Скачать 260.55 Kb.
|
Европейский союз. История создания, развития и расширения. Европейский союз – это крупнейшее в мире политико-экономическое объединение государств. Современное положение ЕС характеризуется следующими основными показателями. Общая характеристика Европейского Союза
История образования ЕС насчитывает полвека. В 50-е годы ХХ века ряд западноевропейских стран выбрал новый путь развития – экономическую и политическую интеграцию. Ее подготовительным этапом стало первое послевоенное пятилетие (1945-1950 гг.). В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей в Европу из США в рамках «плана Маршалла», была создана Организация европейского экономического сотрудничества – впоследствии Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В том же году был учрежден таможенный союз БЕНИЛЮКС, в который вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. БЕНИЛЮКС на начальном этапе европейской экономической интеграции был своего рода образцом и позитивным примером, демонстрировавшей возможные формы и результаты международного сотрудничества в экономической сфере. Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты в вопросе передачи руководства угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный в мае 1950 г., стал первым шагом в направлении интеграции. Он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский Договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), начавшее практическую деятельность 10 августа 1952 года. Главной целью создания ЕОУС было предотвращение послевоенного кризиса в ключевых для экономики того времени секторах, в частности, путем ликвидации различных барьеров в торговле и создания общего рынка, предусматривающего свободу перемещения этих товаров, соответствующего капитала и рабочей силы. Договор о создании ЕОУС содержал также положения, регламентирующие инвестиции и правила конкуренции. Это объединение успешно действовало в течение 50 лет. Решение о прекращении деятельности ЕОУС как полностью выполнившего свое назначение и в связи с переходом на качественно новый уровень интеграции было принято органами ЕС в июле 2002 года. Создание таможенного союза в области угля и стали позволило существенно стабилизировать положение в этих отраслях, что было особенно важно в условиях, когда европейские страны являлись основными производителями и экспортерами этих товаров в мире. Воодушевленные первыми успехами, шесть стран-участниц ЕОУС в мае 1956 г. рассмотрели вопросы создания экономического союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Результатом стало подписание этими странами 25 марта 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, на континенте образовался экономический союз западноевропейских государств: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии, ФРГ и Франции. Первоначально управление ЕОУС и ЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными руководящими органами. В 1967 г. произошло слияние Высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новый орган – Комиссия Европейских сообществ – заложил институциональную основу современного Европейского союза. Европейский союз стал своеобразной классической моделью, демонстрирующей прогрессивные формы и результаты международного сотрудничества на основе последовательного углубления экономической интеграции. После учреждения Европейских сообществ шестью западноевропейскими государствами: Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Италией, ФРГ и Францией (Римский договор 1957 г.) процесс его дальнейшего расширения осуществлялся в несколько этапов: в декабре 1973 г. присоединились Дания, Великобритания, Ирландия; в январе 1981 г. десятым членом ЕЭС стала Греция; в январе 1986 г. были приняты Испания и Португалия; в январе 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция; в мае 2004 г. произошло наиболее значительное расширение ЕС, когда в его состав были приняты сразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. в январе 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния. Процесс расширения ЕС на этом не останавливается. В более отдаленной перспективе рассматриваются возможности расширения ЕС в южном направлении путем присоединения Балканских государств, а также Турции. Географическое расширение ЕС сопровождается качественными изменениями в содержании интеграции, которая наряду с экономической основой все больше распространяется на решение социальных и политических вопросов, а также вопросов внешней и внутренней безопасности. Это вытекает из содержания международных договоров, которыми были оформлены основные этапы на пути экономической, а затем и политической интеграции в рамках ЕС. Образование единого рынка было зафиксировано в качестве одной из важнейших целей ЕЭС еще в 1957 году. Но прогресс в этой области длительное время был незначительным. Положение изменилось лишь со вступлением в силу 1 июля 1987 г. Единого Европейского Акта, который установил срок перехода к единому рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и граждан в рамках Сообщества – с 1 января 1993 года. Единый Европейский Акт внес существенные изменения в процедуру принятия решений. Прежде большинство решений должно было приниматься единогласно. Это обстоятельство тормозило интеграционный процесс: то один, то другой национальный представитель занимали протекционистскую позицию и голосовали против очередного юридического акта, имевшего ключевое значение для углубления интеграции. Единый Европейский Акт дал возможность принимать решение большинством голосов по всем проблемам, имевшим отношение к созданию единого рынка (за исключением двух сфер – налогообложения и свободного перемещения граждан). Другим важным элементом Единого Европейского Акта стало введение принципа субсидиарности (дополняемости). Его суть состоит в том, что никакое решение не должно приниматься на высоком уровне, если с этим можно успешнее справиться на более низком уровне. В соответствии с этим принципом роль ЕС была усилена в тех областях, где требуется коллективное принятие решений. В ведении отдельных стран оставались лишь те функции управления, которые могли быть реализованы на национальном и региональном уровнях. Юридические акты и постановления, направленные на ускорение продвижения к единому рынку, были приняты в таких областях, как законодательство о компаниях, гармонизация стандартов, налоговое и транспортное законодательство, а также взаимное признание дипломов о высшем образовании. Гармонизация стандартов производства различных товаров, в том числе норм экологической чистоты продовольственных продуктов, а также правил техники безопасности на производстве в целях защиты прав работников и потребителей стала необходимой мерой, способной предотвратить нарушения правил конкуренции на рынках товаров, услуг и капитала в условиях их либерализации. В декабре 1991 г. главы государств и правительств стран-членов ЕС на встрече в Маастрихте (Нидерланды) сделали решающий шаг на пути к дальнейшему углублению интеграции и приданию ей необратимого характера: было решено создать Европейский Союз, дополненный новыми формами сотрудничества, проведением совместной внешней политики и политики в области обороны и безопасности, а также сотрудничеством в области внутренних дел и правосудия. Договор о Европейском Союзе был подписан 6 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября 1993 года. В соответствии с положениями этого договора были учреждены: - Единое общеевропейское гражданство: все граждане стран-участниц автоматически приобретают гражданство Европейского Союза. Каждый гражданин ЕС имеет право свободного перемещения и проживания на всей территории ЕС; участия в выборах в качестве избирателя и выставления своей кандидатуры на муниципальных и общеевропейских выборах в стране пребывания; пользоваться за пределами ЕС защитой дипломатических представительств и консульских миссий любой страны ЕС. - Экономический и валютный союз. экономический союз: основные направления экономической политики стран-участниц и ЕС в целом принимаются Советом Министров ЕС, который также наблюдает за ходом экономического развития каждой страны и ЕС в целом. При несовпадении экономической политики отдельной страны с разработанными Советом Министров основными направлениями, в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического и валютного союза, Совет Министров ЕС наделяется правом принятия необходимых мер; валютный союз: с 1 января 1999 г. ЕС осуществляет единую денежно-кредитную политику. Введена единая валюта – евро, создан новый институт – Европейский Центральный Банк, который вместе с национальными центральными банками является основой Европейской системы центральных банков. - Политический союз, определяющий следующие моменты: единую политику в области иностранных дел и безопасности, к которой относятся: разработка общей оборонной политики; вопросы ОБСЕ; контроль над вооружениями в Европе; нераспространение ядерного оружия; экологические аспекты безопасности; усиление значения Европарламента; расширение полномочий ЕС; единую политику в области внутренних дел и правосудия, в частности, в таких вопросах, как предоставление убежища, иммиграционный и визовой режимы. Государства-члены ЕС 2 октября 1997 г. подписали Амстердамский договор, который вступил в силу 1 мая 1999 года. Этот договор подтвердил основные цели ЕС (создание экономического и валютного союза, введение единого гражданства, переход к общей внешней политике и политике безопасности, сотрудничество в области внутренней политики и правосудия) и внес серьезные коррективы в основополагающие документы ЕС. Если два предыдущих договора – Римский (о таможенном союзе) и Маастрихтский (о едином внутреннем рынке) – имели в основном экономическую направленность, то Амстердамский договор достроил на этой базе политическую интеграцию Западной Европы и дал «зеленый свет» расширению ЕС на Восток. В целях общей внешней политики Амстердамский договор существенно расширил права ЕС как наднациональной структуры на проведение от своего имени международных переговоров и подписание торгово-экономических соглашений. В Комиссии ЕС был введен новый пост – Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности, который одновременно является Генеральным секретарем Совета ЕС и имеет свой рабочий аппарат – отдел планирования политики и раннего предупреждения. Договор продвинул сотрудничество в правоохранительной сфере, исходя из задач борьбы с организованной преступностью на основе межгосударственного взаимодействия. Созданное для этого агентство Европол обеспечивает возможность такого взаимодействия в области борьбы с незаконным оборотом капитала, наркотиков, «живого товара», с таможенными и иными правонарушениями. После подписания Амстердамского договора единый визовой режим стал частью Соглашения о ЕС путем постепенного распространения механизма Шенгенских соглашений почти на все страны Евросоюза. Расширяется число сфер, где решения принимаются не единогласно, а большинством голосов, что делает более действенным механизм управления ЕС. Отдельные директивы ЕС могут носить характер законов прямого действия. Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении Европейских сообществ, а затем – Европейского союза, был создан целый ряд европейских институтов. 1. Комиссия ЕС (Европейская комиссия) КЕС является основным исполнительным органом ЕС. 27 ее членов назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности. Все страны ЕС направляют в КЕС по одному комиссару. Жозе Мануэл Баррозу - Председатель
Представители назначаются на пятилетний период, затем их полномочия могут быть возобновлены. Каждый член Комиссии отвечает за определенное направление деятельности (по аналогии с должностью вице-премьера в национальном правительстве) и курирует соответствующее подразделение – Генеральный директорат (аналог министерства в национальной практике). Внешнеэкономические связи в КЕС относятся к компетенции Генерального директората торговли и Генерального директората внешних связей. Основная роль КЕС состоит в обеспечении выполнения договоров об учреждении ЕС. С этой целью Комиссия выдвигает необходимые законодательные инициативы, принимающие затем форму постановлений и директив, и контролирует их проведение в жизнь. В случае нарушения странами-участницами законодательства ЕС, Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, включая обращение в Европейский суд. КЕС обладает большими правами, в том числе в области антимонопольной политики и при проведении единой политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, торговля и др. Комиссия управляет различными фондами и программами ЕС, включая программы оказания помощи странам, не входящим в ЕС. Рабочий аппарат КЕС насчитывает более 20 тыс. европейских чиновников, независимых от национальных правительств. |
Литература к лекциям профессора Франка Дельмартино Европейский Союз. Путеводитель Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. – М.: Интердиалект+, 1998 | Шемятенков Большая Европа и западноевропейская интеграция Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко, О. Буториной. – М., 2000, сс. 11-25 | ||
Урок обж (10 класс) Тема урока : «История создания Вооруженных сил России» Изложение нового материала. Показ фильма «История создания и развития вс россии» – 18 минут | Европейская валютная система. Европейский валютный союз как форма... Причины развития процессов валютной интеграции в еэс неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства... | ||
Содержание 1 специфика перехода от плановым к рыночным принципам хозяйствования в польше 1 Воздействие вступления в европейский союз на функционирование польской экономики 11 | Хартли Т. К. Основы права Европейского сообщества./Перевод с англ Европейский Союз. Путеводитель/Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. – М.: Интердиалект+, 1998 | ||
Исламский фактор в турции и его влияние на вступление в европейский... Работа выполнена в Центре восточных исследований Дипломатической академии мид россии | Рабочая программа учебной дисциплины «европейский союз и США в мировой политике» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации | ||
Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Европейский союз: теория и практика управления (Институты и учреждения Европейского союза)» | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... На тему: «Экономические последствия вступления в Европейский Союз для стран цве» | ||
Интеграция Эстонии в Европейский Союз Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными... | План. Введение. I основная часть. История создания ООН а Лига Наций... В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России (Обнинск, Титул, 2008). Авторская программа построена в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников,... | Реферат по дисциплине "История таможенного дела" на тему: «Правовые... «Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития» | ||
Реферат по информатике на тему История и тенденции развития искусственного интеллекта На сегодняшний день проблема исследования ai занимает актуальное место в системе информационных наук. В своем реферате я попытаюсь... | Рефератов по дисциплине «основы микроэлектроники и вычислительной техники» История развития микропроцессоров (от создания первого мп до настоящего времени) |