Формирование и эволюция современной экономической мысли





Скачать 266.97 Kb.
НазваниеФормирование и эволюция современной экономической мысли
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер266.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Раздел 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли

ТЕМА 3.1. Маржиналистская революция и генезис неоклассики.

Биншток Ф.И. История экономических учений: Учеб. пособие. – 2-е изд.-М.: Изд-во РИОР, 2006. С.98-125.

Предшественники маржинализма. Законы Госсена.

Герман Генрих Госсен (1810—1858) немецкий юрист и экономист — предшественник теории маржинализма. Госсен не имел экономического образования. Будучи юристом, по образованию, и роду занятий, он в 1847 г. оставил службу и занялся разработкой собственной экономической теории. Эту теорию он изложил в вышедшей в 1854 г. книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности» («Развитие законов человеческого взаимодействия»). Теория Г. Госсена базируется на том, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума удовольствия (максимума полезности). В связи с этим главной задачей экономической науки является формулирование правил максимизации (увеличения общей суммы) полезности. Эти правила нашли свое отражение в сформулированных Госсеном законах. Согласно первому закону Госсена — в одном непрерывном акте потребления происходит убывание полезности последующих единиц продукта; при повторных актах потребления происходит убывание полезности первых единиц продукта. Г. Госсен формулирует это следующим образом: «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Закон отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса. Второй закон Госсена дается автором в двух вариантах (или редакциях). Первый вариант выводится из анализа натурального хозяйства одинокого человека, оказавшегося изолированным от общества — хозяйства Робинзона. Имея определенное количество разных продуктов, одинокий человек (Робинзон) в течение данного периода Времени может их потреблять в различных комбинациях. Необходимо найти такую комбинацию, которая обеспечивает получение максимума удовольствия (наслаждения). Это достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Предельная полезность любого товара (любого блага) определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного товара (данного блага). Второй вариант формулируется для условий товарного хозяйства. Цены на товары, которые может приобрести какой-либо потребитель, и денежная сумма, имеющаяся в его распоряжении, — главные факторы, ограничивающие его потребление. Выбор наиболее рационального (оптимального) варианта потребления, т.е. варианта, обеспечивающего максимум удовлетворения потребностей, достигается при равенстве предельных полезностей, которые могут быть получены с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров. Книга Г. Госсена (и его теория), которая, по мнению автора, должна была произвести переворот в науке, не получила в тот период никакого признания среди научной общественности. Госсен, разочаровавшись, изъял из продажи нераспроданные экземпляры своей книги и сжег их. Однако после того, как один экземпляр книги был найден у букиниста, она в 1889 г. была переиздана, оценена специалистами и стала широко пропагандироваться. Поскольку работы соответствующей направленности были опубликованы в течение 1871—1874 гг. Л. Вальрасом, У. Джевонсом и К. Менгером, то между ними возник спор о научном приоритете. Когда же была обнаружена книга Г. Госсена, написанная почти за двадцать лет до указанного периода, вопрос о приоритете отпал — истинным предшественником «маржинал истской революции был признан Г. Госсен.

Сущность и этапы «маржиналистской революции».

В течение последней трети ХIХ в. появилось новое направление экономической науки — маржинализм. В основу этого направления был положен анализ предельных величин на основе привлечения соответствующего математического аппарата (прежде всего дифференциального исчисления). Некоторые экономисты оценивают введение предельных величин в экономический анализ и в объяснение экономических явлений, а также в экономические модели как «маржиналистскую революцию». Начало «маржиналистской революции» обычно связывают с именами трех экономистов: французского экономиста Л. Вальраса, английского — У. Джевонса и австрийского экономиста К. Менгера, опубликовавших свои работы в 1871—1874 гг. Между ними даже возник спор о научном приоритете. Однако позднее выяснилось, что принципы маржинального анализа содержались в работе немецкого экономиста Г. Госсена, опубликованной за 20 лет до публикаций этих авторов. В «маржиналистской революции» обычно выделяют два этапа. Первый этап охватывает 1870—1880 гг. и связывается с именами, трех названных выше экономистов. Центральное место в маржинализме этого периода занимает теория «предельной полезности>. Ценность каждой единицы любого блага, согласно этой теории, уменьшается по мере увеличения количества этих благ, т.е. по мере насыщения спроса. Цена этого блага определяется предельной величиной — ценностью последней единицы. При этом объяснении закономерности динамики спроса связывались с психологическим поведением потребителя. Таким образом, отрицание трудовой теории стоимости, свойственной классической школе политэкономии, — важнейшая черта «маржиналистской революции» на первом ее этапе. Второй этап »маржиналистской революции», хронологические рамки которого начинаются с 1890-х гг., связан с именами английского экономиста А. Маршалла, американского экономиста Дж. Б. Кларка и итальянского экономиста В. Парето. Если первый этап «маржиналистской революции» был связан, прежде всего, с потреблением, изучением динамики закономерностей спроса, то второй её этап характеризуется другим — признанием необходимости обеих сфер экономической жизни — производства и потребления. Этот новый этап характеризуется также отказом от психологического подхода, что сблизило новое направление с классической политэкономией и позволило называть его «неоклассическим» направлением в экономической науке. К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», «комплементарности благ» и их стоимости. «Теория вменения» Карл Менгер (1840—1921) — австрийский экономист, родился в Галиции (входящей в то время в Австрию) в семье, представители которой издавна находились на государственной службе или служили офицерами в армии. К. Менгер изучал юриспруденцию в Пражском и Венском университетах, а с 1867 г. занялся экономическими проблемами. С 1876 по 1878 г. был воспитателем кронпринца Рудольфа, а затем вернулся к преподавательской работе. Его лекции, по словам Б. Селигмена, были «чрезвычайно четкими» и на протяжении последующих 20 лет считались лучшими пособиями для подготовки к экзаменам. К. Менгер вошел в историю экономической мысли как основатель «австрийской школы» маржинализма, один из авторов теорий предельной полезности. Свои взгляды К. Менгер изложил в книге «Основания учения о народном хозяйстве», изданной в 1871 г. и известной в русском переводе как «Основания политической экономии», благодаря чему стал основоположником австрийской школы маржинализма. для изложения своей теории К. Менгер неоднократно прибегает к иллюстрациям, в которых фигурирует изолированный хозяйствующий субъект (Робинзон Крузо). Так, рассматривая ценность благ, необходимых человеку для удовлетворения его потребностей, Менгер в книге «Основания политической экономии» прибегает к такому примеру: «Представим себе изолированно хозяйствующего субъекта, обитающего на скалистом морском острове, на котором находится единственный источник, служащий ему для удовлетворения его потребности в пресной воде». Далее К. Менгер вводит в свои рассуждения условие. Человек ежедневно нуждается для сохранения своей жизни в одной мере воды для себя и девятнадцати мерах — для тех животных, молока и мяса которых ему достаточно, чтобы обеспечить свое пропитание. Далее этому человеку необходимо еще 40 мер воды для цветника и некоторых животных, которых он держит не для сохранения своей жизни и своего здоровья, а для удовольствия.

Пока воды достаточно, она не представляет какой- либо ценности для хозяйствующего субъекта (Робинзона Крузо). Если же произойдет убыль воды, то каждое конкретное количество воды приобретает для него «экономическое значение», т.е. станет обладать ценностью, и по мере того как источник будет давать все меньше и меньше воды, ценность ее для Робинзона Крузо будет возрастать. При этом он будет вынужден последовательно отказываться от удовлетворения менее важных потребностей. И если раньше, когда вода была в избытке, одна ее мера имела нулевую ценность, то по мере отказа от удовлетворения каких-то потребностей в воде ценность одной меры воды составит: 1,2,3 и т.д. Блага, удовлетворяющие потребности человека, Менгер делит на блага высшего порядка — блага, которые могут непосредственно удовлетворять потребность человека, и блага второго порядка, которые необходимы для производства благ первого порядка, блага третьего порядка, необходимые для производства благ второго порядка, и т.д. При этом Менгер отмечает, что для производства, например, благ первого порядка, необходимо располагать комплементарными благами второго порядка, т.е. всеми дополнительными благами или всем комплексом благ второго порядка, позволяющим осуществлять производство благ первого порядка. Отсутствие одного какого-то комплементарного блага второго порядка (необходимого для производства благ первого порядка) обесценивает все другие блага второго порядка, так как делает их бесполезными. К. Менгер не употреблял термин «вменение» (этот термин был впервые использован Ф. Визером), но он ставил перед собой задачу определить, какую часть созданной ценности вменить каждому фактору, выявить раздельно вклад в создание ценности материального блага каждого отдельного фактора производства: труда, капитала и земли. К. Менгер отвергал теорию трудовой стоимости и определял ценность благ по важности удовлетворяемых ими потребностей. Для определения каждого фактора он использовал тот же подход — на основе соотношения между наличными предложениями данных благ и количеством, достаточным для удовлетворения в них потребностей (на основе определения их субъективной стоимости). В результате задача вменения оказалась им нерешенной, как указывал его ученик Фридрих фон Визер. На основе идей Менгера Ф. Визер выдвинул «теорию вменения», в дальнейшем получившую математическое обоснование в работах Дж. Б. Кларка. Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономической жизни. К. Менгер пытался найти ответ на вопрос, почему самые необходимые человеку блага вовсе не являются самыми ценными. Согласно его концепции, ценность определяется соотношением потребности в благах и их количеством. Ценность зависит от субъективной оценки людьми благ, удовлетворяющих те или иные их потребности. Наиболее высоко ценятся относительно редкие блага. К. Менгер рассматривал субъективные оценки потребителями ценности тех или иных благ в качестве основы формирования рыночных цен на соответствующие товары, основы процесса ценообразования.

Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка. Барон Фридрих фон Визер (1851—1926) — яркий представитель австрийской школы политэкономии, один из ближайших сподвижников К. Менгера, с 1903 г. профессор экономики Пражского и Венского университетов. В 1917—1918 гг. занимал пост министра торговли; был удостоен звания пожизненного члена верхней палаты парламента. Ф. Визер — один из авторов теории альтернативных издержек и вменения (наряду с К. Менгером, О. Бем-Баверком и др.). Ф. Визер в работе «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884) предложил иной способ определения суммарной полезности. Для нахождения ее величины он производит умножение предельной полезности каждого блага на их количество.

Предложенный способ он формулирует следующим образом: «...основной закон исчисления пользы гласит, что все единицы запаса (части, штуки) оцениваются соразмерно предельной полезности. Этот закон мы будем называть законом предельной полезности или, еще короче, предельным законом. Из предельного закона вытекает следствие, что каждый запас экономически оценивается путем умножения предельной полезности на количество единиц запаса (частей, штук)... Это не новый закон, а только другая формулировка предельного закона...»

Как известно, О. Бём-Баверк, рассматривая пример с пятью мешками зерна, собранными «одиноким поселенцем», определял суммарную предельную ценность (полезность) исходя из того, что каждый из пяти мешков имеет различную предельную полезность. Поэтому для определения суммарной полезности следует учитывать не только количество данного блага, но и индивидуальную полезность каждого его составляющего фактора.

«Теория ожидания» О. Бём-Баверка. Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851—1914) — представитель австрийской школы маржинализма. Родился в семье политического деятеля. Его отец был вице-губернатором Моравии, и в соответствии с семейной традицией Евгений должен был посвятить себя изучению юриспруденции. Несмотря на интерес к естественным наукам, он окончил Венский университет и поступил на государственную службу. длительное время Бём-Баверк занимал пост министра финансов австрийской монархии, был профессором в Инсбруке и Вене, был даже президентом Австрийской академии наук, удостоен пожизненного членства в верхней палате парламента. Будучи министром финансов, выступал за соблюдение принципов «здоровых финансов». Й. Шумпетер отмечал, что Бём-Баверк обнаружил «безраздельную преданность своему делу, совершенное бескорыстие, широкие интеллектуальные интересы, широкий кругозор и подлинную простоту и при всем этом он был полностью свободен от ханжества или какой-либо склонности к проповедям». Будучи учеником Менгера, он стремился ни в чем не изменять его теорию. Ему принадлежит обоснование теории предельной полезности. Он также разработал «теорию ожидания», объясняющую происхождение, уровень и динамику процента на капитал. Центральная идея этой теории заключается в следуюшем: в связи с продолжительностью времени, в течение которого средства производства превращаются в продукт (т.е. переносят свою стоимость на продукт), возникает разница в ценности этих средств и продукта. Эта разница представляет собой основу возникновения процента на капитал. Происхождение процента на капитал связано со стремлением людей приобретать блага сегодня, а не откладывать на завтра. По версии Бём-Баверка, рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее и стремятся не откладывать получение плодов своего труда. Капиталисты же, напротив, готовы откладывать получение своего дохода. При этом Бём-Баверк считал, что процент на капитал является общеэкономической категорией, свойственной любой экономике, где имеет место обмен товаров текущего и будущего потребления. Бём-Баверк опирается на три причины, по которым люди выражают готовность приобретать блага именно сегодня, а не завтра. Первой причиной является наличие в обществе малообеспеченных людей, которые в целом предпочитают получить благо сегодня, а не завтра. Вторая причина заключается в том, что в некоторой части общества наблюдается недостаток воли, воображения и веры, чтобы предпочитать будущие блага сегодняшним. И, наконец, третья причина заключается в том, что людям больше свойственно стремление к «окольному» производству сегодня в надежде получить больше продукта (выгоды) теперь же, чем к «непосредственному» производству в будущем. Это утверждение подкрепляется тем, что по мысли Бём-Баверка, отдача производства в дальнейшие периоды будет снижаться. Принцип убывающей полезности на примере хозяйства одинокого поселенца» Бём-Баверка. Как известно, в основе «теории предельной полезности» лежит положение о снижении ценности материального блага в соответствии с «законом насыщения потребностей». Этот закон ярко проиллюстрирован в работе Бём-Баверка.

Одинокий поселенец живет один в лесу и должен удовлетворять свою потребность в продуктах питания. Он собрал пять мешков зерна, которых ему должно хватить до следующей жатвы. Как с их помощью он может удовлетворить свои потребности? Один мешок ему необходим для того, чтобы не умереть с голода, другой — чтобы сохранить здоровье и силы. Третий мешок он должен использовать для откорма домашней птицы. Четвертый он может использовать для изготовления водки. Пятый мешок на откорм попугая, которого одинокий поселенец держит для развлечения. Если все мешки расположить по убывающей ценности, то самую высокую ценность будет иметь первый мешок, так как с его помощью удовлетворяется самая насущная потребность — сохраняется жизнь поселенца. Пусть наивысшая ценность первого мешка будет приравнена к 10 баллам. Полезность второго мешка следует оценить несколько ниже, например в 8 баллов, третьего, Четвертого и пятого — пусть будет соответственно в 6,4 и 1 балл. Таким образом, по мере насыщения потребности ценность каждого мешка (каждой единицы потребляемого блага) уменьшается. Полезность (ценность) каждой новой единицы, поступающей в распоряжение потребителя, зависит от того, сколько у него имеется таких единиц блага.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и эволюция современной экономической мысли iconПрактикум Формирование и эволюция современной экономической мысли
Кембриджская школа экономической мысли. А. Маршалл. Американская неоклассическая школа. Дж. Кларк
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconПримерные темы рефератов по истории экономической мысли
Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в Х1Х веке
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconВысшего профессионального образования «башкирская академия государственной...
Эволюция экономической мысли: учеб метод комплекс/ сост. И. Ю. Карелин. – Уфа: багсу, 2009. – 99 с
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconВозникновение и становление экономической мысли
Экономическая теория как наука появилась только в 16 – 18 вв но экономическая мысль появилась гораздо раньше – примерно на 2 – 3...
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconТемы рефератов по курсу «История управленческой мысли»
Причины содержательных различий древнегреческой и древнеримской экономической мысли
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconИсследование институтов предпринимательства в мировой экономической...
Классификация организационно-правовых форм предприятий в современной рыночной экономике 8
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconПрограмма учебной дисциплины организационно методический раздел 1
Подробно рассматриваются организационные системы, законы и принципы организации экономической безопасности; раскрывается эволюция...
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconТемы эссе по курсу "история экономической мысли" (Одна тема не может...
Вклад Е. Е. Слуцкого в теорию случайных процессов и «ложные циклы» экономической конъюнктуры
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconПрограмма курса для сдачи кандидатского экзамена по научной специальности...
Государственного образовательного стандарта дополнена повышенными требованиями к знанию первоисточников, методологии научного исследования,...
Формирование и эволюция современной экономической мысли icon2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconСамостоятельная работа студентов
Цель курса – сформировать представление студентов о предмете экономической теории, рассмотрение этапов формирования экономической...
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconТемы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские...
Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconРеферат Тема: «Эволюция зарубежной психологической мысли»
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV- v вв до н э начала XIX веков)
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconИстория экономических учений
Цель изучения дисциплины – дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической...
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Формирование и эволюция современной экономической мысли iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической мысли, интеллектуальной биографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск