Виктимизация как причина неуспеха в обучении





Скачать 42.72 Kb.
НазваниеВиктимизация как причина неуспеха в обучении
Дата публикации07.08.2013
Размер42.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ВИКТИМИЗАЦИЯ КАК ПРИЧИНА НЕУСПЕХА В ОБУЧЕНИИ

После того, как мы всецело утвердились в мысли о том, что причина дорожных аварий одна - это беспринципное поведение участников дорожного движения, мы как бы соглашаемся с тем, что неуспехи в образовании лежат в той же плоскости и зависят только от принципиальности учеников. Причина ДТП – легкомыслие, неосторожное поведение. Участники дорожного движения являются самой виктимной частью населения. В дорожном движении погибает больше людей, чем от всех других преступных посягательств.

Виктимологический взгляд на причины неуспеха учащихся открывает новые горизонты в педагогической науке, т.е. если рассматривать учащегося как жертву педагогического процесса. Необходимо выявить полную картину виктимности и ее социальные последствия, т.е. неуспех в образовании. Нас интересует процесс превращения в жертву и роль ученика в этом механизме.

В педагогическом словаре 2001 года термин «виктимология» трактуется следующим образом: «Витимология социально-педагогическая (от латинского viktime – жертва и греческого loqos – слово, понятие,учение) – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание…Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.

Нам необходимо выявить комплекс определенных свойств, способных виктимально реализоваться в неуспеспехи. Это позволит нам осуществить виктимологический прогноз, как на индивидуальном, так и на массовом уровне.

Нашей задачей является, как и виктимологиии в целом, - концентрация и осмысление в рамках единой виктимологической концепции научной информации о личности жертвы.

В конечном счете, виктимология призвана выработать защитные меры, помогающие предотвратить ситуации, в которых поводом для виктимности могут стать личные качества и поведение жертвы.

Необходимость в изучении виктимологических последствий неуспеха в образовании очевидна хотя бы по той причине, что большие материальные затраты не дают должных результатов.

Отстающих учеников можно объединить в отдельную группу «обезоруженных» (с нечистой совестью, лентяи и т.п.), и потому не имеющих возможности сопротивляться, доказывать свою правоту. Виктимность представляет собой потенциальную способность оказаться в роли жертвы в результате отрицательного взаимодействия их личных качеств с внешними факторами. В учебном процессе это свойство объективизируется, т.е. дает себя знать предрасположенность стать жертвой. Это состояние уязвимости зависит не только от субъективных, но и от объективных факторов. Это и есть шаткая позиция отстающих учеников.

Следует ли считать виктимность пороком общественной жизни?-Да. Мы можем с полной уверенностью назвать состояние жертвы девиантным поведением, которое зависит от скорости изменения общественной социальной обстановки в обществе. Виктимизация находится в самом ядре девиации. Неуспехи в образовании следует отнести к девиантному поведению. Поведение неуспевающих учеников беспринципно и заслуживает наказания за легкомыслие, некритичность, неосмотрительность, отсутствие моральных «тормозов», за мелочную опеку родителей, за их попустительский метод воспитания, за надежду избежать конечного «подведения итогов»…

Хотя виктимность – это свойство человека, но это вовсе не означает, что нем скрыта врожденность жертвы. Следует, наверно, говорить об уровне уязвимости, неспособности противостоять потоку информации.

К большому сожалению, мы имеем дело с массовой виктимностью. Неуспеваемость учеников – это закономерность, происходящая в определенных уcловиях.

Процесс превращения ученика в жертву, т.е. его виктимизация, носит эмоционально-волевой характер. Как снизить виктимизацию учеников и не подвергать их социально нежелательным изменениям и не относить все только на индивидуальные особенности?

Столкновение учеников с жизнью в процессе обучения дает осечку в поведении и стремление к получению знаний уступает место деградации, отсутствию интереса. Следует отметить, что деградация, как ни странно, в данном случае выполняет защитную функцию. Она, как природное свойство организма отключает морально-волевые функции преодоления трудностей. Организм успокаивает жертву, опускает ее на более низкий уровень восприятия действительности и в этом положении жертва чувствует себя более комфортно.

Важную роль в процессе виктимизации играет угроза. Угроза не разбирается в существе вопроса, блокирует интеллектуальные способности жертвы, снижает уровень эмоционального восприятия и дело сводится к отказу от понимания сути обсуждаемого вопроса.

Жертва теряет возможность сосредоточиться на обсуждаемом вопросе, не может соотнести его с действительностью. Именно поэтому лекции на уроках в системе НПО недопустимы. Непрерывный поток информации без закрепления материала, без обратной связи создает условия для виктимизации, которая носит эмоционально-волевой характер. Жертва не может оказать сопротивление. Ученик подвергается социально-нежелательным изменениям, то есть в нем подрывается вера в то, что он в состоянии разобраться в обсуждаемом вопросе. Ведь, действительно, это объективно возможно.

Неуспевающие ученики не считают ситуацию опасной. Неосмысление учебного материала не является для них критическим явлением. Таким образом, они отключают важную функцию организма, которой является стремление к безопасности. Виктимность в образовательном процессе является частью приспособляемости к неуспеху.

Рассмотрим два способа обучения: индивидуальный и групповой.

Одной из составляющих успешности индивидуального обучения является меньший процент виктимности. Один и тот же преподаватель, одними и теми же приемами добивается разных результатов! Этот пример может служить иллюстрацией важности обсуждаемой темы.

Что же может спасти нас в сложившейся обстановке?

Ключом к разгадке этой «тайны» может быть связь с жизнью. Если рассматривать явление через призму жизненных обстоятельств, то вероятность успеха будет большей. Педагогическая наука призвана обеспечить возможность употребить полученные знания на практике и в жизни. Это весомый мотив перекрывается уходом от реальной действительности, удаленностью программ обучения от будущей профессии, способствует виктимизации и конечном счете ведет к неуспеху.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconКак обеспечить успешность в обучении каждого учащегося?
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconКак правильно соединять провода?
Последняя причина — следствие мощных современных электрических приборов (чайник, микроволновая печь, варочная поверхность, холодильник,...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconВеб-квест как новая образовательная технология образовательный веб-квест...
Основная причина этого – снижения интереса к учению. А значит, нам, учителям, надо овладеть новыми подходами к организации учебного...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconПедофильная виктимизация и виктимологическая профилактика педофильных преступлений
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«дигитализации». Но эти процессы неизбежено меняют баланс развития человеческого общества. Ответить на вопросы, в чем данный дисбаланс,...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В обучении как иностранному языку, так и истории широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностные ууд – формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconО месте мультимедийных программ в обучении лингвострановедению на факультете мэо
Поэтому при обучении иностранным языкам необходимым элементом является обучение культурологическому аспекту
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconРеализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconПричина одна, последствий – множество…
Все это известно человечеству как носителю коллективного разума и коллективного опыта. Однако несмотря на это его отдельные члены...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении icon«использование информационных технологий в обучении аудированию»
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconМоего реферата – «восстание Спартака – причина неудачи». Как известно,...
Красса? Почему Спартаку не удалось реализовать свои первоначальные планы по переходу через Альпы, и почему он столкнулся с разногласиями...
Виктимизация как причина неуспеха в обучении icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Виктимизация как причина неуспеха в обучении iconРекомендации по подготовке технологической карты урока
Таким образом, умение составить к уроку технологическую карту я рассматриваю, как компетенцию по проектированию урока, как освоение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск