Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования





Скачать 121.55 Kb.
НазваниеСостояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования
Дата публикации04.08.2014
Размер121.55 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат


Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования.
Докт. техн. наук, проф. Жасимов М.М.- Председатель Технического комитета «Машиностроение» Республики Казахстан
Задачами настоящей работы явились установление состояния нынешней системы образования (СО), а также причин, приведших к нему, с целью последующей доработки новой парадигмы образования /1/ введением синергетических подходов, переходом на обобщающее обучение и вхождением в рынки трудовых ресурсов и услуг образования.

По заявлению министра образования России (Фурсенко) 50% выпускников вузов остаются без работы, около 80% после защиты дипломов забывают приобретённые знания. ….Очевидно, в виду их невостребованности. Здесь и далее большей частью ссылаемся на примеры из Российской практики. Поскольку лучшие педагогические кадры, методологическая база, издательства учебной и нормативной литературы изначально сконцентрированы в Центре. СО всех стран пост советского пространства отпочковались от единой СО СССР и имеют одни и те же родовые признаки. Поэтому результаты анализа могут быть с известной степенью достоверности отнесены и ко всем странам СНГ, без умаления их успехов. Ссылки на примеры в других странах СНГ, например, Казахстана, являются лишь уточняющими.

Выпускники профессиональных учебных заведений (ПУЗов) остаются без работы не из-за отсутствия вакансий, а по причине неготовности выполнять обязанности по своей специальности. Так, например, с целью заполнения вакансий одна из крупных фирм Западного Казахстана пригласила в 2007 году на собеседование около 40 выпускников гг. Москвы, Алматы и Уральска. Причём, примерно половина из них имела на руках красные дипломы. Собеседование проводилось на русском языке. Для владельца фирмы содержание разговора переводили на английский язык. Обнаружилось, что выпускники вузов не владеют элементарными знаниями. Ни один из них не был принят на работу. Такие случаи имеют место в Казахстане практически повсеместно, в машиностроении, энергетике, строительстве. Казахстан планирует, начиная с 2008 года, пригласить дополнительно один миллион иностранных специалистов для реализации своих стратегических планов, когда в стране примерно столько же выпускников ПУЗов безработные или работают не по специальности.

Попытаемся установить первопричины нынешнего состояния системы образования. Изначально уточним цели и задачи профессионального образования, в том числе ПУЗов. Профессиональное и мировоззренческое становления индивида в определённой степени заканчиваются к моменту окончания ПУЗа. Тогда, исходя из конечных поставленных или достигнутых целей, можно спроектировать соподчинённые цели и задачи других видов обучения и учебных заведений.

Итак, цели профессионального образования три:

  1. Обучение профессии

  2. Развитие мировоззрения

  3. Сохранение и развитие здоровья

В зависимости от истории и менталитета страны цели и задачи образования могут быть и иные. Например, привитие мировоззрения, как и в некоторых странах, может быть возложено на религию (церкви, мечети, …). Исторически сложилось так, что в СССР все три цели были вменены в обязанности СО. Поскольку страна состояла из народов многих национальностей, существенно отличающихся уровнем развития. Иначе и нельзя было воспитать нового человека, построить социализм, стать великой державой, как ни с единых позиций. Кадры первичны, всё остальное вторично. Страны СНГ пока недостаточно извлекают уроки из великого прошлого.

Многолетняя практика доказала правильность сформулированных целей СО. К тому же, например Казахстан, так и остаётся многонациональным, многоконфессиональным и многоязычным. Цели СО сохраняются. И в этом нет ничего плохого. Здесь телевидение показывает и вещает на семи языках.

Сроки обучения непрерывно возрастают: всеобщее семилетнее, десятилетнее, одиннадцатилетнее, вот теперь двенадцатилетнее образование. ПУЗы, начиная с ФЗУ, тоже увеличили сроки обучения. В ФЗУ обучались год, РУ – два, в ПТУ учатся три года. В техникумах сроки обучения увеличились с 3-х до 4-х лет. В вузах – с 4-х до 5 лет, а в медицинских институтах – до 6 лет.

Но, как известно, физическая, в том числе половая, зрелость человека наступает к 15-16 годам. Индивид оканчивает школу в 18 лет. Но выпускник школы ещё не готов к профессиональному труду. Далее нужно пройти службу в рядах вооружённых сил. Выпускника ещё нужно как-то освобождать от этой службы, устраивать учиться дальше, содержать его самого, семью и детей. Биологические законы ещё никому не удавалось обойти, даже китайцам. Экономическая и морально-психологическая нагрузка на родителей, становящихся по предусмотренному порядку в известной степени несчастными, возрастают.

Как показывает практика, при нынешней СО индивид может стать профессионалом к годам 30, если ещё будет непрерывно повышать свою квалификацию. Этот путь устраивает не всех молодых. Вот они и ищут обходные пути. Возрастает криминалитет. Чему в известной степени способствуют СМИ.

Теперь после 40 лет трудно утроиться на работу. Тогда расклад жизни таков: обучение (профессиональное становление) до 30 лет, активная производственная деятельность до 40 лет, снижение трудовой активности и ожидание выхода на пенсию до 60-65 лет. Никакое государство, в том числе экономически развитое, не может содержать стольких людей (до 30 и после 40 лет), бесполезных или мало полезных производству. Хотя ситуация несколько облегчается тем, что многие до пенсии не доживают.

В результате повсюду растёт социально - экономическая напряженность. Таким образом, жизнь человека коротка, в особенности по активной трудовой фазе, а сроки обучения уже недопустимо велики и продолжают увеличиваться. Не выработано никаких реальных путей, могущих их сдерживать. Проблема сокращения сроков даже и ставится. Итак, имеет место противоречие.

Первое противоречие - между продолжительностью жизни человека и сроками получения образования.

Зададимся вопросами. Почему велики сроки получения базового образования? Почему нужно систематически увеличивать время обучения? Есть ли теоретически предел по срокам получения образования?

Ответим на последний вопрос. Существующей СО предполагается только один ответ - физическое истощение учащегося. Здесь поговорка: «Век живи – век учись!» неуместна. Речь идёт не о повышении квалификации вообще, а о получении только лишь базового образования.

Почему велики эти сроки? Причина в лавинообразном возрастании объёмов информации, подлежащих усвоению. Если в 60-е годы прошлого столетия объём информации возрастал в 2 раза через каждые 10 лет, то к настоящему времени увеличивается во столько же раз каждые 5 лет. К 2020 году прогнозируется увеличение объёмов информации в 2 раза каждые 72 дня. Естественно, это процесс объективный, вызванный прогрессом общества и развитием науки.

Но сроки обучения физически невозможно увеличивать в 2 раза каждые 5 лет, а к 2020 году - через каждые 72 дня. Хотя меры по увеличению времени обучения, вопреки объективной реальности, систематически предпринимаются. Путь совершенно тупиковый. Как результат, СО существенно отстала и продолжает отставать в привитии учащимся выработанных обществом знаний и навыков. Нет никаких выработанных перспектив по устранению этого отставания. Более того, как показывает практика, специалист не в состоянии ни только освоить принципиально новое, но и уследить за изменениями старого. Налицо следующее противоречие.

Второе противоречие - между лавинообразным возрастанием объёмов информации, подлежащих усвоению учащимся, и его физическими возможностями.

Предпринимала ли СО попытки обойти противоречия? Предпринимала и неоднократно.

  1. Изменяли содержание образования, путём расчленения его на части. Стали готовить узких специалистов. Обнаружилось, частная информация не даёт целостного представления о природе вещей. Узкий специалист не имеет общего видения производства, «за деревьями не видит леса».

На каждом производстве выполнятся много видов и подвидов работ. Например: организация, планирование, экономика, диспетчирование производства, маркетинг, процессы сборки и многих видов обработки, нормирование, транспортирование, сбыт, сервисное обслуживание и так далее, более тысячи. Но никакое производство не может решать частные задачи в отрыве от общих целей. Каждый обязан видеть общее, вкладывать в предпринимаемые частные меры достижение конечных целей. Таким образом, узкие специалисты не отвечают требованиям производства, представляющего изначально некоторый комплекс работ.

Здесь под производством понимается организованное занятие общественно полезным трудом, с целью повышения качества предметов природы до угодного к употреблению виду. Например, производство всех видов товаров и оказания услуг.

Кроме того, производство не может содержать в своём штате сотни узких специалистов. Расходы на их содержание не оправдываются.

Тем не менее, номенклатура выпускаемых узких специальностей систематически увеличивается. Если к концу 60-х годов прошлого столетия в вузах СССР готовили примерно по 250 вузовским специальностям, то теперь в России – по 350 специальностям. Даже в Казахстане, меньшим по численности населения (15 млн.) и числу производств, примерно, в 10 раз по сравнению с Россией, обучают по 300 вузовским специальностям. Естественно, без должного кадрового и материального и учебно-методического обеспечения. Высшее образование заранее превращается в профанацию

Ситуация стала ещё более усугубляться за последние годы. Ввели бакалавриат – выпускник вуза со сниженной практической подготовкой и навыками, со сроком обучения 4 года. Производственный статус бакалавра не был изначально определён. «Телегу запрягли впереди лошади». После вузовское образование, но уже с научным уклоном, предусмотрено после окончания института в магистратуре, ещё в течение 2-х лет. Бакалавр, не имеющий достаточных производственных навыков, работодателю не нужен. Он безработный по определению. Магистр ещё не учёный, но и не производственник. В классификаторе должностей по существу нет места ни бакалавру, ни магистру. Они как бы упоминаются. Но ни бакалавр, ни магистр не могут заменить инженера. Вот и обращаются теперь к иностранцам. А ведь именно они, после окончания холодной войны признали СО СССР лучшей в мире.

2. Ещё в 1968 году, оценив состояние кадрового обеспечения, министр высшего образования (Елютин) обязал путём укрупнения сократить номенклатуру специальностей и объявил о прекращении централизованного материально- технического снабжения вузов и техникумов. Ресурсов для стольких существующих и открывающихся вузов и кафедр (в особенности специальных) не стало хватать. Для решения проблемы были привлечены большие административные и педагогические силы. Волевым порядком были укрупнены специальности и стали издаваться интегрированные учебники. Пошли по пути обратному подготовке узких специалистов.

Но последние появились не сами по себе, а были обусловлены объективными факторами - прогрессом общества. После многих безуспешных попыток укрупнения специальностей по существу вернулись к прежней практике. Но истинные причины возврата так и не были установлены. Ресурсы затрачены большие, результат отрицательный, уроки не извлечены. Попытаемся установить причины неудачи.

Существующая СО создана сообразно вещественно-энергетическим линейным законам классической механики, берущих начало со времён Платона и Ньютона, когда ход событий предопределяется исходными данными. Взаимодействия компонентов по ходу движения не учитывались. Информационная составляющая практически отсутствовала. Но как указал Эйнштейн - истинные законы не линейны. Природа (как и производство) несравнима разнообразней и богаче представлений классической механики. Она описывается нелинейными уравнениями, большинство из которых ещё не найдены. Эти уравнения не голономны, т.е. не интегрируемы.

Поэтому составители интегрированных учебников, ведая или не ведая об этом, поступили следующим образом: выписали из учебных планов ряда узких специальностей дисциплины, подлежащие изучению, механически сложили содержания дисциплин примерно одинаковых названий. И получили нечто аморфное, большое, не могущее быть изученным в реальные сроки. Вместо того, чтобы искать, найти и формулировать инварианты. Но в то время педагогическая общественность не была ещё готова к переходу на синергетическое мышление.

Третье противоречие – между требованиями производств к содержанию обучения и возможностями существующей системы образования по их удовлетворению.

В странах СНГ изменилась социально-экономическая система управления государством. Объекты производства перешли от плановой системы управления на рыночную систему. Руководство ПУЗами осуществляется по функциональному менеджменту или по выродившейся его форме – ситуационному менеджменту. Налицо противоречие между системами управления учебными заведениями и потребителями их услуг: государством, обществом, работодателями.

ПУЗы обеспечиваются средствами на обучение из государственного бюджета. Государственных грантов достаточно, чтобы обеспечить производства кадрами. Платное обучение (не за счёт госбюджета) нужно ПУЗам первую очередь для получения дополнительной заработной платы и небедного существования в целом. Следовательно, зависимость ПУЗов от потребителей: студентов и их родителей, работодателей только частичная. В то же время полное вхождение в рыночную экономику потребовало бы от ПУЗов коренную перестройку отношений с потребителями, изменения мышления, включения рыночных механизмов в управление и обучение. В этом смысле ПУЗы оказались весьма консервативными. Тем более, само управление СО в целом пока не рыночное, директивное. Вполне в духе плановой экономики. В этих условиях ПУЗы оказались вольны: входить в рынок товаров и услуг или не входить.

Четвёртое противоречие - между управлением системой образования, осуществляемого по ситуационному менеджменту, и управлением производствами на основе рыночной экономики.

Этим противоречием вызываются следующие негативные последствия:

- требования потребителей к содержанию обучению должным образом не учитываются;

  • не адаптируется обучение под конкретные рабочие места;

- номенклатура специальностей выбирается в основном по усмотрению самой СО;

  • производства не участвуют в подготовке кадров;

- содержание знаний, преподносимых в ПУЗах, не востребовано, а требования производств своевременно не включаются в учебные планы обучения;

- производства не оплачивают обучение. Для сравнения в некоторых странах дальнего зарубежья с рыночной экономикой до 80% затрат на обучение оплачиваются производствами – заказчиками. Такая практика в странах СНГ (если может и имеет место) является лишь исключением.

Изначально определимся по компонентам, предопределяющим качество образования. Приоритетность компонентов в порядке перечисления следующие:

Содержание образования

Методология обучения

Квалификация профессорско-преподавательского состава

Материально-техническое обеспечение.

Реализация обучения и его восприятие предопределяются тремя группами факторов:

  • Качество администрирования

  • Качество преподавания

- Желание (стремление) учащегося осваивать преподносимые знания и навыки.
Исходя из требований к образованию, компонентов, приоритетов и групп факторов, которыми предопределяется его качество, исследуем причины кризисного состояния СО, обусловленного перечисленными выше противоречиями. Состояние сложилось под действием совокупности объективных и субъективных факторов. Здесь не анализируем субъективные факторы, вызванные волевыми решениями, типа «догоним США по числу лиц с высшим образованием и учёными степенями», а также коррумпированность СО.

Полагают, СО управляема на необходимом и достаточном уровне, планируемые по качеству и количеству результаты всегда достигаются, а если не достигаются, то причина, дескать, налицо – не качественное исполнение. Учебные планы относительно консервативны, меняются в основном по инициативе сверху. Преподносимые знания и навыки разделены дисциплинарными границами. СО преимущественно закрыта.

Со времени зарождения в начале 18 века нынешнюю СО принято считать детерминированной и линейной. Что является следствием детерминистского стиля мышления и линейного подхода к событиям, укоренившиеся ещё со времён машинной цивилизации. Как известно, основой линейного подхода служат:

- теорема единственности, когда начальные и граничные условия полностью определяют дальнейшее поведение системы, свойства которой не зависят от времени;

- принцип суперпозиции, позволяющий рассматривать конечный результат как сумму индивидуальных.

Как факт, считается, связь между объёмами преподносимых и усвоенных знаний линейна. Иными словами, при известных исходных данных конечные результаты заранее предопределены. При этом упускается, Например, почему среди самых добросовестных слушателей есть успевающие и неуспевающие. Причём и в тех случаях, когда изначальная успеваемость не имеет значения.

Администрирование осуществляется по давно установленным нормативам. Управление только внешнее, качество обучения формируется самостоятельно, внутри СО. Допустим, администрация подогнала табун лошадей к водопою в установленное время и место. Но пить или не пить, если пить, то сколько, зависит от самой лошади.

Желание студента к овладению знаниями и навыками зависит от многих факторов: внешних по отношению к учащемуся и от степени его миропонимания. Оно переменно, среднее его значение подвержено постоянному дрейфу. К тому же, если рассматривать не качество обучения потока, группы, а лично каждого, сообразно велению времени, то стремление также не управляется, оно вероятностно. Средние статистические данные об успеваемости в вузе не могут вызвать удовлетворения в свете индивидуализации обучения, даже если допустить, что они вполне объективны. Известно, хаос на микроуровне может приводить к упорядоченности на макроуровне и так, что средние величины ведут себя детерминированным образом. Развитие личностной системы не однолинейно, не равновесно и хаотично

Подготовка преподавательских кадров за многие десятилетия велась по схеме: вуз - аспирантура (кандидат наук, доцент) – докторантура (доктор наук, профессор), минуя производство. В результате содержание обучения в ПУЗах выхолащивалось и абстрагировалось. Всё дальше и дальше отходило от требований производства.

К тому же качество преподавания предопределяется не только квалификацией, но и характеристикой преподавателя. Мерой его ответственности, совестливостью, систематическим стремлением к повышению своей квалификации и поддержанию научной и физической формы. Хотя качество преподавания периодически и контролируется, но уследить за всем процессом невозможно. Поэтому качество обучения преимущественно зависит от личного отношения преподавателя к порученному делу. Следовательно, процесс обучения и здесь управляем лишь внешне, а результаты по качеству вероятностны настолько, насколько вероятностно состояние преподавателя и его личное отношение к делу в каждом отрезке времени.

Хотя СО постепенно меняется по содержанию и методам обучения, но как доказывается практикой, она не в состоянии успевать за динамикой мира, выполнять и упреждать требования производства.

Нужно переходить на новую парадигму образования, основанную на синергетических подходах, на обобщении специальностей и рыночных законах.
1. Жасимов М.М. Новая парадигма образования. «Вестник высшей школы. Alma mater». 2007, №1, c. 8-10.

12.11.2007
Адрес для переписки: Ул. Кривенко 49, кв. 116. г. Павлодар, 140000, Казахстан. E-mail: zhas1@nursat.kz Тел. 8(7182) 30-11-44



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconРегиональные процессы стран Центральной Азии в контексте политической...
Специальность 23. 00. 04. – политические проблемы международных отношений и глобального развития
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconРешение участвовать в добровольном процессе создания Европейского...
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconПрограмма дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 68 «Международные отношения» подготовки...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconВопросы заочной олимпиады по истории (9-11)
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, занимавших пост главы правительства ссср, и годами, когда они занимали...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования icon«Состояние и результаты деятельности системы образования Коломенского...
Ресурсное обеспечение системы образования. Условия организации образовательного процесса
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру ики ран по специальности...
Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Экспериментальные основы теории относительности. Принцип относительности...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconАнализ Недели психологии, проведённой в мбоу сош №7 с углубленным...
Рую вошли члены детской организации «Демос», учащиеся, посещающие факультатив по психологии, старшеклассники из волонтёрского движения...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconСоздание единого коррекционно-образовательного пространства системы...
Педагогический коллектив школы-интерната считает, что качество школьного коррекционно-образовательного пространства как и качество...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconПримерная тематика рефератов по курсу «Институциональная экономика»
Институциональные преобразования в переходной экономике (на примере России, стран цве)
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconКоторую запомню навсегда?
Еще пару лет, honey. Получу пост head of purchasing, осуществлю some investments, и все. Быстро делать карьеру и состояние можно...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования icon1. Необходимость, сущность денег и их функции 9
Тема Банковская система: возникновение, современное состояние, проблемы и перспективы. 13
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управления образования администрации Тайшетского района в 2012-2013 учебном году, который отражает состояние системы образования...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconИсточники, итоги и уроки Великой Отечественной войны
Ссср в борьбе с врагом. Прочность отечественной экономики. Высокие мобилизационные качества системы советского партийного и хозяйственного...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconШкольная целевая программа "Безопасность " Разработана отв за увр иняхиной Т. Н
Состояние проблемы и необходимость ее решения программно-ориентированными методами
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconПрограмма дисциплины политические системы и культуры стран западной европы
Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политические системы и культуры стран...
Состояние системы образования стран пост советского пространства. Необходимость преобразования iconУправление образованием, ориентированное на инновационное развитие...
Тарабрина Лидия Сергеевна, начальник Департамента образования Надымского района


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск