МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное
учреждениЕ высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)
Утверждаю
_____________ /Ромахина И.А.
декан факультета
«___» ___________ 2011 года
рабочая Программа учебной дисциплины
Б.1.В.01 История российского предпринимательства
Направление подготовки 080100.62 Экономика
Профиль подготовки Финансы и кредит
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1 Цели изучения дисциплины
формирование целостного видения процесса зарождения и становления отечественного предпринимательства в контексте исторических условий развития России;
усвоение основных концептуальных моделей, в рамках которых рассматриваются тенденции развития российского предпринимательства в его историческом измерении;
развитие у студентов навыков самостоятельного экономического мышления и умения подходить к анализу социально-экономических проблем с учетом исторического опыта и знания;
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
формирование представления о предпринимательстве как сложном (многоуровневом) явлении и его роли в жизни общества;
формирование исторической и экономической культуры будущего специалиста;
изучение закономерностей и особенностей развития предпринимательства в прямой связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики;
анализ общего и особенного в процессах становления и развития предпринимательства в России и странах Запада;
формирование представлений об основных этапах развития предпринимательства в России с древнейших времен до наших дней;
выявление пространственно-временных особенностей предпринимательства в конкретных экономических условиях.
обеспечение понимания студентами проблем сословной и профессиональной организации деловых кругов, их отношений с правительственной властью и наемными рабочими;
анализ российского законодательства в исторической ретроспективе.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: Дисциплина «История российского предпринимательства» относится к дисциплинам, устанавливаемым факультетом, и изучается во 1 семестре в объеме 144 часа.
Дисциплина изучается в совокупности с дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – «История», и находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами формирующими мировоззренческую и экономическую культуру будущих специалистов – «История экономических учений», «Микроэкономика», «макроэкономика» «История и культура народов Сибири» «Мировая экономика и международные экономические отношения» «Деньги, кредит, банки» Студент должен обладать следующими компетенциями, необходимыми для изучения дисциплины:
Общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
Профессиональные компетенции (ПК)
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать:
Природу и смысл предпринимательской деятельности, место предпринимательства среди других видов человеческой деятельности;
Признаки эффективного предпринимательства;
Мотивацию предпринимательской деятельности;
Факторы, оказавшие влияние на становление предпринимательства в древнерусском государстве;
Влияние национальной экономической ментальности на развитие предпринимательства;
Развитие оценок и принципов предпринимательства;
Основные этапы развития предпринимательства как в России, так и в мире;
Основные виды предпринимательства и его роль в развитии экономики;
Формы и методы государственной поддержки предпринимательства;
Современные тенденции развития отечественного предпринимательства;
Основные сферы (торговля, промышленность, транспорт, кредит и т.д.) и формы предпринимательства;
Основные факты, даты, события, понятия курса;
правила письма и устной речи;
правила и процедуры принятия организационно-управленческих решений;
основы работы с компьютером,
Уметь:
выявлять место предпринимателя в экономическом процессе;
видеть причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием предпринимательства;
понимать внутреннюю логику экономических процессов в России
выявлять движущие силы и закономерности экономического развития;
разбираться в проблемах взаимодействия предпринимателей и общества;
учитывать не только ход развития мирового хозяйства, но и особенности экономического развития России
выделять существенные отличия истории предпринимательства России от истории предпринимательства Запада
аргументировано подходить к оценке основных этапов развития предпринимательства в России
анализировать процессы и явления, происходящие в предпринимательском сообществе;
работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;
сравнивать различные экономические теории формирования и развития предпринимательства;
ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
организовать поиск информации в процессе изучения бизнес - среды и привлекательности предпринимательского климата;
участвовать в дискуссии и излагать самостоятельные выводы по проблеме;
выражать и обосновывать свою позицию;
использовать опыт развития российского предпринимательства в профессиональной деятельности;
Владеть навыками:
оценки основных этапов развития предпринимательства в России;
анализа исторических фактов;
оценки инновационной деятельности российских предпринимателей;
критически анализировать складывающуюся ситуацию в рамках развития предпринимательства;
видеть правильные решения, ведущие к стабильной, процветающей экономике, «культурному» рынку;
исторического анализа;
критического восприятия информации;
участия в дискуссии по актуальным проблемам предпринимательства;
извлечения информации необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;
самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей;
применять и обосновывать свою точку зрения в малой группе;
работы с компьютером при подготовке к докладам, семинарским занятиям, написании эссе.
методами работы и кооперации в коллективе;
публичной речи, аргументацией, ведения дискуссии, навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи;
поиска необходимых нормативных и законодательных документов регулирующих предпринимательскую деятельность;
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Общая трудоемкость дисциплины
| 144
| 144
|
|
|
| Аудиторные занятия
| 57
| 57
|
|
|
| Лекции
| 38
| 38
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 19
| 19
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| И (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
| 60
| 60
|
|
|
| в том числе
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат (эссе)
| 12
| 12
|
|
|
| Подготовка к опросу по методу «тесты действия» по материалам лекций
| 10
| 10
|
|
|
| Подготовка к контрольной точке
| 8
| 8
|
|
|
| Подготовка к практическим занятиям
| 30
| 30
|
|
|
| Общая трудоемкость
|
|
|
|
|
| Формы текущего контроля
|
|
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| Экзамен (27)
| Экзамен (27)
|
|
|
|
Содержание программы учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
|
Раздел дисциплины
| ВСЕГО
|
Лекции
| Практические занятия или
семинары
| В т.ч. интерактивные формы обучения ( не менее 20%)
| Самостоятельная работа (час)
| 1.
| Введение. Предмет исследования
| 2
| 2
|
|
| 2
| 2.
| Факторы, оказавшие влияние на предпринимательскую деятельность Киевской Руси.
| 6
| 6
|
|
| 2
|
3.
| Хозяйственная жизнь население Киевской Руси и становление предпринимательства
| 2
| 2
|
|
| 2
| 4.
| Предпринимательская деятельность в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига (конец Хll – первая половина XV в.)
| 2
| 2
|
|
| 3
| 5.
| Становление русского централизованного государства и развитие торгового предпринимательства (вторая половина ХV – XVll в.в.)
| 4
| 4
|
|
| 3
| 6.
| Этатистский вариант экономической модернизации.
| 6
| 6
|
|
| 2
| 7.
| Предприниматели и культура в конце XVII-XVIII вв.
| 2
| 2
|
|
| 3
| 8.
| Начало промышленного переворота (дореформенный период XIX в.)
| 4
| 4
|
|
| 3
| 9.
| Предпринимательство периода социокультурной диффузии (вторая половина XIX в.-1917 г.).
| 6
| 6
|
|
| 3
| 10
| Государство и предприниматели
| 2
| 2
|
|
| 2
| 11.
| Итоги развития социальной группы предпринимателей в России к 1917 г.
| 2
| 2
|
|
| 2
| 12
| Феномен благотворительности. Меценатство
| 2
|
| 2
|
| 3
| 13.
| Место и роль предпринимательства в общем экономическом потенциале России
| 2
|
| 2
| 2
| 4
| 14
| Многообразие моделей предпринимательства
| 2
|
| 2
| 2
| 3
| 14
| Социальная ответственность бизнеса
| 2
|
| 2
| 2
| 4
| 15
| Предпринимательская инициатива в военно-промысловом освоении Сибири
| 2
|
| 2
|
| 3
| 16
| Развитие предпринимательства в Сибири в XVIII - XIX веках.
| 2
|
| 2
| 2
| 4
| 17
| Сибирские предприниматели во второй половине XIX – начале ХХ веков
| 2
|
| 2
| 2
| 4
| 18
| Богатством Сибири Россия прирастать будет?
| 3
|
| 3
| 2
| 4
| 19
| Студенческое предпринимательство
| 2
|
| 2
| 2
| 4
|
| ИТОГО
| 57 ч. /1,6 з.ед
| 38
| 19
| 14 ч. / 24,6%
| 60
|
5.2.Содержание разделов дисциплины:
|