рис. 2).

Первая группа включает бюджетный и балансовый методы, используемые при анализе и планирования обеспечения и потребления продовольствия на уровне государств, областей, городов. Бюджетный метод состоит в расчете на душу населения денежных средств, расходуемых для приобретения продуктов питания. Балансовый метод позволяет рассчитать количество основных продуктов питания в единицах их измерения (кг, литр) на душу населения.

Социально-гигиенические методы изучения применяются при конкретной аналитической работе на индивидуальном и групповом уровнях. Все используемые методы имеют свои преимущества и недостатки и применяются изолированно или в комбинации. Для изучения фактического питания в организованных коллективах (детских дошкольных учреждениях, интернатах, санаториях) целесообразно использовать анализ как меню-раскладок (месячный, сезонный, годовой), так и анкет для индивидуализации результатов.

Основным методом оценки организованного питания является статистический метод, т.е. при изучении питания на основании анализа меню-раскладок с использованием компьютерных программ, разработанных на основе таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов. Для изучения фактического питания в коллективах с организованным питанием (детских дошкольных учреждениях, интернатах, санаториях) целесообразно использовать анализ как меню-раскладок (месячный, сезонный, годовой), так и анкет для индивидуализации результатов.

Фактическое питание неорганизованных выборок (например, студенческой группы) чаще всего изучают при помощи методов записи или воспроизведения с привлечением ряда приемов анкетирования. Составлением анкет для изучения фактического питания занимается врач, исходя из целей и специфики планируемых исследований. Анкета, как правило, включает вопросы о пищевом анамнезе, режиме и условиях питания, профессии, основных видах деятельности, антропометрические данные.

Применение лабораторного метода позволяет получить наиболее точные данные о фактическом составе пищевых рационов. При этом в течение 7-10 дней в каждом сезоне проводятся ежедневные лабораторные исследования суточного рациона. Этот метод заключается в непосредственном аналитическом определении химического состава и энергетической ценности готовой пищи. Однако в связи с трудоемкостью данного метода он используется, как правило, лишь в комплексе с другими (расчетными) методами, например, в качестве контрольного при изучении организованного питания статистическим методом. Лабораторный химический анализ позволяет выявить факты как естественных колебаний химического состава пищевых продуктов, изменений, происходящих при хранении, холодной и тепловой обработке, так и нарушений технологии приготовления блюд, приводящих к снижению рецептуры блюд. Это позволяет скорректировать неточности расчета фактического питания по меню-раскладке.

При применении метода записи каждый обследуемый ведет дневник питания, записывая данные (названия, количество) о всех съеденных продуктах и блюдах непосредственно после каждого приема пищи. По завершении срока сбора материала дневник подлежит квалифицированной обработке врачом.

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ





  • Бюджетный

  • Балансовый Анкетный Анализ Лабораторный

меню-раскладок
Метод записи:

ведение дневника

(7, 14, 21 и т.д. дней)

Методы воспроизведения:

24-часового воспроизведения;

частоты использования

пищевых продуктов



Неорганизованное питание

Организованное питание


Рис. 2. Методы изучения фактического питания.
Методы воспроизведения предполагают участие в работе с обследуемыми специалистов, которые ведут активный опрос (исключая, однако, при этом возможность ответов типа «да» или «нет»). При этом по памяти воспроизводится или продуктовый набор за прошедшие сутки (метод 24-часового воспроизведения), или частота использования различных видов пищевых продуктов в неделю. Полученные данные обрабатываются и анализируются. Методы воспроизведения наиболее часто используются в программах ВОЗ и НИИ питания РАМН по изучению фактического питания населения.

Что такое 24-часовое воспроизведение питания?

Количество фактического потребления пищевых продуктов устанавливается посредством опроса, когда респондент (опрашиваемый) воспроизводит по памяти то, что он съел за последние 24 часа или за предыдущие сутки. Этот метод принято называть « методом суточного или 24- часового воспроизведения» питания.

Суть метода состоит в том, что интервьюер путём постановки вопросов просит опрашиваемого вспомнить съеденную накануне в течение предшествующих суток (24 часов) пищу, при этом активно участвуя в опросе и совместно с респондентом с его слов оценивая вид, качество и количество принятой пищи.

Опрашиваемый не должен заранее знать, что будет проводиться изучение потребления им пищи за данный конкретный день, ибо это может привести к изменению его обычного пищевого режима и характера потребления пищи.

Интервью следует распределять равномерно на все дня недели, включая определенное соотношение выходных и рабочих дней.

Это правило следует соблюдать также при однократных опросах группы людей (семей), распределяя интервью с различными людьми на различные дни недели. В случаях использования повторного интервью с одним человеком также должен использоваться принцип распределения по дням недели и соотношения выходных и рабочих дней равного 1:4.

Необходимость соблюдения соотношения между выходными днями вызвана возможными различиями в питании людей в рабочие дни и в выходные дни. Например, можно ожидать большего употребления сладостей у детей, или большее потребление алкоголя у взрослых. Кроме того, характер потребления и приготовления пищи, а также выбор пищи различны в домашних условиях в выходные дни и в рабочие дни при питании на рабочем месте или в рабочей столовой.

На практике трудно проводить интервью в субботу или воскресенье, то следует брать интервью в дни с понедельника до четверга. При такой схеме опросов будет охвачено 4 рабочих дня с понедельника до четверга и 1 выходной день- воскресенье. Не следует интервьюировать в понедельник за субботу и воскресенье, так как 48-часовое воспроизведение питания отличается от 24 часового по точности и корректности воспроизведения и даёт различные результаты.

Интервьюирование проводится обычно утром или в первую половину дня, опрашивая в хронологическом порядке течения предыдущих суток от первого приёма пищи до последнего, т. е. с утра предыдущего дня до вечера - формально это период от 00.00 часов до 24.00 часов. Необходимо начать с первого продукта/ напитка, который был съеден или выпит утром, и таким образом исследовать весь суточный рацион с утра и до утра за 24 часа. Если обследуемые работают в ночную смену, их рацион предпочтительнее описывать с полуночи и до полуночи предыдущих суток. Необходимо соблюдать правило, чтобы время, которое охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время.

Интервью должно начинаться с вопроса о том, что человек ел первый раз после пробуждения или вставания с постели. Следует, тем не менее, спросить о возможном приёме пищи ночью между 00.00 часов и временем пробуждения.

Место проведения опроса.

Опрос должен проводиться в непринуждённой обстановке в спокойном месте без присутствия посторонних или других опрашиваемых.

При интервьюировании на дому возможно присутствие членов семьи (родителей, супругов и др.). В целом семейная обстановка располагает к откровенному разговору, человек чувствует себя свободно. Члены семьи могут уточнить многие детали о пище и способах её приготовления. Естественно, что питание детей от 3 до 7-9 лет не может быть достаточно адекватно воспроизведено самим ребенком, тем более для детей раннего возраста необходим опрос матери или другого взрослого члена семьи, ухаживающего за ребенком.

Однако следует иметь ввиду и некоторые препятствия для откровенного разговора: ребенок может не сказать о съеденных сладостях в присутствии матери, супруг- не признаваться в выпитом алкоголе, любой член семьи может не признаться в потреблении каких-то продуктов в силу возможных нарушений религиозных или других запретов или традиций. В домашних условиях легко проверить и записать торговую марку, сорт или другие характеристики продуктов, оценить объём и вес употребляемых порция блюд, а также объёмы посуды. Это существенное преимущество домашнего опроса и им следует полностью воспользоваться. Следует, однако, быть осторожным и осмотрительным в каких-то оценках и комментариях домашних привычек и традиций, способных вызвать недовольство членов семьи.

При интервьюировании на работе, в школе, в больнице следует избегать присутствия посторонних людей, а проводить интервьюирование с глазу на глаз. Присутствие посторонних стесняет опрашиваемого, т. к. эти люди начинают часто шутить и комментировать сведения, сообщённые опрашиваемым. Другой осложняющий момент может возникнуть при опросе на работе, связанной с производством или продажей продуктов питания, когда опрашиваемый может скрывать потребление производимой (продаваемой) пищи.

Этот метод не рекомендуется применять для детей в возрасте до 9 лет, а также и для многих престарелых людей в возрасте старше 75 лет и тех, кто имеет тяжелые физические недостатки, например, люди с умственными расстройствами, нарушениями речи, глухонемые, слепые.

Опрос одного взрослого человека занимает приблизительно 20 минут.

У детей до 7 лет этот метод не применяется. С 7 летнего возраста применение его зависит от культурного и образовательного развития детей. Более гарантированные результаты получаются в возрасте с 9- 10 лет. С 7 до 9 лет целесообразно опрашивать детей вместе с родителями, работниками школьной столовой или учителем. С 10- летнего возраста опрашивается один ребенок, хотя, могут быть необходимы уточнения дома или в школе.

Не рекомендуется применять этот метод для изучения питания глубокой старости при нарушениях памяти и речи. Примерным ориентиром может быть возраст 70-75 лет, однако необходима индивидуальная оценка познавательных способностей пожилого человека.

Особенности изучения питания детей.

При изучении питания детей до 3- летнего возраста необходимо выяснить, не кормится ли ребенок хотя бы частично грудью. При кормлении ребенка грудью необходимо выяснить: 1) сколько раз в сутки ребенок прикладывается к груди; 2) сколько минут в среднем длилось каждое кормление грудью, при этом учитывается только время активного сосания.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то необходимо выяснить у матери наименование детской смеси и как она готовится перед употреблением (готовая жидкая или восстановлена из сухой смеси водой или другой жидкостью ). При использовании сухой смеси необходимо выяснить её количество, измеряемое столовой ложкой, взятой для приготовления, и всё ли ребенок выпил.

Грудные дети могут получать кроме грудного молока или заменяющей его смеси и другие продукты. Поэтому во время опроса следует выяснить количество и вид этих продуктов, как это делается для взрослых.


Для оценки потребления пищи детей до 7-летнего возраста следует использовать метод путем опроса матери или других членов семьи, ухаживающих за ребенком, если ребенок не ходит в школу или в детский сад. Если ребенок ходит в школу или детский сад, необходим дополнительно к опросу родителей также опрос людей, имеющих какую- либо информацию о питании ребенка: учитель, воспитатель группы продлённого дня, школы- интерната, работник столовой, воспитатель или няня детского сада или яслей.

В день проведения интервью следует посетить школу или дошкольной учреждение и выяснить у работников характер питания и количество съеденной ребенком пищи в период пребывания в учреждении в течении прошедшего дня, дополнив этой информацией сведения о питании ребенка дома в прошедший день. Если не удается получить информацию о точном количестве съеденной вне дома пищи, то следует записать в анкету то меню, которое предлагается ребенку в течение времени пребывания в школе или детском саду (яслях) .

Оценка количества съеденной пищи.

Для оценки количества потребляемой пищи используются альбомы с рисунками или фотографиями различной, но известной величины порций продуктов и блюд, изображенных в натуральную величину. Эти альбомы также можно показать в конце опроса, что поможет вспомнить съеденную пищу. Кроме того, количество жидких и сыпучих продуктов оценивают в применяемых опрашиваемым в домашнем хозяйстве чашках, стаканах, тарелках и ложках (чайных, столовых). Эти предметы имеют стандартный объем, который характеризует количество ( в мл или граммах) потребления жидких (чай, кофе, компоты, молоко и жидкие молочные продукты, газированные и тонизирующие напитки и др.) или сыпучих ( сахар, растворимый кофе, мука) продуктов.

Если обследуемый есть один или несколько раз в день вне дома ( в столовой, кафе и др. предприятии общественного питания) исследователь может определить средние размеры порций по меню в столовой.

Порядок проведения интервью.

  1. Интервьюер не должен предупреждать респондента накануне о проведении опроса о питании за данный день. Хотя, предупреждение и может способствовать лучшему запоминанию съеденной пищи, но обследуемы может изменить свой привычный рацион, зная об опросе.

  2. В самом начале опроса интервьюер должен подчеркнуть, что его будет интересовать о питании только за прошедшие сутки. При этом следует деликатно объяснить опрашиваемому, что интервьюера интересует не его обычное питание, привычки и пристрастия, а именно питание за предыдущие сутки.

  3. Первые принципиальные стандартные вопросы, относящиеся к опросу о 24- часовом питании, должны быть сформулированы так:

- Когда Вы сегодня ели первый раз после того как проснулись и встали?

- Что Вы съели или выпили в этот первый прим пищи?

После каждого сообщения опрашиваемого и последующей детализации характера и количества пищи, интервьюер должен задать вопрос « Что Вы ели или пили еще за этот прим пищи? Вспомните, пожалуйста».

Уточняющие вопросы должны ставиться нейтрально, не навязывая и не вводя опрашиваемого на определенный вид пищи. При этом дополнительные уточняющие вопросы должны быть специфическими для характеристики отдельных видов или приемов пищи.

  1. Весьма целесообразным является привязка вопроса о приемах пищи к определенным видам активности человека в течение суток (перед выходом на работу, после прогулки, на работе, поле просмотра телепередачи, до или после похода в магазин, после занятия спортом и т. д.). Как правило. До после определенных видов активности принимается пища, которая легко запоминается и вспоминается. Каждый такой случай приема пищи, затем детализируется.

  2. Определенные приемы пищи и комбинации продуктов являются традиционными и это следует учитывать при постановке уточняющих вопросов. Если респондент сообщает, что он ел утром бутерброд, естественно возникает вопрос о том, с чем был бутерброд, а также запивал ли он его каким либо напитком. Если опрашиваемый ел бульон или суп, то следует обязательно спросить о потреблении мяса, вероятно, сваренного при приготовлении первого блюда. Или спросить о добавлении сметаны в борщ. Щи или добавление яиц к зеленым щам и т. д.

  3. В таблице 1 предлагается схема опроса для более полной характеристики потребляемых блюд и пищевых продуктов.

ВНИМАНИЕ ИНТЕРВЬЮЕР! Каждый вид продукта или каждое блюдо непременно должно иметь название или краткое описание (если не удается назвать) и количество этого блюда в граммах или миллилитрах. Эти данные записываются в анкете отдельной строкой. В исключительных случаях, если не удается определить точное количество, проставляется количество в бытовых мерах (стаканах, ложках, чашках и других известных мерах).

Что требуется от интервьюера?

Интервьюер должен быть обучен искусству задавать вопросы. Должен иметь глубокие знания об общих привычках питания данного региона, данной группы людей: знать о наиболее распространенных продуктах питания и традиционных блюдах и комбинациях продуктов, традиционные способы обработки и хранения пищи, знать доступность продуктов на рынке и в домашних хозяйствах, знать язык, на котором говорит опрашиваемый. Важно, чтобы интервьюер был знаком с целями исследования, с основными характеристиками химического состава пищевых продуктов. Все это имеет значение для получения существенных деталей пищевого рациона в наиболее удобной форме, которую можно легко кодировать и обрабатывать.

Во время опроса интервьюер должен оставаться нейтральным и не показывать сове удивление, одобрение ли неодобрение рациона питания обследуемого.

Интервьюер должен использовать нейтральные вопросы. В некоторых случаях рекомендуется не называть традиционные приемы пищи - завтрак, обед или ужин. Не рекомендуется подводить обследуемого к определенному ответу. Для того, чтобы задать грамотный вопрос, требуется иметь хорошие знания ор местных продуктах питания, общепринятых видах активности, а также способах приема пищи в некоторых специфических группах обследуемых.

Интервьюер должен проводить опрос, а не поручать респонденту самому заполнять анкету.

Если интервьюер не знает языка опрашиваемого, следует проводить интервью с переводчиком, который предварительно должен быть инструктирован детально о целях опроса, о том, какова структура опроса.

Интервью должно быть в открытой форме, т. е. анкета не содержит фиксированного списка продуктов и блюд, которые могли быть перечислены опрашиваемому с просьбой отметить, что из этого списка он ел накануне. Интервьюер может пользоваться списком вопросов в качестве подсказки для себя.

Метод 24-часового воспроизведения используется для изучения неорганизованного фактического питания населения как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Преимущества этого метода заключаются в сравнительной простоте и невысокой стоимости в сочетании с точностью (компьютерный расчет) и достоверностью результатов. Сущность метода заключается в том, что врачи опрашивают испытуемых об их питании за последние 24 часа и заносят полученные данные в соответствующие формы. День опроса, полученный методом случайной выборки, не должен быть праздничным или экстраординарным. Вполне корректным считается разовый опрос, хотя для получения более усредненных данных может быть проведен повторный опрос с интервалом в несколько дней (например, во вторник и в пятницу) и расчетом среднеарифметических показателей по анализируемым характеристикам.

Проводимый опрос начинают с записи продуктового набора вчерашнего завтрака, затем обеда, ужина и других приемов пищи, которые в зависимости от времени их проведения обозначают как второй завтрак, полдник, на ночь.

При записи требуется максимальная конкретность: не допускаются данные типа «хлеб», «чай», «салат», «суп» и т.п. – запись должна быть представлена в следующем виде: хлеб пшеничный – два обычных куска (80 г), чай (средней крепости – 0,5 г заварки) + сахар (3 чайные ложки – 24 г) + молоко (20 мл), салат: капуста белокочанная (100 г) + морковь (50 г) + масло подсолнечное (15 г), суп: говядина (50 г) + картофель (25 г) + фасоль стручковая (25 г) + сметана (15 г) + укроп (10 г) и т.п.

Примеры записи питания детей:

  1. Ребенок на грудном вскармливании: прикладывается к груди 7 раз, одно кормление длилось в среднем 10 мин.

  2. Ребенок на смешанном вскармливании:

6 час кормление грудью 10 мин.

8 час кефир 100 мл

12 час манная каша 100 г

17 час кормление грудью мин.

20 час яблочное пюре 50 г

23 час кормление грудью

Дополнительно чай 100 мл, сахар 7 г

После сбора исчерпывающей информации о всех приемах пищи составляется единый список продуктов, съеденных за сутки, расположенных в алфавитном порядке (для удобства введения данных в компьютер). Все повторяющиеся продукты количественно суммируются. Количество продуктов выражается в граммах. Перевод других количественных характеристик (кусочки, ложки, стаканы и т.п.) в граммы осуществляется с помощью таблиц 1 и 2.

Таблица 1
Сведения о массе пищевых продуктов



Продукт

Масса, г

Стакана (до верхней кромки)

Ложки (с «верхом»)

граненого

чайного

столовой

чайной

Крупа

Манная


200


160


25


8

Гречневая ядр.

210

170

25

8

Рисовая

230

185

25

8

«Геркулес»

90

70

12

3

Сахар песок

200

160

25

8

Мед натуральный

--

--

30

9

Ядро ореха (миндаля)

165

130

30

--

Какао-порошок

--

--

25

9

Кофе растворимый

--

--

--

2

Молоко

250

200

18

5

Сметана

250

200

29

9

Творог

--

--

17

5

Майонез

--

--

15

4

Растительное масло

--

--

17

5

Соки (овощные, фруктовые)

250

200

18

5

Варенье (джем)

--

--

45

20


Таблица 2

Масса 1 шт. пищевых продуктов


Продукт

Масса

1 шт. г

Продукт

Масса

1 шт. г

Сдоба обыкновенная

50

Булочка

200

Баранки простые

25

Сушки простые

10

Сухари сливочные

20

Сахар-рафинад

6

Карамель

6

Конфеты шоколадные

15

Мармелад

12,5

Пастила

15

Зефир

33

Печенье сахарное

13,5

Вафли

14

Пряники

20

Пирожные

75

Сырки глазированные

50

Картофель

100

Лук репчатый

75

Морковь

75

Огурцы

100

Томаты (5,5 – 6,5 см)

75-115

Бананы

150

Яблоки (5,0-6,5-7,5 см)

90-130-200

Апельсины (6,5 – 7,5 см)

100-150

Грейпфруты

180

Лимоны

60

Сардельки

100

Сосиски

50

Яйцо куриное

50

Котлета

100



Полученные при расчете на компьютере результаты необходимо дополнительно корректировать по величинам ряда нутриентов, разрушающихся в процессе кулинарной обработки: уменьшить количество витаминов: С – на 50%, В1, В2, В6, РР – на 25%, А – на 20%, ПНЖК – на 10%.


  1. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии.


Первый постулат теории рационального питания гласит, что с рационом питания должно поступать столько энергии (ккал), сколько человек тратит на все виды деятельности:
Σ рациона = Σ сут.

Индивидуальные суточные энергозатраты
Суточные энергозатраты складываются из величины основного обмена (ВОО), умственной и физической деятельности (УФД), специфического динамического действия пищи (СДДП). Последнее – это метаболические затраты на утилизацию пищевых веществ, максимальные в отношении белков (40% ОО) и минимальные при катаболизме углеводов (5% ОО) – в среднем 10% ОО.

КФА – коэффициент физической активности различных видов деятельности. При групповом расчете можно пользоваться КФА для различных профессий в зависимости от того, в какую группу интенсивности труда они включены. Все трудоспособное население дифференцировано на 5 групп (женщины – на 4) в зависимости от размеров энергозатрат. Студенты, как и другие работники преимущественно умственного труда, включены в первую группу. КФА для I группы – 1,4; для II группы – 1,6; для III группы – 1,9; для IV группы – 2,3; для V группы (только у мужчин) – 2,5.
Второй постулат теории рационального питания заключается в том, что все нутриенты должны быть сбалансированы, т.е. поступать с рационом в определенных соотношениях (таб. 3).
Таблица 3
Нормы физиологической потребности в пищевых веществах для взрослого здорового человека


Пищевые вещества (нутриенты)

Индивидуальный норматив, в сутки

Биомаркеры обеспеченности организма

Белок общий

10-15 (12)% от энергоценности рациона

Белковые фракции крови

Животный белок

55% общего белка




Растительный белок

45% общего белка




ТРИ: ЛИЗ: (МЕТ+ЦИС)

1: 5,5: 3,5, т.е. в 100 г белка должно быть 1 г триптофана, 5,5 г лизина и 3,5 г серосодержащих аминокислот




Жир общий

Не более 30% от энергоценности рациона

Индекс массы тела, триглицериды, ЛПНП: ЛПОНП: ЛПВП в сыворотке крови

Растительный жир

1: 3 общего жира

Так же

НЖК

Не более 10% от энергоценности рациона

Так же

ПНЖК

3 – 7% от энергоценности рациона (5% в среднем)

Так же

ПНЖК: НЖК

Не менее 1: 2

Так же

Холестерин

Не более 0,3 г

Так же

Углеводы общие

55-60 (58)% от энергоценности рациона

Индекс массы тела

Крахмал

Не менее 80% от общих углеводов

Так же

Моно- и дисахариды (простые углеводы)

Не более 20% от общих углеводов (не более 10% от энергоценности рациона)

Индекс массы тела; гликозилированный гемоглобин (HbAlc – 4 – 5,5%)

Пищевые волокна (некрахмальные полисахариды)

11 г на 1000 ккал рациона (или около 25 г)




Аскорбиновая кислота

25 мг на 1000 ккал

1) 20-30 мг в суточной моче

2) > 17 мкмоль/л в плазме крови

Витамин В1 (тиамин)

0,6 мг на 1000 ккал

ТДФ-эффект в эритроцитах – 1-1,15 (активность транскетолазы)

Витамин В2 (рибофлавин)

0,6 мг на 1000 ккал

ФАД-эффект в эритроцитах – 1-1,3 (активность глутатионредуктазы)

Витамин В6 (пиридоксин)

0,7 мг на 1000 ккал

ПАЛФ-эффект в эритроцитах – 1-1,5 (активность АСТ)

Витамин РР (ниацин)

6,5 мг на 1000 ккал

В суточной моче отношение N-метилникотинамида к креатинину – 1,3-3,9 ммоль/моль

Витамин А – ретиноловый эквививалент (α-ретинол + β-каротин)

Для мужчин – 1 мг (0,4 мг + 3,6 мг); для женщин – 0,8 мг (0,32 мг + 2,88 мг)

α-ретинол в плазме крови >0,7 мкмоль/л

Витамин Е (α-токоферол)

Для мужчин – 10 мг; для женщин – 8 мг

Отношение в плазме крови токоферол/холестерин >2,22 мкмоль/ммоль

Витамин Е мг/ПНЖК г

Не менее 1:2

Концентрация малонового диальдегида (МДА) в эритроцитах

Кальций

800 – 1000 мг

Кальций сыворотки крови (2,1 – 2,6 ммоль/л) + активность щелочной фосфатазы сыворотки крови (39 – 117 МЕ/л)

Фосфор

1200 мг




Са: Р

1: 1,2-1,5




Магний

400 мг

В плазме крови 0,65 – 1,05 ммоль/л

Са: Mg

1: 0,4 – 0,5




Железо

Для мужчин – 10 мг; для женщин – 18 мг

Ферритин сыворотки крови: 58 – 150 мкг/л

Йод

150 мкг

Йод в суточной моче: >10 мкг/л


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconУчебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса...
Осударственное бюджетное образовательное учреждение высшего професионального образования «северо-осетинская государственная медицинская...
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconЭкзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconТематический план лекций на весенний семестр по коммунальной гигиене для студентов V
По коммунальной гигиене для студентов V курса медико-профилактического факультета 2013/2014 уч. Год
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconТематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconПриложение 7 Форма 1
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconАннотация рабочей программы дисциплины
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания icon«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconОтчет об участии во Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconБеседа «Гигиена, внешний вид, уход за одеждой и обувью» Цель
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconО соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconИ. М. Губкина утверждаю первый проректор, профессор М. А. Силин 2010 г. Рабочая программа
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания iconТема : Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека....
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск