Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области)





Скачать 348.45 Kb.
НазваниеЭлектронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области)
страница1/2
Дата публикации10.11.2014
Размер348.45 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2


На правах рукописи




Мошкин Игорь Валерьевич
Электронный бизнес как фактор

социально-экономического развития региона

(НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)




Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

предпринимательство



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2008

Диссертация выполнена на кафедре экономической теории Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Белокрылова Ольга Спиридоновна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Мишурова Ирина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент

Панченко Виктор Иванович

Ведущая организация:

Северо-Кавказская академия

государственной службы


Защита состоится 11 ноября 2008 г. в 12 часов 30 минут на заседании дис­сертационного совета Д 212.208.30 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148; в библиотеке филиала ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: Учкекен, ул. Умара Алиева, 60.
Автореферат разослан 10 октября 2008 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по ад­ресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», а. 210. Ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета, к.э.н., доцент Гунина Е.Н.

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности формирующегося информационного общества, с объективной необходимостью детерминируя целостность нового типа экономической системы, обусловливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, адекватных его императивам. В качестве такой инновационной формы предпринимательства выступает электронный бизнес, развитие которого интенсифицирует процесс становления электронных рынков. В связи с происходящими под влиянием процессов информатизации изменениями в обществе, быстрым распространением элементов виртуализации в экономике сформировался ряд проблем, в частности, в сфере отношений субъектов электронного бизнеса. В России электронный бизнес еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Важная особенность России состоит в её масштабной территориальной распределенности. В силу этого электронизация практически во всех областях не может осуществляться на основе управления из федерального центра. Поэтому особенно важны региональные процессы и инициативы, в частности, институционализирующие «электронные отношения»1.

Система электронного бизнеса требует постоянного совершенствования взаимодействия экономических субъектов, создания инфраструктурной среды, устойчивой к непрерывно растущим потребностям пользователей и готовой к тому, что в будущем эти потребности еще более возрастут. Дело в том, что ожидания и запросы потребителей увеличиваются практически со скоростью развития сети Интернет. Значительно растет объем услуг, оказываемых в сетях передачи данных, т.е. объем информации, переданной по сети Интернет. Проблемы, с которыми столкнулись многие экономические агенты, занимающиеся электронной коммерцией, являются естественным следствием её природы. Ведь среда электронной коммерции принципиально отличается от традиционной модели ведения бизнеса. В контексте развития российского электронного бизнеса в условиях финализации рыночных преобразований углубление теоретических исследований процессов трансформации экономических отношений между его субъектами становится необходимым условием ускорения процессов формирования информационной экономики в России.

Степень разработанности проблемы. Возникновение эффектов неоэкономики: появление новых технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности, переход от международной экономики к глобализированному мировому хозяйству, повышение значимости знаний как причинного фактора глобальных социальных изменений - оценены в работах Белла Д., Гэлбрейта Дж., Друкера П., Кастельса М., Сапира Ж., Тоффлера Э., Ходжсона Дж. и др.2

Особенности трансформационных экономических процессов на региональном уровне выявлены Белокрыловой О.С., Бутовым В.И., Игнатовым В.Г., Кетовой Н.П., Колесниковым Ю.С., Овчинниковым В.Н. и др.3

Электронный бизнес как форма предпринимательства на основе приложения информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием общедоступных сетей, его методологические и социально-правовые проблемы адаптации к российским экономическим условиям охарактеризованы Дрожжиновым В.И., Карминским А.М., Кобелевым О.А., Пироговым С.В., Смирновым С.Н., Скрипкиным К.Г., Черниковым Б.В. и др.4

Содержание тенденций развития экономики информационного общества и ее трансформации в информационную экономику, процессы перехода экономически развитых и развивающихся стран к постиндустриальной стадии социально-экономической организации общества теоретически обобщены Дятловым С.А., Лазаревым И.А., Лазаревым К.И., Париновым С.И., Стрельцом И.А., Чугуновым А.В., Хижа Г.С. и др.5

Место и роль электронизирующихся экономических отношений как основополагающих факторов общественного воспроизводства формирующегося информационного общества и неоэкономики, концепции систем электронного правительства в контексте осуществления перехода от индустриального общества к информационному, механизмы виртуализации коммерческой деятельности организаций обоснованы Бэафутом К., Бруссо Э., Витцелем М., Льюисом М., Сантарелли Э., Уорнером М., Хасисом Л., Холмсом Д. и др.6

Однако целостная концепция оценки роли электронного бизнеса как фактора социально-экономического развития на региональном уровне в научной литературе не представлена.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа содержания процессов трансформации отношений экономических агентов, изменения их места и роли в контексте императивов расширяющихся электронных форм предпринимательства формирующейся информационной экономики выявить их особенности на мезоэкономическом уровне и обосновать перспективы их развития в российских регионах на примере Ростовской области. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую структуру исследования:

- на основе содержательного анализа экономико-теоретических моделей информационной экономики выявить определяющие социально-экономические факторы, оказывающие трансформирующее воздействие на традиционные экономические субъекты;

- выявить особенности электронной модели ведения бизнеса, его основные проблемы и направления развития электронных форм предпринимательства;

- смоделировать структуру рынка электронного бизнеса в регионе и определить особенности его формирования в Ростовской области;

  • выявить на основе анализа информационных ресурсов условия функционирования электронного бизнеса в Ростовской области и систематизировать факторы его развития со стороны спроса и предложения;

  • разработать методику оценки потенциала развития электронного бизнеса в регионе и обосновать перспективы его развития в субъектах Федерации (на примере Ростовской области);

- предложить комплекс мер по формированию эффективной стратегии развития региона, включающей обоснование приоритетных направлений и институциональный механизм взаимодействия субъектов электронного бизнеса с государственными структурами.

Объектом исследования выступает электронный бизнес как необходимая составляющая формирующейся информационной экономики.

Предметом исследования является система отношений субъектов электронного бизнеса, формирующаяся в процессе электронизации общества и экономики и выступающая в качестве катализирующего фактора социально-экономического развития региона.

Теоретико-методологическую основу настоящего иссле­дования составляют фундаментальные концепции сетевой, информационной экономики, представленные в трудах отечественных и зарубеж­ных ученых. Если неоклассическая парадигма индустриального общества опирается на труд и капитал как на основные факторы производства, то для разработки теории постиндустриального общества необходима новая парадигма, основанная на доминантной роли информации и знания. Наиболее адекватной императивам формирования новой парадигмы выступает институциональная методология, базирующаяся на междисциплинарном подходе. В ходе разработки концепции были использованы также положения региональной экономики, общей теории рынка, теория информационной экономики, теория переходной экономики, ин­ституциональная теория, нормативно-правовые акты и прогнозные разработки федеральных и региональных органов, осуществляющих мониторинг информационно-коммуникационных технологий и смежных с ними областей.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:

  • анализ эмпирических данных, характеризующих влияние информатизации экономических субъектов России и Ростовской области на электронный рынок;

  • анализ первичных и вторичных источников данных;

  • историко-генетический подход - применен для исследования категориального содержания электронного бизнеса и электронной коммерции;

  • неоинституциональный метод анализа - использован для анализа процесса институционализации субъектов электронного бизнеса;

  • метод экспертных оценок и сравнительный анализ - обеспечили оценку степени дифференциации электронной готовности регионов к информационно связанному миру.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные служб статистического учета Российской Федерации и Ростовской области, аналитические данные специальных исследований, представленные в зарубежных и отечественных обзорах (Национальная ассоциация электронной торговли, Фонд «Общественное мнение», агентство CNews Analytics, РосБизнесКонсалтинг, региональный Сетевой Информационный Центр (RU-CENTER), Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций, Всемирный банк, ООН, The Organisation for Economic Co-operation and Development, Ernst & Young, TNS Web Index, PricewaterhouseCoopers, IB Partners), информационно-аналитические материалы электронных торговых площадок и их электронные ресурсы в сети Интернет, в частности, данные порталов Московской межбанковской валютной биржи и «Microsoft Россия».

Нормативно-правовая база исследования сформирована на основе нормативно-правовых и законодательных актов Российской Федерации и Ростовской области, материалов Министерства экономического развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, регулирующих отношения субъектов информационного пространства, а также целевых
федеральных и региональных программ развития информационно-коммуникационных технологий.

Рабочая гипотеза исследования основывается на выдвижении предположения о превращении электронного бизнеса в доминирующую форму предпринимательства в информационном обществе, степень развитости предпосылок формирования которого в том или ином регионе определяется экономическими, социальными и другими факторами, а также сложившейся инфраструктурной средой региона. На основе углубления методологии оценки целевых показателей продвижения экономики региона к информационно связанному миру обоснована региональная модель электронного бизнеса, позволившая выявить его региональные особенности в Ростовской области и предложить направления региональной социально-экономической политики, ускоряющие развитие электронного бизнеса, а также разработать организационно-экономическую модель регионального рынка электронного бизнеса, описывающую взаимодействия его субъектов в рамках формирования единой информационной среды электронного предпринимательства. Это позволило теоретически обосновать механизм функционирования электронного бизнеса, выделить факторы оценки ее состояния и зафиксировать эффективность трансакций взаимодействия его субъектов, а также адекватность информационной инфраструктуры динамике хозяйственной системы региона.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

  1. Содержательно категория «региональный электронный бизнес» отражает институциональную трансформацию традиционных отношений экономических субъектов регионального хозяйства в условиях формирующейся под воздействием стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий интернет-экономики. Региональность уровня электронного бизнеса идентифицируется достаточно условно, поскольку информационный контент, генерируемый субъектами экономических отношений, беспрепятственно распространяется по всей Сети, а территориальное деление, разграничение на зоны или сегменты в сети Интернет осуществляется формально.

  2. Направления развития новой экономики задаются возрастающими потребностями регионального сообщества в обеспечении систематических взаимосвязей хозяйствующих субъектов. Электронная сеть состоит из связанных между собой по определенным правилам точек, роль которых выполняют любые территории, в рамках которых функционируют различные субъекты предпринимательства, а связи между ними определяются отношениями, возникающими в процессе их взаимодействия. Среди субъектов сетевых взаимодействий выделяются особо крупные точки - узлы. Высокая территориальная концентрация российского электронного рынка (более половины его субъектов сосредоточены в столичных регионах) является следствием глубокой дифференциации уровней развития индустриальной составляющей региональной экономики, значимость которой со временем снижается, элиминируя сложившиеся территориальные диспропорции.

  3. Процессы глобализации превратили электронный бизнес в наиболее значимый фактор регионального развития, без которого невозможна полноценная интеграция субъектов предпринимательства в единое информационное пространство. Концепция готовности региона к информационному обществу определяет организацию информационных взаимодействий агентов в рамках общей модели организационно-экономической системы, по отношению к которой другие модели выступают как частные случаи, отличающиеся показателями и оптимальным набором анализируемых структур данных. Элементы формирующихся пространств электронных сетей обслуживают потребности пользователей, которые, в свою очередь, выступают контентом для себе подобных. Внут­ри традиционных экономических институтов углубляются процессы поляризации, увеличивается разрыв между сложившимися видами деятельности и новыми, к которым относятся элементы глобальной экономической системы.

  4. Необходимой составляющей организационно-экономической модели регионального электронного бизнеса выступает начинающаяся взаимная интеграция субъектов традиционной хозяйственной деятельности в виртуальном пространстве, которые активно развивая взаимосвязи, формируют тем самым структуру регионального электронного бизнеса. С одной стороны, она интегрирована с внешней средой, а с другой, характеризуется специфическими особенностями на уровне региона, обеспечивающими формирование гибких внутренних комбинаций взаимодействия между сторонами на основе учета факторов, норм и правил (институтов), традиционно сложившиеся на данной территории. Адаптационные меры по взаимной интеграции экономических субъектов, образующих локальную структуру электронных форм предпринимательства, упорядочивают взаимодействия в рамках соответствующей территориальной общности с учетом особенностей налагаемых ограничений, генерируемых самой спецификой электронных отношений.

  5. Формирование сферы электронных услуг как важнейшей составляющей инфраструктуры электронного рынка (доступ к службам передачи электронных сообщений, осуществление электронных платежей, интеллектуальный поиск и обработка данных) отражает специфику новой экономической среды и способствует движению к обществу, каждый экономический субъект которого имеет потенциал достижения конкурентных преимуществ. Причем, сетевая организация не снижает устойчивость отдельных территориальных подсистем к внешним воздействиям, а, наоборот, повышает ее.

  6. Масштабность накопленных в рамках электронного бизнеса региона информационных ресурсов осложняет поиск необходимой конкретному экономическому агенту информации, характеризующей свойства интересующего продукта или услуги, что снижает степень удовлетворения потребностей местного сообщества. Природа этого негативного эффекта определяется сущностным противоречием cети Интернет: с одной стороны, каждый участник сетевого взаимодействия имеет уникальную для традиционного экономического пространства возможность – на равноправных условиях заявить о себе, с другой, постоянный рост количества информационных доменов осложняет поиск необходимой информации. Предложенное нами решение этой проблемы обеспечивает обратный процесс, когда информация находит своего потребителя через представление его образа в сети.

  7. Предложенная нами на основе коррекции Гарвардской методики оценка степени готовности региона к информационно связанному миру включает:

  • выбор методической основы (шкалирование показателей, присвоение оцениваемым критериям весовых коэффициентов, определение рейтинга методики);

  • выделение областей оценки;

  • определение в каждой области оценки нескольких параметров, по которым проводится оценка;

  • подбор для каждого параметра количественных и качественных индикаторов, в соответствии со значениями которых оценивается готовность региона по данному параметру;

  • построение для каждого параметра соответствующей шкалы оценки, которая позволяет по значениям показателей определить степень готовности региона по данному параметру.

Научная новизна исследования состоит в углублении методологии и теоретическом обосновании методики оценки фундаментальных факторов, целевых показателей продвижения экономики региона к информационно связанному миру, способствующих развитию электронного бизнеса и обеспечивающих адекватную оценку степени готовности региона к информационной экономике. Это позволило выявить, что наиболее готовыми к интеграции в информационно связанный мир выступают такие регионы Южного федерального округа (ЮФО), как Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. Конкретные элементы новизны проявляются в следующем:

  1. На основе историко-генетического анализа выявлены материально-технологические и социально-экономические основы формирования и эволюции электронных форм предпринимательства в сети Интернет, включающие:

- электронные доски объявлений и каталоги интернет-витрин;

- интернет-представительства и информационные порталы;

- электронные аукционы;

- интернет-магазины;

- системы интернет-трейдинга и интернет-банкинга;

- электронные торговые площадки;

- электронные правительства;

- социальные сети и виртуальные структуры.

2. Содержательно охарактеризована субъектная структура регионального электронного бизнеса как формы сетевого взаимодействия, классифицируемая по критерию установления электронных функциональных взаимоотношений между основными экономическими агентами (государством, потребителями, бизнесом, региональными органами власти, сотрудниками предприятий, иностранным сектором и деловыми партнерами).

3. Обоснован на основе сравнительного анализа выбор методики оценки степени электронной готовности региона к информационно связанному миру, в качестве которой идентифицирован Гарвардский подход, адаптированный автором к особенностям южных регионов России путем введения специализированных показателей оценки областей, параметров и индикаторов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.

4. Выявлены специфические особенности (способность сложившейся инфраструктуры коммуникации обеспечить доступ к службам, контенту и приложениям независимо от местоположения пользователя; доминирование бизнес-моделей, построенных с использованием инструментов электронной коммерции), основные проблемы (отсутствие системы мониторинга и оценки электронной готовности региона; невыполнение расчетных показателей Федеральной целевой программы «Электронная Россия»; проблема недоверия к электронным сделкам, неразвитость системы правового регулирования электронной торговли; относительно низкий уровень использования информационных технологий на периферии) и направления развития электронных форм предпринимательства через анализ региональной структуры рынка электронного бизнеса как доминантного фактора хозяйственных изменений.

5. Разработана модель развития регионального электронного бизнеса, позволившая уточнить схему взаимодействия субъектов предпринимательства в ситуации, когда единая по своей природе виртуальная среда деятельности экономических агентов разделена сегментированным набором институциональных структур. Доказано, что уровень взаимодействия субъектов предпринимательства в условиях функционирования организационно-экономической системы электронного бизнеса обеспечивает повышение эффективности и ускорение темпов социально-экономического развития региона на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

6. Обосновано, что развитие сервисов Интернет трансформирует представления о традиционном поиске пользователем информации о продукте или услуге для удовлетворения своих потребностей. Основной целью таких сервисов становится инициация активности различных сообществ по принципу социальных сетей, а также целенаправленный сбор и распространение информации через канал Интернета. Реализация технологии, при которой не потребитель ищет информацию, а информация находит своего потребителя, обеспечивается в рамках существующих средств интернет-разработок за счет персонификации каждого индивида, т.е. представления в виртуальном пространстве снимка (отображения) реального субъекта.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы анализа процессов электронизации хозяйственных операций взаимодействующих агентов и субъектно-объектной структуры формирующегося сектора торговли – электронной коммерции. Теоретические положения и обобщения данной работы могут быть использованы в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по экономическим дисциплинам, а также при разработке специальных теоретических учебных курсов: «Электронный бизнес», «Интернет-экономика», при подготовке учебно-методических пособий.

Практическую значимость имеет разработанная автором региональная модель электронного бизнеса, обеспечивающая интеграцию экономического пространства России. Полученные в результате исследования практические выводы и методические разработки могут быть использованы при формировании эффективной системы управления региональным электронным бизнесом как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и отдельных бизнес-структур. Представленная оценка региональной готовности к информационно связанному миру может быть использована при планировании социально-экономического развития региона.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconДемографические процессы на украине: реалии и перспективы (на примере харьковской области)
Значение демографической составляющей в социально-экономическом развитии страны велико. Оценка демографического потенциала занимает...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconНаправление Устойчивое развитие Преподаватель – Лаптев Николай Иннокентьевич
Направленность программ социально-экономического развития на достижение Целей развития тысячелетия на примере вашего региона
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconАннотация ооп «Актуальные проблемы политического и социально-экономического...
Общая характеристика магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)»...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconДоклад по теме: «Внедрение технологий глонасс в интересах обеспечения...
«Внедрение технологий глонасс в интересах обеспечения безопасности граждан и социально-экономического развития Костромской области....
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconМеждународный инвестиционный форум «инвестиции в малый и средний...
Организатор: Общественное объединение «Ассоциация развития малого и среднего бизнеса «kazadvancement»
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconСмертность по причине болезней как индикатор социально экономического...
Охватывает весь организм, как целое
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconСоциальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики
...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconЭлектронный журнал «исследовано в россии»
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconПроблемы становления социально-экономического развития германии мударов...
Из всех стран Европейского союза выделяется немецкая экономика, которая не только самая крупная, но и наиболее открытая. Рассмотрение...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconРефератов по дисциплине «Региональная экономика»
Государственное регулирование устойчивого развития экономики региона (на примере конкретного региона)
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconОценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования...
Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconКонцепция перспективного комплексного социально-экономического развития
Анализ и оценка величины и эффективности использования социально-экономического потенциала
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconУтвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического...
Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского...
Электронный бизнес как фактор социально-экономического развития региона (на примере ростовской области) iconПоложение о научном электронном журнале Экономического факультета...
Положение определяет организационно-технологические требования к сетевому электронному научному журналу «Научные исследования экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск