Скачать 302.59 Kb.
|
Окладникова Е.А1. ЭТНО-ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ2 Цель настоящей работы – компаративный анализ интересов «игроков» или участников рынка труда современной России - национальных и этнических групп и общества принимающей стороны, которые находятся в ситуации контакта в условиях мегаполиса. Интересы этих «игроков» определяли и определяют характер спроса и предложения на рабочую силу в Санкт-Петербурге как одном из мегаполисов современной России3 в экономической, политической, идеологической сферах и Древнем Риме, а также европейских колониях, где использовался рабский труд на плантациях в XVII-XIX вв. Основной тезис автора: использование рабского труда в Риме, в английских и французских колониях XVII-XIX вв. (Барбадос, Тринидад, Гавайи, Австралия) и ресурсного потенциала этно-трудовой миграции в современной России являлось и является системообразующим фактором экономики всех перечисленных геополитических феноменов: современной российского, древнеримского, колониального английского и французского (XVII-XIX вв.). Во многом единой оказывается и суть политических манипуляций вокруг угроз, порождаемых процессами, вызываемыми действием такого фактора, как рабский труд (в случае с Россией – это рекрутинговое рабство этно-трудовых мигрантов). Изучение исторического опыта использования миграционного трудового ресурса (от прямого захвата и продажи рабов до рекрутингового рабства), ставит вопрос: грозит ли России сценарий развития социальных отношений, аналогичный древнеримскому, колониальным английскому и французскому? Интенсификация процессов трудовой миграции, ознаменовавшая конец ХХ - начало XXI вв., сегодня в рамках единого экономического пространства (ЕврАзЭС), реализовалась в: 1) усилении миграционных процессов во всём мире, и в России, в частности, стимулировало появление новой области научного знания – миграциологии; 2) контроле миграционных процессов: в Российской Федерации в начале 1990-х гг. начала формироваться законодательная база миграционной политики; 3) проблематизации миграционных процессов: трудовая миграция стала рассматриваться социологами как одна из острых социальных проблем. Одним из аспектов этой острой социальной проблемы стало, с одной стороны, обозначенное алармистски настроенной группой журналистов как рабское1, а с другой - более объективно изученное социологами положение трудовых мигрантов2. Интерес автора к проблеме рабского положения трудовых мигрантов возник в ходе социологического исследования общественного мнения жителей Санкт-Петербурга в отношении трудовых мигрантов (2010-1212 гг.)3. Среди многочисленных факторов (политических экономических, социокультурных), которые оказывают влияние на формирование стереотипных представлений жителей Санкт-Петербурга о трудовых мигрантах, в процессе нашего исследования были выделены два наиболее существенных. Первым стал социологический фактор, т.е. мнение о трудовой миграции социологов. Появлению этого фактора способствовали научные исследования. Именно они сформировали адекватный образ этнических общностей трудовых мигрантов, действующих в условиях мегаполиса (социологический портрет). Второй фактор – коммуникативные технологии конструирования имиджа сообществ этно-трудовых мигрантов, преимущественно кавказских и среднеазиатских, которые укоренились в алармистски ориентированной публицистической журналистике. Социологические публикации объективных результатов изучения жизнедеятельности сообществ трудовых этно-мигрантов убедительно показывают, что негативные стереотипы общественного сознания в отношении трудовых этно-мигрантов являются, с одной стороны, результатом работы культурных практик (ценностей, норм, культурных предпочтений пока ещё разрозненных сообществ трудовых мигрантов), а с другой стороны – социальных чувств (ценностей и норм более гомогенного сообщества принимающей стороны). Журналистский дискурс в отношении этих трудовых мигрантов носит двоякий характер. Часть журналистов утверждает, что без трудовых мигрантов России как геополитическому феномену не выжить. Другая, более оценочно настроенная часть журналистского сообщества придерживается мысли, что трудовые мигранты - это зло, враги устоявшихся социальных порядков, отбирающие у автохтонного населения мегаполиса рабочие места. Цель алармистского журналистского дискурса – конструирование негативного имиджа трудового мигранта как объекта угнетения коррумпированными властями. Журналистский дискурс оказывает гораздо большее воздействие на эмоциональную составляющую общественного мнения жителей Санкт-Петербурга, чем более объективный, научный. В ходе исследования были применены два метода: I. сравнительный историко-культурный анализ параметров, с помощью которых описаны особенности современной трудовой миграции в России и рабства в Древнем Риме (754 г. до н.э.- 476 г. н.э.), на Барбадосе (XVII в.), Гаити (XVII в.), Тринидаде (XVIII в.), на Гавайях (XIX в) и в Австралии (XIX в.). Среди параметров описания и сравнения были выделены: 1) контексты глобальной коммуникации, на фоне которых происходила трудовая миграция (начиная с рубежа н.э., XVII-XIX вв., вплоть до настоящего времени) и шло становление рынка рабочей силы; 2) приемлемый уровень нравственности и коррупционные процессы в обществе; 3) степень этнической сегрегации; степень вовлеченности участников рынка труда в криминальные сообщества; 4) политический пиар и рынок труда с участием трудовых мигрантов и рабов; 5) соотношение силовых структур и трудовых мигрантов; общественное мнение в отношении трудовой миграции и рабов; трудовая миграция и рабство как фактор и источник и социальных трансформаций и др. II. Глубинное интервью, с помощью которого был уточнены параметры сравнительного историко-культурного анализа, а именно: различных аспектов экономического, социального, положения, правового «рабского» положения людей, вовлеченных в рынок труда, существовавший на рубеже новой эры в Древнем Риме, а также в XVII-XIX вв. на Барбадосе, Тринидаде, Гавайях, в Австралии и в процессы развития рынка труда в современной России. Несмотря на упорное стремление осуществить глубинное интервью с представителями диаспор, социологи, которые занимаются изучением процессов трудовой миграции, общаются с выходцами из Средней Азии или Кавказа, регулярно сталкиваются с невозможностью провести такое интервью. Посредники из научных и образовательных кругов, которые берутся помочь в поиске контактов, как правило, сообщают, что представитель такой-то диаспоры, либо заболел, либо не намерен тратить своё время на пустую болтовню с социологами, либо просто спрашивал: «Цена вопроса?». Одно их таких глубинных интервью позволило раскрыть типичные особенности менталитета современного трудового мигранта-таджика, не планирующего интегрироваться в российское общество. Данное интервью было проведено в апреле 2013 г. с трудовым мигрантом-таджиком (возраст: 36 лет, женат, имеет трёх детей, в настоящее время работает рабочим в частной автомойке в Санкт-Петербурге)1. Общее впечатление от разговора с Саиром сложилось следующее: 1) респондент был крайне немногословен и аккуратен в высказываниях; 2) старался угадать, что от него хотят услышать, и реагировал на позитивный настрой интервьюера; 3) вопросы с негативным подтекстом старался замалчивать, по возможности вежливо уклоняться от ответа; 4) сложность общения с ним была обусловлена его нежеланием касаться аксиологической проблематики, т.е. подробно излагать и развёрнуть аргументировать свою точку зрения по более философским вопросам, нежели прямой и краткий вопрос. Иными словами, респондент позиционировал себя как пассивный слушатель, а не как активный коммуникатор. Соответственно интервью получилось далеко не таким, какое когда-то взял П. Хлебников у Хожа-Ахмеда Нухаева2. Интервью с Саиром позволило подтвердить наличие следующих закономерностей, которые частично были выявлены в ряде социологических исследований, проведенных нами в 2010-2012 гг., а также исследованиям других авторов, посвященных вопросам трудовой миграции. Эти закономерности позволили уточнить параметры для сравнительного историко-культурного анализа, использованные нами в качестве инструмента сравнительного анализа, результаты которого сведены воедино в таблице № 1 («Параметры измерения закономерностей трудовой миграции в современной России и Древнем Риме, на Гаити, Барбадосе, Тринидате, Гавайях, в Австралии»). Приведенные в таблице 1 данные позволяют сделать следующее заключение: между трудовыми мигрантами в современной России и римскими рабами можно найти как принципиальные различия, так и сходства. Основные параметры этих сходств и различий представлены в таблице 2 («Различия и сходства особенностей трудовой миграции в современной России и рабства в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии»). Возникает также вопрос о том, насколько серьезны различия и существенны сходства между трудовой миграцией в современной России и в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии). Данные таблицы 2 («Различия и сходства особенностей трудовой миграции в современной России и рабства в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях, в Австралии») наглядно свидетельствуют, что различий между трудовой миграцией в современной России и рабством в Древнем Риме, на Барбадосе, Гаити, Тринидаде, Гавайях и Австралии (XVII-XIX вв.) больше, чем сходств. Действие законов мировой экономики продемонстрировало, что рабство выгодно только в краткосрочной исторической перспективе. Но оно убийственно в контексте стратегий долгосрочного развития государства. История свидетельствует, что работа частного фермера в Австралии оказалась более эффективной, чем труд рабов, которые сначала «чесали пятки» рабовладельцу, а потом устраивали ему кровавую баню. Государства Средней Азии, которые отделились от СССР, проводят в отношении населения ту же политику, что в советские времена. Крестьяне выращивают хлопок. Хлопок сдают государству. Чтобы прокормить себя они возделывают собственные крохотные огороды. Поэтому, узбекские и таджикские крестьяне существуют на тех же условиях, что и индийский кули или меланезийский туземец в те времена, когда их вербовали работать на сахарные плантации в на Гавайи. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
2) Громкие заявления той части журналистов, которая используя язык вражды, подогревает алармистские настроения в отношении трудовых мигрантов, утверждая, что все трудовые мигранты в России − это рабы, являются художественной гиперболой. Тем не менее, в некоторых ситуациях (особенно это касается маятниковых мигрантов, т.е. людей не планирующих интегрироваться в общество принимающей стороны), трудовые мигранты оказываются в социальной, правовой и экономической зависимости очень похожей на рабскую. Они, как правило, оказываются лишены документов и принуждаются к тяжелому плохо оплачиваемому труду посредниками. Такими посредниками могут выступать как их старшие родственники, знакомые-земляки, сотрудники рекрутинговых агентств, так и сотрудничающие с посредниками представители силовых структур разного уровня. 3) Трудовые мигранты, которые планируют интегрироваться в общество принимающей стороны, на первых порах попадают в ситуацию культурного шока (описанную W-моделью)1, но, по выходе из неё могут стать мощной политической силой, ориентированной на поддержку авторитарных политических режимов. Свидетельство тому Древний Рим – последний этап жизни римской государственности был ознаменован эпохой военных императоров, которых приводил к власти плебс и бывшие рабы. Одним из уроков новейшей истории России стала ситуация смены социального контекста. Поучительным стало то, насколько быстро бывшие «свои» из братских советских республик быстро перешли в категорию «чужие». «Свои», т.е. общество принимающей трудовых мигрантов их бывших союзных республик, теперь ограничены пределами Российской Федерации. Смена социального контекста повлекла за собой: 1) смену интернационализма на ксенофобию в отношении трудовых мигрантов; 2) появление законодательных актов об иностранцах, которые формируют охранительно-карательный характер работы силовых и государственных структур. Всё это поддерживает системы метафор, наполняющих виктимно-алармистский журналистский дискурс, описывающий рабское положение этно-трудовых мигрантов в условиях мегаполиса, а также поддерживает негативные гетеростереотипы общественного сознания жителей мегаполиса. Таблица 1 Параметры измерения закономерностей трудовой миграции в современной России и Древнем Риме.
|
А. Д. Некипелов о природе социального выбора Л. Л. Рыбаковский, С. В. Рязанцев Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики | Оценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования... Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки... | ||
Внутренняя миграция в современной России и ее социально-психологические... Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения... | Инструменты обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости компаний сферы услуг по Инструменты обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости компаний сферы услуг | ||
Рабочая программа дисциплины России, ознакомление с новейшими методами экономической географии, региональной экономики и региональной политики, практикуемыми... | Информационная открытость власти в регионах современной россии: социально-политические... Охватывают постсоветский период – 1992-2011 гг. – когда происходит становление нового для России института информационной открытости... | ||
Доклад состоит из двух частей. Первая представлена в виде докладов... Всемирный экономический форум развития на тему «От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из Индекса глобальной конкурентоспособности».... | Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций... Использование результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности имеет первостепенное значение... | ||
Реализация норм всемирной торговой организации: порядок применения и механизмы обеспечения | Доклад на тему «Миграция рабочей силы в ес» Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает... | ||
Доклад на тему «Миграция рабочей силы в ес» Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает... | Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Международные отношения и внешняя политика США и канады программа курса Соединенных Штатов, их взаимодействие с главными и второстепенными акторами современной системы международных отношений. Данный курс... | Реферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы» Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще... | ||
Программа I международной научно-практической конференции «Экономическая... Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки... | Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности... «Менеджмент организации» фгбоу впо "Тольяттинский государственный университет", Самарская обл |