Методические указания для проведения практических занятий по курсу





Скачать 229.38 Kb.
НазваниеМетодические указания для проведения практических занятий по курсу
Дата публикации03.08.2013
Размер229.38 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


для проведения практических занятий по курсу

«Генетика с основами селекции»

по теме: «Наследование при сцеплении генов. Генетические карты»

для студентов дневного и очно-заочного отделений

биолого-почвенного факультета

Ростов-на-Дону

2006


Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т.П. Шкурат, доцентом кафедры генетики Н.И. Беличенко, старшим преподавателем кафедры генетики Н.Г. Палеевым, магистром кафедры генетики Н.П. Зайченко.

Ответственный редактор д.б.н. Е.П. Гуськов

Компьютерный набор и верстка Н.П. Зайченко

Печатается в соответствии с решением кафедры генетики биолого-почвенного факультета РГУ, протокол № 9 от 25.04.06.



Гены, локализованные в одной хромосоме, называются сцепленными. Сцепленные гены наследуются совместно. Количество групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом.

Сцепление бывает полным и неполным.

Полное сцепление – гены, расположенные рядом, не участвуют в кроссинговере.

Неполное сцепление – частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Если расстояние между генами 20 морганид, то родительские гаметы будут образовываться в 80% случаев, а кроссоверные в 20%.

Перекрест или кроссинговер происходит между гомологичными участками хромосом в процессе мейоза. Гомологичные хромосомы конъюгируют (сближаются), в двух-трех точках на хромосоме образуют хиазмы. В этих точках происходит обмен гомологичными участками, который приводит к образованию рекомбинантных гамет.

При независимом наследовании в анализирующем скрещивании гибриды будут образовываться с одинаковой частотой.
AaBb x aabb

AaBb; aaBb; Aabb; aabb

25 : 25 : 25 : 25
В случае локализации генов в одной хромосоме гибриды будут образовываться с разной частотой.

Родительские – больше, кроссоверные – реже, в зависимости от расстояния между генами.
AaBb x aabb

AaBb; aaBb; Aabb; aabb

40 : 10 : 10 : 40

Основные положения хромосомной теории наследственности.

Закон Т. Моргана

  • Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.

  • Группы генов, расположенные в одной хромосоме, называются группами сцепления.

  • Число групп сцепления равно числу пар хромосом, то есть гаплоидному набору хромосом.

  • Частота кроссинговера между двумя неаллельными генами, расположенными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними.

  • 1% кроссинговера равен 1 санти-морганиде.

  • Полное сцепление - в норме кроссинговер не идет.

  • Неполное сцепление - при коньюгации гомологичных хромосом возможен кроссинговер.

Задачи
1. Можно ли легко определить расстояние между генами А и В в скрещивании АЬ//ab х аВ//аЬ? Объясните.

2. У томатов высокий стебель доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Расстояние между генами, определяющими эти признаки, равно 20%. Скрещено вы­сокое грушевидное растение с карликовым шаровидным. Какого потомства, и в каком отношении следует ожидать от скрещивания гибридов F1 с карликовыми грушевидными растениями?

3. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными се­менами с растениями, имеющими морщинистые неокрашенные се­мена, потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами, а от анализирующего скрещивания получено 4152 растения с глад­кими окрашенными семенами, 149 - морщинистыми окрашенны­ми, 152 - гладкими неокрашенными, 4163 - морщинистыми неок­рашенными. Дайте полное объяснение полученным результатам.

4. Высокое растение томата с шаровидными плодами, скре­щенное с карликовым, имеющим грушевидные плоды, дало 81 высокое шаровидное, 79 карликовых грушевидных, 22 высоких грушевидных и 17 карликовых шаровидных потомков. Другое вы­сокое растение с шаровидными плодами, скрещенное с карлико­вым грушевидным, дало 21 высокое грушевидное, 18 карликовых шаровидных, 5 высоких шаровидных и 4 карликовых грушевид­ных потомка. Какое потомство, и в каком отношении они дали бы при скрещивании друг с другом?

5. От скрещивания растений кукурузы с желтым непро­зрачным (тусклым) эндоспермом зерна с растением, имевшим бе­лый прозрачный эндосперм, в F1 все зерна имели желтый про­зрачный эндосперм, а в Fa произошло расщепление: 777 зерен имели желтый непрозрачный эндосперм, 7 — желтый прозрач­ный, 10 — белый непрозрачный и 773 — белый прозрачный эндо­сперм. Как наследуются признаки? Определите генотипы исход­ных растений и гибридов F1, а также фенотип анализатора.

6. У кукурузы мучнистость эндосперма доминирует над восковидностью, фиолетовая окраска проростков — над зеленой. Гены, контролирующие эти признаки, локализованы в 9 хромосо­ме, расстояние между ними — 12 % кроссинговера. Какой фенотип и генотип будут иметь растения F1 от скрещивания гомозиготных растений с мучнистым эндоспермом и зеленой окраской пророст­ков с растением, имевшим восковидный эндосперм и фиолетовые проростки? Какое расщепление по фенотипу вы ожидаете полу­чить в F2 этого скрещивания?

7. У кукурузы окрашенность семян доминирует над неокрашенностью, а гладкий эндосперм доминирует над морщинис­тым. Скрещено растение с окрашенными гладкими семенами с ра­стением, имеющим неокрашенные морщинистые семена. В F1 все семена были окрашенные, гладкие. В результате анализирующего скрещивания с гибридом первого поколения получены семена че­тырех типов: 4032 окрашенных гладких, 149 окрашенных морщинистых, 152 неокрашенных гладких, 4035 неокрашенных морщинистых. Объясните результаты, определите генотип исходных форм. Какое расщепление вы ожидаете получить в F2 от скрещивания гибридов первого поколения?

8. При скрещивании растений кукурузы, имеющей зе­леные всходы, зеленые листья, без лигулы, с растениями, имею­щими золотистые всходы, темно-зеленые листья, с лигулой, в F1 получили растения с зелеными всходами, темно-зелеными листь­ями, без лигул. Растения F1 скрестили с анализатором. Результа­ты этого анализирующего скрещивания следующие: 22 - зеленые всходы, темно-зеленые листья, без лигулы; 275 - зеленые всходы, зеленые листья, без лигулы; 74 - зеленые всходы, темно-зеленые листья, с лигулой; 128 - зеленые всходы, зеленые листья, с лигулой; 112 - золотистые всходы, темно-зеленые листья, без лигулы; 66 - золотистые всходы, зеленые листья, без лигулы; 305 - золотистые всходы, темно-зеленые листья, с лигулой; 18 - золотистые всходы, зеленые листья, с лигулой. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений, растений F1 и анализатора.

9. У томата высокий рост растения доминирует над низ­ким, гладкий эпидермис — над шероховатым. От скрещивания двух растений получили расщепление: 208 высоких гладких, 9 вы­соких шероховатых, 6 низких гладких, 195 низких шероховатых растений. Объясните расщепление. Определите генотипы исход­ных растений и их фенотип.

10. У томатов высокий рост стебля доминирует над карли­ковым, шаровидная форма плода — над грушевидной. Скрещено гомозиготное высокое растение с шаровидными плодами с гомозиготным карликовым, имеющим грушевидные плоды. В F2 получено расщепление:1650 высоких с шаровидными плодами; 230 высоких с грушевидными плодами; 220 карликовых с шаровидными плодами; 400 карликовых с грушевидными плодами. Объясните результаты, определите фенотип растений F1. Ка­кое расщепление вы ожидаете получить в анализирующем скре­щивании, и какие растения вы будете использовать в этом скре­щивании?

11. При скрещивании высокого растения томата с груше­видными плодами с карликовым растением с шаровидными плода­ми в F1 все растения оказались высокими с шаровидными плодами. Какое расщепление должно произойти в F2, если все признаки контролируются моногенно, гены локализованы в одной хромосоме и расстояние между ними 16 % кроссинговера?

12. Растение китайской примулы с коротким пестиком и кремовой окраской цветков, скрещенное с растением с длин­ным пестиком и красной окраской цветков, дало в F1 растения с коротким пестиком и кремовыми цветками, которые были возвратно скрещены с растением, имеющим длинный пестик и красные цветки. Результаты этого скрещивания следующие: 1697 с коротким пестиком и кремовыми цветками; 195 с коротким пестиком и красными цветками; 234 с длинным пестиком и кремовыми цветками; 1558 с длинным пестиком и красными цветками. Как наследуются признаки? Определите генотипы исходных растений.

13. Гомозиготное стелющееся растение гороха с окрашен­ными цветками скрещивается с гомозиготным кустистым расте­нием с белыми цветками. В F2 получилось следующее расщепление: 20 стелющихся с белыми цветками; 128 стелющихся с окрашенными цветками; 30 кустистых с белыми цветками; 22 кустистых с окрашенными цветками. Объясните результаты скрещиваний, определите генотипы исходных растений, генотип и фенотип растений F1.

14. Диплоидная тригетерозиготная клетка хламидомона­ды возникла в результате слияния двух гаплоидных клеток с гено­типами ABC и abc. Предположим, что частота рекомбинантов по генам В и С составляет 18 %, по генам А и С — 8 %, по генам А и В -23 %. Сколько типов гамет может возникнуть у данной гетерозиготы? Какова последовательность генов на карте, и какова ожидаемая частота двойных рекомбинантов?

15. У Aspergillus nidulans гены adG, biA, pabaA, proA и yA расположены в хромосоме I. Указанные гены контролируют, соот­ветственно, потребность в аденине, биотине, пара-аминобензойной кислоте, пролине; последний ген у определяет окраску кони­дий, в норме она зеленая, а у мутанта — желтая. Гетерозиготный диплоид содержит нормальные аллели этих генов в одном гомологе, а мутантные — в другом. Для анализа митотического кроссинговера у растущего вегетативно диплоида отобрали диплоид­ные рекомбинанты у/у, образующие желтые пятна на зеленом газоне у/у+. Анализ генотипов у 182 рекомбинантов обнаружил следующее расщепление:

аd+ / ad bi / bi paba+ / paba pro+ / pro у/у — 42

ad+ / ad bi / bi paba / paba pro+ / pro у/у129

ad+ / ad bi / bi paba / paba pro / pro y/y 11

Установите порядок расположения генов в хромосоме I и определите, где это возможно, расстояния между генами и между генами и центромерой. Изобразите схему митотического кроссинговера.

16. Гены аnА, pabaA, riboA и suA расположены в хромосоме I Aspergillus nidulans. Три первых гена контролируют потребность в аневрине (витамине В1), пара-аминобензойной кислоте и ри­бофлавине, соответственно. Мутация в гене suA супрессирует му­тацию аd20 (потребность в аденине), поэтому гомозиготы suA / suA ad20 / ad20 растут на синтетической среде без аденина. Гетерозигот­ный диплоид содержит нормальные аллели генов аnА, pabaA, riboA и suA в одном гомологе хромосомы I, а мутантные аллели — в дру­гом. Кроме того, диплоид гомозиготен по мутации в гене ad20 (ad20 и suA локализованы в разных плечах хромосомы I). Для анализа митотического кроссинговера Понтекорво и Кейфер ото­брали в потомстве вегетативно растущего диплоида рекомбинанты suA/suA. Анализ генотипов у 261 рекомбинанта обнаружил следующее расщепление:

su / su an+ / an ribo+ / ribo paba+ / paba — 59

su / su an+ / an ribo / ribo paba+ / paba — 21

su / su an / an ribo / ribo paba+ / paba — 181

Установите порядок изученных генов в хромосоме I. Опреде­лите, где это возможно, расстояния между генами и между генами и центромерой. Какая селективная среда была использована для отбора рекомбинантов suA / suA?

17. У дрозофилы рецессивный ген cut (ct), обусловливающий вырезки на крыльях, и рецессивный ген tan (t) обусловливающий, темную окраску тела, сцеплены с полом. Можно ли установить расстояние между этими генами, скрещивая гетерозиготную сам­ку с самцом, доминантным по обоим признакам? Объясните.

18. У дрозофилы кроссинговер между генами b-vg составляет 17%. Определите, какое будет F2 от скрещивания линий bvg x b+vg+ и bvg+ х b+vg (vg - зачаточные крылья, vg+ - нормальные крылья, b - черное тело, b+ - серое тело).

19. Допустим, что гены А и В у дрозофилы сцеплены с полом, и кроссинговер между ними равен 20%. Каково будет потомство в следу­ющих скрещиваниях: ♀AB//ab x ♂аb/; ♀Аb // аВ х ♂ab / ?

20. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные имеют извитую шерсть нормальной длины, в другой - длинную прямую. Гибриды F1 с нормальной прямой шерстью. В анализи­рующем скрещивании получено 27 мышат с нормальной прямой шерстью, 99 - с нормальной извитой, 98 - с длинной прямой и 24 - с длинной извитой. Определите расстояние между генами.

21. У дрозофилы во второй хромосоме в локусе 48,5 нахо­дится ген черного тела, в локусе 54,5 расположен ген зазубренного края крыла, а в локусе 5,5 - ген, определяющий увеличенные раз­меры фасеток глаз. Все эти гены рецессивные. Определите веро­ятность фенотипов потомства от скрещивания гибридной самки с самцом со всеми рецессивными признаками, если гибридная самка получена от скрещивания самки дикого типа с самцом со всеми указанными рецессивными признаками.

22. Имеется генотип А//а ВС//bс. Расстояние между генами В и С составляет 40%. Определите пропорцию всех сортов гамет, образуемых этой тригетерозиготой.

23. От скрещивания самцов дрозофилы с темпо-коричневыми глазами и волосатым телом с самками дикого типа в F1, все мухи были дикого типа. В возвратном скрещивании самок из F1 с исходным самцом получили расщепление: 1264 мухи дикого типа, 8 — с красными глазами и волосатым телом, 5 — с темно-коричневыми глазами и нормальным телом и 1277 — с темно-ко­ричневыми глазами и волосатым телом. Как наследуются призна­ки? Определите генотипы исходных мух и гибридов F1. Какое расщепление вы ожидаете получить в потомстве от скрещивания гибридов F1 между собой?

24. Скрещиваются две породы кроликов: у одной из них жи­вотные имеют черную шерсть нормальной длины и белый жир, у другой - коричневую короткую шерсть и желтый жир. У гиб­ридов шерсть черная нормальной длины и белый жир. В анали­зирующем скрещивании получилось следующее расщепление:

Длина шерсти

Окраска жира

Окраска шерсти.




Нормальная

белая

черная

44

Короткая

желтая

черная

19

Нормальная

желтая

черная

20

Короткая

белая

черная

45

Нормальная

желтая

коричневая

43

Нормальная

белая

коричневая

18

Короткая

желтая

коричневая

44

Короткая

белая

коричневая

17

Определите, как наследуются признаки?

25. У дрозофилы рецессивный ген (b) обусловливает черное тело, а ген р — пурпурный цвет глаз. Их доминантные аллели — ген серого тела (В) и ген красного цвета глаз (Р). При скрещивании дигетерозитотной самки с таким же по феноти­пу гомозиготным самцом получено 43% потомков серого цвета с пурпурными глазами, 43% — с черным телом и красными глазами и по 7% потомков с проявлением доминантных и рецессивных признаков. Как наследуются эти гены, и какой генотип потомков?

26. У дрозофил признаки окраски тела и длины крыльев сцепле­ны. Темная окраска тела рецессивна по отношению к серой, короткие крылья к длинным. В лаборатории скрещивались серые длиннокрылые самки, гетерозиготные по обоим признакам, с самцами имеющими чер­ное тело и короткие крылья. В потомстве оказалось: серых длиннокрылых особей — 1387, черных короткокрылых — 1402, черных длиннокрылых — 285, серых короткокрылых — 286. Определите расстояние между генами окраски тела и длины крыльев.

27. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розо­вый цвет глаз над красным. Оба признака сцеплены. В лаборатории от скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых — 27, темных розовоглазых 30, светлых розовоглазых 27, темных красноглазых 29. Определите расстояние между генами.

28. При спаривании дигибридного хряка (АаВb) с рецессивными свиноматками получено следующее расщепление в F1, по фенотипу: поросят с двумя доминантными признаками (А...В...) — 30, с двумя ре­цессивными признаками (aabb) — 32, поросят фенотипа A...bb — 5 и фенотипа ааВ... — 3. Как наследуются эти признаки, и какое расстояние между контро­лирующими их генами?

29. При скрещивании курицы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным петухом, получено следующее расщепление потомства по фенотипу: А...В...; A...bb; aaB...; aabb = 25%, 25%, 25%, 25%, соот­ветственно. Определите, как наследуется гены А, а и В, b — сцеплено или они свободно комбинируются?

30. У мухи дрозофилы ген нормального цвета глаз доминирует над геном белоглазия, ген ненормального строения брюшка над геном нор­мального строения. Обе пары расположены в Х-хромосоме на расстоя­нии 4 морганид. Определите вероятные генотипы и фенотипы потомства от скрещи­вания гетерозиготной по обоим признакам самки с самцом, имеющим нормальный цвет глаз и нормальное строение брюшка.

31. У дрозофилы кроссинговер между генами b и d составляет 30%. Определите, какое будет потомство F2 от скрещивания мух линий bbdd x BBDD и bbDD x BBdd.

32. У кроликов «английский» тип окраски (белая пятнистость) доминирует над обычной (сплошной), а короткая шерсть — над длин­ной (ангорской). От возвратного скрещивания кроликов F1 с кролика­ми со сплошной окраской и шерстью ангорского типа было получено 463 некроссоверных особей, 68 — кроссоверных. Сколько кроликов из полученных в F1, были короткошерстными с «английским» типом окраски и сколько их было в F2?

33. Гены А и В наследуются сцепленно, расстояние между ними в единицах кроссинговера равно 25%. При скрещивании дигетерозиготной особи с рецессивной особью было получено 56 потомков. Сколь­ко из них имеет оба признака в доминантном и оба признака в рецес­сивном состоянии? Сколько всего было кроссоверных особей?

34. При скрещивании особей AaBb x aabb получено следующее ко­личество потомков: 805 АаВb, 796 aabb, 106 Aabb, 110 ааВb. Как насле­дуются эти признаки? Происходит ли кроссинговер по гену А, и какой процент кроссоверных особей будет получено по гену В?

35. Гены D, Е и F локализованы в указанном порядке в одной хро­мосоме. Между D и Е перекрест составляет 9%, а между D и F — 24%. Каков перекрест между генами Е и F?

36. У кур ген S определяет серебристую пигментацию пера, a Dw — нормальные размеры тела. Ген s определяет золотистую окраску, a dw — карликовость. При анализирующем скрещивании получено потомство: 13 серебристых нормальных, 14 золотистых карликовых, 189 золотис­тых нормальных и 192 серебристых карликовых. Провести полный ге­нетический анализ. Определить процент кроссинговера.

37. Гены А, В, С расположены в одной хромосоме в указанном порядке. Между генами А и В перекрест составляет 22%, а между В и С — 8%. Гомозиготная по генам ABC самка скрещена с особью, гомо­зиготной по авс. Какие будут гаметы в F1? Каково будет потомство от возвратного скрещивания F1 с авс?

38. У кур рецессивный летальный ген рх (пароксизма) и al (непол­ного альбинизма) сцеплены с полом. Цыплята, больные пароксизмом, погибают до 15-недельного возраста. При скрещивании нормальных кур-неальбиносов с гетерозиготными петухами получено 148 цыплят, из которых 32 были альбиносами. Сколько особей может быть с при­знаками пароксизма среди альбиносов и неальбиносов? Какой тип скрещивания следует провести, чтобы сразу же после вылупления цып­лят можно было выявить петухов-носителей гена рх?

39. При возвратном скрещивании получены животные со следу­ющими фенотипами: 54 РрВb — комолые черные, 6 Ppbb — комолые красные, 54 ppbb —рогатые красные, 6 ррВb — рогатые черные. Какой тип наследования этих признаков? Можно ли определить генотипы ро­дителей?

40. У тонкорунных овец породы прекос установлено сцепление гена крипторхизма и комолости. Комолость обусловлена доминантным геном Р, крипторхизм — рецессивным геном. Бараны, гомозиготные по гену комолости, в большинстве случаев были гомозиготными и по гену крипторхизма. Как правило, в стадах прекосов ежегодно рожда­лось около 50% нормальных комолых баранов, 12—25% комолых двух­сторонних крипторхов и 25—28% нормальных рогатых баранов. Со­ставить схему наследования крипторхизма. Какой генотип имеют нормальные бараны-производители?

Селекционеры предлагают комолых баранов спаривать с матка­ми с зачаточными рожками или костными шишками на месте рогов, а рогатых баранов — лишь с абсолютно комолыми. В чем состоит обо­снование такого подбора? Удастся ли избежать рождения крипторхов при таком подборе?

41. Особи двух разных линий лабораторных белых мышей были неспособны давать полноценный иммунный ответ на введение синте­тического полипептида ГАТ (глутаминовая кислота, аланин, тирозин). При скрещивании их между собой все гибриды F1, оказались реактивными, способными к полноценному иммунному ответу. Среди потомков F2 наблюдалось расщепление: 75 ареактивных и 25 реактивных. Сколько генов отвечает за нормальный иммунный ответ на введение синтетического полипептида ГАТ у лабораторных мышей? Напишите генотипы всех особей, участвовавших в скрещивании.

42. Приживление, либо отторжение трансплантанта у человека в основном определяется совместимостью донора и реципиента по генам основного комплекса гистосовместимости (HLA). Этот комплекс локализуется в шестой группе сцепления и представлен четырьмя генами. Ген А имеет 34 аллельных варианта, В — 41, С — 6 и D — 7 аллелей. Какова должна быть вероятность рождения двух идентичных по всем четырем генам комплекса гомозиготных индивидов, если предположить, что в популяции все аллельные варианты встречаются с одинаковой ча­стотой? Для облегчения расчетов предположим, что все четыре гена тесно сцеплены и кроссинговера между ними не происходит.

43. У человека локус резус-фактора сцеплен с локусом, опре­деляющим форму эритроцитов, и находится от него на расстоя­нии 3 морганид. Резус-положительность и эллиптоцитоз (эрит­роциты эллиптической формы) - доминантные признаки. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам. При этом резус-положительность он унаследовал от одного родителя, а эллипто­цитоз - от другого. Второй супруг резус-отрицателен и имеет нор­мальные эритроциты. Определите процентные соотношения ве­роятных фенотипов детей в этой семье.

44. Женщина, мать которой дальтоник, а отец гемофилик, всту­пает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Опре­делите вероятность рождения детей в этой семье одновременно с обе­ими аномалиями. Расстояние между генами гемофилии и дальтониз­ма равно 9,8%. Оба признака рецессивные, сцепленные с полом.

45. Гены цветовой и ночной слепоты сцеплены с полом и находятся на расстоянии 48% друг от друга. Определите вероят­ность рождения детей одновременно с обеими аномалиями в семье, где жена имеет нормальное зрение, но мать ее страдала ночной слепотой, а отец - цветовой слепотой, муж же нормален в отношении обоих признаков.

46. Если у нормальной женщины родилось 8 сыновей: один ге­мофилик, страдающий цветовой слепотой, двое других - гемофилики, четверо с цветовой слепотой и один нормальный по обоим признакам, то какой генотип вероятен для нее? Оба признака сцеплены с полом.

47. У человека резус-положительность и эллиптоцитоз опреде­ляются доминантными генами, расположенными в одной из аутосом на расстоянии 3 морганид. Рецессивные гены цветовой и ноч­ной слепоты находятся в Х-хромосоме на расстоянии около 48 мор­ганид. Девушка, мать и все предки которой резус-положительны с эллиптоцитозом и нормальным зрением, а отец резус-отрицателен с эритроцитами нормальной формы, цветовой и ночной слепотой, выходит замуж за юношу, резус- отрицательного с нормальными эритроцитами, цветовой и ночной слепотой. Определите вероят­ность появления возможных фенотипов детей в этой семье.

48. Синдром дефекта ногтей и коленной чашечки определяется пол­ностью доминантным аутосомным геном. На расстоянии 10 морганид от него находится локус групп крови по системе АВО. Один из супру­гов имеет II группу крови, другой III. Тот, у которого II группа крови, страдает дефектами ногтей и коленной чашечки. Известно, что его отец был с I группой крови и не имел этих аномалий, а мать — с IV группой крови имела оба дефекта. Супруг, имеющий III группу крови, норма­лен в отношении гена дефекта ногтей и коленной чашечки и гомози­готен по обеим парам анализируемых генов. Определите вероятность рождения в этой семье детей, страдающих дефектами ногтей и коленной чашечки и возможные группы крови их.

49. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминан­тными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть необязатель­но гены указанных аномалий; но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот.

1. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидакти­лию от отца. Ее муж нормален в отношении обоих признаков. Чего скорее можно ожидать у их детей: одновременного появления катарак­ты и полидактилии, отсутствия обоих этих признаков или наличие толь­ко одной аномалии - катаракты или полидактилии?

2. Какое потомство можно ожидать в семье, где муж нормален, а она гетерозиготна по обоим признакам, если известно, что мать жены тоже страдала обеими аномалиями, а отец ее был нормален.

3. Какое потомство можно ожидать в семье у родителей, гетерози­готных по обоим признакам, если известно, что матери обоих супругов страдали только катарактой, а отцы —только полидактилией?

50. Определите генотип гетерозиготного родителя, порядок расположения генов, расстояние между генами и коинциденцию, исходя из следующего расщепления в анализирующем скрещи­вании:

АbС - 104 аbс - 180 аВс - 109 АВс - 221

аВС - 5 Аbс-5 аbС - 191 АВС - 169

51. Составьте карту хромосомы по результатам анализирую­щего скрещивания у дрозофилы:

Cv+ct+v - 73 cv+ctv+ - 759 cvct+v -766 cvct+v+ -158

cv+ct+v+ - 2 cv+ctv - 140 cvctv+ - 80 cvctv - 2

Киноварная окраска глаз (v) рецессивна по отношению к крас­ной (v+); отсутствие поперечной жилки (cv) - по отношению к присутствию ее (cv+); наличие вырезки на крыльях (ct) - по от­ношению к нормальным крыльям (ct+).

52. На основании I и II анализирующих скрещиваний уста­новить порядок четырех генов, расстояния между ними, генотипы гетерозиготных родителей и величину совпадения:

I + + + - 669 ab+ - 139 а ++ - 3 + +с - 121

+ bс - 2 а+с - 2280 авс -658 +b+ - 2215

II bcd -8 b++ -341 b+d -90 +cd -376 ;

+++ - 14 ++d - 153 +c+ - 64 bc+ - 141.

53. У наземной улитки Cepea nemoralis цвет раковины определя­ется тремя генами одного локуса: U — коричневый, uI — розовый, u — желтый. Ген коричневой окраски доминирует над розовым и желтым, ген розовой — над желтым. С локусом окраски тесно сцеплены гены распределения окраски (полосатости). Ген В определяет равномерное распределение желтой, розовой или коричневой окраски, ген bI опре­деляет появление широкой темной полосы на общем фоне, ген b — несколько узких полос (несколько упрощено). Ген В доминирует над b1 и b, ген bI — над геном b (Меттнер Л., Грегг Т., 1972).

В четырех опытах скрещивались коричневые улитки с равномерной окраской и розовые с широкой полосой. Генотипы одной улитки были uuIbbI, второй UuIBbI. В одном варианте скрещивания потомство по­лучилось в отношении: 2 коричневых гладких, 1 розовый с широкой полосой и 1 желтый с узкими полосами. Во втором скрещивании полу­чилось: 2 части коричневых гладких, 1 - розовых с узкими полосами и 1 — желтых с широкой полосой. В двух остальных скрещиваниях по­лучилось по 4 фенотипа в равных количествах: коричневые с широкой полосой, коричневые с узкими полосами, розовые равномерно окрашен­ные и желтые с равномерной окраской. Определите, в каком порядке были сцеплены гены у родителей во всех 4 вариантах скрещивания.

54. Самку дрозофилы с желтым телом (и), глазами цвета кинова­ри (v) и обрезанными краями крыльев (ct) скрещивали с самцом дико­го типа N (мухи этого типа имеют тело желтовато-серого цвета, красные глаза и длинные крылья). В F1 все самки были с признаками дикого типа, а самцы желтые, с глазами цвета киновари и обрезанными крыльями. При скрещивании особей первого поколения между собой в F1 получе­ны следующие фенотипы: 1782 — дикий тип; 441 — желтый цвет тела; 294 — глаза цвета киновари; 55 — обрезанные края крыльев; 1715 — желтый, киноварный, обрезанные крылья; 470 — киноварный, обрезан­ные крылья; 266 — желтый, обрезанные крылья. На основании этих дан­ных построить карту хромосом для генов u, v, ct и указать расстояние между локусами.

55. Лейкоцитарные антигены человека (система HLA) образуют основной комплекс гистосовместимости, который представлен 4 основными генами А,В,С,Д локализованными в шестой хромосоме, между которыми наблюдается полное сцепление. При этом каждый ген имеет большое количество аллельных форм, каждая из которых обозначается арабской цифрой. Можно ли исключить отцовство одного из претендентов на ребенка на основании исследования гаплотипов. Приведите цитологическое доказательство.




Гаплотип HLA

А

В

Мать

1,3

8,44

1 Отец (?)

1,3

17,14

2 Отец (?)

11,26

7,12

  1. Ребенок

1,11

8,12


56. В литературе описан случай рождения дизиготных близнецов от разных отцов. Доказательством послужил анализ гаплотипов системы HLA, представленных в таблице. Укажите какой ребенок родился от какого отца, приведите цитологическое доказательство.





Гаплотип HLA

А

В

Мать

11,2

27,44

1 Отец (?)

2,3

15

2 Отец (?)

2,24

7,54

1 Ребенок

2

15,44

2 Ребенок

2,24

54,44


57. В роддоме перепутали двух детей. Определите какой супружеской паре принадлежит какой ребенок, используя данные гаплотипов системы HLA, приведите цитологическое доказательство.

Пробанды


А

В

1 –я семья

Мать

2

17,35

Отец

12,27

2,27

2-я семья

Мать

2,18

18,31

Отец

2,12

4,35

Дети

1 ребенок

2,12

2,35

2 ребенок

2

4,18




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания по проведению семинаров и практических занятий...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания для проведения практических занятий для студентов...
Маркетинг. Методическое пособие для практических занятий. Сост. М. Б. Кузьмичева. / Российск заочн ин-т текстил и легк пр-ти. М
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания для практических занятий Рабочее место №5
...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconПлан экзаменационной работы, 9 класс
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconЭкзаменационные вопросы по общей хирургии
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания по проведению практических занятий для специальностей...
Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconХимия модуль 3 энергетика и динамика химических процессов
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconЭкзаменационные вопросы по детской хирургии для студентов VI курса педиатрического факультета
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине “Базы данных” в соответствии со стандартом...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconАрбитражный процесс для направления
Методические указания для преподавателя по проведению практических (лабораторных) занятий по курсу 52
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и практических...
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей изучающих дисциплину «Мировая экономика». Темы практических...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение новохоперского...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconA вещество so3 – 1 кислотный оксид 2 основный оксид 3 амфотерный...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические указания для проведения практических занятий по курсу iconМетодические указания по проведению практических занятий на тему:...
М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск