Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра международной торговли «УТВЕРЖДАЮ» Ректор РГТЭУ Бабурин С.Н. « » _______________ 2011 г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Международная торговля Рекомендуется для направления ЭКОНОМИКА (профиль Мировая экономика) Квалификации (степени) выпускника Бакалавр Москва 2011г.
Бакалавр экономики должен свободно ориентироваться в современных формах и методах осуществления международной торговли на современном этапе развития мирового хозяйства. В настоящее время международная торговля сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на появление целого ряда новых форм установления внешнеэкономических связей стран. Особенно очевидна необходимость ознакомления студентов с важнейшими аспектами внешнеторговых отношений Российской федерации с учетом приоритетов экономического развития страны, а также проблем и перспектив углубления интеграции России в международную экономическую и торговую систему. Цель дисциплины – дать студентам основы экономических знаний об основных базовых элементах в современной системе функционирования международной торговли, особенностях и тенденциях ее развития, которые формируются в современных условиях под влиянием процессов глобализации и интернационализации и сформировать компетенции, которые позволят принимать решения в сфере внешнеэкономической деятельности с учетом форм и методов осуществления международной торговли, а также проблем и перспектив углубления интеграции России в международную экономическую и торговую системы. Задачи курса заключаются в том, чтобы:
Дисциплина «Международная торговля» включена в цикл С1 Гуманитарный, социальный и экономический циклы (вариативная часть) ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» (профиль Мировая экономика) (квалификация «бакалавр»). Изучение дисциплины базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин как «Экономическая теория», «Экономическая и социальная география мира», «Мировая экономика и международные отношения». В свою очередь эта дисциплина является основой для изучения таких последующих дисциплин как «Международный бизнес», «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности». Требования к входным знаниям: знание основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов определения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: ОК-1– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; Профессиональные компетенции: ПК- 4 – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; ПК - 8 - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики и социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; ПК-9 – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет; ПКП-3 – способен анализировать статистическую и финансовую отчетность с целью определения конкурентных форм международного бизнеса и количественного прогнозирования конъюнктуры мировых рынков; ПКП-6 – способен обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам внешней торговли товарами и услугами и опыт проведения международных валютных, финансовых и кредитных отношений. В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
- аналитическими методами для оценки места страны и ее компаний на мировых товарных рынках; - опытом работы с зарубежными и отечественными источниками необходимых статистических данных по международной торговле, а также внешней торговле России, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности; 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины Тема 1. Система международной торговли. Предмет, задачи и структура курса «Международная торговля». Закономерности, тенденции и принципы развития системы международной торговли. Субъекты и объекты международной торговли. Физический и стоимостной объемы международной торговли, их динамика и структурные изменения на современном этапе. Объективные предпосылки и факторы развития международной торговли. Этапы эволюции международного обмена товарами и услугами. Современное значение международной торговли. Роль международной торговли в развитии экономики отдельных стран. Тема 2. Конкуренция в системе международной торговли. Понятие конкуренции в международной торговле. Ее характер, особенности и уровень на мировых экспортных рынках. Детерминанты национального конкурентного преимущества: характеристика детерминант, параметры факторов (иерархия факторов, формирование факторов, характеристика негативных факторов), условия спроса (структура, величины и характер спроса), родственные и поддерживающие отрасли (конкурентоспособность отраслей-поставщиков и родственных отраслей). Рейтинг конкурентоспособности стран в системе международной торговли. Место России в рейтинге конкурентоспособности. Конкурентное преимущество фирм в глобальных масштабах: конкурентная стратегия фирм, структурный анализ отраслей, позиция фирмы в отрасли, источники конкурентного преимущества фирм, конкуренция на мировом рынке, влияние национальных условий на успех фирм в конкуренции. Новые явления в конкурентной борьбе на мировом товарном рынке (стратегические альянсы, транснациональные слияния и поглощения, корпорации лидеры и аутсайдеры в странах импортерах капитала). Торгово-политические средства форсирования экспорта товаров в международной торговле. Товарный и валютный демпинг. Меры противодействия конкуренции на мировом рынке. Тема 3. Формы и методы международной торговли. Характеристика основных методов международной торговли. Экспорт. Импорт. Реимпорт. Реэкспорт и основные цели применения реэкспортных операций; вынужденный реэкспорт; реэкспорт как составная часть более сложной операции; реэкспорт с целью перепродажи товаров для получения прибыли на разнице в ценах. Косвенный экспорт. Косвенный импорт. Кооперативный экспорт (импорт). Международные встречные сделки. Особенности использования методов международной торговли в практике российских предприятий. Состязательные методы международной торговли. Международные товарные биржи. Основные понятия. Участники биржевой торговли. Биржевые товары. Основные тенденции развития биржевой торговли. Основные международные товарные биржи и их классификация. Тенденции и перспективы развития международной аукционной торговли. Специфика товаров, реализуемых посредством проведения аукционов. Виды аукционов. Организация аукционов. Основные международные аукционы (по группам товаров). Международные торги, их виды и международно-правовая регламентация. Специфика товаров, реализуемых посредством проведения международных торгов. Виды торгов. Электронная торговля как принципиально новая форма активизации участия различных стран в мировой торговле. Тема 4. Международные торговые организации и межнациональная регламентация международной торговли Торговая политика и участие страны в системе международной торговли. Особенности внешнеторговых политик различных типов стран. Международные торговые организации как результат интернационализации мирохозяйственных связей. Двустороннее, региональное и многонациональное регулирование международной торговли. ГАТТ/ ВТО как важнейший инструмент многостороннего регулирования международной торговли. Регулирование международной торговли в рамках ООН – конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Неправительственные международные организации. Международная торговая палата (МТП) и ее роль в регулировании международной торговли. Особенности и проблемы применения инструментов регулирования международной торговли. Торговая политика России и вступление в ВТО. Тема 5. Мировой товарный рынок. Конъюнктура и прогнозирование мировых товарных рынков. Товарная структура современного мирового рынка и его сектора. Важнейшие конъюнктурообразующие факторы, их взаимодействие. Система показателей изучения конъюнктуры. Прогноз товарной конъюнктуры. Методы прогнозирования. Особенности конъюнктуры отдельных товарных рынков (сырьевых товаров, полуфабрикатов, машин, оборудования, продовольственных товаров и т.д.). Тема 6. Международная торговля сырьевыми товарами. Общая характеристика мирового рынка неэнергетического сырья. Товарная и географическая структура мирового рынка сырья, динамика их изменений, факторы, влияющие на географическую и товарную структуру рынка. Крупнейшие страны-экспортеры и импортеры сырья. Место России на мировом рынке сырья. Общая характеристика мирового рынка газа Географическая структура мирового рынка газа (современное состояние, динамика, факторы, влияющие на географическую структуру рынка). Ведущие субрынки. Крупнейшие страны-экспортеры и импортеры газа. Усиление значения азиатских стран как крупных импортеров газа. Общая характеристика мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Географическая структура мирового рынка нефти и нефтепродуктов (современное состояние, динамика, факторы, влияющие на географическую структуру рынка). Ведущие субрынки. Крупнейшие страны-экспортеры нефти и нефтепродуктов (страны ОПЕК, Норвегия, Великобритания, Мексика, Россия) и импортеры (США, Япония и др.). Усиление значения азиатских стран как крупных импортеров нефти. Внешнеторговая политика ведущих стран экспортеров и импортеров в отношении товаров нефтяного комплекса (тарифные и нетарифные барьеры). Роль ОПЕК, международных корпораций и финансовых групп в мировой торговле нефтью и нефтепродуктами. Современное состояние нефтяного комплекса России. Место России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Тема 7. Мировой рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Международная торговля сельскохозяйственным сырьем и продовольствием (современное состояние и динамика). Особенности организации международной торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием по видам (зерновые, сахар, кофе, мясо и др.). Субрынки. Крупнейшие страны – экспортеры сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Ценообразование на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Основные современные тенденции международной торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. Роль России на мировом продовольственном рынке (характеристика и объем российского импорта продовольствия). Тема 8. Мировой рынок продукции обрабатывающей промышленности Международная торговля продукцией обрабатывающей промышленности: товарная структура, тенденции и перспективы развития. Международная торговля машинами и оборудованием (современное состояние и динамика). Особенности организации международной торговли машинами и оборудованием по видам. Субрынки. Крупнейшие страны-экспортеры оборудования и машин. Ценообразование на мировом рынке машинотехнических изделий. Основные современные тенденции торговли оружием и военной техникой. Роль России на мировом рынке оружия и военной техники. Общая характеристика мирового рынка металлов, его особенности и тенденции развития. Мировой рынок драгоценных металлов и камней. Особенности международной торговли золотом на мировом рынке. Цена золота. Мировой рынок алмазов. Монополия «De Beers». Роль и место России на мировом рынке алмазов. Мировой рынок химических товаров, характер и динамика его развития. Международная торговля продукцией легкой промышленности. Тема 9. Особенности внешней торговли России. Современные тенденции и динамика развития внешней торговли РФ. Географическая структура внешней торговли России. Товарная структура внешней торговли России. Роль и место России в международной торговле. 5.2. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий
6. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
Дополнительная литература
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. www/ bp.com - данные The statistical review of world energy 2. www. cbr. Ru – сайт Центрального банка России 3. www. cia.gov/ cia/publications/factbook/ - данные Сentral Intelligence Agency, USA (Всемирная книга фактов). 4. www.imf.org. - сайт Международного валютного фонда 5. www. metalbulletin. Com – данные Metal Bulletin and Metal Bulletin Monthly publ. By Metal Bulletin Journals LTD. 6. www. minerals.er.usgs.gov – данные US department of the Interior Bureau of mines 7. www.un.org. - сайт ООН 8. www. unctad.org. – сайт комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 9. www. worldbank.org – сайт Всемирного банка 10. www. worldsteel. org/steeldatacenter/ - данные Международного института руды и стали.
Для получения доступа к другим материалам следует воспользоваться поисковыми системами с адресами www. yahoo. com www. altavista. digital. com www. search. com www. mckinliy. com www. excite. com а также российскими адресами www. rambler. ru www. aport. ru www. yandex. ru 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 1. Аудиторная база для лекций 2. Кабинет международной торговли 3. Компьютеры 4. Проекторы 5. Методическое обеспечение дисциплины 6. Статистические справочники за различные годы:
9. World Development Report. World Bank.
Тематические дискуссии - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике ( семинар по теме 6, по теме 10). Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его (семинары по темам 1,5). Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов). «Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Целесообразно «круглые столы» провести по темам в ходе изучения соответствующих тем в часы, выделенные для практических занятий. Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе должно выражать точку зрения автора по рассматриваемой теме, а также ход его рассуждений, приводимые аргументы. При написании эссе в качестве аргументации рекомендуется использование специальной литературы, учебных пособий, монографий, периодической печати, статистических данных и др. Рекомендуемый объем эссе – 3-4 стр. формата А4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет не менее 20 % от аудиторных занятий. |
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 12 | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральная... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральная... Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Пашковский И. Э., доктор экон наук, доцент Новикова Н. Г., канд филос наук, доцент Иванова Н. М., Карпусенко Г. Ф., Юрина С. В. /Под... | ||
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в связи с многочисленными... Российской Федерации, принимающих беженцев из Украины, по вопросам порядка прохождения процедуры допуска к медицинской и фармацевтической... | Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Деловой иностранный язык являются совершенствование владения иностранным языком, формирование профессиональной коммуникативной компетенции... | ||
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2013 году и основных направлениях на период 2014-2016 годы | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральный... Инструкция предназначена для работников общеобразовательных учреждений пунктов проведения экзамена | ||
Исследовательский проект на тему: "Знакомые незнакомцы" (работа со словарными словами) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и... ... | ||
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации вследствие заноса и распространения инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | ||
С 1 сентября новый учебный год Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что по предварительным данным в... | Программа элективного курса для 9-го класса по образовательной области... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... |