Скачать 216.57 Kb.
|
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Тараненко И.В. Днепропетровский университет экономики и права ivtar@ukr.net Введение В современных условиях одной из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально - экономического развития регионов. Возникает задача разработки стратегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, повышение уровня национальной конкурентоспособности. В современной литературе не достаточно четко определено соотношения показателей социально - экономического развития, социально-экономического потенциала и показателей конкурентоспособности региона, нуждаются в дальнейшем обосновании принципы разработки региональной стратегии формирования конкурентоспособности с учетом влияния циклических процессов на экономику регионов с различной отраслевой структурой. Одной из проблем, требующих решения, является определение предпосылок для разработки стратегии конкурентоспособности региона. Необходим комплексный анализ показателей социально - экономического развития региона для выявления реальных и потенциальных конкурентных преимуществ, составляющих фундамент конкурентного потенциала региона, и основу для разработки стратегии конкурентоспособности. Постановка проблемы Целью исследования являются определение сущности и оценка социально - экономического потенциала региона, для дальнейшей разработки стратегии конкурентоспособности. Поставленная цель обуславливает следующие задачи: уточнение понятия конкурентоспособности региона; определение места показателей социально - экономического развития в системе оценивания конкурентоспособности региона; расчет и анализ рейтинга социально-экономического потенциала регионов Украины. Использованы методы рейтинговых оценок и сравнительного анализа. Результаты исследования Методология оценки социально-экономического потенциала региона Разработка региональной стратегии конкурентоспособности предусматривает выбор приоритетов, на которые будут направлены ресурсы региона и государства [Серебрякова, 2007]. Такой выбор требует определения реальных и потенциальных конкурентных преимуществ, благодаря которым регион может быть конкурентным во внутренней (национальной) или международной среде, и должен осуществляться по результатам оценки показателей социально-экономического развития, диагностики эффективности организационно - экономического механизма [Беленький, 2007]. Формирование конкурентоспособности региона предусматривает определение и реализацию его конкурентного потенциала. Конкурентный потенциал региона обеспечивается тремя основными компонентами (рис.1): - уровнем социально - экономического развития региона, который обеспечивает достигнутый (исходный) уровень конкурентоспособности; - конкурентными преимуществами, которые представляют собой факторы дифференциации по сравнению с другими субъектами конкурентных отношений, и создают основу для дальнейшего формирования конкурентоспособности; - социально - экономическим потенциалом региона, который лежит в основе преобразования потенциальных конкурентных преимуществ в реальные (а также создания новых конкурентных преимуществ), и формирования более высокого уровня конкурентоспособности. Рис.1. Компоненты базиса формирования конкурентоспособности Абсолютные социально - экономические показатели отображают, в первую очередь, достигнутый уровень социально - экономического развития региона (в статике), относительные показатели - социально-экономический потенциал региона, в контексте динамики его развития. Оценка социально - экономического потенциала проведена по данным Госкомстата Украины о темпах изменения основных показателей социально - экономического развития регионов Украины за 2007 - 2009 гг. Состав и содержание основных показателей социально-экономического развития регионов Украины приведены в табл. 1. Таблица 1 Содержание показателей социально-экономического развития регионов Украины
Составлено по данным Государственного комитета статистики Украины По приведенным показателям рассчитаны рейтинговые оценки социально-экономического потенциала регионов по следующей методике. Расчет относительных показателей социально - экономического потенциала региона проведен с использованием формул: qi = Pрегi/Pукрi (1) qi = Pукрi/ Pрегi (2) где Pрегi – значение и -го показателя социально – экономического потенциала для региона (области), что оценивается; Pукрi – значение и -го показателя социально – экономического потенциала для Украины; qi – относительный и – и показатель социально – экономического потенциала региона. Если увеличение показателя свидетельствует о повышении уровня социально - экономического потенциала, применяется формула (1). Если увеличение показателя отвечает снижению уровня социально - экономического потенциала, расчет осуществляется по формуле (2). Расчет рейтинговой оценки социально - экономического потенциала региона, как произведение значений относительных показателей социально - экономического потенциала, рассчитывается по формуле: n Rрег = Пqi (3) i=1 Rрег - рейтинговая оценка социально - экономического потенциала региона, n - количество относительных показателей социально - экономического потенциала, которые задействованы в расчете рейтинговой оценки. Результаты оценки социально - экономического потенциала регионов Результаты расчета рейтинговых оценок социально - экономического потенциала регионов Украины приведены в таблице 2. Таблица 2 Рейтинги регионов Украины по уровню социально - экономического потенциала, 2007 -2009 гг.
*Январь – июль Рассчитано по данным Государственного комитета статистики Украины По значению рейтингового показателя социально - экономического потенциала, регионы Украины можно условно разделить на три группы. В первую группу вошли регионы с высоким уровнем социально -экономического потенциала, для которых значение рейтингового показателя составляет 2,0000 и больше. Вторую группу составляют регионы со средним уровнем социально -экономического потенциала. Критерием отнесения регионов ко второй группе являются значения рейтингового показателя в диапазоне от 0,2000 до 1,9999. В этой группе выделим две подгруппы: - регионы с уровнем социально - экономического потенциала незначительно выше среднего и значением рейтингового показателя от 0,5000 до 1,9999; - регионы с уровнем социально - экономического потенциала незначительно ниже среднего и значением рейтингового показателя от 0,2000 до 0,4999. Третью группу составляют регионы с низким уровнем социально - экономического потенциала и значением рейтингового показателя от 0,0001 до 0,1999. Распределение регионов по группам приведено в табл. 3. Таблица 3 Распределение регионов по уровню социально - экономического потенциала, 2007 -2008 гг.
Изменения, произошедшие в составе выделенных групп, могут быть объяснены с позиций влияния кризиса на экономику регионов. Влияние циклических процессов на социально-экономический потенциал и конкурентоспособность регионов В 2008 г. динамика показателей социально - экономического развития регионов формировалась в условиях первой волны кризиса, симптомы которой появились в июле - сентябре. Влияние кризиса затронуло, в первую очередь, области с развитой промышленностью. Темпы роста ВРП для регионов - лидеров 2007 года сократились: для Донецкой области - с 108,0% до 97,3%, для Запорожской области - с 111,3% до 101,2%, для Полтавской области - с 109,8% до 94,3% по сравнению с предыдущим годом [Госкомстат, 2009]. В первом полугодии 2009 г. под влиянием экономического кризиса тенденция к сокращению социально - экономического потенциала регионов с развитой промышленностью значительно усилилась. Кризис в наибольшей степени затронул Днепропетровскую, Луганскую, Донецкую, Запорожскую области. Менее чувствительными к кризису оказались: Сумская область, где ВРП в 2009 г. увеличился на 104,7% по сравнению с предыдущим годом, Херсонская область, для которой рост ВРП составил 110%, Киевская область - рост ВРП составлял 104,8%, АР Крым - рост ВРП 105,7%, Винницкая область - рост ВРП 106,8% по сравнению с 2008 годом [Госкомстат, 2009]. Подобную ситуацию наблюдаем и по другим регионам. Более всего пострадали от кризиса области с преобладающей долей промышленности в структуре экономики, что обусловило их низкие позиции в рейтинге. Проведенное исследование позволило определить отдельные аспекты зависимости конкурентоспособности Украины и ее регионов от циклических процессов в экономике. Украина, по классификации Всемирного экономического форума, входит в группу стран, развитие которых определяется факторами, обеспечивающими эффективность [Global Competitiveness Report, 2009]. Эти факторы можно определить, как инвестиционные. Промышленность, прежде всего отрасли, составляющие основу экономики и экспорта: металлургическая, химическая, машиностроительная, пищевая, играют решающую роль в формировании социально - экономического потенциала, и соответственно - конкурентного потенциала и конкурентоспособности Украины и отдельных регионов. Кризисное падение производства в ведущих отраслях промышленности привело к значительному сокращению социально - экономических показателей регионов (краткосрочный период), социально - экономического потенциала (среднесрочный период), конкурентного потенциала и конкурентоспособности (долгосрочный период). Влияние кризиса в наибольшей степени отразилось на социально - экономическом потенциале регионов с развитой промышленностью. Это обуславливает большую амплитуду циклических колебаний уровня социально - экономического потенциала для регионов с высоким уровнем социально - экономического потенциала, и меньшую амплитуду для регионов с низким уровнем социально - экономического потенциала. Экономика стран, которые находятся на инвестиционной стадии, в большей степени находится под влиянием циклических кризисных явлений, по сравнению с экономиками стран, которые находятся на инновационной стадии. По нашему мнению, постепенный переход национальной экономики Украины на инновационную стадию развития будет содействовать сглаживанию циклических колебаний уровня социально - экономического потенциала, и обеспечит условия для устойчивого экономического развития. Проблемы инновационного развития регионов Обследование предприятий пяти регионов Украины - г. Киев, АР Крым, Донецкая область, Харьковская область, Черновицкая область по международной методологии CIS [Госкомстат, 2009] выявило факторы, препятствующие инновациям:
Существенно уменьшить отрицательное влияние названных факторов можно путем создания соответствующего институционального механизма [Сухарев, 2007]. Стратегией экономического и социального развития Украины (2004-2015 гг) «По пути европейской интеграции» предусмотрено, что организационно-институциональной формой реализации национальных конкурентных преимуществ Украины на глобальном уровне должны стать передовые макротехнологии, основанные на инновационном, научно-технологическом, кадровом потенциале и геоэкономических преимуществах, прежде всего – макротехнологии «Украина - высокотехнологичное, авиакосмическое государство» и «Украина – транзитное государство» [3]. На сегодня такая организационно-институциональная форма не разработана. В ее основу должна быть положена кластерная модель инновационного развития, которая только начинает реально создаваться в Украине. С одной стороны, с учетом имеющегося потенциала и региональных инициатив и в соответствии с Постановлением Президиума Национальной Академии наук «О формировании и функционировании инновационных кластеров в Украине». предполагается создание десяти инновационных кластеров: «Энергетика устойчивого развития» с центром в г. Киев, «Новые машины» с центром в г. Днепропетровск, «Новые материалы» с центром в г. Харьков, «Технологии информационного общества» с центром в г. Киев, «Биотехнологии» с центром в г. Львов, «Новые продукты питания» (Киевская область), «Транзитный потенциал Украины» с центром в г. Одесса, «Новые технологии природопользования» с центром в г. Донецк, «Новейшие силовые установки и двигатели» с центром в г. Запорожье, «Инновационная культура общества» с центром в г. Киев. С другой стороны, не сформирован механизм межрегионального взаимодействия в рамках названных инновационных кластеров. Создание национальной инновационной системы и успешная реализация макротехнологий возможны только на основе многосторонней увязки и координации процессов стратегического планирования на национальном (государственном) и региональном уровнях. Не менее важными являются согласование и взаимная увязка региональных программ и стратегий в рамках межрегиональных кластерных моделей. Такая увязка позволит усилить эффект от иерархически - сетевых взаимодействий между отдельными региональными системами, а также между региональной и национальной социально - экономическими системами. Выводы. Необходимость тесной увязки стратегии национальной конкурентоспособности с развитием конкурентного потенциала регионов обусловила необходимость анализа и оценки социально - экономического потенциала регионов Украины. По основным показателям рассчитан рейтинг социально-экономического потенциала регионов. Осуществлена классификация регионов Украины по уровню социально - экономического потенциала. Результаты расчета рейтинговых показателей социально - экономического потенциала региона дают возможность определить вклад отдельных регионов в национальный конкурентный потенциал. По этому принципу регионы Украины разделены на три группы: оказывающие значительное, среднее и низкое влияние на обеспечение национальной конкурентоспособности. Необходимым условием усиления эффекта от иерархически - сетевых взаимодействий, которые осуществляются между отдельными региональными системами, а также между региональной и национальной социально - экономическими системами, должна стать многосторонняя координация процессов стратегического планирования на национальном (государственном) и региональном уровнях, увязка национальной стратегии социально-экономического развития со стратегиями инновационного развития регионов, и формирование на этой основе комплексной стратегии повышения конкурентоспособности страны. Список литературы 1. Беленький П.Ю. Исследование проблем конкурентоспособности / П.Ю. Беленький // Вестник НАН Украины. - 2007. - №5. - С. 9-18. 2. Официальный интернет-портал Государственного комитета статистики Украины // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/ 3. Стратегия экономического и социального развития Украины (2004–2015 годы) «По пути европейской интеграции» / Авт. кол. А.С. Гальчинский, В.М. Геец и др. Нац. Ин-т стратег. исследований. Ин-т экон. прогнозирования НАН Украины, М-во экономики Украины.: К: ИВЦ Госкомстата Украины, 2004. - 416 с. 4. Серебрякова Л.А. Роль стратегического планирования в новой концепции региональной политики / Л.А. Серебрякова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика» - 2007, №5. – С. 28-35. 5. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. ІІ / О.С. Сухарев. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 804 с. 6. Global Competitiveness Report 2009-2010. / World Economic Forum, Geneva. 2009. - 492 p. |
Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического... Цель научного исследования — комплексная оценка современного экономического и социального состояния территории и потенциала города... | Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития Анализ и оценка величины и эффективности использования социально-экономического потенциала | ||
Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики ... | Миссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы... Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных... | ||
«отражение инновационой деятельности регионов аирр в сми» Помимо новостей, инициированных форумом, довольно широко цитировалось сообщение о занятом областью первом месте в десятке лучших... | Демографические процессы на украине: реалии и перспективы (на примере харьковской области) Значение демографической составляющей в социально-экономическом развитии страны велико. Оценка демографического потенциала занимает... | ||
Концептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | Президент Фонда «Институт экономики города» Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года | ||
Президент Фонда «Институт экономики города» Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года | Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные... Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную... | ||
Актуализация стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский... | План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического... Мероприятия, направленные на создание условий для эффективного развития экономики | ||
1. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка Понятие инвестиционного... ... | Информация о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития... Информация о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства... | ||
Закон приморского края о стратегии социально-экономического развития Утвердить Стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (прилагается) | Рефератов по дисциплине: «Управление качеством» Роль качественных показателей в повышении конкурентоспособности товаров и услуг, предприятий (фирм), национальной экономики |