Скачать 171.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ) Предвыборная программа кандидата на должность ректора КНИТУ-КАИ А.Х. Гильмутдинова 2013 В 21 веке образование и навыки рабочей силы станут основным оружием конкуренции. Лестер Туроу, экономист Введение. Разные страны по-разному обеспечивают свое социально-экономическое благополучие. Одни развивают нефтехимическую отрасль, другие – финансовый сектор, третьи – машиностроение. Но развитые страны объединяет одно – абсолютно все они развивают систему университетов. В 21 веке образование стало не просто важным, а определяющим фактором социально-экономического развития. Страны (регионы, компании, организации), получившие и первыми освоившие новые знания обладают колоссальными конкурентными преимуществами. Кроме этого, доказанным является факт, что сегодня самым ценным активом любого предприятия, организации, региона, страны в целом являются не финансовые, технологические, природные или иные ресурсы, а кадровый потенциал. Отсюда исключительная роль университетов – они в основе, как производства новых знаний, так и в обеспечении экономики профессиональными кадрами. Вышесказанное в полной мере относится и к Российской Федерации. 2013 год, без преувеличения, можно назвать годом «перезагрузки» всей образовательной системы России. Только что принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждены Государственные программы Российской Федерации на 2013-2020 годы "Развитие образования" и "Развитие науки и технологий". Если 90–е годы для отечественного образования были периодом тяжелейшего выживания, 2000-е годы – периодом стабилизации и развития, то принципиальной задачей нового этапа (2013-2020 гг.) является восстановление мирового лидерства страны, прежде всего в сфере инженерного образования. КНИТУ-КАИ, обладающий мощным кадровым и научным потенциалом, вне всякого сомнения, является флагманом высшего образования в России, но и ему необходимо обновить программу своего развития с учетом принципиально новых задач. Деятельность инженерного университета сводится к следующей триаде: 1. Подготовка высококвалифицированных специалистов (образовательная деятельность). 2. Производство новых знаний (научно-исследовательская деятельность). 3. Создание на основе результатов научных исследований новых технологий, товаров и услуг (инновационная деятельность). Далее будет представлен анализ возможных путей развития КНИТУ-КАИ по этим ключевым направлениям. Образовательная деятельность. В образовательной деятельности ключевой проблемой является обеспечение высокого качества образования. Проблема эта общая и касается всей страны. Качеством профессионального образования по большому счету сегодня недовольны все – работодатели, студенты, их родители и само университетское сообщество. Качественное образование начинается с качественного набора в университет. Очевидным является факт, что слабый абитуриент никогда не станет сильным студентом, и, соответственно, в будущем он потерян как специалист. Для привлечения в университет талантливой молодежи необходимо предпринять следующие шаги: - на всей территории Республики Татарстан сформировать сеть «школ КАИ». При этом работа в этих школах должна проводиться не только с детьми, но и с учителями профильных для КНИТУ-КАИ предметов: математики, информатики, физики и технологии; - создать при университете инженерный лицей-интернат, на обучение в который приглашать одаренных детей не только из районов Республики Татарстан, но и со всех регионов Российской Федерации; - создать политехнический музей КНИТУ-КАИ как региональный центр профориентационной работы в области высокотехнологичного машиностроения; - создать сеть научно-технических кружков на базе исследовательских лабораторий институтов; - создать при университете центр олимпиадной подготовки школьников по математике, физике, информатике и технологии. Это позволит адресно работать с самыми одаренными детьми. - на основе современных интернет-технологий создать заочный инженерный лицей КНИТУ-КАИ. Необходимо новое осмысление самой сути высшего образования. Исследовательский университет, желающий войти в мировую элиту высшего образования, должен не просто готовить специалиста, а формировать личность молодого человека. Несомненно, в основе этого должны лежать надежные знания и компетенции по всему комплексу инженерных наук. Но не менее важным является и понимание выпускником университета основных принципов экономики предприятия, формирование у него навыков лидерства и предпринимательства, знание современных социальных технологий. В этом неоценима роль социально-гуманитарных институтов КНИТУ-КАИ. Обновление содержания образования. В рамках программы национального исследовательского университета необходимо помимо традиционных естественно-научных и инженерных дисциплин шире внедрять предметы по базовым технологиям 21 века: инфо-коммуникационным, нано- и когнитивным технологиям. Также необходимо более широкое внедрение перечня новых дисциплин, без которых сегодня невозможно представить успешного специалиста: инноватика, основы предпринимательства, коммерциализация технологий и другие. Индивидуализация образовательных траекторий студентов. Уже в начале обучения следует четко понимать, что бакалавра, который впоследствии пойдет в магистратуру и станет исследователем, разработчиком новых технологий, надо готовить по программам, принципиально отличным от программ обучения бакалавра, который после окончания вуза пойдет на производство и будет работать по уже готовым технологиям. Первому необходимо дать более глубокую фундаментальную подготовку, второму – большее внимание уделить формированию практических навыков. Но в любом из вариантов обучения должна быть резко активизирована самостоятельная работа студента. Старый тезис: «невозможно научить, можно только научиться», сегодня актуален как никогда. Широкое использование новых образовательных технологий. Имеются в виду, прежде всего, технологии электронного образования, они позволяют принципиально по-новому организовать образовательный процесс, в максимальной степени автоматизируя рутинную составляющую. Библиотеки университета следует постепенно превратить в современные медиатеки, а для филиалов организовать лабораторные практикумы удаленного доступа. Необходимо максимальное внедрение проектных форм обучения, в том числе групповых проектов, когда каждый участник проекта решает свой круг задач. Способность работать в команде является важнейшей компетенцией современного специалиста. Пересмотреть организацию образовательного процесса. Конечная цель – формирование у студентов прочной мотивации к получению качественных знаний. Учеба в инженерном университете – тяжелая, но увлекательная работа. Максимальная помощь студентам в выполнении этой работы, сделать ее интересной для них. Годы, проведенные в КНИТУ-КАИ должны стать для студентов подлинной «школой жизни». Для этого всемерно развивать всю систему внеучебной деятельности, студенческое самоуправление. Вместе с тем, постепенно отойти от прочно утвердившегося в российском образовании принципа «от сессии до сессии живут студенты весело». Для этого текущий контроль успеваемости должен быть еженедельным (электронные платформы управления образованием позволяют делать это легко), а сессию не растягивать на месяц, а завершать в недельный срок (как это делает весь мир). Студенты должны понять, что они учатся не ради сдачи экзаменов, а ради получения прочных знаний и профессиональных компетенций, которые составят основу их всей последующей жизни. Интеграция в образовательную деятельность университета уровней начального и среднего профессионального образования. Данная тенденция, которая является отличительной особенностью последних лет, для инженерного университета, несомненно, положительна. В связи с этим необходимо создать Высшую профессиональную школу КНИТУ-КАИ, объединяющую более низкие уровни профессионального образования. При этом программы СПО должны быть интегрированы с соответствующими программами ВПО. Интеграция с промышленностью. Повышение качества инженерного образования немыслимо без установления тесных связей с промышленностью. Необходима активизация и дальнейшее развитие сети совместных с предприятиями кафедр, лабораторий, баз производственных практик и привлечение для разработки программ и преподавания спецкурсов ведущих специалистов предприятий. Дополнительное профессиональное образование – важный и явно недооцененный сегмент образовательной деятельности. На всех формах обучения в вузах Республики Татарстан обучается около 200 тыс. студентов. При этом число людей, работающих в экономике республики как минимум на порядок больше. Реализация принципа «образование через всю жизнь» предполагает, что каждый работник должен регулярно проходить повышение квалификации и переподготовку. Для организации системной работы на этом уровне необходимо объединить все профильные структуры университета в единый Корпоративный институт КНИТУ-КАИ. Необходима интеграция образовательной деятельности кафедр и других подразделений университета для обеспечения сбалансированной и всесторонней подготовки специалиста. На всех уровнях образования следует обеспечить максимально широкое применение и обучение инфо-коммуникационным технологиям. Ключевой особенностью современной инженерии является обязательное первоначальное трехмерное моделирование любой детали или узла и только затем - их воплощение «в железе». Для обеспечения непрерывного мониторинга качества образовательного процесса необходимо дальнейшее развитие системы менеджмента качества (СМК). СМК должно стать эффективным и универсальным инструментом повышения конкурентоспособности КНИТУ-КАИ. Научная и инновационная деятельность (исследования и разработки). Статус национального исследовательского университета предъявляет высочайшие требования к уровню проводимых научных исследований и прикладных разработок. По всему перечню приоритетных направлений, которые четко прописаны в Программе развития КНИТУ-КАИ на 2009 -2018 годы, нам необходимо выйти на мировой уровень (это очевидно, но можно напомнить, что в науке другого уровня просто нет). Для достижения поставленной цели необходимо: - всемерное развитие выдающихся научных школ, уже сформировавшихся в КНИТУ-КАИ; - жизнь и технологии в 21 веке стремительно меняются. Чтобы следовать велению времени, необходимо создание новых научных направлений, прежде всего, в областях инфо-коммуникационных, нано- и когнитивных технологий, альтернативной энергетики и других; - создание в составе университета Германо-российского института новых технологий для выхода на мировой уровень в области всего перечня инженерных направлений (подробнее о нем в разделе «Международное сотрудничество»); - создание в составе университета Высшей школы инновационного бизнеса для выхода на мировой уровень в области экономических и гуманитарных наук (подробнее о ней в разделе «Международное сотрудничество»); - повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры, диссертационных советов с целью увеличения притока в науку и преподавание талантливой молодежи; - глубинная координация проводимых исследований и разработок с подразделениями КНЦ РАН и АН РТ, а также с реальным сектором экономики; - продолжить существенное обновление материально-технической базы для проведения НИОКР, которая была начата в рамках реализации Программы развития КНИТУ-КАИ на 2009 -2018 годы; - создание инжинирингового центра «КАИ-парк» для разработки и изготовления прототипов промышленных образцов и технологий, сосредоточить на этой базе все технологическое оборудование университета; - возродить традицию проведения регулярного Научного семинара КНИТУ-КАИ, на котором будут обсуждаться как прорывные результаты мировой науки, так и результаты научных исследований сотрудников университета; - организовать, с учетом возрастающей роли инноваций, постоянно действующий Инновационный семинар КНИТУ-КАИ, на котором будут обсуждаться инновационные разработки университета и особенности их коммерциализации; - возродить практику проведения Ежегодной итоговой научной конференции КНИТУ-КАИ и считать ее важнейшим мероприятием в жизни университета; - создать специализированный фонд поддержки научной и инновационной активности студентов и аспирантов университета (финансирование участия в конференциях, внутренние гранты для поддержки проектов и др.). Также следует организовать оказание научной молодежи организационной и технической помощи в подготовке заявок на участие в различных грантовых программах. - неотъемлемой частью современной высокотехнологичной инженерии является интеллектуальная собственность, о которой сейчас много слов, но мало понимания. Центром компетенции университета в этой новой и важной сфере может стать кафедра «Управление интеллектуальной собственностью», которую необходимо создать. Инструментами достижения лидерства в образовании, науке и инновациях является разработка и проведение следующих эффективных политик. Кадровая политика. Тезис «кадры решают все» вдвойне справедлив для построения сильного университета. Ни один из вызовов, стоящих перед КНИТУ-КАИ, не может быть решен без дальнейшего развития кадрового потенциала университета. Для этого необходимо предпринять следующие шаги: - неуклонное повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, начиная уже с 2013 года, и доведение его к 2018 году до уровня, более чем в 2 раза превышающего среднюю заработную плату по экономике Республики Татарстан (для справки, по итогам 2012 года она превысила 22 тыс. рублей); - профессиональное развитие сотрудников, создание условий для полноценного повышения квалификации, в том числе в лучших научных, образовательных и производственных центрах мира. Для этого предлагается использовать возможности Программы развития КНИТУ-КАИ и республиканской грантовой программы «Алгарыш»; - разработка мер социальной защиты старшего поколения преподавателей и сотрудников. Любой сотрудник КНИТУ-КАИ, честно проработавший на его развитие, должен быть уверен в завтрашнем дне; - создание комфортных и безопасных условий труда для всех сотрудников университета; - дальнейшее развитие условий для прихода в науку талантливой молодежи: конкурентная заработная плата, предоставление первоклассного исследовательского оборудования, возможность стажировки в мировых научно-образовательных центрах, помощь в решении социальных вопросов; - точечное приглашение для работы в университет ведущих специалистов из других регионов страны – лидеров новых научных направлений; - внедрение практики краткосрочной работы в университете ведущих зарубежных ученых (visiting professors); - более широкое привлечение для разработки и чтения спецкурсов, а также для руководства исследовательскими проектами магистрантов и аспирантов ведущих специалистов из предприятий Республики Татарстан; - обновление корпоративной культуры, суть которой должна заключаться в тезисе «Сотрудник, студент КНИТУ-КАИ – это звучит гордо». Политика в области международного сотрудничества. Одной из ключевых тенденций 21 века является нарастающая глобализация. В частности, это проявляется во вступлении России в Болонский процесс и Всемирную торговую организацию. Это означает, что наши вузы будут конкурировать не только внутри страны, но и – реально! – на международной арене. В этих условиях крайне важна успешная интернационализация КНИТУ-КАИ. Для этого планируется: - учреждение в составе университета Германо-российского института новых технологий (ГРИНТ). Он будет создан при организационной и финансовой поддержке Германской службы академических обменов (DAAD), Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан. Преподавание в институте будет вестись на русском и английском языках по стандартам университетов – партнеров из Германии по перечню основных инженерных направлений и специальностей КНИТУ-КАИ. К работе будут привлечены ведущие преподаватели нашего университета и германских университетов. При этом магистры будут проходить обязательное семестровое обучение в университете – партнере из Германии и по завершению образования получат два диплома. ГРИНТ позволит не только принести в наш университет лучшие в мире компетенции инженерного образования, но и кратчайшим путем вывести наши исследования и разработки на международный уровень; - создание совместно с известным и авторитетным международным партнером Высшей школы инновационного бизнеса (ВШИБ). Ее особенностью будет обучение по магистерским программам инноватике, предпринимательству, трансферу и коммерциализации технологий специалистов, имеющих базовое инженерное образование. Россия традиционно сильна в исследованиях и разработках, но откровенно слаба в умении их доводить до рыночных продуктов. Именно для восполнения этого важнейшего пробела и необходим ВШИБ. По отношению к институтам КНИТУ-КАИ социально-гуманитарного профиля ВШИБ будет играть ту же роль, что и ГРИНТ по отношению к нашим инженерным институтам. Наличие этих двух институтов в составе университета позволит резко поднять международную конкурентоспособность КНИТУ-КАИ и более эффективно решать следующие задачи: - успешное участие в конкурсах международных академических (Темпус, Эразмус Мундус, Мария Кюри и др.) и научно-технических программ (7-я Рамочная программа ЕС и другие); - резко повысить академическую и научно-исследовательскую мобильность студентов и сотрудников КНИТУ-КАИ; - значительно увеличить число зарубежных студентов и стажеров, обучающихся в нашем университете; это приведет не только к привлечению в университет серьезных денежных средств, но и к интернационализации университетского кампуса. В условиях стремительной глобализации мира студентам КНИТУ-КАИ важно создать международную среду общения и развития; - активизировать участие КНИТУ-КАИ в реализации проектов Европейской ассоциации университетов (EAU), Европейской ассоциации аэрокосмических университетов PEGASUS и др. Реализация этих проектов позволит в среднесрочной перспективе позиционировать КНИТУ-КАИ как академический и научно-исследовательский центр международного уровня. Политика в области управления университетом. Система управления университетом должна способствовать эффективному развитию университета в целом и всех его структурных подразделений. Для этого необходимо использование программно-целевого подхода и методов проектного менеджмента. На сегодняшний день в КНИТУ-КАИ, к сожалению, сложилась вязкая и малоэффективная система принятия решения и прохождения документов. Центральной фигурой в университете является активно работающий преподаватель, и работа всех поддерживающих служб (экономических, финансовых, хозяйственных и т.д.) должна быть направлена на оказание ему всяческой помощи. Для решения этой задачи необходимо: - серьезно пересмотреть все внутренние регламенты прохождения документов в сторону их облегчения, сокращения избыточных подписей и согласований; - завершить создание эффективного «электронного университета» и большинство внутренних согласований документов осуществлять в он-лайн режиме. Создать единую электронную базу данных университета, объединяющую АСУ «Деканат», «Кафедра», Лотус, «Кадры», 1С-бухгалтерия и другие. Недопустима ситуация, когда по одному и тому же вопросу от разных служб университета предоставляется разная информация; - часть управленческих решений вместе с соответствующими финансовыми ресурсами передать на уровень институтов и кафедр; - повысить роль Ученого совета университета как «верховного законодательного органа» и наладить эффективную работу всех его комиссий; - в КНИТУ-КАИ начал свою работу Совет старейшин. В дальнейшем все ключевые решения в жизни университета должны будут пройти предварительную экспертизу «старейшин» – людей, которые внесли выдающий вклад в развитие университета; -во всех зданиях университета необходимо обеспечить мобильный высокоскоростной интернет с бесплатным доступом, перейти до конца 2013 г. на IP-телефонию и модернизировать университетскую АТС. Это позволит не только сэкономить значительные финансовые ресурсы, но и резко повысить эффективность внутренних коммуникаций, в том числе в режиме видеоконференций; - провести тщательную ревизию всех структурных подразделений и их штатных расписаний. При этом перед университетом не стоит задача сокращения численности сотрудников, задача в другом. На сегодняшний день в КНИТУ-КАИ много «мертвых» структур и соответственно «мертвых душ», существующих только на бумаге. С этим следует разобраться; - усилить работу по улучшению имиджа КНИТУ-КАИ во внешнем мире (развитие сайта университета, в том числе англоязычного варианта, регулярное освещение жизни университета в республиканских и российских СМИ). Сегодня у КНИТУ-КАИ есть много достижений, которыми можно и нужно гордиться. Люди должны знать об этом; - разработать и внедрить программу «Эффективный университет», предполагающую: проведение тщательной инвентаризации всего имущественного комплекса университета, создание полного электронного реестра всего учебного, научного и технологического оборудования, анализ эффективности их использования, тщательный анализ платежей за коммунальные услуги, налоги на имущество, а также других платежей, анализ всех арендных отношений в интересах университета; - развитие филиальной сети университета, предполагающее: завершение работ по закрытию Волжского филиала и подготовка документов по закрытию Бугульминского филиала, усиление других филиалов за счет поддержки головного вуза, а также местных властей и предприятий. Развитие инфраструктуры университета. Для решения задачи повышения конкурентоспособности КНИТУ-КАИ необходим полноценный университетский кампус со всеми элементами инфраструктуры. Для этого в «КАИ-Граде» предполагается: - достроить и ввести в эксплуатацию 2-ую очередь учебно-лабораторного корпуса; - начать проектирование и строительство современного 19-ти этажного общежития для студентов и приглашенных преподавателей; - начать проектирование и строительство 3-й очереди учебно-лабораторного корпуса, включающий конференц-центр с многофункциональными залами на 1000 и 300 мест, медиатеку, научные, лабораторные и учебные аудитории, столовую, кафетерий и кабинеты для ведущих преподавателей; - кроме дальнейшего развития КАИ-Града, необходимо капитально перестроить оздоровительно-спортивный лагерь «ИКАР», включая всю сопутствующую инфраструктуру (коммуникации, спортивные сооружения и площадки и т.д.). Сделать лагерь круглогодичным, оснастив его всем необходимым спортивно-оздоровительным оборудованием. 365 дней в году «ИКАР» должен быть наполнен студентами, сотрудниками университета и членами их семей; - отремонтировать существующие учебные здания и общежития, привести их в соответствие с современными требованиями, в том числе по энергоэффективности. Экономика и финансы. Реализация масштабных задач, стоящих перед коллективом университета невозможна без эффективного финансового обеспечения всех сфер его деятельности. Общий принцип экономической политики университета простой: «больше зарабатывать и более эффективно расходовать заработанное». Для улучшения финансовой ситуации в КНИТУ-КАИ необходимо: - создание условий для максимального привлечения в университет внебюджетных средств. Источники привлечения таких средств хорошо известны: платная образовательная деятельность, в том числе для зарубежных студентов и стажеров, участие в международных, федеральных и региональных грантовых программах, хоздоговорная и иная приносящая доход деятельность. - тщательно проанализировать и сократить издержки. На данный момент в университете много «финансовых дыр», через которые теряются значительные денежные средства. - бюджетной комиссии Ученого совета университета предстоит разработать эффективные регламенты для оптимального распределения средств между институтами, факультетами, кафедрами и централизованным фондом. В интересах развития КНИТУ-КАИ необходимо вернуть его подразделениям большую самостоятельность в использовании заработанных средств. - повысить эффективность работы всех финансово-экономических служб университета. Заключение. Конечная цель предложенной здесь программы – превратить КНИТУ-КАИ в признанного лидера инженерного образования Российской Федерации, известного и уважаемого в мире. Как все самое сложное в жизни, способ достижения этой цели одновременно является простым – эффективная поддержка и создание всех необходимых условий для людей, которые активно работают и развивают университет. Все остальное – важные, но детали. Они описаны выше. Кандидат на должность ректора КНИТУ-КАИ
|
Программа конференции-конкурса Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский... | Конкурс по программе «У. М. Н. И. К.» Ректорат и Совет нирс казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – каи (книту-каи)... | ||
Решение проблемы биостойкости строительных материалов Ректорат и Совет нирс казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – каи (книту-каи)... | Программа профессионального модуля дополнительного профессионального... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский... | ||
Урок биологии Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Программа Конференции «АтомТех 2013» Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Введение Актуальность выбранной темы Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Н. Н. Летова «Простое лохматое счастье» Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Программа 9: 45-10: 15 – Регистрация, приветственный кофе 10: 15-10: 20 – Приветственное слово Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Повышение эффективности теплонасосных установок на основе численного и физического моделирования ... | ||
Программа конференции 15 февраля 2013 года «Основные проблемы в реализации... Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Внимание! Уважаемые школьники 9-х, 10-х, 11-х классов и студенты лицеев, техникумов и колледжей! Министерство образования и науки Республики Татарстан, кгту им. А. Н. Туполева (каи) приглашают вас, желающих получить среднее профессиональное... | ||
Поддержка: Минсельхоз рф, Россельхознадзор, Совет Федерации рф, Государственная... Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | Матвеева Светлана Ефимовна начальник отдела начального и среднего... Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи» | ||
Сравнение систем имитационного моделирования: gpss world и gpss editor... Казанский национальный исследовательский технический университет каи имени А. Н. Туполева, galechka-92@mail ru, kotenok9206@mail... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Объем курсовой работы должен быть в пределах 35-40 страниц печатного текста. Указанный объем относится к тестовой части работы. Список... |